Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе формирования диалогической речи
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 9
1.1 Проблема психолого-педагогического сопровождения дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Понятие «общее недоразвитие речи» в литературе 19
1.3 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 29
1.4 Особенности формирования диалогической речи у дошкольников с ОНР
III уровня 34
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 40
2.1 Организация, методики и результаты работы по анализу уровня
сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.2 Реализация педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования диалогической речи 50
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 61
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Общение для человека является одной из главных потребностей. Возникает она, когда накапливается опыт во взаимодействии с другими людьми. Формирование потребности в общении происходит в стремлении людей участвовать в совместных действиях между собой. Она мотивирует и направляет любую деятельность каждого человека в направлении общения с другими людьми.
У детей общение как социальная потребность не является врожденным качеством. Проявляется она в двухмесячном возрасте и формируется на фоне активной деятельности взрослых.
Диалогическая речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
В человеческой жизни одну из главных ролей играет диалогическая речь. Она возникает в процессе неофициального общения ежедневно: на работе, дома, в магазинах и.т.д.
По мнению Л.П. Якубинского, диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения [108].
Вопросами формирования речи у детей занимались такие авторы, как: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие [18,35,104]. Современный, нормально развивающийся ребенок, к 5 годам владеет всей системой родного языка: говорит связно; полно излагает свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки. Дети общительны, их высказывания целесообразны, выбор языковых средств адекватен.
Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Сравнительный анализ развития речи рассматривается в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. [46]. В них изучалось развитие речи у детей с нормой развития и с особыми потребностями.
В пятилетнем возрасте у детей с общим недоразвитии речи речевые функции недоразвиты. Это препятствует полноценному развитию и обучению ребенка.
Проблемой развития речи у детей с ОНР занимались В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др [8,33].
Несформированная речь влияет на развитие у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Для детей с общим недоразвитием речи свойственно рассеянное внимание, прослеживается трудности в запоминании информации. Основные компоненты языковой системы недоразвиты: лексическо-грамматический строй речи, звуковая и смысловая стороны речи. Затруднения в овладении речью у дошкольников вызывают вторичные отклонения в развитии ведущих психических процессов (внимание, воспитание, воображение, память и др.).
Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова указывают на необходимость развивать у детей диалог (учится задавать вопросы, объяснять, возражать) и умение слушать собеседника, обучение должно осуществляться на протяжении всего периода обучения в дошкольном образовательном учреждении [46].
Навыки диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи характеризуются невысоким уровнем сформированности. Инициативные высказывания чаще всего связаны с запросом информации. Ответы на вопросы часто сопровождается действием, а не развитием диалога.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью
разрешения ряда противоречий между:
- необходимостью создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и недооценкой их соблюдения в ходе коррекционной работы педагогами;
- необходимостью проведения коррекционной работы по формированию диалогической речи и недостаточностью программно-методических материалов по данной проблеме.
Данные противоречия позволили определить проблему исследования - выявление возможностей психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обеспечивающих эффективность формирования диалогической речи у данной категории детей.
Актуальность проблемы заключается в поиске более новых, более эффективных, научно обоснованных путей формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, что и определило выбор темы нашего исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования диалогической речи».
Цель работы: изучить теоретические аспекты проблемы и практически доказать необходимость разработки педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе работы по формированию диалогической речи.
Объект исследования: уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: педагогические условия психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие эффективность коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования - процесс психолого-педагогического
сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по
формированию диалогической речи будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий:
- организация специальной работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- отбор содержания образования в виде комплексов упражнений по формированию умений диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- использование коррекционно-педагогических технологий
формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в процессе формирования диалогической речи и экспериментально проверить их эффективность.
Методы исследования: анализ литературных источников по исследуемой проблеме, наблюдение, изучение документов, беседа, анализ, обобщение, сравнение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии о реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:
- культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С. Выготский);
- концепция опосредованности развития личности ее
деятельностной позицией и средой обитания (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- методология системного подхода (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.Б. Блауберг и др.);
- теория обучения и воспитания детей с нарушениями речи
(Волковой Л.С., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В., Зориной С.В.,
Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
Обоснованы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе формирования диалогической речи. Определены содержательные, процессуальные и организационно-педагогические аспекты процесса формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня (уточнение целей и задач педагогической работы, отбор и представление содержания речевого материала, разработка методического и дидактического обеспечения процесса формирования диалогической речи, разработка инструментального и диагностического обеспечения процесса формирования диалогической речи у детей). Определены организационные основания формирования диалогической речи, осуществлен отбор целесообразных приемов и методов формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с учётом особенностей психического развития данной категории детей и опорой на следующие основания:
- планирование сотрудничества специалистов ДОУ по сопровождению детей с ОНР в процессе работы по формированию диалогической речи;
- организации специальной работы по формированию диалогической речи у детей с ОНР III уровня (отбор речевого материала, методик, создание развивающей предметно-развивающей среды);
- создание положительного эмоционального и мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков диалогической речи;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей в работе по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования, отобранные нами комплексы упражнений могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями, родителями, в работе по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Созданы методические рекомендации по включению в занятия учителя-логопеда, воспитателя работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 1 с. Долгодеревенского. В экспериментальной работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 5 человек в каждой.
Структура исследования: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам исследования показал, что в общении ребенка со сверстниками и взрослыми диалогическая речь занимает особое место, она помогает ребенку выражать свою мысли, соблюдая логическую цепочку, которая доказывает понимание услышанной информации.
Проблемой формирования диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи занимались Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и другие [16,36,49,56,108].
Дети с общим недоразвитие речи III уровня имеют ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка, это затрудняет процесс формирования диалогической речи. Это приводит к торможению процесса общения, из-за этого возникают проблемы в коммуникации. Обучение детей с ОНР III уровня по развитию диалогической речи является важным фактором.
С целью выявления уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III нами была проведена диагностика, результаты показали преобладание низкого уровня её развития.
С целью коррекции выявленных недостатков у дошкольников с ОНР III уровня мы проанализировали методическую литературу, отобрали необходимые игры и апробировали в коррекционной работе условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по формирования диалогической речи на логопедических занятиях. По итогам контрольной диагностики были выявлены положительные результаты проведенного экспериментального обучения. Согласованность действий специалистов позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии и помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
В результате реализации выделенных нами педагогических условий произошли качественные изменения в формировании диалогической речи детей.
По результатам итогового контроля отмечено улучшение показателей диалогической речи, а также её лексико-грамматического оформления.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что процесс психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня процессе формирования диалогической речи осуществляется наиболее эффективно при соблюдении комплекса выделенных нами педагогических условий, нашла своё подтверждение.
Созданные нами методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению были апробированы и могут быть использованы для формирования диалогической речи в детских садах для обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. / З.Е Агранович.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 128 с.
2. Алмазова А. А. Характеристика диалогической речи детей с речевым недоразвитием// Диагностика и коррекция нарушений речевого развития у детей. Сборник статей. - Ижевск, 2008.- С 26-39.
3. Арушанова А.В. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание./ А.В. Арушанова. - 2001. №5. - С. 51-61.
4. Арушанова А.В., Рычагова Е.К., Дурова Н.Л. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002.- №10. - с. 82-90.
5. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития [Текст] / Т.В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: Образование, 1995. - С. 57-66.
6. Бизикова О. Развитие речи дошкольников в игре./ О. Бизикова - М: издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136с.
7. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей[Текст]: учебное пособие / М.Р. Битянова.-М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -576 с.
8. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 232с.
9. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2001. - 255с.
10. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина.- М.: Просвещение,2003. 246 с.
11. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 2008. - 94с.
12. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. / Т.Г. Винокур- М.: изд. АН СССР, 2005. - 154с.
13. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2007. 144 с.
14. .Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. - М.: АСТ, 2006. 126 с.
15. Воспитание детей старшей группе детского сада / сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 2006. 185 с.
16. Выготский Л.С. Детская речь /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. 420 с.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. - М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001. - С. 65-82.
18. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.:
Педагогика, 1995. 77 с.
19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М.: Гном,
2001. 267 с.
20. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно./ Г.А. Глинка - СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер. - 2008. - 221с.
21. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи./ В.П. Глухов - М.: АРКТИ. - 2004. -186 с.
22. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов //Дефектология.- 2008. -№4. -С8-10.
23. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. М.: ВЛАДОС.- 2005. -123 с.
24. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. М.- 2007.- 68 с.
25. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и
воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. М.: Союз. - 2007. -156 с.
26. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. М.: Инфа.- 2006. -272 с.
27. Горшкова Е.Р. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. №12. - С. 91-93.
28. Грецик Т.С. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2008. - №6. - С. 54-56.
29. Гербова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. / С.В. Глебова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.- 2007. - 111 с.
30. Доронова Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова. - М.: Педагогика, 2005. 94 с.
31. Елисеева М.Б. От 2 до 5: речь для других и речь для себя.// Ребенок как партнер в диалоге./ Е.М. Елисеева. - СПб.: Издательство СОЮЗ. - 2001. -185 с.
32. Елкина Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. диссертации канд. пед. наук /Н.В. Елкина. - М. - 2007. 16 с.
33. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. - М.: Союз - 2008. - 142 с.
34. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург. - 2006. -316 с.
35. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность. - 2009. - 363с.
36. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. / А.В. Запарожец, М.И. Лисина. - М.- 2004. -264 с.
37. Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. - М.: Гном. - 2007.- 83 с.
38. Истоки диалога: Книга для воспитателей/ Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: Мозаика-синтез. 2003.-36с.
39. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической
диагностики лиц с нарушением речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова.- СПб.: КАРО. - 2003. -257с.
40. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике /Е.И. Казакова- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - С-Пб., 1998.
41. Казаковская В. В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге.//Ребенок как партнер в диалоге./ В.В. Казаковская - СПб.: Издательство Мозаика - синтез. 2003. - 93с.
42. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия. 2006. - 416с.
43. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель., 2002. - 32с.
44. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе.— М. 1998. -117 с.
45. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия. - 2009. - С.201-203.
46. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия.-2009. - С.204-208.
47. Кучинский Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. Минск: Университет. 2002. -120 с.
48. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева Н.В. Серебрякова.СПб.: КАРО.-2004. -160 с.
49. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. -159 с.
50. Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.:
Просвещение, 2004. -268 с.
51. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1995. -214 с.
52. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1995. -165 с.
53. Леонтьев А. Н. Функции и формы речи //Основы теории речевой деятельности. - М., 1994. -96 с.
54. Лепская Н.И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации [Текст] / Н.И. Лепская // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / под ред. С.Н. Цейтлин [и др.]. - СПб.:Образование, 1992. - С. 39-49.
55. Лизунова Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. - 114с.
56. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 2001. -152 с.
57. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: ВЛАДОС, 2006. -144 с.
58. Лисина М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную
активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. М.: Инфа, 2000. -169 с.
59. Лисина М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. Минск,1995. -115 с.
60. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / под ред. Ю.Ф. Гаркуша. СПб., М.: САГА: ФОРУМ,2006. -272 с.
61. Логопедическая работа с дошкольниками /под ред. О.В. Правдиной. М.: ВЛАДОС, 2006. -246 с.
62. Лурия А. Р. Роль речи в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.9-12.
63. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - С.49-52.
64. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 2008. - 157с.
65. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения /
А.К. Маркова. М.: Педагогика, 2004. -300 с.
66. Методы обследования речи детей / под ред. проф. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. -240 с.
67. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. М.: Гном, 2009.-168 с.
68. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе
воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия.
Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009.-176с.
69. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 2005. - 236с.
70. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // ред. сост. С.А. Миронова. М.: Инфа, 2007. - 241 с.
71. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика. - 144 с.
72. Онипенко Н.К. Первые речевые акты: обращения и побуждения в речи ребенка [Текст] / Н.К. Онипенко // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / под ред. С.Н. Цейтлин. - СПб., 1996. - С. 106-112.
73. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей. Автор: Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Издательство: М.: АРКТИ, Просвещение Год: 2003. -С. 240- 223.
74. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 2004. - 148с.
75. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова //Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.:Экономика, 2007. -304 с.
76. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. - 123 с.
77. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С. 13-17.
78. Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» [Текст] / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - СПб.: Союз, 1997.
- 282 с.
79. Пиаже, Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» [Текст] / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - СПб.: Союз, 1997.
- 282 с.
80. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. Генезис элементарных логических структур: классификация и сериация. - М.: ЭКСМО-Пресс,
2002. - 408 с.
81. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -448 с.
82. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред.
В.В. Ветрова. М.: Педагогика, 2005. -234 с.
83. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Изд- во ин-та психотерапии, 2001. - 223с.
84. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 2004. - 63с.
85. Программа обучения и воспитания в детском саду./Под ред. М. А. Васильевой. — М., 1997. 74 с.
86. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Ред. кол. Ф. А. Сохин. - М.: АПН СССР, 1999. - 120с.
87. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - С.221-229.
88. Развитие общения у дошкольников / подред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 2004. -269 с.
89. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 2000. - 137с.
90. Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2004. -183 с.
91. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2000. -367с.
92. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей /
С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. -720 с.
93. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками /
A. Г. Рузская. СПб.: Питер, 2008. -315 с.
94. Садретдинова Г.Ф, Смирнова М.В. Планирование и содержание занятий с детьми 5-6 лет, страдающих недоразвитием речи.- СПб., 1996. -218с.
95. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1996. - 175с.
96. Сохин, Ф.А. Задачи развития речи [Текст] / Ф.А. Сохин // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - С.4-16.
97. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - С. 21-24.
98. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. М.: Педагогика, 2000. -192 с.
99. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1998. - 280с.
100. Трошин О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. М.: ТЦ Сфера, 2005. -256 с.
101. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 237с.
102. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - С.210-115.
103. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. -128 с.
104. Цейтлин С. Н. Некоторые особенности диалога взрослый-ребенок: функции реплик -повторов.// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство Мозаика - синтез, 2003. -185с.
105. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык [Текст] / Л.В. Щерба // Избранные работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1997. - С. 113-129.
106. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1990. - 359 с.
107. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова,
B. П. Зинченко. М.:Просвещение, 1999. -435 с.
108. Эльконин Д. Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 2004. -285с.
109. Юрьева Н. М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей - сверстников в совместной деятельности.// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство Мозаика- синтез, 2003. -237с.
110. Якубинский Л.П. О диалогической речи /под ред. Л.В. Щербы. - Спб., 2007. - 259 с.
111. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 2006.- С. 17-58.