Изучение невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста - 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Есть приложение (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические представления о невербальных средствах общения и их развитии у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым онтогенезом 6
1.1 Теоретические представления о невербальных средствах общения 6
1.2 Невербальное общение у детей с нормой развития речи 11
1.3 Невербальные средства общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
1.4 Методы изучения невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
Глава 2 Экспериментальное изучение невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
2.1 Организация и методики исследования 23
2.2 Содержание экспериментального исследования и анализ результатов 25
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 39
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста - 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Есть приложение (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические представления о невербальных средствах общения и их развитии у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым онтогенезом 6
1.1 Теоретические представления о невербальных средствах общения 6
1.2 Невербальное общение у детей с нормой развития речи 11
1.3 Невербальные средства общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
1.4 Методы изучения невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
Глава 2 Экспериментальное изучение невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
2.1 Организация и методики исследования 23
2.2 Содержание экспериментального исследования и анализ результатов 25
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 39
Недостаточное развитие речевых средств, в том числе и невербального общения, а также познавательной активности у детей с ОНР, ограничивая круг общения, способствует возникновению у них замкнутости, безынициативности, нерешительности, застенчивости; порождает специфические черты речевого поведения – неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. Их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. В свою очередь низкий уровень сформированности невербальных средств общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. В проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в аспекте развития невербальных средств общения до настоящего времени остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов. Это предопределило выбор темы нашего исследования.
Данный вопрос глубоко изучали М.И. Лисина, которая в своих трудах отразила генезис овладения детьми невербальными средствами общения, А.Н. Гвоздев и С.А. Мусихина показывали приемы овладения навыками невербальной коммуникации у детей, в работе И.Н. Горелова, Л.П. Федоренко определены пути развития невербальных средств общения. Т.И. Лях, И.Н. Смирнова и др. изучали проблему развития невербальных средств общения у дошкольников с нарушениями речевого развития.
Цель исследования заключается в изучении невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по особенностям невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития речи и с общим недоразвитием речи.
2. Подобрать методический инструментарий для проведения исследования.
3. Скомплектовать экспериментальную группу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для проведения исследования по уровню сформированности невербальных средств общения.
4. Провести исследование по изучению невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Оформить материалы исследования в виде курсовой работы.
Объектом исследования выступает процесс развития невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются невербальные средства общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методами исследования являются следующие:
- анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей старшего дошкольного возраста с ОНР, анализ и синтез, обобщение теоретической информации;
- эмпирические методы: тестирование, наблюдение, методы количественного и качественного анализ результатов исследования.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложения.
Данный вопрос глубоко изучали М.И. Лисина, которая в своих трудах отразила генезис овладения детьми невербальными средствами общения, А.Н. Гвоздев и С.А. Мусихина показывали приемы овладения навыками невербальной коммуникации у детей, в работе И.Н. Горелова, Л.П. Федоренко определены пути развития невербальных средств общения. Т.И. Лях, И.Н. Смирнова и др. изучали проблему развития невербальных средств общения у дошкольников с нарушениями речевого развития.
Цель исследования заключается в изучении невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по особенностям невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития речи и с общим недоразвитием речи.
2. Подобрать методический инструментарий для проведения исследования.
3. Скомплектовать экспериментальную группу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для проведения исследования по уровню сформированности невербальных средств общения.
4. Провести исследование по изучению невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Оформить материалы исследования в виде курсовой работы.
Объектом исследования выступает процесс развития невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются невербальные средства общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методами исследования являются следующие:
- анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей старшего дошкольного возраста с ОНР, анализ и синтез, обобщение теоретической информации;
- эмпирические методы: тестирование, наблюдение, методы количественного и качественного анализ результатов исследования.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложения.
Сегодня проблема общения и формирования коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста приобретает все большее значение. Это явление объяснимо, потому что именно общение становится первым видом социальной активности, благодаря которому ребенок получает информацию, необходимую для его индивидуального развития. Общение является средством приобретения знаний об окружающем мире, способствует развитию способностей, формированию характера, самосознания, личностных качеств.
Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи невербальное поведение отличается большей стереотипностью, превалированием какого-либо одного из его элементов. Данные экспериментального исследования показали, невозможность произвольного использования невербальных средств общения, трудности в понимании, назывании, различении и воспроизведении эмоций, неадекватное использование эмотивной лексики.
Анализ результатов проведенного экспериментального исследования показал, что при ОНР снижена потребность в общении, дети не умеют ориентироваться в семантике коммуникативной ситуации, не могут установить длительные коммуникативные контакты, которые, в свою очередь, являются поверхностными и формальными. При этом невербальные средства общения используются часто неадекватно ситуации, не соответствуют речи и используются изолированно от неё. При восприятии и анализе ситуации дети данной категории, как правило, не учитывают невербальные средства, не придают им значения, а нередко и вовсе их не замечают.
В ходе исследования установлено, что у дошкольников с ОНР состояние невербальных средств общения характеризуется выраженными трудностями их понимания, неадекватностью вербально-невербального перевода в эквиваленты значений, качественным своеобразием невербального общения, недостаточной коммуникативной ориентированностью невербальных средств общения и их несоответствием общепринятым нормам употребления. Выявленные недостатки невербального кодирования и декодирования невербальных средств общения позволили констатировать, что в условиях общего недоразвития речи наблюдается незрелость невербальных предпосылок коммуникативно-речевой интенции, эмоциональной выразительности речи и вероятностного прогнозирования.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи невербальное поведение отличается большей стереотипностью, превалированием какого-либо одного из его элементов. Данные экспериментального исследования показали, невозможность произвольного использования невербальных средств общения, трудности в понимании, назывании, различении и воспроизведении эмоций, неадекватное использование эмотивной лексики.
Анализ результатов проведенного экспериментального исследования показал, что при ОНР снижена потребность в общении, дети не умеют ориентироваться в семантике коммуникативной ситуации, не могут установить длительные коммуникативные контакты, которые, в свою очередь, являются поверхностными и формальными. При этом невербальные средства общения используются часто неадекватно ситуации, не соответствуют речи и используются изолированно от неё. При восприятии и анализе ситуации дети данной категории, как правило, не учитывают невербальные средства, не придают им значения, а нередко и вовсе их не замечают.
В ходе исследования установлено, что у дошкольников с ОНР состояние невербальных средств общения характеризуется выраженными трудностями их понимания, неадекватностью вербально-невербального перевода в эквиваленты значений, качественным своеобразием невербального общения, недостаточной коммуникативной ориентированностью невербальных средств общения и их несоответствием общепринятым нормам употребления. Выявленные недостатки невербального кодирования и декодирования невербальных средств общения позволили констатировать, что в условиях общего недоразвития речи наблюдается незрелость невербальных предпосылок коммуникативно-речевой интенции, эмоциональной выразительности речи и вероятностного прогнозирования.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Исследование эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - Исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018



