ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1 Понятие стратегии и ее классификация 10
1.2 Проведение анализа внешней и внутренней среды организации 12
1.3 Выработка стратегии развития организации 13
1.4 Особенности выработки стратегии развития на российских предприятиях 16
Вывод по главе 1 18
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «ФИНАНСОВО-СТРОИТЕЛЬНАЯ
КОМПАНИЯ» 20
2.1 Общие сведения о предприятии 20
2.2 Анализ основных финансовых показателей деятельности ООО «Финансово¬
строительная компания» 22
2.3 Анализ внешней среды и внутренних возможностей фирмы 40
2.4 Разработка стратегических предложений с помощью метода SWOT 72
Вывод по главе 2 83
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «ФИНАНСОВО¬
СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» 84
3.1 Постановка целей стратегического развития ООО «Финансово-строительная компания» 84
3.2 Стратегия развития предприятия ООО «Финансово-строительная компания» 86
3.3 Обоснование проекта по организации собственного производства кирпича 87
3.4 Оценка эффективности разработанной стратегии 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
Эффективная долгосрочная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.
Значение стратегии позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения выработки стратегий развития для организаций [28, 181].
Актуальность выбора темы дипломного проекта заключается в том, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение
конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Для ООО «Финансово-строительная компания» данная тема актуальна в связи с тем, что предприятие молодое и активно развивается, и отсутствие стратегии значительно ограничивает сферу его деятельности. К тому же ситуация в строительной отрасли такова, что предприятию просто необходимо научиться предвидеть изменения внешней среды и активно на них реагировать, перестраивая свои цели в соответствии с изменениями, обеспечивая тем самым эффективное функционирование.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации, подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения в жизнь.
Поэтому в данном дипломном проекте рассмотрена проблема разработки стратегии ООО «ФСК».
Объектом исследования данного дипломного проекта является
предприятие ООО «Финансово-строительная компания».
Предмет исследования - стратегия развития ООО «ФСК».
Целью дипломного проекта является разработка стратегии развития предприятия ООО «ФСК», на основе выявления сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:
- Рассмотреть такие понятия как стратегия и стратегическое управление, миссия и цели предприятия; изучить методику проведения анализа внутренней и внешней среды; изучить процесс выработки стратегии на предприятии и особенности выработки стратегии развития в России.
- Дать общую характеристику предприятия, изучить организационную структуру управления предприятием.
- Проанализировать управление финансами, провести анализ кадров ООО «ФСК», изучить производственную и маркетинговую деятельность, а также организационную культуру предприятия.
- Проанализировать ближайшее окружение и макроокружение предприятия и дать ему оценку.
- Дать практические рекомендации по стратегическому развитию «Финансово-строительной компании».
В процессе написания дипломного проекта использовались такие методы, как метод позиционирования, метод SWOT-анализа и метод капитализации дохода.
При написании дипломного проекта использовались следующие источники литературы. В первую очередь это учебник Наумова А.И. и Виханского О.С. «Стратегический менеджмент», вышедший в 2012 году, который освещает основные вопросы процесса разработки стратегического управления; учебник Роберта Каплана, Дэйвида Нортона «Организация, ориентированная на стратегию», вышедший в 2009 году; учебник Зайцева Л.Г. и Соколовой М.И. «Стратегический менеджмент» 2013 года, а также журналы «Управление компанией» за 2012 - 2013 года и «Проблемы теории и практики управления» за 2003 - 2013 года. Неоценимую помощь при анализе финансово¬хозяйственной деятельности организации оказал учебник Савицкой Г.В.. В качестве источников получения информации о предприятии были использованы Уставные документы предприятия, а также данные финансовой документации.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что разработанная стратегия может применяться в ООО «ФСК».
В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации, что она хочет получить в результате своей деятельности. Стратегия же дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося конкурентного окружения.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценки ее возможностей и ресурсов; анализ тенденции в области маркетинговой деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
В условиях рыночной экономики для достижения
конкурентоспособности производимой продукции и реализации ее в запланированном объеме особое внимание предприятия должны уделять стратегиям развития определенных товаров.
Финансовое состояние ООО «ФСК» характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
ООО «ФСК» занимает выгодную позицию на рынке жилья, т.к. ее продукция не уступает по качеству конкурентам, при этом имеет преимущество в цене.
С помощью анализа SWOT были определены слабые и сильные стороны деятельности ООО «ФСК».
Для того чтобы предприятие могло успешно функционировать и развиваться в будущем, ему необходимо осваивать новые направления деятельности. Для «Финансово-строительной компании» предлагается налаживание производства кирпичей, т.к. данные виды продукции предприятие сможет использовать при строительстве.
На сегодняшний день существуют две основные технологии производства этого стройматериала. Первая основана на обжиге глины, а вторая осуществляется без него, в работе используется технология обжигового кирпича.
В работе внедряется проект по производству кирпича керамического на имеющихся у предприятия производственных площадях.
Основные показатели экономической эффективности проекта при благоприятных условиях:
-NPV-1192,94 тыс. руб.
-IRR - 75 %
- Простой срок окупаемости проекта -4,6 квартала
- Дисконтированный срок окупаемости - 5,7 квартала
Гражданский кодекс РФ, ч.1, введенный в действие Федеральным законом от 30.11.94 N 52-ФЗ.
Гражданский кодекс РФ, ч. 2, введенный в действие Федеральным законом от 26.01.96 N 15-ФЗ.
Налоговый кодекс, ч. 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ
16.07.1998).
Налоговый кодекс, ч. 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ
19.07.2000).
Федеральный закон РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Thomas H. Davenport, Jeanne G. Harris and Susan Cantrell Business Process Management Journal Vol. 10 No. 1, 2009, pp. 16-26.
Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие; под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. - М., Омега-Л, 2012. - 218 с.
Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия.- М., Бухгалтерский учет, 2010. - 720с.
Бланк И.А. Управление денежными потоками. - Киев, Ника-Центр, 2012. - 426с.
Богатая И.Н. Делопроизводство и бухгалтерия. - М., Дело, 2010. - 112с.
Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. - М., Финансы и статистика, 2012. - 224с.
Бурцев В.В. Внутренний контроль сбытовой деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования // Менеджмент в России и за рубежом, 2012 г. №6, с.20-32.
Гиляровская Л.Г., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М., Проспект, 2012. - 512с.
Гиляровская Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. - СПб., Питер, 2010. - 328с.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Годин А.М. Маркетинг. - М.: Дашков и К, 2010. -412 с.
Голубков Е. П. Проектирование элементов комплекса маркетинга: формирование продуктовой политики // Маркетинг в России и за рубежом, 2012 г. №5, с.40-52.
Джерроу Р.А. Моделирование деловой активности предприятия. N.-Y.: The McGraw-Hill Companies, Inc., 2012. - 326 с.
Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. - М., Проспект, 2012. - 424с.
Козлова О.И. Оценка кредитоспособности предприятий. - Житомир, ЧП "Рута", 2009. - 660 с.
Коласс Бернар. Управление финансовой деятельностью предпри-ятия. - М., ИКФ Омега-Л, 2010. - 528с.
Количественные методы финансового анализа: Пер. с англ. / Под ред. С.Дж. Брауна и М.П. Крицмена.- М., Высшая школа, 2009. - 114 с.
Кох Т.У., МакДональд С. Финансовый менеджмент. Thomson, South-Western, 2003. - 412 с.
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - Спб., Питер, 2012. - 608с.
Кретина М.Н. Финансовое состояние предприятия: Методы оценки. // Аудиторские ведомости, 2009, N 6. С. 36-42.
Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. - М., Проспект, 2012. - 264 с.
Люберецкий М. Г. Анализ и обоснование управленческих решений. // Финансовая газета, 2012, N 9. С. 62-68.
Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. - М., Юнити-Дана, 2010. - 302с.
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М., Финансовая Академия, 2013. - 193 с.
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Майданчик Б.И., Карпунин М.Б., Любенецкий Л. Г. и др. Анализ и обоснование управленческих решений. — М., Финансы и статистика, 2014. - 354 с.
Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. - М., Юнити, 2010. - 156с.
Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. - М., Бухгалтерский учет, 2013. - 272 с.
Михайлова-Станюта И.А. Оценка финансового состояния предприятия. - Минск, Наука и техника, 2013. - 424 с.
Молибар Т.А., Молибар Ю.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учебное пособие. - М., Владос, 2010. - 510с.
Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. - М., Финансы и статистика, 2013. - 520 с.
Оперативное управление денежными потоками // Финансовый директор. - 2012. - N 6. С.12-18.
Панков Д.А. Учет и анализ в макроэкономической системе финансового менеджмента: теория, методология, методики. - Гродно, 2013. - 256 с.
Рубинштейн Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств фирм и компаний. - М., Ось-89, 2010. - 402 с.
Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствова-ния.- М., Финансы и статистика, 2010. - 752с.
Рэдхед К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками: Пер. с англ. - М., ИНФРА-М, 2012. - 384с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М., Новое знание, 2010. - 704с.
Савицкая Г.В. Экономический анализ. — М.: Новое знание, 2012. -312 с.
Салий З.П. Потоки денежных средств: планирование и пути упорядочения. - Новосибирск, Премиум, 2010. - 264 с.
43 Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. - М., Финансы и статистика, 2010. - 364 с.
44 Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Пер. с англ. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 583 с.
45 Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия. - М., Перспектива, 2012. - 516с.
46 Стоянова Е.А. Финансовый менеджмент. - М., Альфа-Пресс, 2009. - 406с.
47 Управление финансами (Финансы предприятий) / Под ред. А.А. Володина. - М., ИНФРА-М, 2012. -512 с.
48 Чернов В.А. Экономический анализ. - М., Аналитика-пресс, 2013. - 672 с.
49 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М., Инфра М, 2010. - 686 с.
50 Кашкаев И.С., Шейнман Е.Ш. Производство глиняного кирпича. М.: Высшая школа. 1978.
51 Патент № 210172. Технологическая линия для производства лицевых
керамических стеновых материалов методом полусухого прессования. Приоритет от 15.02.2000. М., 10.07.2001.
52 Кондратенко В.А., Пешков В.Н., Следнев Д.В. Проблемы кирпичного производства и способы их решения // Строит., материалы. 2002. № 3. С.43.