ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ 10
1.1. Творческий потенциал в профессиональной подготовке
студентов: проблемы теории и практики 10
1.2. Структура развития творческих возможностей личности
средствами хореографии 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ 63
2.1. Условия реализации созидательных способностей студентов
на занятиях хореографией 63
2.2. Методика развития творческого потенциала обучающихся
средствами танцевального искусства 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем что процесс обучения студентов творческих специальностей, в частности студентов-музыкантов требует всестороннего развития личности художника, творческого человека. В этой связи, мы считаем, что приобщение к искусству хореографии путем формирования танцевальных навыков у обучающихся музыкальным специальностям оказывает прямое влияние на развитие их творческого потенциала и благотворно отражается на их профессиональной исполнительской деятельности.
Важнейшей социальной функцией высшей школы является подготовка кадров способных развивать профессиональную деятельность, расширять, а не только воспроизводить социальный опыт, создавать новые знания и ценности. По своему содержанию учебно-воспитательный процесс должен быть нацелен на развитие личности, синтеза глубоких теоретических знаний и практических навыков; на привитие будущему специалисту вкуса к творческой работе, вооружением его соответствующими умениями и навыками; на формирование у него потребности в постоянном развитий своих способностей; на привитие эстетической культуры и поднятие уровня профессиональной подготовки будущих специалистов. Формирование современного специалиста невозможно без личностного подхода, опирающегося на выявление и обязательный учет индивидуальных качеств обучаемого, всестороннего развития его творческих способностей. Широкое развитие личности обучаемого, способствует формированию будущего профессионала в своей отрасли. Поэтому главная задача преподавания, воспитания состоит, не в том чтобы просто передать студенту некую сумму готовых рецептов и рекомендации, а в том, чтобы привить ему культуру творческого мышления, вооружить умениями и навыками способствующих решению многообразных задач выдвигаемых практической деятельностью.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих музыкантов в условиях обучения в вузе.
Предмет исследования: развитие творческого потенциала студентов музыкальных специальностей по средствам приобщения к хореографическому искусству и формирования у них танцевальных навыков и умений.
Цель исследования: выявить и обосновать значимость и эффективность занятий по хореографии для студентов-музыкантов, продемонстрировать позитивное влияние изучения танцев на развитие их творческого потенциала.
Гипотеза исследования: изучение студентами музыкальных специальностей такой дисциплины как «Танец», позволит существенно расширить и углубить их знания и умения в сфере искусства, освоить новые навыки и умения, раскрыть свои индивидуальные творческие возможности, стимулировать всесторонний личностный рост, что в свою очередь обеспечит развитие творческого потенциала, позволяя значительно повысить уровень их профессиональной подготовки.
В соответствии с выделенными объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:
- провести теоретический и методологический анализ сущности понятия «творческий потенциал»;
- раскрыть значимость развития творческого потенциала студентов- музыкантов;
- определить уровень развития творческого потенциала у обучающихся;
- разработать методику развития творческого потенциала студентов музыкальных специальностей посредством занятий хореографией.
Степень научной разработанности проблемы
Исследования на тему творческого потенциала личности, его сущности, содержания и развития, проводились различными учеными в области педагогической науки, такими как: Абдуллин Э.Б. в своей работе («Методология музыкального образования»), Ермаш Г.Л. («Искусство как мышление»), Бурцева Г.В. («Управление развитием творческого мышления педагога-хореографа в процессе вузовской подготовки»), Платонов К.К. («Структура и развитие личности»), Пономарев Я.А. («Психология творчества»), Волков С.О. («Формирование представлений в образно-художественном мышлении современного музыканта- исполнителя»), Кравчук П.Ф. («Творческий потенциал личности в системе подготовки специалиста в вузе») и т.д.
Научная новизна исследования. Вопрос о возможности развития творческого потенциала студента-музыканта по средствам занятий хореографии поднимается впервые. Ранее значимость танцев в становлении музыканта как творческой личности не рассматривался.
- проведен теоретический-методологический анализ сущности понятия «творческого потенциала»;
- составлена модель развития творческого потенциала студента- музыканта в процессе обучения хореографии;
- опробована экспериментальная программа по предмету «Общий танец», направленная на эффективное развитие творческих способностей студентов-музыкантов средствами хореографии;
- получены положительные результаты показывающие значительный рост творческих способностей, личностных и профессиональных качеств студентов музыкальных специальностей в следствии занятий хореографией.
Методологическую основу исследования составляют принципы развития творческого потенциала студентов в процессе вузовской подготовки в сфере искусства.
Методы исследования: теоретический анализ научной и научно-методической литературы, структурно-функциональный анализ развития творческого потенциала студентов музыкальных специальности, анализ методики развития творческого потенциала студентов-музыкантов средствами хореографии, моделирование, анкетирование, беседа, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики для обработки исследования.
На первом этапе изучалось состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; определялись методы эксперимента; осуществлен констатирующий эксперимент, для определения исходного уровня испытуемых проводились опрос, анкетирование, практический показ;
На втором этапе было определено содержание развития творческого потенциала студентов музыкальных специальности средствами хореографии; осуществлен формирующий эксперимент; применена углубленная учебная программа, проведены мероприятия для применения полученных навыков в сценической и профессиональной деятельности.
На третьем этапе произведена статистическая обработка данных полученных в ходе экспериментальной работы, обобщен материал исследования, сформулированы выводы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- определены теоретико-методологические основы развития творческого потенциала студентов музыкальных специальностей средствами хореографии;
- обоснована необходимость разработки и внедрения новой методики преподавания хореографии студентам-музыкантам;
- разработана модель развития творческого потенциала студентов музыкальных специальностей по средствам хореографии.
Практическая значимость заключается в разработке и внедрении в процесс подготовки профессиональных музыкантов нового учебно-методического комплекса включающего:
- обновленная учебная программа преподавания дисциплины «Танец»;
- ряд сценических мероприятий: спектакли, концертные
выступления, балы;
- ряд культурно-просветительских мероприятий: беседы, встречи, посещение различных выступлений.
Источники исследования: труды философов, педагогов, психологов, музыковедов, культурологов, педагогов-хореографов; передовой опыт в развитии творческого потенциала в процессе подготовки будущих деятелей различных видов искусств.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Казахского Национального университета искусств, среди студентов музыкальных специальностей (инструментальное исполнительство, академический вокал, эстрадное искусство, музыковедение, музыкальное образование и т.д.).
Научная обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечиваются использованием взаимосвязанных теоретических и практических методов в соответствии с целью и задачами исследования; результатами реализации разработанной учебной программы в процессе обучения студентов университета искусств; организацией опытно-экспериментального выдвинутых в ходе исследования положений.
Положения выносимые на защиту:
1. Развитие творческого потенциала студентов музыкальных специальностей необходимо в связи со спецификой их профессиональной деятельности.
2. Обучение студентов-музыкантов хореографическому
искусству позволит существенно расширить и углубить их знания и умения в избранной специальности.
3. Приобретение новых навыков и умений в области хореографии позволит обучающемуся раскрыть его индивидуальные творческие возможности и стимулирует всесторонний личностный рост.
4. Внедрение такой дисциплины как «Танец» в вузах культуры и искусств, а также в педагогических учебных заведениях способствует рождению инновационных подходов к исполнительскому творчеству, повышению уровня организации культурных мероприятий и педагогической деятельности.
Структура диссертации определена логикой и последовательностью поставленных задач. Диссертационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, цель, предмет, объект, формулируется гипотеза, задачи, определяются методы и источники исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения выносимые на защиту.
В первом разделе «Теоретические основы развития творческого потенциала студентов музыкальных специальностей средствами хореографии» сделан философско-психологический анализ таких понятий как: «творчество», «потенциал»; структуры и содержания творческого потенциала, анализ теоретико-методологических основ развития творческого потенциала студентов-музыкантов средствами хореографии;
выстроена модель развития творческого потенциала студентов музыкальных специальностей средствами хореографии.
Во втором разделе «Опытно-экспериментальное исследование процесса развития творческого потенциала студентов музыкальных специальностей средствами хореографии» опробована модель развития творческого потенциала студентов музыкальных специальностей средствами хореографии; раскрыты возможности применения разработанной учебной программы по дисциплине «Общий танец»; представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческого потенциала студентов музыкальных специальностей средствами хореографии.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, изложены выводы, намечены перспективы дальнейших научных изысканий по проблеме исследования.
Апробация и внедрение основных положений и результатов осуществлялись в ходе экспериментальной работы и докладывались в публикациях (Научный журнал молодых ученых ЮУрГПУ, Статья: «К вопросу о философской и психолого-педагогической характеристике потенциала личности», ФГБОУ ВО «ЮУрГПУ», Челябинск 2017; Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Статья: «Особенности формирования творческой личности в процессе обучения в вузе», ФГБОУ ВО «ЮУрГПУ», Челябинск 2018.) и внедрены в практику на базе Национального университета искусств, города Астаны.
На основе разработанных теоретических положений и полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных нами сформулированы следующие выводы.
На сегодняшний день в условиях стремительного развития общества и актуализации повышения требований к профессиональной подготовке компетентных специалистов, возрастает роль повышения уровня личностного развития специалиста. В рамках нашего исследования важную роль играет развитие творческого потенциала личности будущего музыканта, использования для достижения данной цели разнообразные средства хореографии.
Определение сущности и содержания творческого потенциала в целом позволило исследовать возможности использования средств хореографии в развитии творческого потенциала студентов музыкальных специальностей. Проведенный анализ позволил выявить необходимость развития творческого потенциала музыкантов по средствам использования смежных видов искусств, в частности хореографии. Поскольку именно занятия хореографией дают необходимое для музыкантов ощущение своего тела через музыку, что ведет к еще более глубокому пониманию музыкального материала, раскрывает личностные возможности в сфере хореографического искусства, повышает коммуникативные способности, способствует пониманию взаимодействия различных видов искусств. Тем самым расширяет круг их творческих возможностей в реализации профессиональной деятельности.
Разработанная нами модель развития творческого потенциала студентов музыкальных специальностей средствами хореографии способствует наиболее оптимальному внедрению хореографии в процесс профессиональной подготовки студентов-музыкантов.
Экспериментальная апробация разработанной модели развития творческого потенциала студентов музыкальных специальностей средствами хореографии показала ее эффективность и подтвердила гипотезу исследования.
Полученные результаты могут быть использованы в совершенствовании подготовки будущих профессиональных музыкантов. Повсеместное внедрение предмета «Танец» в музыкальных учебных заведениях способствует более гармоничному развитию личности музыканта и оказывать существенную помощь в развитий его профессионализма.
Проведенное исследование позволило выдвинуть ряд рекомендаций:
1. В процессе профессиональной подготовки будущих музыкантов необходимо использовать возможности смежных видов искусств, в частности хореографии.
2. Для повышения профессионального уровня студентов музыкальных специальности необходимо активное развитие их творческого потенциала.
3. С целью более гармоничного развития личности музыканта, нужно уделять больше внимания развитию их движенческих способностей, умению воспринимать музыкальный материал через свое тело.
4. Необходимо повсеместно в творческих, музыкальных и педагогических средних и высших учебных заведения внедрять предмет «Танец».
1. Абдуллин, Э.Б. Методология музыкального образования/ Научная школа Э.Б. Абдуллина, Коллективная монография/ Под науч. рук. Э.Б. Абдуллина Изд. 3-е М.: Граф-Пресс, 2010-272 с.
2. Абрамов Б.Э. «О некоторых педагогических аспектах активизации творческого мышления» Петрозаводск: 1988.
3. Аймаутов Ж. Тэрбиеге жетекшЁ, Оренбург-1926.
4. Акинина, Т.М. Современные подходы в образовании, Петрозаводск- 2017 г.
5. Аль-Фараби А. Большая книга о музыке, М.: 1967.
6. Арановский М.Г. Проблемы музыкального мышления., Сборник статей/ под ред Арановского М.Г., М., «Музыка», 1974-336с.
7. Асафьев Б.В., Музыкальная форма как процесс, М.: 1930.
8. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного
творчества./Программа курса., М.: МГУКИ - 2004.
9. Балаубаев, С. Психология в школе № 6 А:, ПГУ им. С.Торайгырова, 2012.
10. Баринова М.Н. О комплексном развитии музыкальных способностей ученика в классе фортепиано// Известия РГПУ-2014.
11. Белый А. Символизм как миропонимание М. 1994.
12. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. Е.Н. Медынского - М.: Академия наук РСФСР, 1948-280 с.
13. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека, М.: МПСИ, 2010.
14. Богомолов А.С. Античная философия, М.: Высшая школа,
2006.
15. Бурцевой Г.В. «Управление развитием творческого мышления педагога-хореографа в процессе вузовской подготовки», Барнаул 2000.
16. Ваганова А.Я. Основы классического танца., С-Пб.: Лань - 2000.
17. Вайшите И. Формирование творческого характера актера/ Всероссийское театральное общество М., 1961-196 с.
18. Вилюнас В.К. Психология эмоций. М.: ИМУ-1984.
19. Волков С.О. Формирование представлений в образно-художественном мышлении современного музыканта-исполнителя, 2001.
20. Всеволодская-Голушкевич О. Пять казахских танцев., Алматы: Онер-1988.
21. Гаспарян Р.А. Постановка проблемы психологии творчества артистов балета, 1995.
22. Гегель Г.Ф. Эстетика. В четырех томах. 1817.
23. Гете И.В. Поэзия и правда. Из моей жизни. М.:Азбука-2013.
24. Гинзбург Г.Р. Статьи. Воспоминания. Материалы.//Сост. Яковлев М., М.: Сов. композитор-1984.
25. Голубкина А. Несколько слов о ремесле скульптора., М.: Искусство -1958.
26. Горбунова Г.П. Волевая регуляция деятельности//Учебное пособие., Кемерово - 2005.
27. Гройсман А.Л. Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера., М.-2007.
28. Джердималиевой Р.Р. Научно-педагогические основы методической подготовки учителя музыки в системе высшего образования. Дис. д.п.н., Алматы-320 с.
29. Добролюбов Н.А. Избранные произведения, Л.: ЛГКИ-1951.
30. Дубник И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве./ Дис. к.ф.н., 09.00.04 - 1984.
31. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М-Искусство 1982-277 с.
32. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества., М.: Академический проект - 2003.
33. Ершова О.В. Пластико-хореографическая подготовка специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств, М.:МГУКИ-2009.
34. Жубанов А. Психология, Кызылорда-Ташкент. 1926.
35. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987-183 с.
36. Запорожец А.В. Избранные психологические труды.- М.: 1986.
37. Захаров Р. «Сочинение танца», М. Искусство - 1989.
38. Зильберман Б.Г. Проблемное преподавание: теория и опыт. Казань, 1971.
39. Каган М.С. Проблема межсубъектных отношений., М.: Искусство - 1988.
40. Калинин Т.В. Развитие творческого мышления студентов., М.: Искусство - 1990.
41. Кандинский В.В. О духовном в искусстве., М.: 1910.
42. Кан-калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество, М.: Педагогика - 1990.
43. Каннабих Ю.В. История психиатрии. Л.: Гос. мед. издат., 1928.
44. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. М.: 2002.
45. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь, М.: Слово, АСТ 2002.
46. Коваленко Г.П. Что необходимо для воспитания одаренных?//Проблемы воспитания - 2003.
47. Коган Г.М. У врат мастерства, М.: Классика-ХХ1-2004.
48. Королев В.В. Формирование творческой активности студентов- хореографов в процессе вузовской подготовки : автореф. дис. к. п. н. : 13.00.08 . М. : МГУКИ, 2003.
49. Кравчук П.Ф. Творческий потенциал личности в системе подготовки специалиста в вузе.//Творчество и личность/ Курск 1995.
50. Краснорядцева О.М. Кросс-культурное исследование психологической готовности студентов к инновационному поведению//Теоретическая и экспериментальная психология, 2013-№1.
51. Кузнецова Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога- хореографа и его формирование. Дис. к.п.н.13.00.01. Нижни новгород, 1992.
52. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки. М.: Народное образование -2002.
53. Куруленко Э.А. Воспитание творчеством /Под ред. В.Л. Дранкова, Самара: СУ -1994 199 с.
54. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная - Спб:, 2001.-346 с.
55. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность (сборник), М.: Смысл, Академия-2004.
56. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии., М.: Наука - 1984.
57. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. М.: Искусство - 1972.
58. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти., М.: Опустошитель - 2017.
59. Маркс К. Капитал. М.: Политиздат - 1973.
60. Матюшкин А.М. Концепция творческой
одаренности.//Вопросы психологии/Под ред. А.М. Матюшкина, О.А. Конопкина - 1989-№6.
61. Мейлах В. Психология художественного
творчества.//«Вопросы литературы», 1960-№6.
62. Мейлах Б.С. «Процесс творчества и художественное восприятие»., М.: Искусство 1985.
63. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психология одаренности. Художественная одаренность, М.: 2005.
64. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. К.: «Знание» 1978.
65. Мухамеджанов К.М. Формирование готовности будущих учителей к организации творческого взаимодействия с учащимися в обучении: Дис. к. п. н. Алматы, 1994.
66. Неменская Л.А. Искусство в жизни человека.//Изобразительное искусство М.: Просвещение - 2012.
67. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. М.: Искусство, 1965¬375 с.
68. Одинокова И.Н. Совершенствование музыкально¬
теоретической подготовки будущего учителя музыки в классе сольфеджио на музыкальном факультете педагогического вуза. М.: МИГУ - 2014 с.
69. Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика-1990.
70. Пидкасистый П.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности./ Образование XXI века. Пед. Общ. России -
2007.
71. Платонов, К.К. Структура и развитие личности - М: Наука, 1986-256 с.
72. Пономарев Я.А. Психология творчества.//под ред. Ушакова Д.В.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006-214 с.
73. Просецкий В.А. Проблемы психологии личности и социальной психологии, М.: МГПИ-2002.
74. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, М.: 1957.
75. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование - 2008.
76. Спиркин А.Г. Основы философии/ Учебное пособие для вузов - М:, Политиздат 1988.-592 с.
77. Станиславский К.С. Работа актера над ролью, М. 1957-114 с.
78. Стоковский Л. Музыка для всех., М.: Советский композитор, 1963.
79. Сухомлинского В.А. «О воспитании» 1973-134 с.
80. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М:, Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1990.-334 с.
81. Толстой А. Собрание сочинений в четырех томах., М.: Художественная литература -1986.
82. Ушинский К.Д. Соб. соч. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», 1867.
83. Философский словарь /под ред. Фролова И.Т., М.: Политиздат 1981.
84. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки./Дис. д.п.н., 13.00.08., Краснодар 1999.
85. Шаймерденова К. Педагогические взгляды А. Кунанбаева А:, Рауан 1990.
86. Шахгулари В.В. Формирование готовности будущих учителей к творческой деятельности в школе, Алматы 2001.
87. Шеллинг Ф. Философия искусства, М.: Директ-Медиа, 2012.
88. Шорохова Е.В. Психология личности и образ жизни, М.:-1987.
89. Эйзенштейн С. Избранные статьи., М.: Искусство-1956.
90. Юрьева М.Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств./Дис. д.п.н. 13.00.08., Томбов-2010.
91. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности., М:. МПИ 1997.
92. Puttke M. The Neurocognition of Dance. Mind, Movement and Skills. New York, 2017.
93. Renzulli G.S. Schools for talent development./Mansfield Center, CT: Creative Learning Press-1994.
94. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity// The Nature of Creativity/ Sternberg R. (Ed) Cambridge, 1988-107 p.
95. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs,W.J., 1964-234 p