РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ 9
1.1. Традиционные народные представления о времени суток,
днях недели, смене сезонов и счета годового времени 9
1.2. Взаимодействие народных и церковных праздников 14
ГЛАВА 2. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ 40
2.1. Изучение уровня развития патриотических чувств у детей
младшего школьного возраста 40
2.2. Программа сохранения народных традиций через участие в
народных праздниках 50
2.3. Оценка эффективности программы патриотического
воспитания средствами народного праздника 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ 9
1.1. Традиционные народные представления о времени суток,
днях недели, смене сезонов и счета годового времени 9
1.2. Взаимодействие народных и церковных праздников 14
ГЛАВА 2. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ 40
2.1. Изучение уровня развития патриотических чувств у детей
младшего школьного возраста 40
2.2. Программа сохранения народных традиций через участие в
народных праздниках 50
2.3. Оценка эффективности программы патриотического
воспитания средствами народного праздника 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей.
Будням противопоставлялся праздник - время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.
Культура праздника воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит людей умению выражать чувство солидарности. Праздник поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции.
Праздники имеют столь же продолжительную историю, как и сама культура. Изучение праздника в прошлом в основном сводилось к изучению зрелищных искусств. Сегодня в связи с усложнением в современном обществе новых взаимоотношений труда и досуга, с повышением значимости проблем коммуникации в современном мире, эти аспекты требуют своего углубленного исследования. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с общеобразовательных учебных заведений.
Чтобы воспитать истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого - с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся у нас в России еще до рождества Христова. Сейчас с каждым годом, каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. СМИ перестали нести воспитательную, образовательную функцию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций и праздников в формировании и развитии будущей личности очень огромная. Будущее России - в подрастающем поколении.
В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.
Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т.д. В российской педагогической науке также активизировались теоретические поиски: возникли концепции "Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова, "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.).
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России», созданы и разработаны методические программы: «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёва, «Мой родной дом» Э.П. Костика, Н.Н. Кочневой, «Истоки» Л.Л. Парамоновой, К.В. Тарасовой, где поднимается вопрос патриотического воспитания в профессиональной литературе, в периодической печати.
Ориентированная на все социальные слои и национальные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания и национального сознания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы полинационального воспитания. Особое место в программе уделено воспитанию национальных традиций у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства, с положительного отношения к своему народу, своей культуре.
Как известно, образ жизни отражает не только определенный способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-этническое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Вековые чаяния и мечты о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшие яркое воплощение в фольклоре народов России, удивительно созвучны идеям всестороннего, гармоничного развития человека. Именно поэтому так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора.
Актуальность исследования объясняется тем, что в силу объективных и субъективных причин большая часть духовного наследия и предметов народной праздничной культуры оказалась утрачена.В нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Таким образом, актуальность проблемы полинационального воспитания, сохранения и поддержания национальных традиций определила тему работы: «Роль народных праздников в сохранении национальных традиций».
Цель: изучить и проанализировать народные праздники теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организации национальных праздников как способа сохранения национальных традиций.
Объект исследования - национальные традиции русского народа.
Предмет исследования - народные праздники как способ сохранения народных традиций.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс сохранения национальных традиций будет проходить эффективнее при использовании в работе народных праздников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности национальных традиций как формы приобщения к национальной культуре;
3) определить возможности народных праздников в процессе сохранения национальных традиций;
4) экспериментально проверить эффективность использования народных праздников как способа сохранения национальных традиций.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- наблюдение, беседа, тестирование
-проведение систематических занятий у учащихся 3классапо фольклору и народным праздникам в основе содержащих народные праздники.
Базой исследования является хореографическая студия г. Оренбурга.
Этапы исследования: констатирующий - на данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по теме работы, были определены основные теоретические положения исследования. Экспериментальный - проведено изучение уровня патриотического воспитания младших школьников. Разработана и реализована программа сохранения национальных традиций средствами народных праздников. Контрольный - обобщение полученных данных, оформление работы, формулирование выводов.
Практическая значимость исследования состоит в обобщении результатов по теме работы, разработке программы сохранения национальных традиций средствами народных праздников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей.
Будням противопоставлялся праздник - время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.
Культура праздника воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит людей умению выражать чувство солидарности. Праздник поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции.
Праздники имеют столь же продолжительную историю, как и сама культура. Изучение праздника в прошлом в основном сводилось к изучению зрелищных искусств. Сегодня в связи с усложнением в современном обществе новых взаимоотношений труда и досуга, с повышением значимости проблем коммуникации в современном мире, эти аспекты требуют своего углубленного исследования. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с общеобразовательных учебных заведений.
Чтобы воспитать истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого - с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся у нас в России еще до рождества Христова. Сейчас с каждым годом, каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. СМИ перестали нести воспитательную, образовательную функцию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций и праздников в формировании и развитии будущей личности очень огромная. Будущее России - в подрастающем поколении.
В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.
Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т.д. В российской педагогической науке также активизировались теоретические поиски: возникли концепции "Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова, "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.).
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России», созданы и разработаны методические программы: «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёва, «Мой родной дом» Э.П. Костика, Н.Н. Кочневой, «Истоки» Л.Л. Парамоновой, К.В. Тарасовой, где поднимается вопрос патриотического воспитания в профессиональной литературе, в периодической печати.
Ориентированная на все социальные слои и национальные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания и национального сознания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы полинационального воспитания. Особое место в программе уделено воспитанию национальных традиций у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства, с положительного отношения к своему народу, своей культуре.
Как известно, образ жизни отражает не только определенный способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-этническое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Вековые чаяния и мечты о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшие яркое воплощение в фольклоре народов России, удивительно созвучны идеям всестороннего, гармоничного развития человека. Именно поэтому так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора.
Актуальность исследования объясняется тем, что в силу объективных и субъективных причин большая часть духовного наследия и предметов народной праздничной культуры оказалась утрачена.В нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Таким образом, актуальность проблемы полинационального воспитания, сохранения и поддержания национальных традиций определила тему работы: «Роль народных праздников в сохранении национальных традиций».
Цель: изучить и проанализировать народные праздники теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организации национальных праздников как способа сохранения национальных традиций.
Объект исследования - национальные традиции русского народа.
Предмет исследования - народные праздники как способ сохранения народных традиций.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс сохранения национальных традиций будет проходить эффективнее при использовании в работе народных праздников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности национальных традиций как формы приобщения к национальной культуре;
3) определить возможности народных праздников в процессе сохранения национальных традиций;
4) экспериментально проверить эффективность использования народных праздников как способа сохранения национальных традиций.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- наблюдение, беседа, тестирование
-проведение систематических занятий у учащихся 3классапо фольклору и народным праздникам в основе содержащих народные праздники.
Базой исследования является хореографическая студия г. Оренбурга.
Этапы исследования: констатирующий - на данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по теме работы, были определены основные теоретические положения исследования. Экспериментальный - проведено изучение уровня патриотического воспитания младших школьников. Разработана и реализована программа сохранения национальных традиций средствами народных праздников. Контрольный - обобщение полученных данных, оформление работы, формулирование выводов.
Практическая значимость исследования состоит в обобщении результатов по теме работы, разработке программы сохранения национальных традиций средствами народных праздников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера.
Каждый народ в зависимости от исторических условий прошел своеобразный путь развития, что наложило отпечаток на психологический склад этих народов, проявляющийся в сфере духовного производства, духовной культуры: письменности, литературы, искусстве, быте, традициях, обычаях, обрядах, фольклоре и т.д.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к историческим народным традициям, а значит - и сохранение их в наших детях. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки. Если социализация есть процесс становления личности, усвоение индивидуумом социального опыта, то это должен быть положительный опыт народных традиций, обычаев и игр, нежели негативное влияние СМИ и улицы. Одна из задач дополнительного образования обозначается как систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения, прививает чувство патриотизма к своей Родине.
Вытеснение народных традиций из нашей жизни, из сферы наших художественных интересов наносит ущерб творческому развитию личности и всего общества, сужает спектр естественных связей между поколениями. Вызывает тревогу, что этот процесс воспринимается обществом как естественный и неизбежный.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены основные теоретические положения, требующие практического доказательства.
Диагностика была начата по методике М.Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию, отношение младших школьников к национальному сознанию, сохранению национальных традиций.
На констатирующем этапе эксперимента нами были получены следующие данные: в 3А классе детей с высоким уровнем воспитания патриотических чувств - 10% (2 человека); 50% младших школьников- уровень воспитания патриотических чувств средний; у 40% (8 человек) - отмечен недостаточный уровень воспитания патриотических чувств; в 3Б классе детей с высоким уровнем воспитания патриотических чувств - 5% (1 человек); 60% младших школьников- уровень воспитания патриотических чувств средний; у 35% (7 человек)- отмечен
недостаточный уровень воспитания патриотических чувств.
Работа по реализации программы проводилась на протяжении 6 месяцев в 3А классе и частично в 3Б классе в рамках организации внеурочной деятельности через организацию и проведение занятий по фольклору и народным праздникам, после чего нами был поведен промежуточный срез, позволяющий оценить эффективность данной работы.
Анализируя данные, полученные на промежуточном этапе эксперимента, отмечается положительная динамика в ЗА классе, что вызвано проведением занятий по предложенной нами программе. Таким образом, можно говорить об эффективности проводимой программы и возможности сохранения национальных традиций средствами организации и проведения народных праздников.
Проанализировав данные, полученные при диагностике учащихся, можно отметить, что предложенная программа эффективна и положительно повлияла на патриотическое воспитание младших школьников, формирование и сохранение у них положительного отношения к национальным традициям.
Оценка эффективности программы родителями проводилась методом независимой оценки - родителям предлагались критерии, которые необходимо было оценить по пятибалльной шкале. Проанализировав ответы, отмечаем, что общая оценка проведенным мероприятиям соответствует высокому уровню, что говорит об эффективности проводимых мероприятий. Таким образом, согласно цели нашей квалификационной работы, основываясь на теоретических данных, подтвержденных нашим практическим исследованием, доказана эффективность разработанной и внедренной в образовательный процесс программы патриотического воспитания средствами народного праздника.
Каждый народ в зависимости от исторических условий прошел своеобразный путь развития, что наложило отпечаток на психологический склад этих народов, проявляющийся в сфере духовного производства, духовной культуры: письменности, литературы, искусстве, быте, традициях, обычаях, обрядах, фольклоре и т.д.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к историческим народным традициям, а значит - и сохранение их в наших детях. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки. Если социализация есть процесс становления личности, усвоение индивидуумом социального опыта, то это должен быть положительный опыт народных традиций, обычаев и игр, нежели негативное влияние СМИ и улицы. Одна из задач дополнительного образования обозначается как систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения, прививает чувство патриотизма к своей Родине.
Вытеснение народных традиций из нашей жизни, из сферы наших художественных интересов наносит ущерб творческому развитию личности и всего общества, сужает спектр естественных связей между поколениями. Вызывает тревогу, что этот процесс воспринимается обществом как естественный и неизбежный.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены основные теоретические положения, требующие практического доказательства.
Диагностика была начата по методике М.Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию, отношение младших школьников к национальному сознанию, сохранению национальных традиций.
На констатирующем этапе эксперимента нами были получены следующие данные: в 3А классе детей с высоким уровнем воспитания патриотических чувств - 10% (2 человека); 50% младших школьников- уровень воспитания патриотических чувств средний; у 40% (8 человек) - отмечен недостаточный уровень воспитания патриотических чувств; в 3Б классе детей с высоким уровнем воспитания патриотических чувств - 5% (1 человек); 60% младших школьников- уровень воспитания патриотических чувств средний; у 35% (7 человек)- отмечен
недостаточный уровень воспитания патриотических чувств.
Работа по реализации программы проводилась на протяжении 6 месяцев в 3А классе и частично в 3Б классе в рамках организации внеурочной деятельности через организацию и проведение занятий по фольклору и народным праздникам, после чего нами был поведен промежуточный срез, позволяющий оценить эффективность данной работы.
Анализируя данные, полученные на промежуточном этапе эксперимента, отмечается положительная динамика в ЗА классе, что вызвано проведением занятий по предложенной нами программе. Таким образом, можно говорить об эффективности проводимой программы и возможности сохранения национальных традиций средствами организации и проведения народных праздников.
Проанализировав данные, полученные при диагностике учащихся, можно отметить, что предложенная программа эффективна и положительно повлияла на патриотическое воспитание младших школьников, формирование и сохранение у них положительного отношения к национальным традициям.
Оценка эффективности программы родителями проводилась методом независимой оценки - родителям предлагались критерии, которые необходимо было оценить по пятибалльной шкале. Проанализировав ответы, отмечаем, что общая оценка проведенным мероприятиям соответствует высокому уровню, что говорит об эффективности проводимых мероприятий. Таким образом, согласно цели нашей квалификационной работы, основываясь на теоретических данных, подтвержденных нашим практическим исследованием, доказана эффективность разработанной и внедренной в образовательный процесс программы патриотического воспитания средствами народного праздника.



