ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СОШ
|
Введение 3
I. Информационные технологии в системе образования 6
1.1. Философские аспекты использования информационных технологий в
сфере образования 6
1.2. Психологические основы применения информационных технологий в
образовании 15
Выводы по первой главе 26
II. Информационные технологии в преподавании иностранных
языков 27
11.1. Информационные технологии в обучении французскому языку и
педагогические условия их применения 27
11.2. Ход и результаты экспериментальной работы 34
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Библиография 46
Приложение
I. Информационные технологии в системе образования 6
1.1. Философские аспекты использования информационных технологий в
сфере образования 6
1.2. Психологические основы применения информационных технологий в
образовании 15
Выводы по первой главе 26
II. Информационные технологии в преподавании иностранных
языков 27
11.1. Информационные технологии в обучении французскому языку и
педагогические условия их применения 27
11.2. Ход и результаты экспериментальной работы 34
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Библиография 46
Приложение
На современном этапе реформ школьного образования серьезные изменения связаны с внедрением информационных технологий в образовательный процесс. В условиях ФГОС установлены требования к результатам сформированности учебной мотивации, самостоятельности планирования и реализации учебного процесса и организации учебной интеракции с учителем и учениками, к умению самостоятельно ставить цели своего обучения и формулировать задачи, что становится возможным благодаря информационным технологиям. Как верно заметила С.И. Карандина, «именно использование информационно¬
коммуникационных технологий позволяет решить основное противоречие современной системы образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом» [20, с. 9]. В федеральной целевой программе на 2011-2015 года отмечается эпизодический характер использования информационных технологий, обусловливающий неудовлетворительные результаты в области учебной мотивации. Этим обстоятельством обусловлена актуальность настоящего исследования, которая заключается в обосновании необходимости системного использования информационных технологий с целью повышения эффективности учебного процесса и действенности системы управления качеством иноязычного образования учащихся.
Предметом исследования являются информационные технологии и методы их применения, создающие условия для повышения успеваемости учащихся старшей ступени СОШ в процессе обучения французскому языку.
Объектом исследования выступает процесс обучения французскому языку на старшей ступени СОШ в условиях современной информационной среды.
Цель исследования состоит в обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения информационных технологий вкупе с традиционными методами обучения в процессе обучения французскому языку, направленных на повышение успеваемости учащихся.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. раскрыть целесообразность внедрения информационных технологий в учебный процесс в философском ключе;
2. обосновать психологические основы применения информационных технологий для повышения мотивации и развития познавательно-творческой активности учащихся;
3. выявить педагогические условия применения информационных технологий, способствующие эффективному обучению французскому языку на старшей ступени СОШ;
4. апробировать эффективность организации учебного процесса по французскому языку на основе применения информационных технологий.
Методологической основой исследования послужили теории информатизации и управления образованием (Д.В. Адамчук [2], Т.И. Канянина [19], В.Г. Куличенко [25], Г.С. Маль [29], И.В. Хован [38]), ведущие психолого-педагогические теории обучения (Т.Н. Брусницова [10], Л.С. Выготский [12], П.Я. Гальперин [13], Г.В. Захарова [17], Е.В. Сахн- Вальд [35],), идеи внедрения информационных технологий в процесс обучения (С.А. Бешенков [7], Ю.И. Волкова [11], Т.И. Канянина [19], И.В. Роберт [33; 34]), положения об иерархической структуре достижения наивысшего результата в обучении (И.Я. Лернер [27]).
Методы исследования: анализ и синтез, индукция, дедукция; анкетирование, опрос, тестирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, эксперимент; оценка качества обучения в цифровых показателях.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия применения информационных технологий при обучении французскому языку; экспериментально проверена эффективность организации учебного процесса по французскому языку в условиях применения информационных технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет и конкретизирует современные представления об информационных технологиях в системе образования в целом и в ходе обучения иностранному языку в частности; раскрывает и обосновывает возможности информационных технологий в повышении успеваемости учащихся, активизации интеллектуального и творческого потенциала при обучении иностранному языку.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного комплексного исследования могут быть использованы как учителями в профессиональной практической деятельности, так и в теории дидактических исследований в целях дальнейшей интенсификации и повышения качества образования.
коммуникационных технологий позволяет решить основное противоречие современной системы образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом» [20, с. 9]. В федеральной целевой программе на 2011-2015 года отмечается эпизодический характер использования информационных технологий, обусловливающий неудовлетворительные результаты в области учебной мотивации. Этим обстоятельством обусловлена актуальность настоящего исследования, которая заключается в обосновании необходимости системного использования информационных технологий с целью повышения эффективности учебного процесса и действенности системы управления качеством иноязычного образования учащихся.
Предметом исследования являются информационные технологии и методы их применения, создающие условия для повышения успеваемости учащихся старшей ступени СОШ в процессе обучения французскому языку.
Объектом исследования выступает процесс обучения французскому языку на старшей ступени СОШ в условиях современной информационной среды.
Цель исследования состоит в обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения информационных технологий вкупе с традиционными методами обучения в процессе обучения французскому языку, направленных на повышение успеваемости учащихся.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. раскрыть целесообразность внедрения информационных технологий в учебный процесс в философском ключе;
2. обосновать психологические основы применения информационных технологий для повышения мотивации и развития познавательно-творческой активности учащихся;
3. выявить педагогические условия применения информационных технологий, способствующие эффективному обучению французскому языку на старшей ступени СОШ;
4. апробировать эффективность организации учебного процесса по французскому языку на основе применения информационных технологий.
Методологической основой исследования послужили теории информатизации и управления образованием (Д.В. Адамчук [2], Т.И. Канянина [19], В.Г. Куличенко [25], Г.С. Маль [29], И.В. Хован [38]), ведущие психолого-педагогические теории обучения (Т.Н. Брусницова [10], Л.С. Выготский [12], П.Я. Гальперин [13], Г.В. Захарова [17], Е.В. Сахн- Вальд [35],), идеи внедрения информационных технологий в процесс обучения (С.А. Бешенков [7], Ю.И. Волкова [11], Т.И. Канянина [19], И.В. Роберт [33; 34]), положения об иерархической структуре достижения наивысшего результата в обучении (И.Я. Лернер [27]).
Методы исследования: анализ и синтез, индукция, дедукция; анкетирование, опрос, тестирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, эксперимент; оценка качества обучения в цифровых показателях.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия применения информационных технологий при обучении французскому языку; экспериментально проверена эффективность организации учебного процесса по французскому языку в условиях применения информационных технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет и конкретизирует современные представления об информационных технологиях в системе образования в целом и в ходе обучения иностранному языку в частности; раскрывает и обосновывает возможности информационных технологий в повышении успеваемости учащихся, активизации интеллектуального и творческого потенциала при обучении иностранному языку.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного комплексного исследования могут быть использованы как учителями в профессиональной практической деятельности, так и в теории дидактических исследований в целях дальнейшей интенсификации и повышения качества образования.
Вопрос внедрения новых информационных технологий в процесс обучения иностранному языку, в частности, французскому приобретает особую актуальность в свете мировой информатизации общества. Данный факт объясняет разнообразие информационно-образовательных технологий, отличающихся по решаемым педагогическим задачам (для базовой или практической подготовки, как вспомогательное или комплексное средство), по функции и организации образовательного процесса (рецептивно¬образовательные и интерактивно-образовательные), по типу информации (информационные ресурсы с визуальной или текстовой информацией, аудио- или видеоинформацией), по формам применения (урочная/ внеурочная), по формам взаимодействия с обучаемыми (в синхронном on-line или асинхронном off-line режиме).
Использование данных информационных технологий наряду с традиционными средствами обучения служит эффективным психолого-педагогическим способом формирования и развития познавательно-творческого потенциала учеников, стимулируя их интерес к изучаемому предмету. Активизация познавательного и коммуникативного интереса будет, в свою очередь, расширять возможности самостоятельной работы учащихся по овладению французским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Основная задача учителя при этом создать максимально благоприятные условия во избежание глубокого погружения учениками в виртуальный мир или, напротив, синдрома тревожности из-за страха перед предстоящим использованием информационных технологий с обучающей целью. Во избежание подобных трудностей требуется высокая компетенция учителя в области включения информационных технологий в образовательный процесс, творческий подход к их применению и самосовершенствование.
Экспериментальное апробирование эффективности организации учебного процесса по французскому языку на базе использования информационных технологий доказало их эффективность. В ходе эксперимента в учебный процесс были внедрены такие новые средства педагогических технологий, как проектная деятельность и презентация с использованием мультимедийных средств обучения в урочной и внеурочной деятельности учеников. Контрольное тестирование уровня знаний учащихся в рамках заданных тем в экспериментальной и контрольной группах подтвердило их значимость в повышении успеваемости школьников.
Таким образом, учитель должен уметь комбинировать и
приспосабливать информационные технологии в зависимости от объёма и уровня сложности материала; отбирать те программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи нового материала и управления классом; организовывать на основе информационных технологий не только учебную, но и внеклассную работу через участие в различных международных конкурсах, он-лайн олимпиадах.
В заключение следует отметить, что тема исследования настолько широка и объемна, что открывает перспективы для ее дальнейшего исследования по следующим направлениям: создание дидактической модели урока иностранного языка с использованием информационных технологий; решение проблемы подготовки педагогических кадров по методике интеграции новых инновационных форм информационных технологий в процесс обучения иностранному языку.
Использование данных информационных технологий наряду с традиционными средствами обучения служит эффективным психолого-педагогическим способом формирования и развития познавательно-творческого потенциала учеников, стимулируя их интерес к изучаемому предмету. Активизация познавательного и коммуникативного интереса будет, в свою очередь, расширять возможности самостоятельной работы учащихся по овладению французским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Основная задача учителя при этом создать максимально благоприятные условия во избежание глубокого погружения учениками в виртуальный мир или, напротив, синдрома тревожности из-за страха перед предстоящим использованием информационных технологий с обучающей целью. Во избежание подобных трудностей требуется высокая компетенция учителя в области включения информационных технологий в образовательный процесс, творческий подход к их применению и самосовершенствование.
Экспериментальное апробирование эффективности организации учебного процесса по французскому языку на базе использования информационных технологий доказало их эффективность. В ходе эксперимента в учебный процесс были внедрены такие новые средства педагогических технологий, как проектная деятельность и презентация с использованием мультимедийных средств обучения в урочной и внеурочной деятельности учеников. Контрольное тестирование уровня знаний учащихся в рамках заданных тем в экспериментальной и контрольной группах подтвердило их значимость в повышении успеваемости школьников.
Таким образом, учитель должен уметь комбинировать и
приспосабливать информационные технологии в зависимости от объёма и уровня сложности материала; отбирать те программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи нового материала и управления классом; организовывать на основе информационных технологий не только учебную, но и внеклассную работу через участие в различных международных конкурсах, он-лайн олимпиадах.
В заключение следует отметить, что тема исследования настолько широка и объемна, что открывает перспективы для ее дальнейшего исследования по следующим направлениям: создание дидактической модели урока иностранного языка с использованием информационных технологий; решение проблемы подготовки педагогических кадров по методике интеграции новых инновационных форм информационных технологий в процесс обучения иностранному языку.
Подобные работы
- Использование современных информационных технологий в обучении
французскому языку на старшей ступени средней общеобразовательной
школы
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Проектная методика в обучении английскому языку на старшей ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФРАЗЕОДИДАКТИКА ЭКСКУРСИОННОЙ РЕЧИ: ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Технология формирования речевой компетенции по французскому языку
учащихся старших классов средней общеобразовательной школы (на
материале обучения говорению)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4570 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Способы контроля уровня языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы (на материале французского языка)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017



