Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационное обеспечение внутрикорпоративных экономических отношений

Работа №8162

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы151стр.
Год сдачи2006
Стоимость1700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
716
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы информационного
обеспечения в системе внутрикорпоративных
экономических отношений 11
1.1. Сущность, генезис и эволюция понятия информация 11
1.2. Характеристика основных видов информации в
структуре экономических внутрикорпоративных отношений 38
1.3. Функции информации в системе
внутрикорпоративных экономических отношений 48
Глава 2. Тенденции и противоречия в системе информационного обеспечения
внутрикорпоративных экономических отношений 88
2.1. Механизм взаимодействия информационных
процессов корпоративного управления 88
2.2. Критерии информационного обеспечения внутрикорпоративных экономических отношений
и совершенствования управления 102
2.3. Противоречия и прогнозирования стратегии информационной направленности информационного
обеспечения внутрикорпоративных экономических отношений 121
Заключение 133
Список литературы 137



Актуальность темы исследования. В процессе эволюции мирового хозяйства и трансформации национальных экономик все в большей степени возрастает роль корпоративных образований в системе социального и экономического партнерства, что определяет необходимость изучения проблемы информационного обеспечения внутрикорпоративных экономических отношений. Это, в свою очередь, предопределяет соблюдение баланса интересов всех финансово заинтересованных лиц, являющихся собственниками и участвующих в управлении корпорацией, разделение функций владения и управления, становление развития экономики знания. Коренные изменения, происходящие в современной экономике транзитивного, типа обуславливают необходимость рассмотрения значения и роли информации в развитии внутрикорпоративных экономических отношений. При переходе общества к информационному этапу его развития становится очевидной решающая роль информации в обеспечении функционирования системы экономических отношений. В связи с этим обозначается такая проблема, как выделение социально-экономических критериев данного перехода, а также определение путей воздействия на этот процесс. Современные экономические условия, в которых функционируют хозяйствующие субъекты, еще более актуализируют тему диссертационного исследования.
Состояние научной разработанности проблемы исследования. Относительно недавно информация заняла существенное место в экономических концепциях и теориях, в которых нашли развитие, в частности, отдельные положения теории информации, кибернетики и некоторых других областей знаний. Теории информации, получившие распространение к середине XX века, были посвящены, в основном, исследованию технических проблем передачи, накопления, хранения информации. Наиболее существенный вклад в статистическую теорию информации внесли Р.Хартли, К. Шеннон, J1. Бриллюэн и другие. В связи с определенной

ограниченностью подхода к изучению информации только количественными параметрами, практически одновременно начали развиваться качественные теории информации, в которых основное внимание уделялось содержанию информации и её воздействию на получателя. К качественным теориям информации относятся семантическая и прагматическая теории. Представители семантической теории - Р. Карнап, Е.К. Войшвилло, Ю.А. Шрейдер и другие проводили анализ смыслового содержания информационных сигналов. Качество информационного сигнала определяется, исходя из количества альтернатив, которые он исключает. В прагматических теориях информации основное внимание уделяется изучению влияния информации на поведение самоорганизующихся систем, на изменение целеустремленного состояния получателей сообщений. В рамках экономической науки исследуются различные аспекты, связанные с информацией. Среди них следует назвать изучение предпосылок, закономерностей и последствий информационной революции, специфики формирования информационных ресурсов и их использования в экономической деятельности, сущности и своеобразия информационного производства и его результатов. Эти и ряд других проблем изучались в работах таких ученых, как Р.И.Цвылев, Л.И. Тамбовцев, К.К. Вальтух, Р.Ф. Абдеев и другие. Еще одним направлением исследования проявлений и значения информации в социально-экономической сфере является развитие теории постиндустриального или информационного общества. В теориях постиндустриализма, положения которых развивали Д. Белл, Э.Тоффлер, Ф. Махлуп, И. Масуна, М. Порат, Т. Стоуньер, а также отечественные ученые -B.JI. Иноземцев, P.M. Нижегородцев, Р.Ф.Абдеев, и другие, информация и знания определяются как базовые ресурсы нового этапа развития, изучаются технические и технологические аспекты их обращения, а также их воздействие на характеристики и эволюцию социально-экономической системы. При этом следует отметить, что в рамках этого направления многие авторы уделяли основное внимание изучению социальных и философских аспектов информации.

Важно отметить работы представителей неоинституционального направления в экономической теории, в частности, её основоположника Р. Коуза, а также К. Эрроу, А. Алчиана, Р.Капелюшникова, в которых исследовались трансакционные издержки, их информационная основа. В рамках неоклассической экономической теории особо следует отметить работы посвященные изучению проблем информационной асимметрии на современных рынках - Дж.Акерлофа, М. Спенса, Дж. Стиглера. Многообразие форм воплощения информации и аспектов её влияния на экономическую сферу обуславливает множество направлений исследования информации в экономике и сложности в развитии системных и комплексных теорий. Недостаточно рассмотрен вопрос о значении информационного обеспечения функционирования системы экономических отношений. Остается актуальным вопрос: на основе каких социально-экономических критериев можно определить состояние процесса перехода общества от индустриального к информационному этапу его развития. Актуальность темы исследования и состояние ее научной разработанности позволили сформулировать гипотезу диссертационной работы. Значительный вклад в разработку методологических основ информационной экономики внесли отечественные ученые, исследовавшие отдельные аспекты функционирования научно-технической информации: В. JI.Иноземцев, Г.Г.Воробьев, С. В.Пирогов, Р. И. Цвылев, В.В.Чекмарев, Е. Б. Степанов и другие.
Гипотеза. Разработка данной темы позволит создать целостное представление о внутрикорпоративных экономических отношениях и обеспеченности их информационными процессами, а также глубже раскрыть качественное состояние экономического поведения хозяйственного субъекта внутри корпорации. Раскрытие сущности информационного обеспечения внутрикорпоративных экономических отношений позволит развить общую теорию корпоративизма, тем самым усилит позиции постиндустриального направления в экономической науке и позволит определить пути стратегического и качественного развития всей совокупности экономических отношений

производственной организации.
Цель исследования заключается в определении роли информации в развитии внутрикорпоративных экономических отношений, а также в обосновании взаимосвязей и взаимозависимостей между информационным обеспечением функционирования системы внутрикорпоративных экономических отношений и созданием базы для эффективного сочетания экономической активности государства с саморазвитием рыночных механизмов хозяйствования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Идея «информационного общества» была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX века. Изменения в социальной структуре, происходящие в середине XX века, по мнению Д. Белла, свидетельствуют о эволюционировании индустриального общества к постиндустриальному, которое и должно стать определяющей социальной формой XXI века. Для объяснения неравномерности вхождения в постиндустриальное общество вводится понятие 1 «технологической лестницы», в соответствии с которой можно составить схему сдвигов или изменений в экономике любой страны.
Меняется роль информации: информация в информационной ;■ экономике становится всеобщей естественной средой, в которой взаимодействуют все субъекты экономики, использующие традиционные факторы производства; информация охватывает практически все сферы жизни общества, вызывая в них глубокие качественные изменения; производство научных знаний и информации становится критерием развития информационного общества и его ' продвижения по технологической лестнице; ее использование ведет к изменению структуры общественного производства в сторону доминирующего развития сферы услуг; приводит к формированию ; новой концепции человека и его креативных способностей, воплощенных в понятии «человеческий капитал»; способствует снижению риска и неопределенности в осуществлении хозяйственной деятельности; является действенным орудием повышения конкурентоспособности продукта (услуги), фирмы и национальной
I
экономики в целом; является определяющим фактором экономического роста, формируя преимущественно информационный его тип; является исходным и конечным пунктом в стратегическом управлении, включающем процесс принятия решений, осуществления

контроля и управления, выработку корректировочных механизмов; способствует установлению коммуникаций как внутри фирмы между ее подразделениями, так и вовне; способствует глобализации информационного пространства через распространение информационных технологий и унификацию требований к ним; информационные технологии формируют новый Veb-стиль жизни всех хозяйствующих субъектов и институциональных структур.
Корпоративные образования представляют собой с одной стороны особую форму организации предпринимательской деятельности - внешнюю форму хозяйствования, отождествляемую с понятием крупного акционерного общества, с другой стороны они характеризуются внутренней организацией, развиваются в соответствии с индивидуальной логикой внутренних законов функционирования. В результате не формируются внутрикорпоративные отношения. Для того, чтобы они формировались необходимо информационное обеспечение самих этих отношений. Более всего в этом заинтересовано государство.
Формирование национальной модели корпоративного управления предполагает усиление роли государства в становлении и развитии корпоративных отношений. Только государство может взять на себя обязанность информационного обеспечения формирования внутрикорпоративных отношений. Автор не претендует на полноту охвата основных управленческих функций информации. Задача исследования сводилась к определению основных параметров информационного обеспечения внутрикорпоративных отношениях.
Место информации в системе факторов общественного производства в экономике 21 века определено в работе не только той ролью, которую она выполняет, но и противоречивым единством ее сущности. Дуализм информации проявляется в противоречивом сочетании следующих ее черт:
- общая доступность и ограниченная доступность (вплоть до ее крайнего значения - недоступности);

- симметричность и асимметричность информации;
- информация как информационная единица и информация как информационное пространство;
- устойчивость и изменчивость информации и информационного пространства, обусловленная стремлением неравновесных экономических систем к равновесности; способность информации сокращать неравенство в доходах людей при одновременном увеличении этого неравенства.
Подход к информации с точки зрения субстанционной теории позволяет рассматривать ее как средство, орудие самоорганизации экономических систем в неравновесных состояниях. Идентификация информационного пространства и целей корпорации (как самоорганизующейся системы) позволяет повысить порядок организации данной системы, снизить энтропию через минимизацию трансакционных издержек и, тем самым, повысить конкурентоспособность корпорации.
Определены особенности информационного капитала фирмы, который рассмотрен в качестве фактора производства, управленческого и инвестиционного ресурса. Из обобщения выделенных особенностей информации в работе сделан вывод о том, что информация одновременно в деятельности корпорации является и ведущим фактором производства и инвестиционным ресурсом, в формировании и использовании которого заинтересованы различные субъекты.



1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века. - М.: ВЛАДОС, 1994.
- 336 с.
2. Антипина О., Иноземцев В. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе//Мировая и международные отношения. - 1998. - № 5-7.
3. Антонов В.Г., Крылов В.В., Кузмичев А.Ю. и др. Корпоративное управление: Учебное пособие/под ред.
В.Г.Антонова - М .:ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2006. - 288 с. - (Высшее образование)
4. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и ( последствия. // Вопросы экономики.2004. №6.
5. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. - М., 1975. - 160 с.
6. АфанасьевВ.Г. Социальная информация и управление обществом. - М., 1975. - 160 с.
7. Афанасьев В.Г. Социальная информация. - М.: Наука, 1994. - 200 с.
8. Афанасьев Э.В., Ярошенко В.Н. эффективность информационного обеспечения управления. - М.: Экономика, , 1987. - 111 с.
9. Барретт К. Информационные технологии могут стать еще одним природным ресурсом России. 01.07.2004. http://www.rsci.ru/bs/?action=news&id=870
10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социально-экономического прогнозирования. - М., Academia, 1999. - 956 с.
11. Белл ' Д. Социальные рамки информационного

общества//Новая технократическая волна на Западе. - М., 1989.
- С.330-342.
12. Бодякин В.И. Информоград - социально-экономическая структура на базе высоких информационных технологий, http ://www.situation.ru/app/j_artp_3 82 .htm
13. Бриллюэн JI. Наука и теория информации. - М.: ФизматгизД960.-392 с.
14. Вальтух К.К. Информационная теория стоимости в неравновесных системах. - Новосибирск: Янус-К, 2001. - 896 с.
15. Вайнштейн Г. Интернет как фактор общественных трансформаций/Мировая экономика и международные отношения.
- 2002,-№7.-С. 16-27.
16. Вайнштейн Г. От новых технологий к «новой экономике»//Мировая экономика и международные отношения. - 2002г. -№ 10. - С.22-29.
17. Вальтух К. К. Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики. - М.: Янус-К, 2001. - 867 с.
18. Вергильев О.М. Обобщение о синергической информационной системе. 1998г. - http://vergiliev.narod.ru/foreword.htm
19. Винер Н. Кибернетика или управление, связь в живом организме и машине.-М., 1968.- 320 с.
20. Войшвилло Е.К. Попытка семантической интерпретации статистических понятий и энтропии//Кибернетику на службу коммунизму. Т. 3. Теория информации, вычислительная техника, семиотика. M-JL, 1966. С. 289
21. Гасанов Э.А. факторы, условия и закономерности информационного типа экономического роста. - Хабаровск: Изд- во ХГТУ, 2000. - 246 с.
22. Глушков В.М. О кибернетике как науке//Кибернетика, мышление, жизнь. -М.: Мысль, 1964.-С. 53.

23. Грачев М.Н. Кибернетический подход и система философских взглядов Норберта Винера. Автореф. дис. к. ф. н. - М: Российская академия управления, 1994. - 24 с.
24. Демин А.И. Информация как всеобщее свойство материи. - http://prvinform.narod.ru/index.html
25. Денисов А.Ю., Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. - М.:Издательство «Дело и Сервис», 2002
26. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова; С.-Петерб. гос. ун¬т экономики и финансов СПб.: Наука, 1999.- 308 - СПб.: Наука, 1999. - 308 с.
27. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ. - М.;Издательский дом «Вильяме», 2003. - 272 с.
28. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 288 с.
29. Друкер П. Эффективный управляющий. - М.: Совместное предприятйе «Бук Чембэр Интернешнл», 1996.
30. Дятлов С.А. Предмет и метод теории информационной экономики//Экономическая теория на пороге XXI века - 2 / Под ред. Ю.М. Осиповой, В.Т. Пуляева, В.Т. Рязанова, Е.С. Зотовой. - М.: Юристъ, 1998.-С.497-519.
31. Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами. - М.: 1998
32. Зуб А.Г.Стратегический менеджмент. - М.:2004
33. Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное общество:фантом постиндустриальной 3Pbi.http://www.follow.ru/article/l 17
34. Иванов Е.Ю. Информация как экономическая категория. http://arw.dcn-asu.ru/econ/txt/ef/publicat/ivanovl.htm
35. Иванов Е.Ю., Нижегородцев P.M. Функция полезности

140
информации и стоимостная оценка информационных продуктов//Информация и экономика: теория, модели, технологии. Сб. научных трудов. - Барнаул, 2002.-С. 127-144.
36. Иванова С.В.Корпоративная культура: традиции и современность // управление персоналом.2000.№4 >
37. Иванченко В. Тенденции использования наукоемкий технологий // Экономист. - 2001. - №3. - С. 11-20.
38. Иноземцев B.JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества. - М.: Academia, 1998. - 576 с.
39. Иноземцев B.JI. Инвестиции и производительность в постиндустриальной ситуации // Воспроизводство и экономический рост. - 2001. - С. 13.
40. Иноземцев B.JI. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе. ' Антология /Под ред. Иноземцева B.JI. - М: Academia, 1999. - С.З- 66.
41. Иноземцев В.JI. Современное постиндустриальное общество: ; природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000. - С. 27-30.
42. Ищенко М.В., Федорченко Т.В. Информационные технологии переходной экономики России/ Проблемы переходной экономики: Сб. научных трудов/Отв. ред. Доцент М.Я. Ершова. - Новосибирск: НГУ, 2000. -С.81-84
43. Каныгин Ю.М., Панченко В.Н. Общественный интеллект и 1 социальная когнитология. - Киев. 1990. - 27 с.
44. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности(методология, основные понятия, круг проблем). - ; М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 1990. - 90 с.
45. Капитонов Э.А. корпоративная культура:теория и практика. - М.:2005
46. Каплан Р., Нортон Д. сбалансированная система показателей.
- М.,2004 1

47. Катаев А.В. Анализ особенностей организации и управления виртуальными предприятиями [электрон, ресурс]. - Режим доступа: www.aup.ru/articles/management/3.htm
48. Климов СМ. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002.-199 с.
49. Кныш М.И., Пучков В.В., Тютиков Ю.П. стратегическое управление корпорациями. - СПб.,2002
50. Комличенко В.Н. Новые технологии и автоматизированное обучение.-http://www.altai.rU/~kleio/aik/krug/5/7.shtml
51. Компьютерная революция и информатизация бизнеса. М.:Филос. об-во, 1990.-214 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ