Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы личности младшего дошкольника

Работа №81700

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
251
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста по средством игры 8
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста 8
1.2. Коррекционно-развивающие возможности игры 14
1.З. Игра как средство развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста 21
Выводы к 1 главе 30
Глава 2.Эмпирическое исследование развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста по средством игры 32
2.1. Комплекс диагностических методик на выявление уровня развития
эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста 39
2.3. Анализ результатов исследования 46
Выводы к 2 главе 50
Заключение 51
Библиографический список 53

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, ХХ1 веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниями других внешних факторов. Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.
В системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний [1]. Многие годы образование в России был о ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако самопредназначение дошкольного возраста заключается не столько во владении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
То, что писал Л.С. Выгодтский о феномене "засушенное сердце" (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным налогизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка это телевизор или компьютер, а любимое занятие просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Эмоции сопровождаются определёнными физиологическими изменениями в организме. По современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты[7,с.6].
Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом виноваты ритм современной жизни, обилие информации, калейдоскоп событий и лиц и другие факторы. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Проблемы развития эмоциональной сферы нашли своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Божович, а также их учеников и последователей (Я.З. Неверович, Т.И. Репина, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова и др.).
Одним из главных средств воспитания младших дошкольников, может и должна стать игра, поскольку она не только проявление своеобразного и независимого мира Детства, но и способ социализации воспитанников, обеспечения связи ребенка с миром взрослых. Использование игры предполагает обеспечение условий, которые бы позволили раскрыть и закрепить социально-ценные качества личности, неполучившие должного развития в семье и других социальных средах.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. В процессе игровой деятельности ребенок активно познает окружающую действительность, овладевает общественным опытом, нормами поведения, раскрепощается. Иными словами, ребенок становиться Личностью.
Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин внесли существенный вклад в разработку теории детских игр, показав их социальный характер и роль в эмоциональном воспитании ребёнка. Вместе с тем, проблема является важной и сохраняется необходимость теоретического обобщения, поиска эффективных условий для социально- эмоционального развития детей.
Актуальность исследуемой проблемы, её недостаточная разработанность, потребность психологической практики в эффективных методах развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста, определили выбор темы дипломной работы: «Роль игры в развитии эмоциональной сферы личности младшего дошкольника».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста посредством игры.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эмоциональное развитие младших дошкольников средствами игровой деятельности будет эффективное если:
-учебно-воспитательный процесс модернизировать и конкретизировать с использованием игровой деятельности в целях создания благоприятного психологического климата, способствующего эмоциональному развитию младших дошкольников;
- определить в комплексе условия, содержание и технологию использования игр в эмоциональном развитии детей на занятиях и в свободное время, учитывающие потенциал различных видов игровой деятельности;
- отобрать и адаптировать игровые упражнения, задания, игры с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
2. Подобрать пакет авторских методик по выявлению уровня развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс игровых занятий по развитию эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение.
Практическая значимость работы заключается в том, что комплекс игровых занятий может быть использован в практике работы педагогов- психологов дошкольных образовательных учреждений для развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка библиографических источников и литературы, приложений.
Базаисследования:456800 Челябинская область,г. Верхний Уфалей, ул. Каслинская 3А, МУ«КЦСОН».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было рассмотреть игры, как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Мы предположили гипотезу об эффективности объединения игровой деятельности с педагогической работой. Игра является основной деятельностью дошкольника, ведущей к появлению новообразований, и средством педагогического воздействия, направленного на определенную цель (в нашем случае на развитие эмоциональной сферы).
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по эмоциональному развитию ребенка, мы сделали вывод, что между эмоциональным развитием детей и игрой присутствует тесная связь.
Эмоциональное развитие-это сложный процесс, требующий постоянное педагогическое вмешательство со стороны взрослых. Поэтому особоэффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно проявляется знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего замысла. В ходе игровой деятельности ребенок получает новый социальный опыт, переносящийся в жизнь. Ведь именно формирование эмоциональной сферы у ребенка, будь то дошкольник или ребенок старшего возраста, позволяет говорить о развитии полноценной и гармоничной личности.
Психолого-педагогические приемы, осуществляющиеся в процессе игры, улучшают эмоциональную сферу, снижают эмоциональные преграды и ведут к появлению высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.
Действуя с ребенком в игре, педагог делает доступным для него сложный мир взрослых дели отношений, воспитывает эмоциональные отношения со сверстниками.
Эмоциональные всплески в игре помогают дошкольнику преодолеть проявления негатива по отношению к другим детям, принимать их как товарищей. Этому способствует создание в игре тех условий, помогающих ребенку войти в роль, передать образ персонажа, исполняемого им, перевоплощаться и не только изображая своего героя, но и благодаря активной внутренней работе, выражая свое конкретное отношение к нему.
Дети более непосредственно выражают себя во внезапной, инициированной ими игре, чем в словах, потому что, в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра предоставляет в распоряжение ребенка знаки, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить свои эмоции.
В тоже время игра для ребенка- это и одна из форм «самотерапии»,благодаря которой, могут быть отражены различные конфликты и проблемы. В относительно безопасном игровом мире ребенок позволяет себе опробовать разные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного время препровождения, каким ее обычно считают взрослые.
В результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой оригинальностью этапах развития человека психоанализу удалось разработать эффективные методы работы с детьми. В игре ребенку дается возможность выражать свои замыслы, чувства, желания, фантазии, достигать снятия эмоционального напряжения в безопасной обстановке постепенно и с меньшей тревогой.
В нашем исследовании особое внимание уделено игровой деятельности как средству эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Игровые занятия будут более эффективны для развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста, если принять во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей при подготовке материала для занятий; используя разнообразные приёмы работы.



1. Адлер, А. Понять природу человека. СПб., 2000;
2 Амонашвили, Ш.А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. М., 1990.
3. Ананьева, Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей
дошкольного возраста. Конспекты занятий. - СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-80 с.
4. Бондаренко, А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре. М., 2001.
5. Власов, Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Вопросы психологии 1977. №1. С. 97-106.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991
7. Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. -метод. пособие к курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество Россия, 2001
8. Давыдов, В.В., Драгунова, Т.В., Ительсон, Л.Б., Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1979 - с. 288;
9. Данилина, Т. А., Зедгенидзе, В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008.
10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" - М. Владос-Пресс, 2005 - с.264;
11. Додонов, Б. И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности. // Вопр. психол. 1978. №3. С. 21-32.
12. Душенко, К.В. Большая книга афоризмов. Изд. 7-е исправленное. - М.: Изд-во Эксмо, 2002 - с.1056;
13. Изотова, Е.И., Никифорова, Е.В. «Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика» Москва. 2004 г
14. Ильясова, И.И., Ляудис, В.Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946¬1980 гг. - М.: Изд-во Московского университета, 1981 - с.304;
15. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь. - М.: Политизат, 1985 - с.431;
16. Козырева, О.А. Лексико- грамматичесие игры // Логопед. 2004. №6. с.89-93;
17. Кордуил, М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с английского К.С. Ткаченко - М.: Фаир-Пресс, 2000 - с.448;
18. Корчанова, Е.Г. К вопросу о эмоционально-волевом развитии личности
младшего школьника как социально-педагогической проблемы Е.Г, Корчуганова // Народное образование - фактор социально-экономического и культурного развития республики Алтай: Материалы республиканской научно-практической конференции. - Горно-Алтайск: Министерство
образования и науки республики Алтай ГАГУ, 2002, 2002. - 284 с. - С. 106¬108.
19. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. - М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2013.-264 С.
20. Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Дошкольная грамматика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч.2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду- 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988 - с.270;
21. Лысенко, Е.М., Тареева А.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие - Саратов. 2000 - с.84;
22. Максакова, А. И., Тумакова, Г. А. Учите играя. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2006
23. Менджрицкая, Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2000.
24. Мухина, В.С. возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.5-е изд., стереотип. - М., 2000;
25. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника - М.: Просвещение., 2003.-286с.
26. Пазухина, И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие для практических работников детских садов - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
27. Петричук, И.И. Еще раз об игре [Педагогика. 2007. № 7. с.55-61.];
28. Петровский, А.В., Хрошевский М.Г. Психология. Словарь. 2-е изд., испр. и доп., М.; Политиздат, 1990 - с.494;
29. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие. М.,2000.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002 - с.720;
31. Урунтаева, Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение - Владос, 1995.
32. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: В 2т. - М., 1953. -Т.1
33. Хрипкова, А.Г.Мир детства: Младший школьник. М., 1981, с. 261- 265.
34. Чудновский, В.Э. Нравственная устойчивость личности. - М. 1981
35. Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] URL: [ Скачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 24 марта 2015 года)
37. Янчук, М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. -
Волгоград: Учитель, 2014.- 127с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ