Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение развития самосознания интеллектуально одаренных подростков

Работа №81555

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы174
Год сдачи2022
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен экспериментальное исследование.
База исследования: ГАУ ДО Кемеровской области «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Кузбасс».
Выборка: 70 одаренных детей подросткового возраста (13-15 лет).
Много приложений ( результаты исследования в табличном виде и методические материалы.
Есть презентация к защите.

Введение 3
Глава 1 Самосознание интеллектуально одаренных подростков как объект исследования 8
1.1 Теоретические подходы к изучению вопроса развития самосознания личности в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Структура и функции самосознания 18
1.3 Особенности самосознания интеллектуально одаренных подростков 24
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Развитие самосознания интеллектуально одаренных подростков средствами психолого-педагогического сопровождения 33
2.1 Условия успешного становления самосознания интеллектуально одаренных подростков 33
2.2 Формы и средства организации психолого-педагогического сопровождения развития самосознания интеллектуально одаренных подростков 39
Выводы по второй главе 47
Глава 3 Экспериментальное исследование развития самосознания интеллектуально одаренных подростков в условиях психолого-педагогического сопровождения 48
3.1 Организация и методы исследования 48
3.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 63
Выводы по третьей главе 80
Заключение 82
Список использованных источников 84
Приложения 91

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить возможности психолого-педагогического сопровождения развития самосознания интеллектуально одаренных подростков.
Объект исследования – самосознание интеллектуально одаренных подростков.
Предмет исследования – процесс развития самосознания интеллектуально одаренных подростков в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Гипотезы исследования:
1. Самосознание интеллектуально одаренных подростков представляет собой совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции и самооценки, и имеет определенные особенности, обусловленные спецификой интеллектуального развития.
2. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает согласованность компонентов самосознания интеллектуально одаренных подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития самосознания личности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития самосознания интеллектуально одаренных подростков.
3. Рассмотреть основные формы психолого-педагогического сопровождения развития самосознания интеллектуально одаренных подростков.
4. Разработать и апробировать комплекс мероприятий как средства психолого-педагогического сопровождения развития самосознания интеллектуально одарённых подростков.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методоы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования; методы математической статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый возраст является периодом формирования нового уровня самосознания, вызывающего качественную перестройку личности. В частности, на основе самооценки достижений, значимых мотивов и целей, мнений окружающих и самоэффективности развивается самоуважении и другие аспекты когнитивного компонента самоотношения, в то время как его аффективный компонент является неаддитивным. Содержание бессознательного уровня самоотношения продолжает влиять на жизнь человека, но так и остается неосознанным.
Ряд авторов утверждает, что самосознание у одаренных детей подросткового возраста отличается от самосознания их сверстников. У одаренных детей наблюдается противоречие, с одной стороны, низкий уровень развития самосознания, с другой стороны, повышенная потребность в осмыслении мира, что позволяет нам в наиболее отчетливой форме выявить те особенности и тенденции развития образа мира, понимание которых обеспечит возможность совершенствования воспитания, обучения и развития всех детей. Поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождения развития самосознания одаренных детей подросткового возраста. Цель психолого-педагогического сопровождения должна заключаться в выявлении и преодолении трудностей и проблем в становлении самосознания интеллектуально одаренного подростка и создание условий для их успешного преодоления.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Констатирующий этап показал, что у одаренных подростков недостаточно сформировано самоотношение, преобладает эмоциональный контроль в самооценке. На формирующем этапе исследования с одаренными подростками экспериментальной группы была реализована разработанная система психолого-педагогического сопровождения развития самосознания. Проводилась работа с педагогами, с родителями одаренных подростков. Для одаренных подростков был разработан и проведен цикл тренинговых занятий «Познай себя!». Всего за время формирующего этапа было проведено 18 занятий.



1. Арендачук, И. В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности / И. В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 110-119.
2. Атаманенко, Е. С. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности / Е. С. Атаманенко // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – Т. 13. – № 2. – С. 12-17.
3. Базылевич, Т. Ф. Психология высших достижений личности.: Монография / Т. Ф. Базылевич. – Москва : Инфра-М, 2018. – 251 c.
4. Белоусова, С. С. Взаимосвязь самореализации и духовно-нравственного самосознания личности / С. С. Белоусова // В сборнике : Высшая школа : опыт, проблемы, перспективы. материалы IX Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 697-702.
5. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности / Р. Бернс. – Москва : Эксмо, 2013. – 368 с.
6. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности / А. К. Болотова // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 46-52.
7. Булгаков, В. М. Направления изучения образа я в структуре самосознания личности / В. М. Булгаков // В сборнике : Проблемы личности в современном мире. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Кафедра социальной психологии и акмеологии института педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. – 2017. – С. 159-162.
8. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация / Ш. Бюллер. – Москва: АСТ, 2015. – 258 с.
9. Васягина, Н. Н. Самосознание как условие субъектного становления личности / Н. Н. Васягина // Дискуссия. – 2019. – № 4 (34). – С. 96-104.
10. Вахромов, Е. Е. Проблема человека: Самость и Я в психологии / Е. Е. Вахрамов // Мир психологии. – 2002. – № 2. – С. 35.
11. Выготский, Л. С. Общая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2015. – 458 с.
12. Гаджимурадова, З. М. Самосознание личности : теории, аспекты и методы исследования : Монография. ДГПУ / З. М. Гаджимурадова, Ж. Т. Курбанова. – Москва : Парнас, 2018. – 236 с.
13. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
14. Даниленко, Т. В. Проблема самосознания личности (аксиологический аспект) / Т. В. Даниленко // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2016. – № 23. – С. 130-137.
15. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность : Психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. – Москва : ЛКИ, 2016. – 202 c.
16. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
17. Зарубина, О. В. Особенности формирования самосознания у подростков / О. В. Зарубина // Мир психологии. – 2014. – №2. – С. 41-51.
18. Ибрагимова, Л. А. Проблема исследования самосознания личности в современной психологии / Л. А. Ибрагимова // В сборнике : Современные проблемы психолого-педагогического образования. Материалы 4-ой Региональной научно-практической конференции (к 100-летию профессионального педагогического образования в Дагестане) : в 5-ти частях. Ответственные редакторы У.К. Аминов, Д.К. Аминова, М.М. Асильдерова. –2017. – С. 135-141.
19. Инина, Н. В Детство в формировании самосознания зрелой личности / Н. В. Инина // В сборнике : Горизонты зрелости. Сборник научных статей. Редакторы: Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко, М. А. Одинцова. – 2015. – С. 231-2140.
20. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности) : метод. пособие / В. Г. Казаков. – Москва : ИПК и ПРНО МО, 2013. – 32 с.
21. Каташев, В. Г. Самосознание и саморазвитие личности в старшем школьном возрасте / В. Г. Каташев // В сборнике : Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 135-139.
22. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2020. – 506 с.
23. Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2018. – 225 с.
24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург : Алетей, 2015. – 560 с.
25. Кривых, С. В. Становление социального самосознания личности одаренных подростков / С. В. Кривых // В сборнике : Международное образование и профессиональная самореализация. Сборник научных статей международной конференции. Отв. ред. Е. В. Федосенко, Л. Ф. Уварова. – 2015. – С. 243-250.
26. Кригер, Г. Н. Структура самосознания личности в условиях современного мира / Г. Н. Кригер // Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 1 (68). – С. 91-93.
27. Кучугова, М. Г. Психологический анализ самосознания личности одаренного подростка / М. Г. Кучугова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 53. – С. 16-18.
28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
29. Леонтьев, Д. А. Личностное измерение человеческого развития : теоретический аспект / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2018. – № 3. – С. 67–80.
30. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – Москва: АСТ, 2014. – 369 с.
31. Мартынова, А. И. Структурно-содержательные характеристики самосознания личности / А. И. Мартынова // В сборнике : Наука и образование. IV Всероссийский фестиваль науки. Сер. «Психология. Реклама. Связи с общественность». – 2014. – С. 35-38.
32. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования : Монография / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – С. 8-47.
33. Миннахметов, Р. Р. Теоретический анализ концептуальных подходов к исследованию самосознания личности / Р. Р. Миннахметов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-3. – С. 369-372.
34. Молчанова, Е. В. Чувство собственного достоинства как сторона морального самосознания личности / Е. В. Молчанова // В сборнике: Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия : Т. Н. Рябченко, Е. И. Бурьянова. – 2017. – С. 287-289.
35. Мохова, Ю. А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю. А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. – № 1 (105). – С. 157-160.
36. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2017. – 412 с.
37. Новикова, А. А. Самосознание личности в среде современной молодежи / А. А. Новикова // В книге : Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история. Сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 70-73.
38. Оруджева, С. В. Процесс самосознания личности и его сущность / С. В. Оруджева // Международный научный журнал. – 2019. – № 5. – С. 136-139.
39. Остапенко, А. А. Взросление подростков : нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 225–232.
40. Павленко, Н. Н. Психология и педагогика : Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. – Москва : КноРус, 2018. – 496 c.
41. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания : хрестоматия. – Самара : БАХРАХ-М, 2011. – 623 с.
42. Пикулева, О. А. Психология самопрезентации личности : Монография / О. А. Пикулева. – Москва : Инфра-М, 2015. – 32 c.
43. Платонов, К. К. Психология личности / К. К. Платонов. – Москва : АСТ, 2016. – 456 с.
44. Раева, М. С. Результаты специальной работы по развитию самосознания личности одаренных подростков / М. С. Раева // В сборнике : Интеграционные процессы в праве, экономике, культуре и образовании в рамках евразийского пространства таможенного союза. материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 93-99.
45. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 502 с.
46. Роджерс, К. Психология индивидуальности / К. Роджерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 856 с.
47. Романова, Э. А. Изучение вопросов сознания и самосознания личности в отечественной психологии / Э. А. Романова // В сборнике : Русский язык в современных социокультурных условиях : состояние и перспективы. материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 241-253.
48. Рысева, А. А. Характер самоотношения в структуре самосознания личности интеллектуально одаренного подростка / А. А. Рысева // Современные гуманитарные исследования. – 2007. – № 4 (17). – С. 243-246.
49. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
50. Саидова, З. Х. Самосознание как условие субъектного становления личности / З. Х. Саидова // Форум молодых ученых. – 2016. – № 3 (3). – С. 232-235.
51. Саидова, З. Х. Исследование проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологии / / З. Х. Саидова // В сборнике : Наука и молодежь. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов. – 2016. – С. 29-33.
52. Сараева, Е. В. Самопрогнозирование и самоактуализация как механизм саморазвития / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
53. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 456 с.
54. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 741 с.
55. Столин, В. В. Самосознание как объект психодиагностики / В. В Столин // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 : Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В. В Петухов. – Москва : Психология, 2013. – 607 с.
56. Столяренко, Л. Д. Психология личности : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов на Дону : Феникс, 2017. – 396 c.
57. Тагирова, Р. А. Теоретические подходы к исследованию самосознания личности одаренных подростков / Р. А. Тагирова // В сборнике: Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа. сборник статей Международной научно-практической конференции. –2017. – С. 102-104.
58. Утлик, Э. П. Психология личности : Учебник / Э. П. Утлик. – Москва : Academia, 2018. – 448 c.
59. Храмова, К. В. Социокультурная обусловленность самосознания личности / К. В. Храмова // European Social Science Journal. – 2012. – № 8 (24). –С. 247-253.
60. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 471 с.
61. Фадеева, О. Д. Самосознание как личностное свойство подростка / О. Д. Фадеева // Народное образование. – 2010. – №4. – С. 56-63.
62. Файзрахманов, И. И. Формирование я-концепции как условие развития самосознания личности / И. И. Файзрахманов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-4. – С. 316-320.
63. Черносвитов, Е. В. Самосознание в структуре сознания / Е. В. Черносвитов // Философские науки. – 2014. – №4. – С. 150-155.
64. Эльконин, Д. Б. Психология развития : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. – Санкт-Петербург : Питер. 2015. – 458 с.
65. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. – Москва : Академия, 2014. – 284 с.
66. Trafimow D., Brown J., Grace K., Thompson L.A., P. Sheeran. The relative influence of attitudes and subjective norms from childhood to adolescence: Between-participant and within-participant analyses // American Journal of Psychology. – 2002. – Vol. 115. – № 3. – P. 398.
67. Veronneau M.-H., Koestner R.F., Abela J.R.Z. Intrinsic Need Satisfaction and Well-Being in Children and Adolescents: An Application of The Self-Determination Theory // Journal of Social and Clinical Psychology. – 2005. – Vol. 24. – № 2. – P. 280–281.
68. Waldinger R., Fitzgerald D. Transnationalism in Question // American Journal of Sociology. – 2004. – Vol. 109. – № 5. – P. 1177– 1179.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ