Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №67934

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения 6
1.1. Понятие выразительности речи и роль невербальных средств
общения в её формировании 6
1.2. Невербальные средства общения и их виды 13
1.3. Педагогические условия формирования выразительности речи
младших школьников невербальными средствами общения. 21
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию
выразительности речи невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе 33
2.1. Показатели и уровни оценки выразительности речи младших
школьников на уроках литературного чтения 33
2.2. Методика развития выразительности речи невербальными
средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе 37
2.3. Динамика сформированности уровня выразительности речи
младших школьников на уроках литературного чтения 41
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения

Современная образовательная школа характеризуется, прежде всего, функционально-ролевыми взаимоотношениями педагогов и школьников. Существующее между ними общение - это, в основном, общение обучающего и обучаемого. Это общение не может существовать без использования невербальных средств, которые придают эмоциональную окрашенность, насыщенность речи, выступают как процессуальный элемент педагогического воздействия. Невербальное общение является отражением бессознательной психической деятельности и в гораздо меньшей степени, чем речевая деятельность, контролируется сознанием, что создает весьма благоприятные потенциальные возможности для его использования.
Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе педагогического взаимодействия, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Владение невербальными средствами общения, умение гармонично их употреблять способствует установлению контакта с участниками педагогического процесса, обеспечению комфортного общения, взаимодействия, взаимопонимания. Знание культуры невербального общения необходимо для повышения эффективности работы, для установления хороших взаимоотношений между педагогами, между педагогом и учащимся, для профессиональной самореализации, для повышения качества подготовки учителя, совершенствования педагогического процесса.
Актуальность исследования. Невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться с начала 60-х годов ХХ в., и существует достаточно много взглядов на эту проблему. Большая роль в изучении невербальной коммуникации принадлежит Г.Е. Крейдлину, Е.Н.Верещагину и В.Г. Костомарову и др. На сегодняшний день изучены отдельные составляющие невербального компонента общения: лицевая экспрессия, жестикуляция, кинесика, проксемика, акустика речи и голоса, позы, а также своеобразие и функционирование невербальной коммуникации невербального поведения в целом. Однако, несмотря на наличие многочисленных исследований, существует еще много нерешенных вопросов, в том числе изучение невербальных компонентов общения в аспекте выразительности речи младших школьников.
Данное положение обусловило постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия развития выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе. Решение указанной проблемы составляет цель нашей работы.
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть невербальные компоненты коммуникации и их значение в педагогическом взаимодействии учителя и ученика;
2) обосновать роль невербальных средств общения в формировании выразительности речи;
3) определить педагогические условия обучения невербальным средствам общения младших школьников;
4) провести практическую работу по повышению уровня выразительности речи младших школьников.
Гипотеза: развитие выразительности речи младших школьников будет проходить эффективно, если:
- на уроках литературного чтения участниками педагогического процесса уместно используются разнообразные невербальные средства общения;
- на уроках литературного чтения проводится систематическая работа по использованию невербальных средств общения в речевой деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития выразительности речи учащихся начальных классов.
Предмет исследования: педагогические условия развития выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения на уроках литературного чтения.
База исследования. В данном исследовании принимали участие учащиеся 2 «А» класса МБОУ «СОШ №45».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования, формулируется гипотеза.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения» раскрываются сущность понятия выразительности речи и роль невербальных средств общения в её формировании, выявляются педагогические условия развития выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения, раскрывается сущность невербальных средств общения, а также рассматриваются их виды.
Во второй главе «Опытно-практическая работа по формированию вы-разительности речи невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе» описывается ход экспериментальной работы по формированию выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
Библиографический список включает в себя 50 источников.
В приложение вынесены диагностические материалы, конспекты уро-ков, протоколы наблюдений, таблицы промежуточных результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что в целом вы-двинутая гипотеза подтвердилась, поставленная цель достигнута, задачи реализованы.
В данной работе мы постарались выявить сущность выразительности речи и роль невербального средства общения в ее формировании, а также рассмотрели виды невербальных средств. Мы убедились в том, что развитие выразительной речи у ребенка - одна из важнейших задач учителя.
Система невербального общения занимает одно из важных мест в структуре процесса общения. Невербальные средства коммуникации являются существенным его дополнением: подтверждают сказанное, усиливают его, иллюстрируют, подчёркивают. Невербальные средства призваны регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.
Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Использование на уроках методов невербального общения способствует не только лишь более основательному пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, впоследствии чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя наиболее широкие возможности для личностного развития. Именно невербальное общение делает нашу речь более яркой и насыщенной.
В проведенном исследовании развитие выразительности речи невербальными средствами общения на уроках литературного чтения подтвердило теоретическую значимость и нашло конкретное практическое решение. Было доказано, что на уроках литературного чтения уместно использовать жесто-мимические и фонационные невербальные средства. Таким образом, результаты исследования подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.
Среди педагогических условий повышения младшими школьниками выразительности речи невербальными средствами общения были названы обращение к невербальному опыту ученика, формирование умения «читать» позы, жесты, мимику, умения правильно оценить ситуацию общения, опора на личный пример учителя, понимание младшими школьниками значения встречающихся слов, а также использование разнообразных методов и приёмов (драматизация, создание ситуации успеха, нетрадиционные формы работы и т.п.). Проверить все условия за время, отведенное на экспериментальную работу, не представилось возможным, однако регулярная, систематическая работа по анализу и использованию невербальных средств общения на уроках литературного чтения дала определённые результаты. Подобную работу ни в коем случае не следует прекращать.



1. Абрамов Н. Искусство разговаривать // Русская речь. - 1991. - № 4.
- С. 76-81.
2. Аленикова С.И. Язык жестов // Наука и жизнь - 1985. - №7. - С. 143-147.
3. Аминов И.И. Психология делового общения / И.И. Аминов. - М.: Омега-Л, 2006. - 304 с.
4. Амонашвили Ш.А. Педагогическое общение / Ш.А. Амоношвили. -
М., 1989. - 205 с.
5. Асмолов А.Т. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Т. Асмолов. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 120 с.
6. Бабич Н.И. Психологические особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников: Автореф. дис...канд. психол. наук.
- М., 1989. - 302 с.
7. Битянова М. Особенности человеческой коммуникации // Школьный психолог / М. Битянова. - 1999. - №30. - С. 142-156.
8. Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 256 с.
9. Бродовский М. Искусство устного изложения / М. Бродовский - М., 1987. - 187 с.
10. Введенская Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская. - Ростов-на-Дону: Деникс, 1996. - 253 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 156 с.
12. Горелов И.Н. Невербальные коммуникации / И.Н. Горелов. - М.: Речь, 2010. - 104 с.
13. Горелов И.Н. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности // Исследования речевого мышления в психолингвистике. - М.: Наука, 1985. - 150 с.
14. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный знак мысли: Рассказы о невербальной коммуникации. - М.: Мол. гвардия, 1991. - 126 с.
15. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения / С. Дерябо, В. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 145 с.
16. Дубнова Е. Я. Об искусстве художественного слова. - М., 1986. - 270 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: ЛОГОС, 2011. - 117 с.
18. Ильин Е.Л. Эмоции и чувства / Е.Л. Ильин. - СПб: Питер, 2010. - 750 с.
19. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1978. - 168 с.
20. Капнадзе Л.А., Красильникова Е.В. Роль жеста в разговорной речи / Русская разговорная речь / Под ред. О.Б. Сиротина и др. - Саратов, 1970. - 260 с.
21. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога / И.А. Колесникова. - СПб: Питер, 2003. - 190 с.
22. Кордуэлл М. Психология. А-Я: словарь-справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко / М. Кордуэлл. - М.: ФАИР-ПРЕСС. - 2000. - 448 с.
23. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. - Л., 1990. - 208 с.
24. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесменов / Ф.А. Кузин. - М., 2000. - 320 с.
25. Лабунская В.А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская. - М.: Академия, 2001. - 390 с.
26. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 345 с.
27. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 235 с.
28. Леонтьев А.А. Язык жестов / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1997. - 207 с.
29. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 224 с.
30. Макаренко А. С. Собр. соч. Т.5. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1989. - 171 с.
31. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.
32. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М., 1998. - Т. 1. - 520 с.
33. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по невербальному общению / М. Нэпп, Д. Холл. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 512 с.
34. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом общении / Е. А. Петрова. - М., 1998. - 276 с.
35. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам / А. Пиз. - Нижний Новгород, 1992. - 265 с.
36. Поваляева М.А. Невербальные средства общения / авт. Рутер О. А. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 352 с.
37. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка / Н.И. Политова. - М.: Просвещение, 1984. - 192 с.
38. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
39. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
40. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 335 с.
41. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: кн. для учителя / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991. - 211 с.
42. Рыданова И.А. Основы педагогики общения: учебное пособие / И.А. Рыданова. - Минск: Беларус. наука, 1998. - 319 с.
43. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение / Сокр. пер. с нем. / Х. Рюкле. - М.: Интерэксперт, 1996. - 352 с.
44. Рябов А.Е., Леонова Р.Н. Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика начальной школы / А.Е. Рябов, Р.Н. Леонова // Начальная школа. - 2011. - №9. - С.16-18.
45. Савова М. Р. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; Сост. А. А. Князьков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 310 с.
46. Станиславский К.С. Избранное / К.С. Станиславский. - М.: Речь,2006.- 311 с.
47. Степанов С. Секреты лица и характера // Школьный психолог / С. Степанов. - 1999. - №44. - 265 с.
48. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М., 2000. - 624 с.
49. Тренев Н.Н. Деловое общение менеджера // Менеджмент в России и за рубежом / Н.Н. Тренев. - 2000. - №5. - 215 с.
50. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии / В.П. Трусов. - 1982. - №5. - 147 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ