Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Понятие и составляющие конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Факторы конкурентоспособности субъекта хозяйствования 16
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятий 20
2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Абсолют» 29
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Абсолют» 29
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия 40
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 44
3 Повышение конкурентоспособности ООО «Абсолют» 53
3.1 Разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия 53
3.2 Экономический эффект разработанных путей 58
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложения 79
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства и продажи продукции являлся не реальный спрос, а административно-командный механизм распределения, который регулировал потребление, формировал потребность в выпуске продукции.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и
производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Итак, в условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ — одна из самых актуальных задач.
Теоретические и методологические вопросы конкурентоспособности были заложены в работах классиков мировой экономической мысли: А. Смита, К. Маркса, Дж. Робинсона, Й. Шумпетера, Дж. К. Гэлбрейта, М. Портера.
Среди российских авторов, чьи работы касаются различных аспектов конкурентоспособности, следует отметить Г. Л. Азоева, Ю.И. Коробова, Л.Г. Раменского, Д.Ю Юданова, Р. А. Фатхутдинова, М.И. Гельвановского, А.З. Селезнева, Н.С. Яшина.
Однако до сих пор не выработано единого подхода, увязывающего в стройную систему понятия конкурентоспособности различных субъектов и объектов конкуренции. Основное внимание исследователей привлекают проблемы конкурентоспособности товара и национальной экономики, при этом недостаточно исследованной остается проблема конкурентоспособности предприятия. Экономической теорией не выработан единый подход к определению сущности конкурентоспособности предприятия и оценке ее уровня, процесс повышения конкурентоспособности предприятий исследован также пока недостаточно.
Рассмотрение конкурентоспособности предприятия представляет перспективный подход, как для научного исследования, так и для определения основных направлений ее повышения. Необходимость предприятий во внедрении теоретических разработок по вопросам конкурентоспособности является важным шагом в сторону повышения конкурентоспособности предприятия. Что, в свою очередь, обусловило выбор темы работы.
При анализе теорий, так или иначе затрагивающих проблему формирования конкурентных преимуществ, становится очевидно, что при всем многообразии подходов вопрос их функционального выявления остается открытым.
Объектом дипломного проекта является конкурентоспособность предприятия ООО «Абсолют».
Предметом исследования являются пути повышения
конкурентоспособности.
Целью дипломного проекта является разработка путей направленных на повышение конкурентоспособности ООО «Абсолют».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО «Абсолют»;
- разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.
В работе использовались следующие методы исследования : анализ документов, группировка, сравнение, наблюдение.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первый раздел работы посвящен теоретическим основам конкурентоспособности предприятия.
Во втором разделе представлена краткая характеристика предприятия ООО «Абсолют», проведен SWOT-анализ факторов внешней среды и дана оценка уровня конкурентоспособности предприятия.
Особое место выделено третьем, практическом разделе дипломного проекта, в которой разработаны пути повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Абсолют» и рассчитан их экономический эффект.
Теоретической основой для написания дипломного проекта послужили труды отечественных и зарубежных ученых, программные и прогнозные разработки ведущих отечественных ученых по методам оценки конкурентоспособности, управления конкурентоспособностью, управления качеством, а так же нормативно- правовые документы предприятия.
Анализируемый период охватывает три года работы предприятия, т.е. с 2013 по 2015 годы. Анализ проводился на основании данных баланса предприятия и приложений к балансу, а также на основе статистических данных по рынку алкогольной продукции в РТ.
Эмпирической базой послужили учебно-методические материалы по исследуемой проблематике, монографии отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, отчетность ООО «Абсолют».
При выполнении данной работы был использованы специальные литературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, Положения и инструкции Минфина, и т.д.
Данный проект представляет собой реальное отражение конкурентного положения предприятия на рынке алкогольной продукции, и конкретные предложения по проведению целого ряда мероприятий, полезных для укрепления конкурентоспособности исследуемого объекта.
На основе исследования теории конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы. В первой главе мы выяснили, что существуют различные трактовки понятия конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность трактуется как совокупность конкурентных преимуществ предприятия перед конкурентами (ресурсная концепция конкурентных преимуществ). Конкурентоспособность является показателем не абсолютным, а относительным, так как она меняется с течением времени.
Среди исследователей нет единого мнения по поводу составляющих конкурентоспособности и ее оценки. Существует множество методик анализа конкурентоспособности предприятия (интегральный метод, метод портфельного анализа, метод экспертных оценок, метод расстановки приоритетов, параметрический метод).
Конкурентные преимущества, лежащие в основе управления конкурентоспособностью предприятия, отражают реализацию экономических, экологических и социальных критериев хозяйственной деятельности, возникающих как ограничения, накладываемые институциональной средой (нормативное регулирование государством технико-экономических, экологических и социальных стандартов) и как объективная потребность самих субъектов хозяйствования.
Во второй главе работы был проведен анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Абсолют». ООО «Абсолют» расположено по адресу: 423040, Нурлатский район, г. Нурлат, ул. Куйбышева, 36. Согласно Уставу, предприятие оказывает услуги розничной торговли ликероводочными и винодельческими изделиями.
Основная продукция предприятия алкогольная (86,7 % оборота):
классические водки, на спирте «Люкс», на спирте «Экстра», бальзамы и горькие настойки, ликеро-водочные изделия, шампанское, слабоалкогольные напитки, сувенирная продукция, коньяк, вина. Наценка за реализацию ЛВИ - 15,5 %.
Из проведенного анализа динамики основных финансовых показателей, были сделаны следующие выводы: с 2013 по 2015 год произошел значительный рост выручки за счет увеличения объема продаж - на 11677 тыс.рублей. В 2015 году также возросли сумма прибыли от продаж предприятия (на 3457 тыс.руб.), и сумма чистой прибыли (на 2723 тыс.рублей). Фактором повышения рентабельности продаж в 2015 году стал рост продаж.
Анализ рентабельности показал, что коэффициенты рентабельности в среднем на 10% превышают нормативные значения, что свидетельствует о высокой рентабельности продаж предприятия и в целом характеризует его деятельность как эффективную.
ООО «Абсолют» имеет 4-х летний опыт работы на рынке алкогольной продукции, продает более 100 наименований продукции; в ООО «Абсолют» работает на сегодняшний день 20 человек; торговая наценка (25-30%) несколько ниже, чем у аналога у других предприятий (30% у ООО «Мирас» и 28% у ООО «Тансу» и ООО «Алко»). Наконец, ООО «Абсолют» занимает значительную долю (15%) по доле рынка в Нурлате.
Сильными сторонами предприятия являются: доля на рынке Нурлата (15%), широкий ассортимент продукции (предприятие продает более 100 наименований продукции, и этот ассортимент постоянно пополняется), постоянное внедрение новинок продукции, использование системы специальных цен на некоторые виды продукции (специальные цены касаются в основном оптовых закупок и введены, например, на продукцию ОАО «Татспиртпрома»), и высокое качество продукции (ООО «Абсолют» продает только лицензионную продукцию).
Возможностями предприятия являются: увеличение доли рынка
благодаря созданию сети магазинов ООО «Абсолют», ввести в штат маркетинговый отдел.
Угрозами при этом являются: увеличение затрат, высокая стоимость кредитных ресурсов (кредиты подорожали в 2015 году в среднем на 4-7%), изменение закупочных цен, появление новых конкурентов.
Недостатками предприятия, является всего один магазин ООО «Абсолют».
На основе проведенного анализа, нами был сделан вывод: ООО «Абсолют» конкурентоспособно, так как: оно имеет достаточный опыт продаж (работает с 2009 года), и вся продукция предприятия соответствует ГОСТ. Таким образом, на основе сравнительной оценки и SWOT-анализа, мы установили, что ООО «Абсолют», имеет достаточно высокий уровень конкурентоспособности.
Для повышения конкурентоспособности нами были предложены следующие мероприятия:
Одним из средств по привлечению внимания покупателя, было введение наклеек и стикеров в кассовой зоне, информирующих о том, что в магазине проходит лотерея.
Для того, что бы занять большую часть на рынке алкогольной продукции, необходимо создать собственную сеть магазинов и ввести в штат маркетинговый отдел.
Предполагаемые мероприятия были рекомендованы руководству предприятия ООО «Абсолют» и одобрены им. Надеемся, что они помогут предприятию успешно функционировать в условиях конкуренции.
I Нормативно-правовые материалы:
1. ГОСТ Р 52190-2003. Водки и изделия ликероводочные. Термины и определе¬ния.
2. ГОСТ Р 52335-2005 Продукция винодельческая. Термины и определения.
3. Положения и инструкции Минфина.
II Специальная литература:
4. Баранчеев В. Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала пред¬приятий // Маркетинг. 2012. №5. С. 41-50.
5. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности орга¬низаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №1. С. 87-96.
6. Березин И.С. Маркетинговый анализ: Принципы и практика, российский опыт. М.: Изд-во Эксмо, 2012. 400 с.
7. Березин И.С. Практика исследования рынков. М.: Бератор-Пресс, 2013. 376 с.
8. Бланк И.А. Торговый менеджмент. Киев: Украинско-Финский институт ме-неджмента и бизнеса, 2010. 408 с.
9. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. М.: Тандем, ЭКМОС, 2012. 456 с.
10. Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкуренто¬способность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов. // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 54-61.
11. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 2011. 458с.
12. Жданкин В.Д. Управление развитием предприятия на основе повышения его конкурентоспособности. Автореферат диссертации на соискание ученой степе¬ни кандидата экономических наук. Нижний Новгород. 2008. 452 с.
13. Катаев А.Е. Исследование потребителей как элемент управления конкурен¬тоспособностью предприятия // Современные аспекты экономик. С-Пб, №23(90), 2008. с.199-202.
14. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под. Ред. Е.Д. Ще¬тинина. М.: Международные отношения, 2011. 451с.
15. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс. 2009. 496 с.
16. Фомин П.К. Стоимостное управление конкурентоспособностью строитель¬ных организаций // Известия ВУЗов (Сев.-Кав.регион).Технические науки. 2009. № 8. С. 148-155.
17. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управле¬ние. М.: ИНФРА-М, 2012. 312 с.
18. Фомин П.К. Стоимостное управление конкурентоспособностью российских строительных организаций в условиях глобализации экономики. //Материалы III Международной научно-практической конференции «Глобализация эконо¬мики и российские производственные предприятия». Новочеркасск: ЮРГТУ, 2012. С.15-17.
19. Щиборщ К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния отрасли и /или региона/ //Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 5. С.68-76.
20. Щиборщ К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния отрасли и /или региона/ //Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 5. С.68-76.
21. Шальминова А.С. Как измерить конкурентоспособность предпри-
ятия//Маркетинг в России и за рубежом. 2010. №3. С.67-89.
22. Шенгелия Т.Т. Планирование как направление маркетинговой деятельности строительного предприятия. Новогорск: АГЗ МЧС России, 2011. 423 с.
22. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. Перевод с английского Под редакцией Ф.А. Крутикова. М.: Экономика. 2010. 503 с.
23. Воробьёв А.Д. Методология стратегического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3. С.30-41.
24. Гамидов Т.А. Совершенствование инструментария управления
строительным предприятием//Теоретические и практические проблемы устойчивого развития экономики депрессивного региона. Сборник научных трудов. Махачкала: ДГТУ, 2011. С.23-27.
25. Дашков Л. П. , Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов Изд. 3-е, перераб., доп. М: Маркетинг 2009. 596 с.
26. Ивахник Д.Е. Анализ конкурентоспобности: Учебно-методический
комплекс. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2010. 288 с.
27. Катаева Л.Ф., Катаев А.Е. Интегральная оценка конкурентоспособности
предприятий. Сборник статей международной научно-практической
конференции «Научно-образовательный потенциал и конкурентоспособность страны». Пенза, 2012. С. 51 - 53.
28. Катькало В. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм. //ПЕРСОНАЛ-МИКС. Научно-практический журнал по вопросам управления персоналом. №11. 2009. С. 23-28.
29. Котлер Ф. Основы маркетинга. Перевод с английского В. Б. Боброва. М., Изд. «Прогресс», 2010. 423 с.
30. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Новое знание, 2009. 526 с.
31. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская деловая литература. 2009. 768 с.
32. Мельничук Д. Методологические разработки корпоративного
стратегического плана предприятия //Маркетинг. 2010. № 6. С. 40—49.
33. Мумладзе Р.Г., Гужин А.А. Стратегичес, Мумладзе Р.Г., Гужин А.А. // Пенза. Реформирование системы управления на современном предприятии. Сборник материалов VI международной научно-практической конференции. М., 2010. 342 с.
34. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. М.: Дашков и Ко, 2012. 441 с.
35. Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей/Маркетинг. 2012. №2. С.23-28.
36. Половникова Н.А., Паненко И.А. Конкурентоспособность предприятия // Экономические проблемы повышения эффективности инвестиционной деятельности в современных условиях: Сб.науч.тр./ Редкол.: В.В. Бузырев (отв. Ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ. 2010. 371 с.
37. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд. Доп. И перераб. Минск: ООО «Новое знание». 2011. 687с.
38. Солдатова С. С. Моделирование в системе стратегического планирования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Сер. Общественные науки. 2011. № 2. С. 204-211.
39. Солдатова С. С. Становление стратегического планирования как
самостоятельной исследовательской области в управленческой практике // Социально-экономическая стратегия развития регионов в свете глобализации экономических процессов: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2011. С. 151-159.
40. Солдатова С. С. Управление конкурентоспособностью отечественных предприятий: разработка стратегии позиционирования на рынке // Актуальные проблемы современной науки: Сб. ст. 1-го Междунар. форума. Самара, 2011. С. 133-136.
41. Старостина Т.Г. Оценка конкурентоспособности организации в условиях неопределенности // Вестн Самар. гос. ун-та. Самара, 2011.№10/1. С. 190-195.
42. Старостина Т.Г. Показатели конкурентоспособности предприятия // Проблемы качества экономического роста - 2010: материалы Междунар. науч. конгресса, 27-28 мая 2004 г./ Самар. гос. экон. акад. Самара,2010.- Ч.1.-С. 206¬209.
43. Столяров О.Б. Развитие конкурентных отношений как фактор
экономической безопасности современного государства//Экономические и правовые проблемы в условиях становления инновационной экономики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Казань: Изд-во НПК «Рост», 2009. С.34-38.
44. Столяров О.Б. Содержание и условия реализации конкурентоспособности в современной российской экономике//Современная экономика. Межвузовский сборник. Приложение к журналу «Экономические науки». Москва-Казань: Казан.гос.ун-т. 2009. С.46-50.
45. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер. с англ./Под. Ред. Зайцева Л.Г., Соколовой М.И. М: Банки и биржи, ЮНИТИ. 2009. 576 с.
46. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия?
//Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №4. С.45-68.
47. Шальминова А.С. Как измерить конкурентоспособность
предприятия//Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №3. С.67-79.
III Текущий архив организации:
48. Документы об общей и чистой выручки.
49. Положение о предприятии.
50. Устав ООО «Абсолют».