Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

Работа №81884

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
243
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
1.1. Исторические аспекты формирования представления о
временных циклах в национальных традициях
1.2. Народные и церковные праздники как неотъемлемая часть национальных традиций
ГЛАВА II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНЫХ И ЦЕРКОВНЫХ ПРАЗДНИКОВ
2.1. Влияние природно-климатических особенностей на формирование народного календаря
2.2. Организационные и функциональные особенности проведения народных и церковных праздников с целью сохранения национальных традиций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает основой межнационального общения, так как каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие своей национальной культуры, с одной стороны, как основного фактора своей самобытности, с другой - как органической части общечеловеческой культуры с учётом сохранения баланса во взаимоотношениях между народами. Одной из необходимых предпосылок развития национальных культур является их взаимодействие.
Русские праздничные традиции — это мощный пласт русской культуры и духовности, вобравший в себя вековую мудрость народа, его красоту, силу, характер, могучее творческое начало, память и уважение к достижениям и верованиям предков, подвигам отцов и дедов, успехам и свершениям державы.
Актуальность исследования заключается в возрождении памяти о народных традициях и их адаптации в современном поликультурном обществе.
Вопрос о русских традициях, обрядах, обычаев бесконечно разнообразен и необъятен. Данная проблема рассматривается в трудах многих отечественных исследователей. Среди них можно назвать таких авторов как М. Забылин, А.В. Терещенко, А. Коринфский, М.М. Громыко, Е. Авдеева, О.А. Платонов, Л.С. Лаврентьева и др.
Цель исследования - изучить истоки русской традиционной культуры и исследовать смысловую значимость традиционных праздников.
Объект исследования - национальные традиции.
Непрерывное развитие общества, распространение достижений науки и техники заставляют национальные культуры реагировать на все изменения, которые постоянно меняют образ жизни, основные занятия, бытовые условия человека. Появление массового производства, современных средств коммуникации вовлекают в сферу индустрии и потребления все большее количество людей. В результате этих трансформаций меняется образ традиционных занятий, изменяются условия жизни и быта. Происходит отказ от старых и появление новых национально-культурных традиций, исчезают традиционные ремесла и промыслы, которые приобретают статус «сувенирных», а традиционные предметы быта и обихода становятся музейными экспонатами. Привнесенные извне культурные ценности не всегда согласуются с национальными традициями и, поэтому не могут способствовать безопасности физического и духовного существования человека. В результате принятия таких новых «культурных» традиций теряются традиции национальной культуры, идет потеря жизненной ориентации каждого человека. Начинаются поиски нового - «авторского» подхода, происходит отход от реальности, возникают надуманные проблемы. Вероятно, в этом есть одна из причин расцвета наркомании, алкоголизма, разврата. Стремясь обрести смысл жизни, неокрепшие духовно и лишенные национальных культурных корней молодые люди безоглядно бросаются в оккультизм, парапсихологию, которые с удовольствием берут на себя функцию «перста указующего», подменяя собой национальные культурные традиции.
Таким образом, предмет исследования - народные праздники как способ сохранения народных традиций.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс сохранения национальных традиций будет проходить эффективнее при использовании в работе народных праздников.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности национальных традиций как формы приобщения к национальной культуре;
3) определить возможности народных праздников в процессе сохранения национальных традиций;
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- изучение педагогического опыта;
Русские люди считали, что любой праздник требует к себе уважения. Работа в праздник считалась грехом, неуважением к Богу и святым, а грязная или заваленная снегом деревня, неухоженный дом, плохо одетые люди - неуважением к празднику.
Праздник, с точки зрения русских, требовал уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, прибывшим в деревню, даже к совершенно незнакомым - нищим, странникам, каликам перехожим (слепцам, поющим духовные стихи), участия каждого во всеобщем веселье, поглощения огромного количества еды и хмельных напитков.
Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале. Молебен и крестный ход, собиравшие в обязательном порядке всех жителей, общая праздничная гульба - всё это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Праздник, на который сходилась вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Он нёс своеобразные образовательные функции. Частое общение с приехавшей издалека родней, с пришельцами, привлечёнными праздником: ярмарочными торговцами, балагурами, нищими, богомольцами - позволяло жителям узнавать новости, обмениваться впечатлениями о событиях в стране, судить о победах и поражениях в войнах, получать знания о далеких странах и народах. Обсуждение важных новостей помогало осознанию общих интересов жителей не только одного села, но и всего уезда, губернии, страны.
Кроме того, праздник, отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей, давал психологическую разрядку, а совместное времяпрепровождение, активное общение создавали иллюзию равенства всех людей, хотя и на непродолжительное время, снимало социальную напряженность в обществе. Праздники, с их весельем, плясками, песнями, кулачными боями, борьбой, позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение односельчан, передать свое умение более молодым.
Следует отметить также ещё одну важную сторону народных празднеств, связанную с заботой о продолжении рода. Праздники, на которые стекалось много молодёжи, часто из отдалённых деревень, предоставляли парням и девушкам более широкие, чем в другие дни, возможности выбора брачного партнёра, а радость и веселье снимали естественную напряжённость между молодыми людьми.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения и списка литературных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Каждый народ связывает свою историю, свои обычаи, традиции, хозяйственную деятельность с окружающей его природной средой. В этом мы все очень схожи, в этом наше родство и единство. Древние праздники Масленица, Цаган Сар и Наурыз гармонично трансформировались в современную жизнь и стали играть большую роль в укреплении политической стабильности, дружбы и согласия в обществе.
Праздники сближают людей разных вероисповеданий и национальностей, укрепляют дружбу между ними. Цель работы педагогов призвать и научить чтить и соблюдать эти традиции, толерантно относиться к национальным культурам как на родной земле, так и за её пределами во избежание межнациональных конфликтов.
Современный мир - это большие и малые народы с их культурой, традициями и обычаями, которые необходимо уметь уважать, и что изучение образа жизни и традиций населения становится сегодня необходимостью для каждого человека.
Представленные календарные праздники и обряды русского населения позволяют увидеть значительное многообразие и вариативность одной из основных составляющих традиционного мировосприятия - народного календаря - даже в рамках одной региональной традиции. С одной стороны, эта традиция сохраняет и проецирует пласт общерусских и славянских представлений, а с другой - в силу ряда факторов приобретает свою региональную специфику.
Одной из фундаментальных основ не только системы народного календаря, но и всей традиционной культуры в целом явились представления о времени. Народная традиция выделяет несколько временных циклов: годовой, суточный, а также жизненный путь человека, связанные с природными и астрономическими циклами. Базовой календарной системой счёта в конце XIX века выступал церковный календарь, основанный на юлианской и лунной системах исчисления времени. Именно с церковным календарем связывалась сложившаяся система праздников, чередование праздничного и будничного времени. Важные церковные праздники становятся главными и в народном календаре, к ним приурочивается большое число обычаев и обрядов.
Связь народного календаря с природно-фенологическими явлениями была основой разделения года на сезоны: весну, лето, осень и зима. Каждый сезон года не только имел определенный набор праздников и обрядов, но и получал своё мифологическое осмысление. Начало весны понималось как начало новолетия. Основным символом этого периода становится яйцо, связанное с идеей новой жизни. Весенними символами следует также считать вербу и берёзку, олицетворявших пробуждение природы. Существенной особенностью в мифологическом восприятии весеннего времени следует считать представления, связанные с культом предков, реализующиеся в первую очередь в поминальных обрядах.
С представлениями весеннего времени перекликается в народном календаре мифологическое восприятие осени, осмысливавшее завершение как природных, так и хозяйственных процессов. Наиболее развернутым комплексом в осеннем периоде выступает жатвенная обрядность. В отличие от прогностической и продуцирующей направленности весенних обрядов, комплекс осенней обрядности связан с завершением активной коммуникации человек - природа, реализующейся в первую очередь в завершении хозяйственной деятельности. Праздниками народного календаря, с которыми связывается переход в зимний сезон, выступают Воздвиженье и Покров.
К летнему периоду в народном календаре, отведено очень непродолжительное время - с Троицкого Заговенья до Ильина дня. Летний период выступает как один из самых опасных периодов года, многочисленные запреты на работу, на контакты с природными стихиями, пищевые запреты связываются почти со всеми летними праздниками. Эти представления наглядно раскрываются в обычаях и поверьях о времени цветения зерновых, периоде летних «грозных» праздников, с пищевыми запретами второй половины лета - начала осени. Осмысление этого периода, связано с тем, что именно на него приходится наиболее ответственное время роста и вызревания хлебов, напрямую зависящих от покровительства природных сил.
Начало и завершение природных процессов, земледельческих работ, приходящиеся на активный период года, позволяют рассматривать весну, лето и осень как один целостный цикл, противопоставленный зимнему «сну природы» и перерыву в хозяйственной, прежде всего земледельческой, деятельности человека.
Продолжительный зимний период осмыслялся как перерыв в хозяйственных работах и природных процессах. В то же время он сохранял прогностическое и продуцирующее значение для всего года. Многие ритуальные действия святочной и масленичной обрядности призваны обеспечить благополучие на весь предстоящий год. Зимняя обрядность, как и обрядность других периодов года, связана с осмыслением всех основных циклов: социального, природного, животноводческого, земледельческого - все они так или иначе представлены. Значительное место в зимнем периоде отведено социальным коммуникациям, раскрывающимся в брачных ритуалах и свадебных периодах этого времени, а также взаимодействию с потусторонним миром. Масленичный цикл, хотя и совпадает по календарю с зимним периодом, его обряды и символика более связаны с весенним периодом и подготовкой к новому природному и хозяйственному циклу.
Структура и содержание праздников и празднично-обрядовых циклов связаны с основными характерными представлениями о том или ином сезоне или периоде года. Рассматривать обрядовую наполняемость каждого праздника целесообразно только в контексте всего периода. В структуре народного календаря та или иная праздничная дата становится стержнем, собирающим вокруг себя значительное число обычаев. При всем единстве символики, характерной для празднично-обрядового цикла того или иного сезона года, содержание каждого праздника отличает неповторимость и только ему присущий набор основных элементов.



1 Авдеева Е. Записки о старом и новом русском быте (репринтное издание 1842 г.) / Е. Авдеева. — М. : Литео, 2014. — 164 с.
2 Агапкина Т. А. «Иван Купала» № 7/ М.: «Родина», 1995.
3 Астраханские казахи. - Астрахань, 2006.
4 Астрахань. Путеводитель. - А., « Астраханский университет», 2008.
5 Брудная Л.И. Энциклопедия обрядов и обычаев/ Л.И. Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева — М. : Респекс, 1996. — 560 с.
6 Времена года. Православный народный календарь./Сост. и подг. Текста в. Соколовского. - Пермь: Урал - пресс Лтд, 1992.
7 География Астраханского края. - А., « Астраханский
университет», 2010.
8 Громыко М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 445 с.
9 Демина Е.В. Русские традиции. Правила хорошего тона/ Е.В. Демина. — М.: ОлмаМедиаГрупп, 2014. — 304 с.
10 Еремеев П.В. Обиход. Былички / П.В. Еремеев. — М.:
Современник, 1990. — 284 с.
11 Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. — М. : Институт русской цивилизации,
2014. — 688 с.
12 Иванова А.А. «Гадание на зимние святки»/Русская словесность. № 1, 1995.
13 Ивлева Л. М. «Ряженье в русской традиционной культуре»/СПб, 1994.
14 История Астраханского края. - Астрахань, 2007.
15 Киросьян М.А. Топонимический словарь. - Астраханская обл., 2007.
16 Климов В.В., Чагин Г.Н. «Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков», Кудымкар, 2005.
17 Коринфский А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А. Коринфский. — М. : изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901. — 736 с.
18 Лаврентьева Л.С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. — М. : Паритет, 2004. — 448 с.
19 Лазарева Л.Н. «Календарно-обрядовые праздники Урала». Учебное пособие. - Челябинский государственный институт искусств и культуры, 1997.
20 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - XIX века) / Ю.М. Лотман. — М. : Азбука,
2015. — 608 с.
21 Львовский А. «Пятница в жизни русского народа», Живописная Россия. Т.2, 1990.
22 Марков А.С., Львов С.Г. Астрахань на старинных открытках. - Астрахань, 2008.
23 Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах/часть 1 «Зима, Весна», М.: ЗАО РИФМЭ, 1999.
24 Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах/часть 2 «Лето, Осень», М.: ЗАО РИФМЭ, 1999.
25 Платонов О.А. Русский народ. Этнографическая энциклопедия. Вера и обычаи. Работа и быт. Будни и праздники (в 2-х томах) / О.А. Платонов. — М. : Институт русской цивилизации, 2013. — 1488 с.
26 Подюков А.В., Черных А.В «Суженый-ряженый, приди ко мне снаряженный»: Рецепты народных гаданий. Пермь, 1998.
27 Подюков И.А «Круговорот жизни» - народный календарь Прикамья. Пермь, 2001.
28 Рогов А.П. Мир русской души, или История русской народной культуры / А.П. Рогов. — М. : Терра-Книжный клуб, 2003. — 347 с.
29 Русские обычаи и обряды - М.: «Вече», 2005.
30 Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия./ Собр. М. Забылиным. - М.: «Книга Принтшоп», 1990.
31 Русский праздник: Праздники и обряды народного
земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия./Авт.: О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. - СПб.: 2001.
32 Семенова М. Мы - славяне: популярная энциклопедия / М. Семенова. — СПб. : Азбука-классика, 2005. — 558 с.
33 Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. Снегирев. — М. : Кучково, 2012. — 544 с.
34 Советский энциклопедический словарь./Под редакцией А.М. Прохорова. - 4-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
35 Терещенко А.В. Быт русского народа / А.В. Терещенко. — М. : Русская книга, 1999. — 1000 с.
36 Хренов Л.С., Голуб И.А. «Время и Календарь». - М.: Наука, 1989.
37 Черных А.В. «Русский народный календарь в Прикамье»
Праздники и обряды конца 19 - середины 20 века. Часть 1. Весна, лето, осень/П.: «Пушка», 2006.
38 Черных А.В. «Русский народный календарь в Прикамье»
Праздники и обряды конца 19 - середины 20 века. Часть 2. Зима/П.: «Пушка», 2007.
39 Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники:
энциклопедия /И.И. Шан-гина. — М. : Азбука, 2003. — 560 с.
40 Юдин В. Дни Величальные. Страницы народного христианского календаря. - Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1992.
41 Юдина Н.В. Русские обряды и обычаи / Н.В. Юдина. — М. : Вече, 2005. — 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ