Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СОШ

Работа №81597

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

французский язык

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Информационные технологии в системе образования 6
1.1. Философские аспекты использования информационных технологий в
сфере образования 6
1.2. Психологические основы применения информационных технологий в
образовании 15
Выводы по первой главе 26
II. Информационные технологии в преподавании иностранных
языков 27
11.1. Информационные технологии в обучении французскому языку и
педагогические условия их применения 27
11.2. Ход и результаты экспериментальной работы 34
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Библиография 46
Приложение


На современном этапе реформ школьного образования серьезные изменения связаны с внедрением информационных технологий в образовательный процесс. В условиях ФГОС установлены требования к результатам сформированности учебной мотивации, самостоятельности планирования и реализации учебного процесса и организации учебной интеракции с учителем и учениками, к умению самостоятельно ставить цели своего обучения и формулировать задачи, что становится возможным благодаря информационным технологиям. Как верно заметила С.И. Карандина, «именно использование информационно¬
коммуникационных технологий позволяет решить основное противоречие современной системы образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом» [20, с. 9]. В федеральной целевой программе на 2011-2015 года отмечается эпизодический характер использования информационных технологий, обусловливающий неудовлетворительные результаты в области учебной мотивации. Этим обстоятельством обусловлена актуальность настоящего исследования, которая заключается в обосновании необходимости системного использования информационных технологий с целью повышения эффективности учебного процесса и действенности системы управления качеством иноязычного образования учащихся.
Предметом исследования являются информационные технологии и методы их применения, создающие условия для повышения успеваемости учащихся старшей ступени СОШ в процессе обучения французскому языку.
Объектом исследования выступает процесс обучения французскому языку на старшей ступени СОШ в условиях современной информационной среды.
Цель исследования состоит в обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения информационных технологий вкупе с традиционными методами обучения в процессе обучения французскому языку, направленных на повышение успеваемости учащихся.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. раскрыть целесообразность внедрения информационных технологий в учебный процесс в философском ключе;
2. обосновать психологические основы применения информационных технологий для повышения мотивации и развития познавательно-творческой активности учащихся;
3. выявить педагогические условия применения информационных технологий, способствующие эффективному обучению французскому языку на старшей ступени СОШ;
4. апробировать эффективность организации учебного процесса по французскому языку на основе применения информационных технологий.
Методологической основой исследования послужили теории информатизации и управления образованием (Д.В. Адамчук [2], Т.И. Канянина [19], В.Г. Куличенко [25], Г.С. Маль [29], И.В. Хован [38]), ведущие психолого-педагогические теории обучения (Т.Н. Брусницова [10], Л.С. Выготский [12], П.Я. Гальперин [13], Г.В. Захарова [17], Е.В. Сахн- Вальд [35],), идеи внедрения информационных технологий в процесс обучения (С.А. Бешенков [7], Ю.И. Волкова [11], Т.И. Канянина [19], И.В. Роберт [33; 34]), положения об иерархической структуре достижения наивысшего результата в обучении (И.Я. Лернер [27]).
Методы исследования: анализ и синтез, индукция, дедукция; анкетирование, опрос, тестирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, эксперимент; оценка качества обучения в цифровых показателях.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия применения информационных технологий при обучении французскому языку; экспериментально проверена эффективность организации учебного процесса по французскому языку в условиях применения информационных технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет и конкретизирует современные представления об информационных технологиях в системе образования в целом и в ходе обучения иностранному языку в частности; раскрывает и обосновывает возможности информационных технологий в повышении успеваемости учащихся, активизации интеллектуального и творческого потенциала при обучении иностранному языку.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного комплексного исследования могут быть использованы как учителями в профессиональной практической деятельности, так и в теории дидактических исследований в целях дальнейшей интенсификации и повышения качества образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопрос внедрения новых информационных технологий в процесс обучения иностранному языку, в частности, французскому приобретает особую актуальность в свете мировой информатизации общества. Данный факт объясняет разнообразие информационно-образовательных технологий, отличающихся по решаемым педагогическим задачам (для базовой или практической подготовки, как вспомогательное или комплексное средство), по функции и организации образовательного процесса (рецептивно¬образовательные и интерактивно-образовательные), по типу информации (информационные ресурсы с визуальной или текстовой информацией, аудио- или видеоинформацией), по формам применения (урочная/ внеурочная), по формам взаимодействия с обучаемыми (в синхронном on-line или асинхронном off-line режиме).
Использование данных информационных технологий наряду с традиционными средствами обучения служит эффективным психолого-педагогическим способом формирования и развития познавательно-творческого потенциала учеников, стимулируя их интерес к изучаемому предмету. Активизация познавательного и коммуникативного интереса будет, в свою очередь, расширять возможности самостоятельной работы учащихся по овладению французским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Основная задача учителя при этом создать максимально благоприятные условия во избежание глубокого погружения учениками в виртуальный мир или, напротив, синдрома тревожности из-за страха перед предстоящим использованием информационных технологий с обучающей целью. Во избежание подобных трудностей требуется высокая компетенция учителя в области включения информационных технологий в образовательный процесс, творческий подход к их применению и самосовершенствование.
Экспериментальное апробирование эффективности организации учебного процесса по французскому языку на базе использования информационных технологий доказало их эффективность. В ходе эксперимента в учебный процесс были внедрены такие новые средства педагогических технологий, как проектная деятельность и презентация с использованием мультимедийных средств обучения в урочной и внеурочной деятельности учеников. Контрольное тестирование уровня знаний учащихся в рамках заданных тем в экспериментальной и контрольной группах подтвердило их значимость в повышении успеваемости школьников.
Таким образом, учитель должен уметь комбинировать и
приспосабливать информационные технологии в зависимости от объёма и уровня сложности материала; отбирать те программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи нового материала и управления классом; организовывать на основе информационных технологий не только учебную, но и внеклассную работу через участие в различных международных конкурсах, он-лайн олимпиадах.
В заключение следует отметить, что тема исследования настолько широка и объемна, что открывает перспективы для ее дальнейшего исследования по следующим направлениям: создание дидактической модели урока иностранного языка с использованием информационных технологий; решение проблемы подготовки педагогических кадров по методике интеграции новых инновационных форм информационных технологий в процесс обучения иностранному языку.



1. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Российская газета. - 2006. - 29 июля.
Научная литература
2. Адамчук, Д.В. Отношение учащихся основной школы к информационно¬
коммуникационным технологиям / Д.В. Адамчук // Сборник «Социология образования. Труды по социологии образования». - Серия "Социокультурные проблемы современного образования". - М., 2010. -
С. 97-115.
3. Анисимов, О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования / О.С. Анисимов. - М.: Экономика, 1991. - 352 с.
4. Бананина, С.В. Использование интерактивных информационных технологий при обучении французскому языку / С.В. Бананина // Иностранные языки в школе. — 2011. — №1 — С. 37-40.
5. Беляева, Л.А. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам / Л.А. Беляева, Н.В. Иванова // Иностранные языки в школе. —2008. — №4 — С. 36-41.
6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
7. Бешенков, С.А. Информатизация системы управления учебным процессом университета / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Естественные и технические науки. - 2006. - Т. 11. - № 5. - С. 689-690.
8. Боголюбов, В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия / В.И. Боголюбов // Педагогика. - 1991. - №9. - С. 123-127.
9. Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: Большая
Российская энциклопедия, 2003. — 1437 с.
10. Брусницова, Т.Н. О психолого-педагогических принципах
компьютерной системы обучения / Т.Н. Брусницова // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С. 164-172.
11. Волкова, Ю.И. Школьные предметы в комплексе с информационными технологиями / Ю.И. Волкова // Вестник Московского городского педагогического университета. - Серия: Информатика и информатизация образования. - 2008. - № 11. - С. 274-276.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2010. - 678 с.
13. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во КДУ, 2007. - 336 с.
14. Гребенщикова, В.Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности: автореферат дис. ... канд. пед н. / В.Ю. Гребенщикова. - Великий Новгород, 2003. - 24 с.
15. Добровидова, Н.А. Психологические аспекты применения информационных технологий в образовании / Н.А. Добровидова // Вестник Московского городского педагогического университета. - Серия «Информатика и информатизация образования». - 2006. - № 6. - С. 70-72.
16. Жафяров, А.Ж. Интеграция науки и образования в Новосибирском государственном педагогическом университете / А.Ж. Жафяров // Сиб. пед. журн. 2006. - № 1.- С. 7-19.
17. Захарова, Г.В. Теоретические основы конструктивистского подхода к обучению иностранным языкам в Германии / Г.В. Захарова // Интеграция образования. - 2006. - №6. - С.187-191.
18. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / И.Г. Захарова. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
19. Канянина, Т.И. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном школьном образовании / Т.И. Канянина // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 11-20.
20. Карандина, С.И. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении грамматике английского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.И. Карандина. - М., 2004. - 20 с.
21. Коджешау, М.А. Взаимосвязь и взаимопроникновение процессов развития интеллекта, креативности, творчества и использования новых информационных технологий в образовании / М.А. Коджешау // Новое слово в науке и практике. — Майкоп, 2013. — С. 67-72.
22. Краудер, Н.А. О различиях между линейным и разветвлённым программированием / Н.А. Краудер // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей. - М.: Высшая школа, 1968. - С. 58-67.
23. Кречетников, К.Г. Понятие интерактивного электронного учебника / К.Г. Кречетников // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №22. - С. 62-67.
24. Кречетников, К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вуз: автореферат дис. ... д.пед.н. / К.Г. Кречетников. - Ярославль, 2002. - 38 с.
25. Куличенко, В.Г. Интеграция информационно-коммуникационной технологии с другими педагогическими технологиями / В.Г. Куличенко // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Подготовка студентов и учителей начальных классов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников». — Барнаул, 2015. — С. 147-150.
26. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич // Перевод с польск. О. В. Долженко. - М.: Высш. Шк., 1986. - 368 с.
21. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
28. Лысакова, Л.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков / Л.А. Лысакова, Л.С. Ким // The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. - 2015. - № 4. - С. 34-36.
29. Маль, Г.С. Информатизация образовательной деятельности при подготовке студентов в медицинских вузах / Г.С. Маль, Г.Г. Гриншкун // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Информатизация образования. - 2011. - № 2. - С. 55-59.
30. Низамиева, Л.Р. Использование информационных технологий при формировании умений иноязычной диалогической речи / Л.Р. Низамиева, Г.И. Назарова // Грамота. - 2016. - № 4 (58). - Ч. 1 - С. 201-203.
31. Нэсбитт, Дж. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции.Год 2000 / Дж. Нэсбит, П. Эбурдин. - М.: Республика, 1992. - 416 с.
32. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Оникс-ЛИТ, 2012. - 1376 с.
33. Роберт, И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания / И.В. Роберт // Человек и образование. - 2012. - № 1. - С. 14-18.
34. Роберт, И.В. Основные направления развития информатизации образования / И.В. Роберт // Педагогика. - 2015. - № 10. - С. 30-38.
35. Сахн-Вальд, Н.В. Основные психологические подходы
компьютеризированного обучения иностранным языкам / Н.В. Сахн-Вальд // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - Серия «Педагогика и психология». — 2010. — №1 — С. 270-272.
36. Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н.Ф. Талызина. - М.: Изд. МГУ, 1969. - 133 с.
37. Хамблин, Д. Формирование учебных навыков / Д. Хамблин. - М.: Педагогика, 1986. - 160 с.
38. Хован, И.В. Информационно-коммуникационные технологии как метод усовершенствования педагогических технологий / И.В. Хован // Вестник Московского городского педагогического университета. - Серия: Педагогика и психология. — 2013. — № 4 (26). — С. 127-134.
39. Чистяков, В.А. Понятие «Информационно-образовательные технологии» и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно¬компьютерными средствами / В.А. Чистяков // Научный журнал КубГау. —
2014. — № 97 (03) — C. 386-396.
40. Широбокова, М.В. Возможности электронных учебников в эффективном обучении иностранному языку / М.В. Широбокова // Текст. Книга. Книгоиздание. - 2013. - № 2 (4). - С. 24-34
41. Шматков, Р.Н. Философские аспекты информационных технологий в современном образовании / Р.Н. Шматков // Философия образования. - 2008.
- №1. - С. 315-323.
42. Шмелькова, И.И. Философские аспекты использования
информационных и компьютерных технологий в сфере образования / И.И. Шмелькова // Электронное обучение в непрерывном образовании. -
2015. - №1 (2). - Т.2. - С. 265-269.
43. Штаюра, О.В. Мультимедийные технологии в современном образовательном процессе при изучении английского языка / О.В. Штаюра, Е.Е. Борякова // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. - 2014. - №3 - С. 76-83.
44. Bell, D. The coming of PostIndustrial Society. A Venture in Social Forecasting / D. Bell. - Ney York, 1973.
45. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals / B.S. Bloom. - Handbook I, cognitive domain. - New York: Longman, 1956. - 388 p.
46. Brunner, J. The Process of Education / J. Brunner. - Cambridge, MA: Harvars University Press. - 52 p.
47. Brzezinski, Z. « Between Two Ages : America's Role in the Technetronic Era / Z. Brzezinski. - New York: The Viking Press, 1976. - 355 p.
48. Landa, L.N. Algorithmization in Learning and Instruction. / L.N. Landa. - New. Jersey: Educational Technology Publications, 1974. - 713 p.
49. Masuda, Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. - Washington: World Future Society, 1981. - 146 p.
50. Skinner, B. About Behaviorism / B. Skinner. - New York: Knopf, 1974. - 283 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ