Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности младших школьников по математике 6
1.1 Сущность и характеристика организации внеурочной
деятельности младших школьников по математике 6
1.2 Программа внеурочной деятельности младших школьников по
математике 28
ГЛАВА 2. Практическое исследование организации внеурочной деятельности младших школьников по математике 35
2.1. Основные результаты опытно-экспериментальной работы по организации внеурочной деятельности младших школьников по математике 35
2.2 Рекомендации по реализации программы внеурочной
деятельности младших школьников по математике 43
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение
В начальной школе внеурочная работа занимает важное место. Ориентирование на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие способностей и познавательного интереса, организация социальной деятельности школьников, в этом заключается актуальность проблемы внеурочной работы. У внеклассной работы больше возможностей в реализации воспитательных функций каждой дисциплины. В современной школе очень важно заинтересовать учащихся преподаваемой дисциплиной, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности, вот почему внеклассная работа была и есть важное звено в учебно-воспитательном процессе. Реформа школы требует усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная работа учащихся по разным предметам, в частности, по математике.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность [1].
Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавания предмета. Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Б. З. Вульфова, Г. Т. Дьячковой, Л. Н. Черкасовой, Ф. М. Шустефа, О. Н. Пупышевой.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Организация внеурочной деятельности - непростой и активный процесс, требующий владения умениями формировать взаимодействие с учениками согласно определенным обстоятельствам и отличительным чертам коллектива школьников. На основе доброжелательности и открытости педагога дети со временем, с помощью различных форм деятельности, создают собственные взаимоотношения.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается, как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Поэтому мы выбрали тему: «Организация внеурочной деятельности младших школьников по математике».
Цель исследования: разработка и апробация программы внеурочной деятельности младших школьников по математике.
Объект исследования: внеурочная деятельность в нынешней системе образования.
Предмет исследования: внеурочная деятельность младших школьников по математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и дать характеристику внеурочной деятельности младших школьников по математике.
2. Разработать программу внеурочной деятельности по математике для обучающихся начальных классов.
3. Описать результаты опытно-экспериментальной работы внеурочной деятельности младших школьников по математике
4. Разработать рекомендации внеурочной деятельности младших школьников по математике
Методы, используемые в научно-исследовательской работе:
Теоретические методы исследования:
- анализ литературы,
- систематизация,
- моделирование.
Эмпирические методы исследования:
- тестирование,
- констатирующий эксперимент,
- статистическая обработка данных.
Работа состоит из введения, двух основных разделов, рекомендаций для организации внеурочной работы, заключения, списка использованных источников и приложений.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №153 г. Челябинск».
Исходя из этого получаем следующую структуру работы: введение, 2 главы, заключение, список используемых источников.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Школа призвана развивать способности ребенка реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. На наш взгляд, такой эффективный педагогический инструментарий есть - системно-деятельностный метод, который успешно используется во время проведения внеурочных занятий. Деятельностный метод способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учёбы, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
Если раньше ученик шёл в школу за знаниями, сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без движения вперёд, знания подобны камню, лежащему на пути ручья, несущим эти самые знания. Без усилий воли, без личного участия камень не сдвинуть, из «ручья знаний» не напиться. Мы считаем, что внеурочная деятельность в целом и особенно внеурочная деятельность по математике даёт возможность детям:
1) вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию;
2) анализировать её на основе теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях;
3) способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Мы обращаем особое внимание на реализацию принципа минимакса, обеспечивающего разноуровневый подход во время проведения внеурочных занятий. Для нас очень важно, чтобы каждый ребёнок получил от проведения занятий значимый результат, не испытывая при этом перегрузок, как в эмоциональной сфере, так и в умственной. В соответствии с принципом минимакса каждый ребенок выбирает собственную образовательную траекторию: для кого-то достаточен минимум, а другие, по желанию, идут дальше.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 класс): приказ Министерство образования науки России от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. от 31.12.2015). URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/922
2. Хафизова Н. Ю., Обоскалов А. Г., Смушкевич Л. Н. К вопросу о формировании у обучающихся готовности к выбору инженерных профессий // Современные проблемы науки и образования. - URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=27235
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010
4. О. А. Бахчиева. Внеурочная деятельность - как механизм реализации образовательной программы в начальной школе // Научная статья в журнале «Новая наука: опыт, традиции, инновации» - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований» 2017
5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ЗФ «Об образовании в Российской Федерации»
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).
7. Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
8. Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. - М.: Учпедгиз, 1956. «Математика в школе». Ежемесячный научно-методический журнал.
9. Бруднев Н. Некоторые вопросы перестройки внеурочной воспитательной работы// Воспитание школьников. 1998
10. Загвязинский В.И., Атаханов Р., Методология и методы психолого-педагогического исследования.: Учеб. Пед. Учеб. Заведений - 2¬е изд., - М.: Издательский центр « Академия», 2005-2008
11. Мусакаев М.Б., Ермолаев А.П. и др. Направления и формы внеклассной работы// Специалист. - 1997. - №. 8. - С. 14-15.
12. Педагогика: Уч. Пособие/ Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Росс. Пед. Агентство, 1995
13. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998
14. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высш. шк., 1990
15. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999
16. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы па математике: Книга для учителя. - 2-е изд., перераб. - Минск: Нар. асвета, 1984
17. Я. И. Перельман. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год.
18. Я. И. Перельман. Весёлые задачи. Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год.
19. Я. И. Перельман. 101 головоломка. Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год.
20. Я. И. Перельман. Вторая сотня головоломок. Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год.
21. Час занимательной математики. Москва: Илекса, 2003 год.
22. Кенгуру - 2011. Задачи, решения, итоги. Санкт-Петербург, 2011 год.
23. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - Москва, 2005год.
24. Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках. - Волгоград, 2008 год.
25. Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. - Москва, 2001год.
26. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - Москва, 1990год.
27. Выготский Л. С. Воображение и творчество. - Москва, 1991год.