Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическое обеспечение разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях

Работа №8165

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы204стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
924
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы разновозрастного взаимодействия учащихся в контексте социального воспитания в
детских объединениях 15
§ 1. Психолого-педагогические характеристики детского
объединения как института социализации личности 15
§ 2. Особенности социального воспитания в детских объединениях 41
§ 3. Теоретические подходы к категории разновозрастного
взаимодействия 65
Глава 2. Организация социально-педагогического обеспечения разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных
творческих объединениях 103
§ 1. Характеристика социально-педагогического обеспечения разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных
творческих объединениях 103
§ 2. Опытно-экспериментальная работа по социально¬педагогическому обеспечению разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях 126
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по социально-педагогическому обеспечению разновозрастного
взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях . 141
Заключение 158
Список литературы 161
Приложения 177



Актуальность работы обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств. Повседневное социальное взаимодействие человека на протяжении всей его взрослой жизни носит разновозрастный характер. Большинство социальных групп, в состав которых входит зрелая личность: семья, рабочий коллектив, родственные, соседские, приятельские группы,
- состоят из людей разного биологического и социального возраста. При этом в детстве данная ситуация носит иной характер: большинство групп, существующих в различных воспитательных организациях, являются одновозрастными, среди них школьные классы, объединения детей в учреждениях дополнительного образования, временные детские объединения в загородных детских оздоровительных центрах, клубы общения детей в учреждениях социальной защиты населения и другие.
Опыт разновозрастного взаимодействия приобретается ребенком в двух основных типах отношений: в процессе взаимодействия со взрослыми, находящимися в воспитательной позиции (педагоги, родители), и в процессе взаимодействия с другими детьми в самоорганизующихся неформальных приятельских объединениях по месту жительства - дворовых компаниях.
Исследователи процесса социализации подчеркивают ограниченность социального опыта, приобретаемого таким путем (Л.И. Божович, Е.И. Дымов, И.С. Кон, Т.Е. Конникова, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова). С одной стороны, во взаимодействии с родителями и педагогами на первый план выдвигается моноролевая позиция ребенка (младшего, воспитываемого). С другой стороны, микрогруппы сверстников подвержены различным неблагоприятным влияниям среды, в них велик риск присвоения ребенком негативных стереотипов разновозрастного взаимодействия. Ситуация усложняется возрастанием доли нуклеарных однодетных семей, ослаблением родственных и

соседских связей, которые приводят к обеднению или отсутствию опыта разновозрастного взаимодействия между родными братьями и сестрами, детьми-родственниками или детьми, проживающими в соседских семьях.
Необходимость создания разновозрастных групп в воспитательных организациях различного типа подтверждена рядом исследований, результаты которых свидетельствуют о более интенсивном процессе социализации в них, о возможности приобретения опыта полиролевого поведения, о формировании многих социально значимых качеств личности, таких как ответственность, терпимость, требовательность, сострадание, эмпатия (Л.В. Байбородова, Е.Н. Старостина, Е.Б. Штейнберг и др.).
В течение достаточно длительного времени в социальной педагогике предпринимают попытки создания разновозрастных детских объединений в воспитательных организациях по месту жительства, в загородных детских оздоровительных центрах, в учреждениях дополнительного образования. Для работы в таком объединении педагогу необходимо владение специальными знаниями и технологиями, особых усилий требует организация структуры межличностных отношений детей и подростков. Однако разновозрастные объединения детей, к сожалению, не входят на сегодняшний день в массовую практику социального воспитания. Изменить такую ситуацию, на наш взгляд, возможно, если обеспечить появление и развитие сети разновозрастных объединений в самом массовом институте воспитания - общеобразовательной школе.
Теоретической основой разработки проблемы социально¬педагогического обеспечения разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях является ряд исследований социологического, социально-психологического и собственно педагогического характера.
Теория социального взаимодействия изучалась в рамках зарубежной социальной психологии К. Берком, Г. Блумером, Э. Гофманом,
4

X. Данкеном, Дж. Мидом, Дж. Хомансом, Я. Щепаньским и др.; в отечественной социальной психологии - К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым, JI.C. Выготским, И.А. Зимней, P.JL Кричевским, А.А. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, Н.Н. Обозовым, А.В. Петровским, В.Д. Шадриковым, Г.П. Щедровицким и др.
Взаимодействие рассматривается как одна из основных категорий педагогики, при этом оно может характеризоваться как социальный и как педагогический феномены. Взаимодействие детей в определенном социальном пространстве, в которое может входить и школа, является социальным.
В работах педагогов-исследователей феномен педагогического взаимодействия рассматривается как сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий (В.И. Загвязинский, Л.А. Левшин, Х.Й. Лийметс), происходящий между воспитателем и воспитанником и направленный на развитие личности ребенка (Б.М. Бим-Бад), как взаимодействие субъектов образовательного процесса, развивающее и развивающееся явление (Т.Ф. Акбашев, Н.Ф. Радионова), как связь- процесс (В.Г. Рындак), как условие актуализации человеческой субъектности (В.В. Горшкова, А.Н. Ксенофонтова).
Вопросы разновозрастного взаимодействия разрабатывались классиками педагогической мысли: А .С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким, а также современными педагогами: Л.В. Байбородовой, Л.И. Божович, Е.И. Дымовым, И.С. Коном, Т.Е. Конниковой, А.Т. Куракиным, Л.И. Новиковой, Е.Н. Старостиной Е.Б. Штейнбергом и другими.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В итоге результаты теоретического анализа и опытно¬экспериментальной работы продемонстрировали, что процесс организации разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях значительно более эффективен при заявленной методике его социально-педагогического обеспечения, что позволило нам прийти к ряду выводов.
1. Взаимодействие - это категория, отражающая процессы воздействия различных субъектов друг на друга, взаимную обусловленность их поступков и социальных ориентаций, изменение системы потребностей, а также межличностных связей, возникающих в ходе этого взаимодействия.
2. Разновозрастное взаимодействие обладает рядом социализирующих потенциалов, среди которых расширение спектра освоенных социальных ролей; создание условий для формирования таких социально-значимых качеств личности, как ответственность, самостоятельность, терпимость, доброжелательность, дисциплинированность и др.; содействие становлению опыта реализации субъектной позиции в совместной деятельности; преодоление закрытости микросоциального окружения личности и установление связей с вторичными социальными группами; создание пространства обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами; замещение воспитательного влияния педагога на влияние старшего сверстника, не отягощенное негативными стереотипами.
3. Детское объединение - это разновидность малой группы, имеющая свободно формируемую организационную структуру, демократическую иерархию «взрослый - ребенок», активные личные социальные отношения, осуществляемые в ролях, содержание которых
158

формирует отношения внутри группы, и целенаправленная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации личности.
4. Содержанием ресурсного фонда процесса разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях является совокупность четырех групп взаимодополняющих ресурсов:
- ресурсов социальной среды - средств, получаемых при организации сотрудничества с субъектами жизни микрорайона: социальными и воспитательными организациями микрорайона, общественными объединениями и организациями граждан, территориальными органами самоуправления микрорайона, органами местной печати и др.;
- институциональных ресурсов - средств, принадлежащих школе как воспитательной организации: педагогического коллектива, воспитывающей среды, организационной структуры, материально¬технической базы, содержания основного образования;
- групповых ресурсов - средств, принадлежащих школьным творческим объединениям: содержания и характера творческой деятельности, ценностной структуры, накопленного опыта какой-либо деятельности, ролевой и позиционной структуры, содержания дополнительного образования, эмоционального фона коллектива;
- личностных ресурсов - средств, принадлежащих личности воспитанника или педагога: структуры и содержания мотивов, способностей и индивидуализированного опыта, сформированных знаний, временного потенциала.
5. Социально-педагогическое обеспечение разновозрастного взаимодействия учащихся в творческом объединении предполагает управление ресурсным фондом, который понимается нами как совокупность ресурсов, необходимых для какой-либо деятельности, и включает в себя две группы ресурсов: актуальные и потенциальные.

К актуальным ресурсам можно отнести осознанные и используемые средства педагогической деятельности. Данную группу ресурсов составляют воспитывающая среда школы, возможности существующих творческих объединений и уровень профессиональной компетентности педагогов. По отношению к актуальным ресурсам стратегия социально¬педагогического обеспечения заключается в их использовании и развитии.
Потенциальные ресурсы - это педагогические средства, находящиеся в ближайшей перспективе использования, которые могут быть освоены при реализации стратегии их актуализации. К потенциальным можно отнести ресурсы социальной среды, возможности модернизации среды воспитывающей, возможности модернизации структуры и содержания деятельности творческих объединений, возможности повышения квалификации педагогов и другое.
6. Методика социально-педагогического обеспечения
разновозрастного взаимодействия включает в себя ряд этапов: •
- диагностику актуального состояния ресурсного фонда разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях;
- прогнозирование потенциального состояния ресурсного фонда разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях, прогнозирование вероятных результатов;
-разработку программы управления ресурсным фондом разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях, основанной на трех стратегиях социально-педагогического обеспечения: использовании, развитии, актуализации конкретных видов ресурсов;
- внедрение программы в практику деятельности школьных творческих объединений учащихся.



1. Абакумова И. В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1989. - 18 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 254с.
4. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. - М.: Наука, 1988. - 254 с.
5. Актуальные проблемы методологии педагогики / Н. Д. Никандров, Б. С. Гершунский. - М: НИИ ОП АПН СССР, 1984. - С.7-15.
6. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979.-215 с.
7. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Мысль, 1995.-496 с.
8. Амосов Н. М., Никитина Л. А.,. Воронцов Д. Д. Страна детства. Книга для учителя. - М.: Знание, 1990. - 238 с.
9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.
10. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2002. - 364 с.
11. АнохинЕ. В. Психолого-педагогические особенности деятельности детских разновозрастных объединений (из опыта работы) - Сумы: СГПИ, 1998-67 с.
12. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
13. Аргайл М. Психология счастья. - Спб.: Питер, 2003. - 272 с.
14. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. - М.: Смысл, 1999. - 349 с.

15. Аршинов В. И., СвирскийЯ. И. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность. - 1993 г. - № 3. - С. 34-45
16. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: МГУ, 1984.-104 с.
17. Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1991. - 112 с.
18. Байбородова Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Казань, 1994. - 34 с.
19. Байбородова Л В. Целеполагание в. педагогическом процессе // Развитие личности и формирование индивидуальности / Отв. Ред. М. И. Рожков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К Д. Ушинского, 1996. - С. 262-265.
20. Байбородова Л. В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы в школе. - Псков, 1994. - 93с.
21. Байбородова Л .В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебн. пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. - 256 с.
22. Бассин Ф. В. «Значащие» переживания и проблемы собственно психологических закономерностей // Вопросы психологии. - 1972. - №3. - С. 105—124.
23. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
24. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Москва- Воронеж, 1996. - 318 с.
25. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - Екатеринбург: ЛИТУР, 1999 - 235 с.
26. Бессознательное. Сборник в 4-х т. - Тбилиси, 1979. - Т. 1. - 786 с.

27. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. — М.: Наука, 1994. - 400 с.
28. Бодалев А. А Личность и общение. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 304 с.
29. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
30. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969— 1978 гг.
31. Большой психологический словарь. - Спб: Еврознак, М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2003 - 672 с.
32. Большой энциклопедический словарь. - М.: Современная энциклопедия, 2005. - 1247 с.
33. Бочарова В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореферат дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1991. -
20 с. •
34. Бочкова Л. М. Социально-педагогическое обеспечение формирования коммуникативной культуры личности в вузе. Дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2003. - 204 с.
35. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М. — Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 167 с.
36. Буева Л. Н. Человек, деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978.-216 с.
37. Буржуазная социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций. - М.: Наука, 1986.-218 с.
38. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
39. Быков В. В. Научный эксперимент. - М.: Наука, 1989. - 174с.
40. Вебер М. Аграрная история древнего мира. - М., 1923. - 546 с.
41. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 801 с.

42. Виноградова М. И., Максакова В. И., Первин И. В. Совместная деятельность школьников и ее влияние на личность // Личность школьника как объект педагогических исследований: Сб. научных трудов. - М., 1980.
- С.52-55.
43. Волохов А. В. Вариативно-деятельностный подход к социализации личности в условиях детских общественных организаций. - Дис. ... канд.пед.наук: Казань, 1992. - 162 с.
44. Волохов А В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1999. - 270 с.
45. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Сфера, 2000. - 128 с.
46. Вульфов Б. 3., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М: Знание, 1981. - 189 с.
47. Вундт В. Задача психологии // Очерки психологии. - М.: Московское книгоиздательство, 1912. - С. 3-6.
48. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Наука, 1984. - Т. 4. — 432 с.
49. Выготский Л. С. Детская психология / Собр. соч. - М.: Педагогика,
1984. -т.4.-432 с.
50. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова
- М.: Педагогика - Пресс, 1999 - 536 с.
51. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1982.
52. Газман О. С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания (на материале воспитательной работы со старшеклассниками в условиях летнего лагеря): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1974. - 26 с.
53. Галузский В. М. Развитие детского коллектива. - Киев, 1966. - 254 с.

54. Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного познания (гносеологический анализ). - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1965. - 248 с.
55. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев, 1986-207 с.
56. Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Учебное пособие к спецкурсу. - Д.: ЛГУ, 1991. -77с.
57. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. - СПб.: Ольга, 1997.-372 с.
58. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академия,
2004. -288 с.
59. Дахно Н. Г. Формирование опыта самостоятельной деятельности подростков в развивающей среде загородного детского оздоровительного центра. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2005. - 27 с.
60. Драничников А. Ф. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления молодого педагога в условиях сельской школы. Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 19 с.
61. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учеб. пособ. - СПб.: Питер, 2000. - 318 с.
62. Дубовская Е. М., Кричевский Р. П. Социальная психология малой группы.-М.: МГУ, 1991.-452 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ