Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №81568

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы игровой компьютерной зависимости младших школьников 6
1.1 Понятие и виды компьютерной зависимости 6
1.2 Особенности младших школьников, увлеченных компьютерными играми 14
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике
зависимости от компьютерных игр у младших школьников во внеурочной деятельности 24
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы. Характеристика
используемых методик 24
2.2 Результаты диагностики младших школьников на наличие
зависимости от компьютерных игр во внеурочной деятельности 26
2.3 Программа внеурочной деятельности и методические рекомендации по профилактике зависимости от компьютерных игр
у младших школьников во внеурочной деятельности. 30
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ 49
СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

B настоящее время, в информационном обществе, возникает проблема зависимости OTкoмпьютерa, не только у взрослых и подростков, но и детей. Данный факт заставляет задаться вопросом, является ли это проблемой или же, наоборот, плюсом для дальнейшего развития ребенка, чтобы он смог нормально и быстро влиться в окружающее его общество, что начинает полагаться на информационные технологии все чаще и включать их в свою повседневную жизнь. При этом необходимо помнить, что у детей, сидящих все время за компьютером с раннего возраста, в дальнейшем могут возникнуть проблемы в общении с окружающими людьми.
Актуальность такой проблемы как профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников очень серьёзна. Дети - это будущее не только нашей страны, это ее развития, стоит помнить, что, если ребенок не будет развиваться не только в области технологий, это усугубит его развитие в других сферах.
Проблемы аддиктивного поведения рассмотрены в трудах В. Абраменкова, А. Е. Войскунский, В. А. Бурова, А. Ю. Егоров, С. В. Лободина, А. Н. Ивлева, К. Янг, Д. Гринфилда, К. Суратта, А. Голдберга, О.К. Тихомирова, О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанинова, Ю.Д. Бабаевой и др.
Особенности детей, склонных к игровой компьютерной зависимости освещаются в работах К. Андерсона, Л.Бенсли, М. Грифитс, С. Шимаи, И.В. Бурмистрова, Ю.В. Фомичевой, А.Г. Шмелева
В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта по профилактике компьютерной зависимости нами было обнаружено противоречие: между необходимостью применения компьютерных технологий в работе с детьми и формирования у них ИКК (стандарт НОО) и недостаточным методическим обеспечением процесса внеурочной деятельности, направленной на профилактику формирования зависимости от компьютерных игр.
Проблема исследования: каково содержание программы внеурочной деятельности, направленной на профилактику зависимости от компьютерных игр.
Целью исследования будет изучение теоретических аспектов проблемы профилактики зависимости от компьютерных игр у младших школьников для создания программы внеурочной деятельности профилактической направленности.
Объектом исследования: зависимость от компьютерных игр у младших школьников.
Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство профилактики зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия и виды компьютерной зависимости
2. Изучить особенности младших школьников, увлеченных компьютерными играми
3. Проанализировать результаты диагностики младших школьников на наличие зависимости от компьютерных игр во внеурочной деятельности.
4. Разработать программу внеурочной деятельности и методические рекомендации по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников во внеурочной деятельности.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
> теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
> эмпирические методы: анкетирование, тестирование, эксперимент;
> методы обработки и интерпретации данных
Экспериментальная база исследования: средняя школа Кустанайской области, Республики Казахстан.
В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 4¬ого «А» класса в количестве 25-ти человек, и их родители.
Практическая значимость исследования: разработанная нами программа внеурочной деятельности может быть использована УНК в процессе профилактики зависимости от компьютерных игр.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Список литературы представлен 51 источнике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Большинство современных детей не представляют себе без компьютера ни учебу, ни досуг, проводя все свободное время возле монитора.
Влияние компьютера на детей может быть различным. При разумном подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: они помогают расслабиться, развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию.
При неразумном увлечении компьютерными играми (длительное времяпровождение у монитора, чрезмерное увлечение жестокими играми) возможно негативное влияние на психическое и физическое здоровье младшего школьника.
Основными причинами игровой зависимости могут быть: недостаток внимания со стороны родителей, неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении, склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного, желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать, отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютерными играми.
Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами (дома). К сожалению, часто бывает, что родители сами провоцируют зависимость, поскольку компьютерные игры освобождают их от необходимости воспитывать детей.
Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка.
В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры. В младшем школьном возрасте эта проблема выражена в меньшей степени, однако нельзя не учитывать её. Если же родители ради хороших оценок готовы «за уши тянуть» школьника и сглаживать его проблемы, то пассивность его лишь увеличится. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте важно начать профилактику игровой зависимости, потому что проблему легче предотвратить, чем решить.
Согласно рекомендациям врачей, детям в возрасте 10-11 лет желательно проводить у компьютера не более часа-полутора.
Компьютер в жизни испытуемых играет большую роль, так как практически все ребята имеют домашний компьютер и абсолютно все ежедневно играют в компьютерные игры.
Уровень агрессивности учащихся 4 класса зависит от характера предпочитаемых компьютерных игр и времени, проведенном за компьютером. Дети, играющие в жестокие компьютерные игры, имеют более высокий уровень агрессии. Кроме этого, выбор игр определяется половыми различиями детей.
Таким образом, компьютерные игры являются одним из факторов формирования агрессивного поведения младших школьников.
Изменить природу человека невозможно. Невозможно заставить его перестать фантазировать, но в наших силах сделать жизнь ребёнка более яркой, полной впечатлений. Нужно помнить, что детская психика ведь ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.



1. Аветисова, А. А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А. А. Аветисова // Журн. высш. школы экономики. - 2011. - Т. 8, № 4. - С. 35 - 58.
2. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? (Современный ребенок в игровой цивилизации). - М., 2001.
3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2000.-106с.
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.
A. Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
5. Беловол, Е.В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми / Е.В.Беловол, И.В.Колотилова // Психологический журнал. - 2011. - № 6. Т. 32. - С. 49-58.
6. Бурлаков, И. В. Homo gamer: Психология компьютерных игр / И.
B. Бурлаков. - М.: Класс, 2000. - 144с.
7. «Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков» http: //works.tarefer.ru/70/100338/index.html
8. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. — Т. 25. — № 1.
9. Гришина, А.В. Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте / А.В.Гришина // Аспирантские тетради (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена). СПб.: РГПУ. - 2009. - № 39. -
C. 237 - 243.
10. Гришина, А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис. ... канд. псих. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 183 с.
11. Дмитриева У. Увлечение или диагноз? // Школ. психолог.- 2008.- №1.- С. 8-10
12. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции детей и подростков // Педагогика. - 2012. - №8. - С15
13. Елкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 394-396. — URL https://moluch.ru/archive/154/43642/(дата обращения: 11.11.2018).
14. Жукова М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного университета, 2013.- Выпуск 11.
15. Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. М.: Нева, Олма-Пресс Экслибрис, 2003. 128 с.
16. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. - 435 с.
17. Как справиться с компьютерной зависимостью / С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева и др. - М. : Эскмо, 2008.
18. Комарова И.И., Комарова Т.С. Дети младшего возраста и информационные технологии // Педагогика. - 2011. - №8 - С 113
19. Компьютерная зависимость. - URL:
http://www.5psy.ru/samopoznanie/kompyuternaya-zavisimost.html- 01.09.2011.
20. Краснова С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью.
М.: Эксмо-Пресс, 2008. 224 с. 3. Новиков А.М. Методология игровой
деятельности. М.: Эгвес, 2006. 48 с.
21. Липков, А. И. Ящик Пандоры: феномен компьютерных игр в мире и в России / А. И. Липков. - М. : ЛКИ, 2008. - 132 с.
22. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф. ... канд. мед. наук. - Новосибирск, 2004. - 17с.
23. Малкова Е.Е., Калин Н.И. Клинико-психологические феномены
формирования компьютерной зависимости у современных подростков [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4 (15). - URL:
http://www.medpsy.rU/mprj/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer03.php#top
24. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности
детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 272 с.
25. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. М.: Эгвес,
2006. 48 с.
26. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003. - № 9 - 13-18с.
27. Решетникова О. Зависимость от компьютера // Школ. психолог. - 2006.- №19.- С. 31-32.
28. Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя. // Основы социально генетической психологии. Воронеж: НПО “МОДЭК”,
1996. 164 с. 8.
29. Рыбалтович, Д. Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции : дис. ... канд. психол. наук : 10.00.04 / Д. Г. Рыбалтович. - СПб., 2012. - 182 с.
30. Сидорова А. Влияние компьютерных игр на поведение
подростков // Воспитание школьников.- 2007.- №7.- С. 61-62.
31. Смирнова Ю.М. Интернет кардинальным образом меняет не
только наш образ жизни, но и сознание // Наука и жизнь. - 2011. - №12.
32. Трафимчик, Ж.И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей младшего школьного возраста / Ж.И.Трафимчик // ЗОЖ. - 2011. - №1. - С.22 - 26.
33. Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область
психологических исследований / С. А. Шапкин // Психол. жунр. - 1999. - №1. - С. 47 - 67.
34. А. Г. Шмелев // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. - 1988. - №3. - С. 16 - 84.
35. Фальков, А. И. Ребенок и компьютер / А. И. Фальков // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 2000. - № 4. - С. 14.
36. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. - 2004. - № 6- 56-58 с.
37. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование,
диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот.- Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с
38. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. - 2004. - № 17 (234) 17 сентября.- 22-24 с.
39. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29
40. http://www.flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2 - 05.07.2002.
41. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/07/07/raznovidnosti-kompyuternoy-zavisimosti-cheloveka)
42. http://www.scienceforum.ru/2013/12/5005
43. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/07/07/raznovidnosti-kompyuternoy-zavisimosti-cheloveka
44. http: //www.alternativa-mc.ru/computer zavisimo st
45. http: //www.baddhabits .ru/komp/internet. php
46. www.netaddiction.com/parents .htm
47. https://studwood.ru/585886/psihologiya/ponyatie kompyuternoy zavisimosti
48. https: //infourok.ru/nauchnaya-rabota-kompyuternaya-zavisimost-mladshih-shkolnikov-2556426.html
49. https: //infourok.ru/pro gramma-profilaktiki-kompyuternoy-zavisimosti-2417605.html
50. http://www.bulat-school.ru/cpp/sbornik po ib-2015-1 .pdf
51. https: //nsportal .ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2014/03/31/vliyanie-kompyuternykh-igr-na-detey-mladshego


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ