Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Абсолют»
|
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Понятие и составляющие конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Факторы конкурентоспособности субъекта хозяйствования 16
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятий 20
2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Абсолют» 29
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Абсолют» 29
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия 40
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 44
3 Повышение конкурентоспособности ООО «Абсолют» 53
3.1 Разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия 53
3.2 Экономический эффект разработанных путей 58
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложения 79
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Понятие и составляющие конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Факторы конкурентоспособности субъекта хозяйствования 16
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятий 20
2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Абсолют» 29
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Абсолют» 29
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия 40
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 44
3 Повышение конкурентоспособности ООО «Абсолют» 53
3.1 Разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия 53
3.2 Экономический эффект разработанных путей 58
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложения 79
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства и продажи продукции являлся не реальный спрос, а административно-командный механизм распределения, который регулировал потребление, формировал потребность в выпуске продукции.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и
производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Итак, в условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ — одна из самых актуальных задач.
Теоретические и методологические вопросы конкурентоспособности были заложены в работах классиков мировой экономической мысли: А. Смита, К. Маркса, Дж. Робинсона, Й. Шумпетера, Дж. К. Гэлбрейта, М. Портера.
Среди российских авторов, чьи работы касаются различных аспектов конкурентоспособности, следует отметить Г. Л. Азоева, Ю.И. Коробова, Л.Г. Раменского, Д.Ю Юданова, Р. А. Фатхутдинова, М.И. Гельвановского, А.З. Селезнева, Н.С. Яшина.
Однако до сих пор не выработано единого подхода, увязывающего в стройную систему понятия конкурентоспособности различных субъектов и объектов конкуренции. Основное внимание исследователей привлекают проблемы конкурентоспособности товара и национальной экономики, при этом недостаточно исследованной остается проблема конкурентоспособности предприятия. Экономической теорией не выработан единый подход к определению сущности конкурентоспособности предприятия и оценке ее уровня, процесс повышения конкурентоспособности предприятий исследован также пока недостаточно.
Рассмотрение конкурентоспособности предприятия представляет перспективный подход, как для научного исследования, так и для определения основных направлений ее повышения. Необходимость предприятий во внедрении теоретических разработок по вопросам конкурентоспособности является важным шагом в сторону повышения конкурентоспособности предприятия. Что, в свою очередь, обусловило выбор темы работы.
При анализе теорий, так или иначе затрагивающих проблему формирования конкурентных преимуществ, становится очевидно, что при всем многообразии подходов вопрос их функционального выявления остается открытым.
Объектом дипломного проекта является конкурентоспособность предприятия ООО «Абсолют».
Предметом исследования являются пути повышения
конкурентоспособности.
Целью дипломного проекта является разработка путей направленных на повышение конкурентоспособности ООО «Абсолют».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО «Абсолют»;
- разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.
В работе использовались следующие методы исследования : анализ документов, группировка, сравнение, наблюдение.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первый раздел работы посвящен теоретическим основам конкурентоспособности предприятия.
Во втором разделе представлена краткая характеристика предприятия ООО «Абсолют», проведен SWOT-анализ факторов внешней среды и дана оценка уровня конкурентоспособности предприятия.
Особое место выделено третьем, практическом разделе дипломного проекта, в которой разработаны пути повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Абсолют» и рассчитан их экономический эффект.
Теоретической основой для написания дипломного проекта послужили труды отечественных и зарубежных ученых, программные и прогнозные разработки ведущих отечественных ученых по методам оценки конкурентоспособности, управления конкурентоспособностью, управления качеством, а так же нормативно- правовые документы предприятия.
Анализируемый период охватывает три года работы предприятия, т.е. с 2013 по 2015 годы. Анализ проводился на основании данных баланса предприятия и приложений к балансу, а также на основе статистических данных по рынку алкогольной продукции в РТ.
Эмпирической базой послужили учебно-методические материалы по исследуемой проблематике, монографии отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, отчетность ООО «Абсолют».
При выполнении данной работы был использованы специальные литературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, Положения и инструкции Минфина, и т.д.
Данный проект представляет собой реальное отражение конкурентного положения предприятия на рынке алкогольной продукции, и конкретные предложения по проведению целого ряда мероприятий, полезных для укрепления конкурентоспособности исследуемого объекта.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и
производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Итак, в условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ — одна из самых актуальных задач.
Теоретические и методологические вопросы конкурентоспособности были заложены в работах классиков мировой экономической мысли: А. Смита, К. Маркса, Дж. Робинсона, Й. Шумпетера, Дж. К. Гэлбрейта, М. Портера.
Среди российских авторов, чьи работы касаются различных аспектов конкурентоспособности, следует отметить Г. Л. Азоева, Ю.И. Коробова, Л.Г. Раменского, Д.Ю Юданова, Р. А. Фатхутдинова, М.И. Гельвановского, А.З. Селезнева, Н.С. Яшина.
Однако до сих пор не выработано единого подхода, увязывающего в стройную систему понятия конкурентоспособности различных субъектов и объектов конкуренции. Основное внимание исследователей привлекают проблемы конкурентоспособности товара и национальной экономики, при этом недостаточно исследованной остается проблема конкурентоспособности предприятия. Экономической теорией не выработан единый подход к определению сущности конкурентоспособности предприятия и оценке ее уровня, процесс повышения конкурентоспособности предприятий исследован также пока недостаточно.
Рассмотрение конкурентоспособности предприятия представляет перспективный подход, как для научного исследования, так и для определения основных направлений ее повышения. Необходимость предприятий во внедрении теоретических разработок по вопросам конкурентоспособности является важным шагом в сторону повышения конкурентоспособности предприятия. Что, в свою очередь, обусловило выбор темы работы.
При анализе теорий, так или иначе затрагивающих проблему формирования конкурентных преимуществ, становится очевидно, что при всем многообразии подходов вопрос их функционального выявления остается открытым.
Объектом дипломного проекта является конкурентоспособность предприятия ООО «Абсолют».
Предметом исследования являются пути повышения
конкурентоспособности.
Целью дипломного проекта является разработка путей направленных на повышение конкурентоспособности ООО «Абсолют».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО «Абсолют»;
- разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.
В работе использовались следующие методы исследования : анализ документов, группировка, сравнение, наблюдение.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первый раздел работы посвящен теоретическим основам конкурентоспособности предприятия.
Во втором разделе представлена краткая характеристика предприятия ООО «Абсолют», проведен SWOT-анализ факторов внешней среды и дана оценка уровня конкурентоспособности предприятия.
Особое место выделено третьем, практическом разделе дипломного проекта, в которой разработаны пути повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Абсолют» и рассчитан их экономический эффект.
Теоретической основой для написания дипломного проекта послужили труды отечественных и зарубежных ученых, программные и прогнозные разработки ведущих отечественных ученых по методам оценки конкурентоспособности, управления конкурентоспособностью, управления качеством, а так же нормативно- правовые документы предприятия.
Анализируемый период охватывает три года работы предприятия, т.е. с 2013 по 2015 годы. Анализ проводился на основании данных баланса предприятия и приложений к балансу, а также на основе статистических данных по рынку алкогольной продукции в РТ.
Эмпирической базой послужили учебно-методические материалы по исследуемой проблематике, монографии отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, отчетность ООО «Абсолют».
При выполнении данной работы был использованы специальные литературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, Положения и инструкции Минфина, и т.д.
Данный проект представляет собой реальное отражение конкурентного положения предприятия на рынке алкогольной продукции, и конкретные предложения по проведению целого ряда мероприятий, полезных для укрепления конкурентоспособности исследуемого объекта.
На основе исследования теории конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы. В первой главе мы выяснили, что существуют различные трактовки понятия конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность трактуется как совокупность конкурентных преимуществ предприятия перед конкурентами (ресурсная концепция конкурентных преимуществ). Конкурентоспособность является показателем не абсолютным, а относительным, так как она меняется с течением времени.
Среди исследователей нет единого мнения по поводу составляющих конкурентоспособности и ее оценки. Существует множество методик анализа конкурентоспособности предприятия (интегральный метод, метод портфельного анализа, метод экспертных оценок, метод расстановки приоритетов, параметрический метод).
Конкурентные преимущества, лежащие в основе управления конкурентоспособностью предприятия, отражают реализацию экономических, экологических и социальных критериев хозяйственной деятельности, возникающих как ограничения, накладываемые институциональной средой (нормативное регулирование государством технико-экономических, экологических и социальных стандартов) и как объективная потребность самих субъектов хозяйствования.
Во второй главе работы был проведен анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Абсолют». ООО «Абсолют» расположено по адресу: 423040, Нурлатский район, г. Нурлат, ул. Куйбышева, 36. Согласно Уставу, предприятие оказывает услуги розничной торговли ликероводочными и винодельческими изделиями.
Основная продукция предприятия алкогольная (86,7 % оборота):
классические водки, на спирте «Люкс», на спирте «Экстра», бальзамы и горькие настойки, ликеро-водочные изделия, шампанское, слабоалкогольные напитки, сувенирная продукция, коньяк, вина. Наценка за реализацию ЛВИ - 15,5 %.
Из проведенного анализа динамики основных финансовых показателей, были сделаны следующие выводы: с 2013 по 2015 год произошел значительный рост выручки за счет увеличения объема продаж - на 11677 тыс.рублей. В 2015 году также возросли сумма прибыли от продаж предприятия (на 3457 тыс.руб.), и сумма чистой прибыли (на 2723 тыс.рублей). Фактором повышения рентабельности продаж в 2015 году стал рост продаж.
Анализ рентабельности показал, что коэффициенты рентабельности в среднем на 10% превышают нормативные значения, что свидетельствует о высокой рентабельности продаж предприятия и в целом характеризует его деятельность как эффективную.
ООО «Абсолют» имеет 4-х летний опыт работы на рынке алкогольной продукции, продает более 100 наименований продукции; в ООО «Абсолют» работает на сегодняшний день 20 человек; торговая наценка (25-30%) несколько ниже, чем у аналога у других предприятий (30% у ООО «Мирас» и 28% у ООО «Тансу» и ООО «Алко»). Наконец, ООО «Абсолют» занимает значительную долю (15%) по доле рынка в Нурлате.
Сильными сторонами предприятия являются: доля на рынке Нурлата (15%), широкий ассортимент продукции (предприятие продает более 100 наименований продукции, и этот ассортимент постоянно пополняется), постоянное внедрение новинок продукции, использование системы специальных цен на некоторые виды продукции (специальные цены касаются в основном оптовых закупок и введены, например, на продукцию ОАО «Татспиртпрома»), и высокое качество продукции (ООО «Абсолют» продает только лицензионную продукцию).
Возможностями предприятия являются: увеличение доли рынка
благодаря созданию сети магазинов ООО «Абсолют», ввести в штат маркетинговый отдел.
Угрозами при этом являются: увеличение затрат, высокая стоимость кредитных ресурсов (кредиты подорожали в 2015 году в среднем на 4-7%), изменение закупочных цен, появление новых конкурентов.
Недостатками предприятия, является всего один магазин ООО «Абсолют».
На основе проведенного анализа, нами был сделан вывод: ООО «Абсолют» конкурентоспособно, так как: оно имеет достаточный опыт продаж (работает с 2009 года), и вся продукция предприятия соответствует ГОСТ. Таким образом, на основе сравнительной оценки и SWOT-анализа, мы установили, что ООО «Абсолют», имеет достаточно высокий уровень конкурентоспособности.
Для повышения конкурентоспособности нами были предложены следующие мероприятия:
Одним из средств по привлечению внимания покупателя, было введение наклеек и стикеров в кассовой зоне, информирующих о том, что в магазине проходит лотерея.
Для того, что бы занять большую часть на рынке алкогольной продукции, необходимо создать собственную сеть магазинов и ввести в штат маркетинговый отдел.
Предполагаемые мероприятия были рекомендованы руководству предприятия ООО «Абсолют» и одобрены им. Надеемся, что они помогут предприятию успешно функционировать в условиях конкуренции.
Конкурентоспособность трактуется как совокупность конкурентных преимуществ предприятия перед конкурентами (ресурсная концепция конкурентных преимуществ). Конкурентоспособность является показателем не абсолютным, а относительным, так как она меняется с течением времени.
Среди исследователей нет единого мнения по поводу составляющих конкурентоспособности и ее оценки. Существует множество методик анализа конкурентоспособности предприятия (интегральный метод, метод портфельного анализа, метод экспертных оценок, метод расстановки приоритетов, параметрический метод).
Конкурентные преимущества, лежащие в основе управления конкурентоспособностью предприятия, отражают реализацию экономических, экологических и социальных критериев хозяйственной деятельности, возникающих как ограничения, накладываемые институциональной средой (нормативное регулирование государством технико-экономических, экологических и социальных стандартов) и как объективная потребность самих субъектов хозяйствования.
Во второй главе работы был проведен анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Абсолют». ООО «Абсолют» расположено по адресу: 423040, Нурлатский район, г. Нурлат, ул. Куйбышева, 36. Согласно Уставу, предприятие оказывает услуги розничной торговли ликероводочными и винодельческими изделиями.
Основная продукция предприятия алкогольная (86,7 % оборота):
классические водки, на спирте «Люкс», на спирте «Экстра», бальзамы и горькие настойки, ликеро-водочные изделия, шампанское, слабоалкогольные напитки, сувенирная продукция, коньяк, вина. Наценка за реализацию ЛВИ - 15,5 %.
Из проведенного анализа динамики основных финансовых показателей, были сделаны следующие выводы: с 2013 по 2015 год произошел значительный рост выручки за счет увеличения объема продаж - на 11677 тыс.рублей. В 2015 году также возросли сумма прибыли от продаж предприятия (на 3457 тыс.руб.), и сумма чистой прибыли (на 2723 тыс.рублей). Фактором повышения рентабельности продаж в 2015 году стал рост продаж.
Анализ рентабельности показал, что коэффициенты рентабельности в среднем на 10% превышают нормативные значения, что свидетельствует о высокой рентабельности продаж предприятия и в целом характеризует его деятельность как эффективную.
ООО «Абсолют» имеет 4-х летний опыт работы на рынке алкогольной продукции, продает более 100 наименований продукции; в ООО «Абсолют» работает на сегодняшний день 20 человек; торговая наценка (25-30%) несколько ниже, чем у аналога у других предприятий (30% у ООО «Мирас» и 28% у ООО «Тансу» и ООО «Алко»). Наконец, ООО «Абсолют» занимает значительную долю (15%) по доле рынка в Нурлате.
Сильными сторонами предприятия являются: доля на рынке Нурлата (15%), широкий ассортимент продукции (предприятие продает более 100 наименований продукции, и этот ассортимент постоянно пополняется), постоянное внедрение новинок продукции, использование системы специальных цен на некоторые виды продукции (специальные цены касаются в основном оптовых закупок и введены, например, на продукцию ОАО «Татспиртпрома»), и высокое качество продукции (ООО «Абсолют» продает только лицензионную продукцию).
Возможностями предприятия являются: увеличение доли рынка
благодаря созданию сети магазинов ООО «Абсолют», ввести в штат маркетинговый отдел.
Угрозами при этом являются: увеличение затрат, высокая стоимость кредитных ресурсов (кредиты подорожали в 2015 году в среднем на 4-7%), изменение закупочных цен, появление новых конкурентов.
Недостатками предприятия, является всего один магазин ООО «Абсолют».
На основе проведенного анализа, нами был сделан вывод: ООО «Абсолют» конкурентоспособно, так как: оно имеет достаточный опыт продаж (работает с 2009 года), и вся продукция предприятия соответствует ГОСТ. Таким образом, на основе сравнительной оценки и SWOT-анализа, мы установили, что ООО «Абсолют», имеет достаточно высокий уровень конкурентоспособности.
Для повышения конкурентоспособности нами были предложены следующие мероприятия:
Одним из средств по привлечению внимания покупателя, было введение наклеек и стикеров в кассовой зоне, информирующих о том, что в магазине проходит лотерея.
Для того, что бы занять большую часть на рынке алкогольной продукции, необходимо создать собственную сеть магазинов и ввести в штат маркетинговый отдел.
Предполагаемые мероприятия были рекомендованы руководству предприятия ООО «Абсолют» и одобрены им. Надеемся, что они помогут предприятию успешно функционировать в условиях конкуренции.
Подобные работы
- Повышение конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ООО «Абсолют»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование методов оценки конкурентоспособности торговых предприятий (на примере ООО «ДЮНА»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Инструменты обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы услуг на материалах ООО ИЦ «ИСКРА»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Конкурентоспособность и рыночная устойчивость предприятия (Экономический анализ, Алтайский институт труда и права)
Курсовые работы, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Применение проектного подхода к повышению конкурентоспособности организаций оптовой торговли (на примере ООО «Норд-Ойл»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ФРЭШ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Оценка и формирование источников финансирования инвестиционного проекта на примере ООО «Краски Сибири»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка мероприятий управления финансовой устойчивостью предприятия (на примере ООО «АЛЬТАИР»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Организация и разработка системы управления предприятия по производству металлоконструкций
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



