Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №81701

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста - 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Есть приложение (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1 Теоретические представления о невербальных средствах общения и их развитии у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым онтогенезом 6
1.1 Теоретические представления о невербальных средствах общения 6
1.2 Невербальное общение у детей с нормой развития речи 11
1.3 Невербальные средства общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
1.4 Методы изучения невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
Глава 2 Экспериментальное изучение невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
2.1 Организация и методики исследования 23
2.2 Содержание экспериментального исследования и анализ результатов 25
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 39

Недостаточное развитие речевых средств, в том числе и невербального общения, а также познавательной активности у детей с ОНР, ограничивая круг общения, способствует возникновению у них замкнутости, безынициативности, нерешительности, застенчивости; порождает специфические черты речевого поведения – неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. Их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. В свою очередь низкий уровень сформированности невербальных средств общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. В проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в аспекте развития невербальных средств общения до настоящего времени остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов. Это предопределило выбор темы нашего исследования.
Данный вопрос глубоко изучали М.И. Лисина, которая в своих трудах отразила генезис овладения детьми невербальными средствами общения, А.Н. Гвоздев и С.А. Мусихина показывали приемы овладения навыками невербальной коммуникации у детей, в работе И.Н. Горелова, Л.П. Федоренко определены пути развития невербальных средств общения. Т.И. Лях, И.Н. Смирнова и др. изучали проблему развития невербальных средств общения у дошкольников с нарушениями речевого развития.
Цель исследования заключается в изучении невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по особенностям невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития речи и с общим недоразвитием речи.
2. Подобрать методический инструментарий для проведения исследования.
3. Скомплектовать экспериментальную группу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для проведения исследования по уровню сформированности невербальных средств общения.
4. Провести исследование по изучению невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Оформить материалы исследования в виде курсовой работы.
Объектом исследования выступает процесс развития невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются невербальные средства общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методами исследования являются следующие:
- анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей старшего дошкольного возраста с ОНР, анализ и синтез, обобщение теоретической информации;
- эмпирические методы: тестирование, наблюдение, методы количественного и качественного анализ результатов исследования.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня проблема общения и формирования коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста приобретает все большее значение. Это явление объяснимо, потому что именно общение становится первым видом социальной активности, благодаря которому ребенок получает информацию, необходимую для его индивидуального развития. Общение является средством приобретения знаний об окружающем мире, способствует развитию способностей, формированию характера, самосознания, личностных качеств.
Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи невербальное поведение отличается большей стереотипностью, превалированием какого-либо одного из его элементов. Данные экспериментального исследования показали, невозможность произвольного использования невербальных средств общения, трудности в понимании, назывании, различении и воспроизведении эмоций, неадекватное использование эмотивной лексики.
Анализ результатов проведенного экспериментального исследования показал, что при ОНР снижена потребность в общении, дети не умеют ориентироваться в семантике коммуникативной ситуации, не могут установить длительные коммуникативные контакты, которые, в свою очередь, являются поверхностными и формальными. При этом невербальные средства общения используются часто неадекватно ситуации, не соответствуют речи и используются изолированно от неё. При восприятии и анализе ситуации дети данной категории, как правило, не учитывают невербальные средства, не придают им значения, а нередко и вовсе их не замечают.
В ходе исследования установлено, что у дошкольников с ОНР состояние невербальных средств общения характеризуется выраженными трудностями их понимания, неадекватностью вербально-невербального перевода в эквиваленты значений, качественным своеобразием невербального общения, недостаточной коммуникативной ориентированностью невербальных средств общения и их несоответствием общепринятым нормам употребления. Выявленные недостатки невербального кодирования и декодирования невербальных средств общения позволили констатировать, что в условиях общего недоразвития речи наблюдается незрелость невербальных предпосылок коммуникативно-речевой интенции, эмоциональной выразительности речи и вероятностного прогнозирования.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
2. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Собрание сочинений: В6-ти т. Т.3. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2003. – 368 с.
3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 472 с.
4. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики. Учебное пособие. / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2008. – 181 с.
5. Зайцев, Д.В. Проблема развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. – 2018. – № 7. – С. 127-131.
6. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009. – 382 с.
7. Иванова, А.И. Межличностное взаимодействие со сверстниками дошкольников с ОНР как проблема исследования / А.И. Иванова // В сборнике: Студент – Исследователь – Учитель. Материалы XXI Межвузовской студенческой научной конференции. Редколлегия: Н.А. Бочарова, Н.И. Верба, Т.С. Вологова [и др.]. – 2020. – С. 1065-1069.
8. Иовлева, Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте / Т.Е. Иовлева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 266 с.
9. Карпунина, Е.П. Изучение состояния невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.П. Карпунина // В сборнике: Новая наука как результат инновационного развития общества. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. – 2017. – С. 35-37.
10. Ковалева, А.А. Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста / А.А. Ковалева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 42-48.
11. Круглова, А.В. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве / А.В. Круглова, О.С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
12. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2017. – 463 с.
13. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
14. Леханова, О.Л. Особенности использования невербальных средств общения у детей с общим недоразвитием речи / О.Л. Леханова // В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании. сборник статей XII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 355-359.
15. Лисина, М.И. Общение дошкольников / М.И. Лисина. – М.: АСТ, 2015. – 225 с.
16. Лущихина, И.М. Речь, язык, языковое сознание / И.М. Лущихина // Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Владос, 2011. – 584 с.
17. Лях, Т.И. Исследование невербальных средств общения в процессе развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Т.И. Лях, О.И. Толоконникова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3-10. – С. 72-74.
18. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной.-2-е изд.,доп. – М..: Педагогика, 2013. – 39 с.
19. Мусихина, С.А. Формирование невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / С.А. Мусихина // В сборнике: Новейшие тенденции в науке и образовании. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 112-115.
20. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
21. Смирнова, И.Н. Изучение невербального общения старших дошкольников / И.Н. Смирнова // В сборнике: Мир специальной педагогики и психологии. научно-практический альманах. – Москва, 2016. – С. 117-125.
22. Терентьева, Ю.В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с патологиями речи в дошкольном возрасте / Ю.В. Терентьева // Дефектология. – 2016. – №2. – С. 33-36.
23. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2009. – 368 с.
24. Федоренко, Л.П. Закономерности развития речи – основа теории методики // Методика развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пособие / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 274 с.
25. Шевцова, А.В. К проблеме развития выразительности речи старших дошкольников с ОНР / А.В. Шевцова, Т.В. Мельник // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 826-829.
26. Шилова, О.В. Значение невербальных средств общения в процессе межличностной коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Шилова // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 3 ч. – 2018. – С. 71-75.
27. Щегалева, И.Р. Развитие невербального общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Р. Щеголева // В сборнике: Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного. сборник статей по материалам III Всероссийской студенческой конференции. – Нижний Новгород, 2021. – С. 171-176.
28. Щеглова, И.М. Коммуникативное развитие детей с нарушениями в речи / И.М. Щеглова // Логопедия. – 2015. – №4. – С. 74-77.
29. Хомякова, С.Е. Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи / С.Е. Хомякова // В сборнике: Инновационные педагогические технологии. материалы VI международной научной конференции. – 2017. – С. 110-116.
30. Черныш, Н.Г. Онтогенез общения / Н.Г. Черныш // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 112-116.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ