Введение 3
Глава 1. История возникновения и развития адвокатуры в России
§ 1. Предпосылки возникновения и условия становления адвокатуры в
царской России 6
§ 2. Формирование адвокатуры в Российской Федерации 16
Глава 2. Правовая природа адвокатской деятельности и адвокатуры
§ 1. Адвокатура как институт гражданского общества 24
§ 2. Принципы, задачи и цели адвокатской деятельности 29
§ 3. Статус адвоката 36
Глава 3. Формы адвокатских образований
§ 1. Адвокатский кабинет 43
§ 2. Адвокатское бюро 46
§ 3. Коллегия адвокатов 50
§ 4. Юридическая консультация 60
Заключение 66
Список использованной литературы
В условиях проводимых в стране судебно-правовых реформ весьма важное место занимает защита прав и свобод человека и гражданина не только со стороны государства, но и со стороны гражданского общества. В этой связи особую значимость приобретает конституционное право на квалифицированную юридическую помощь, так как ни одно из закрепленных в Конституции России прав не может эффективно реализовываться без права на получение квалифицированной юридической помощи1.
Формальное провозглашение прав и свобод личности не имеет практической значимости без наличия цельного и эффективного механизма обеспечивающего возможность их реализации. Защита прав и свобод граждан возможна, лишь при наличии развитой системы конституционно- правовых гарантий.
Одним из важнейших институтов гражданского общества, официально закрепленный в действующем законодательстве, является институт адвокатуры, отличительной особенностью функционирования которого являются его профессиональные основы. Настоящий этап развития мы связываем с благоприятным для адвокатуры обновлением законодательства, открывающего новые возможности для повышения эффективности ее правозащитной деятельности. Но не только. Формируются наши представления о роли адвокатуры в формировании гражданского общества в России и обеспечении защиты прав и свобод граждан. По отношению к государству адвокатура обретает реальную независимость. По отношению к обществу она превращается в инструмент обеспечения защиты его интересов. Эти процессы нуждаются в осознании, оценке и стимулировании. Значит, они должны быть осмыслены с точки зрения их целей и средств достижения .
Акцентируя внимание на актуальности темы исследования в данной дипломной работе, особо следует подчеркнуть, что проблема реализации конституционных прав и свобод, в том числе права на юридическую помощь носит не только правовой, но и политический, экономический, социальный, международный характер. При этом главным началом российской правовой системы является создание надежного механизма правовой защиты, без которого невозможна реализация гражданами конституционных прав и свобод. Именно поэтому конституционное право на юридическую помощь нуждается во всестороннем научном исследовании. Здесь нельзя не согласиться с мнением адвоката Е.Г. Тарло, отмечающим, что современная правовая ситуация в Российской Федерации представляет существенный разрыв между закрепленными в Конституции, федеральными законами, иными правовыми актами страны, основополагающими правовыми принципами, и реальной действительностью . Этот разрыв очевиден и в правовом положении отечественной адвокатуры и ее деятельности. Причем этот разрыв в полной мере не смогли устранить до настоящего времени ни новое законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности, ни государственные реформы в сфере судопроизводства и системы правоохранительных органов, ибо, противопоставляя себя правовому произволу различных государственных структур, адвокатура никогда не обладала среди них надлежащим авторитетом. Тем не менее, адвокатура, бесспорно, является, или, по крайней мере, должна являться составной частью реального механизма обеспечения бесконфликтного взаимодействия между гражданином, обществом и государством.
Российской адвокатуре, с учетом ее конституционно-правового статуса, и места в формировании правового государства, отводится особая роль, предопределяющая актуальность и важность темы данного исследования. Роль адвокатуры состоит в жизненной необходимости в условиях развитой демократической системы иметь независимый от государственных властей институт профессиональных защитников-юристов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь нуждающимся в ней, лицам, защищать их с использованием правовых средств от произвола законодательной, исполнительной и судебной власти.
Адвокатура должна состоять из профессиональных юристов. Именно поэтому, новое законодательство, определяющее правовой статус адвокатов, является жизненно необходимым и должно постоянно совершенствоваться, применительно к развитию правовой государственной реформы, Между тем, научная мысль о совершенствовании практической деятельности адвокатуры в Российской Федерации и расширении правового статуса адвокатов, по некоторым позициям, отстает от западноевропейских государств.
Все изложенное определяет актуальность темы данного исследования.
Основная цель данного исследования - изучение правового статуса адвокатуры и механизма реализации ею своих функций в условиях реформирования правовой системы государства.
Теоретической основой дипломной работы явились научные работы юристов, педагогов, психологов, практикующих адвокатов и др. К которым относятся работы: Баренбойма П.Д, Барщевского М.Ю., Васьковского Е.В, Кони А.Ф., Кучерена А.П., Смоленского М.Б., Стешенко Л.А., Стремоухова Л.В., Шамба Т.М., Тарло Е.Г., Тихомирова М.Н., Троицкого Н.А., Резника Г.М., Хаски Ю. и многих др.
Законодательной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, международное правозащитное законодательство, международные договоры о правовой помощи между Россией и другими государствами. Также в работе содержатся материалы опубликованной судебной практики.
В заключении представляется необходимым изложить краткие выводы по рассмотренным вопросам.
Обращаясь к историческому опыту развития адвокатуры, следует отметить, что она часто переживала периоды своего подъема и спада. Помимо социально-политической обстановки, системы судопроизводства и судоустройства на состояние адвокатуры и адвокатской деятельности непосредственное влияние оказывала ее собственная организация. Упадок или рост адвокатуры полностью определялся и определяется уровнем престижности адвокатской деятельности, общественного мнения о ней, роли адвокатуры в жизни общества, материальной обеспеченности самих адвокатов. Высокий престиж адвокатуры может иметь место, только в том случае если она станет подлинно общественно-правовым институтом, независимым не только от правоохранительных органов и администрации, но и от клиента.
Выполняя свою защитительную функцию, адвокатура вместе с тем, должна способствовать правоохранительным органам государства в формировании законопослушного гражданского сообщества, оказывать содействие правоохранительным органам в правильном применении норм права и разрешении правовых конфликтов, а также уметь противостоять правовому произволу властей, создавая у граждан уверенность, в своей правовой защищенности.
Подобные качества адвокатуре могут придать определенные принципы ее организации: свобода профессии, самоуправление адвокатуры,
беспристрастность и деловая связь с судебной и иной правовой властью, руководство взаимообусловленным интересом личности, общества и государства, а также опора на правовые, конституционные нормы и нормы международного права.
Указанные принципы должны быть заложены в Федеральных законах об адвокатской деятельности и адвокатуре, однако, увы, этого пока в нем не обнаруживается. Ставшие преобладающими в последнее время иные основы организации адвокатуры исходили из ее частноправового определения, и фактически сводят престиж адвокатуры до среднего уровня. Сегодня, в условиях правовой, административной и судебной реформы пока еще не прекращается ни правовой произвол, пи социально-правовые конфликты, о которых так много говорится в законодательных органах власти, но слишком мало делается для их устранения. Суды на местах достаточно часто принимают неправосудные постановления, по существу игнорируя действующее законодательство и руководящие разъяснения высших органов судебной власти. Здесь нельзя не отметить случаи участившихся арестов самих защитников. В связи с этим в «Федеральном союзе адвокатов России» создан комитет, но защите прав адвокатов, целесообразность которого вызвана ущербным положением правового статуса адвоката, так как именно адвокат, порою оказывается крайним в поисках виновного.
Если судья и прокурор защищены законодательством, то адвокат, по сути, — лицо беззащитное. Самый печальный факт для юриспруденции тот, что развал прежнего государства породил развал правоохранительных органов и всех сопутствующих им правовых институтов, которые пред¬ставляли составные части, элементы механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Новое же законодательство, да и вновь создаваемый механизм организации и осуществления правовой защиты человека и гражданина в России не всегда оказываются эффективными.
Адвокатура сегодня - это реальный механизм в правовом взаимодействии гражданина, общества и государства. Российской адвокатуре, ее конституционно-правовому статусу, месту в формировании правового государства отводится особая роль, из которой вытекает актуальность данного исследования. Следует отметить, что адвокатское сообщество во все времена своего существования никогда не ставило своею целью оказание влияния на политическую жизнь государства, но никогда не оставляло без внимания правовой произвол чиновничье-бюрократической власти, что предопределило ее особую общественную значимость и уважительное отношение к ней гражданского общества. Роль адвокатуры определяется жизненной необходимостью в условиях развитой демократической системы формировать профессиональных защитников - юристов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь нуждающимся в ней лицам, осуществляющих воспитательное воздействие, как на своих доверителей, так и на должностных лиц право охранительных органов, предупреждая их об ответственности за допус- каемый правовой произвол. Как нам представляется, лишь при таком по¬ложении дел адвокатура может добиться для себя высочайшего авторитета и всеобщего признания, а, следовательно, и должной защиты от государства, граждан, общества.
Любое государство сильно, прежде всего, своими законами и органами их исполняющими, приоритетом для которых должно является правовое положение личности, возможность реализации прав ею своих и законных интересов, в силу чего и создаются собственно государственные правовые институты. Только с учетом воплощения в жизнь сказанного можно будет говорить о сочетании интересов личности и государства, народа и власти, без чего не возможно надеяться, что появится на свет истинно действующее правовое государство.
Понятие адвокатской деятельности можно определить как квалифицированную юридическую помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката и действующими индивидуально или в рамках коллективного адвокатского образования, физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Понятие адвокатуры следует понимать в двух значениях. Во-первых, как указано в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» - в качестве профессионального сообщества адвокатов, то есть совокупности лиц, получивших адвокатский статус, объединенных на условиях, обязательного членства в особые организации — региональные адвокатские палаты. Во-вторых, адвокатуру следует понимать как действующий на определенных принципах (законности, лояльности к клиенту, соблюдения адвокатской этики, независимости, самоуправляемости, корпоративности, равноправности адвокатов, профессионализма) общественный институт, гарантирующий гражданам право на квалифицированную юридическую помощь.
В институте адвокатуры кроме понятия адвокатской деятельности важное место занимают принципы адвокатуры. К принципам адвокатуры в настоящее время следует отнести законность, лояльность к клиенту, соблюдение адвокатской этики, независимость, самоуправляемость, корпоративность, равноправность адвокатов, профессионализм. Не все из них напрямую указаны в Законе об адвокатуре. Такие принципы как лояльность к клиенту, соблюдение адвокатской этики и профессионализм не указаны в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г, №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», хотя и пронизывают, по сути, все его положения. Думается, что указанные основные начала института адвокатуры законодателю следует прямо обозначить в Федеральном законе от 31 мня 2002 г. №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», внеся соответствующие изменения в п. 2 ст. 3 указанного нормативного акта.
Положение об адвокатуре не называло принципов советской адвокатуры, но из его содержания вытекало, что основными из них являются принцип социалистической законности и подконтрольность адвокатуры государству. Кроме того, Положение об адвокатуре считало важным соблюдение правил корпоративности, считая их приоритетными перед интересами отдельного адвоката. Принцип соблюдения адвокатской этики, несмотря на то, что, по сути, игнорировался, законодателем, на практике также выступал важным началом адвокатской деятельности.
Наиболее значимый принцип деятельности адвокатуры - это независимость. Как уже было отмечено, в Положении об адвокатуре этот принцип был заменен обратным ему принципом подконтрольности адвокатуры государству.
Независимость адвокатуры складывается из двух элементов: во- первых, из независимости организаций адвокатуры и адвокатских образований, в рамках которых осуществляется адвокатская деятельность, а во-вторых - из независимости самого адвоката при осуществлении своей деятельности. Определенная степень контроля со стороны государства сохранена в новом Законе об адвокатуре, однако она существенно минимизирована и доведена до необходимых пределов с точки зрения взаимоотношений гражданского общества и государства.
В настоящее время завершен очередной этап судебной реформы в области адвокатской деятельности, выразившийся в формировании дееспособного адвокатского корпуса, отвечающего современным требованиям к подобного рода институту защиты прав и законных интересов субъектов права. В качестве основного положительного момента данного этапа необходимо назвать принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации». Однако практическое приминение отдельных положений Закона об адвокатуре выявило значительное количество нерешенных, либо спорных проблем. В поиске путей их решения необходимо объединить усилия органов самоуправления российской адвокатуры, практикующих адвокатов и ученых, разрабатывающих вопросы правового статуса и теории адвокатуры. Таким образом, следующим этапом судебной реформы в области адвокатской деятельности следует проверка на практике уже существующих норм, а равно - формирование подзаконных актов в виде нормативно-правовых документов Министерства юстиции РФ.
Одним из недостатков российского законодательства в области адвокатуры следует признать игнорирование существующих международных рекомендаций в данной области.
На данный момент продолжается реформирование системы законодательства в области адвокатской деятельности, в связи с принятием Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» готовятся к принятию множество нормативных и подзаконных актов, что неизбежно выявить ряд других проблем. Поэтому, именно сейчас представляется необходимым принятие решительных действий по гармонизации указанной системы.
Одним из недостатков ранее действовавшего Положения Об адвокатуре 1980г. следует признать моноформию организационной деятельности адвокатуры на территории Российской Федерации. Закон об адвокатуре восполнил этот пробел и формализовал следующие формы адвокатских образование: адвокатский кабинет; коллегию адвокатов; адвокатское бюро; юридическую консультацию. При этом важно отметить, что законодатель справедливо предоставил адвокатам свободу выбора форм организации своей деятельности, ибо только так можно добиться развития адвокатуры, повышения квалификации адвокатских кадров. Представляется, что в условиях необходимости формирования эффективного рынка юридических услуг и создания больших возможностей для клиентов недопустимо создавать препятствия и ограничения деятельности индивидуальных адвокатов. В связи с этим Закон об адвокатуре предоставляет клиентам большие возможности в выборе адвоката, нежели Положение об адвокатуре 1980 г.
Проводя сравнительный анализ существующих на сегодняшний день форм организационной деятельности адвокатуры, отметим:
- адвокатский кабинет, в отличие от коллегии адвокатов и адвокатского бюро, позволяет реализовать закрепленные в ст. 2 и в п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре принципы правового статуса адвоката и адвокатуры не только в коллективных, но и в единоличной формах;
- адвокатское бюро, имея аналогичный правовой статус с коллегией адвокатов, вместе с тем отличается от последней, поскольку создается для обеспечения профессиональной деятельности своих членов, оказывающих юридическую помощь совместно от имени всех адвокатов - участников партнерского договора (в то время как коллегия адвокатов создается в целях обеспечения профессиональной деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь индивидуально от собственного лица).
Новая организация адвокатуры и адвокатской деятельности предоставляет адвокатам больше свободы, но она и требует от адвоката большей инициативности. Если ранее любой адвокат, вступивший в коллегию, был автоматически трудоустроен, то теперь приобретение статуса адвоката отнюдь не предполагает его занятости. Он должен выбрать форму осуществления своей деятельности и провести определенный комплекс организационных мероприятий, заняться поисками клиентуры.
Место адвокатуры в современной правовой системе России можно охарактеризовать как одни из способов самоограничения государственной власти, посредством которого создается институт гражданского общества, который способствует полноценной реализации и защите гражданами своих прав и свобод.
Закон об адвокатуре по сравнению с Положением об адвокатуре сделал ряд шагов, направленных на повышение профессионализма адвокатуры. Так, ныне исключен формальный подход к определению критериев допуска к адвокатской деятельности путем введения квалификационного экзамена. Кроме того, важно, что Закон об адвокатуре прямо исключил из числа лиц, имеющих право претендовать на адвокатский статус, судимых за совершение умышленных преступлений.
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Российская газета, 2000. - 5 ноября.
3. Конституция Российской Федерации, от 12 декабря 1993г. //
Российская газета. - 1993г. - 25 декабря.
4. Уголовный Кодекс Российской Федерации Российской Федерации от 13 июля 1996г. (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N51. - Ст. 2536.
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 52 (часть I). - Ст. 4921.
7. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 23. - Ст. 2102.
8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. - №33 (Часть I). - ст. 3431.
9. Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №3. - ст. 145.
10. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №48. - ст. 6727.
11. Декрет Совета народных комиссаров от 22.11.1917 г. // СП 1917-1918. Собрание Указов РСФСР. - 1918. - №4.
12. Положение о народном суде (утратил силу) // Собрание узаконений РСФСР. 1920. N 15.
13. Постановление IX Всероссийского съезда Советов (утратил силу). М.: Изд. ВЦИК, 1921.
II. Специальная литература
1. Адвокатская деятельность и адвокатура в России : учебник для магистров / под ред. И. Л. Трунова. — М. : Издательство Юрайт, 2012. - 527 с.
2. Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. - М.: Норма, 2001. - 571 с.
3. Баренбойм П.Б., Резник Г.М. Адвокатура как защитник гражданского общества // Адвокат. - 2004. -№8. - С.87-90.
4. Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России. - М. - 710 с.
5. Васьковский Е.В. Адвокатура // Судебные уставы 20 ноября 1964 г. за 20 лет. - Пг., 1914. - Ч. 2. - 700 с.
6. Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. - СПб., 1893. Ч.1. - 988 с.
7. Винавер М.М. Очерки об адвокатуре. - СПб. 1902. - 511 с.
8. Воскобитова Л.А. Профессиональные навыки юриста: Опыт
практического обучения. - М.: Издательство Дело, 2001. - 416 с.
9. Воронов А.А. Роль адвокатуры в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Автореф. дисс... канд юрид. наук. - М., 2008. - 16 с.
10. Галоганов А.П. Адвокатские палаты и иные формы объединения адвокатов как самоуправляющиеся организации в системе институтов гражданского общества // Право и государство. - 2011. - № 11. - С. 84 - 93.
11. Гернет М. История русской адвокатуры. Т.2. - М., 1914 - 1916. - 827 с.
12. Гофштейн М. Обзор ходатайств и заявлений адвокатов РСФСР // Советская юстиция. - 1989. - №21. - С.23-28.
13. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы
современности. - М.: Международные отношения, 1999. - 522 с.
14. Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. 10-е изд. - СПб., 1907. - 348 с.
15. История отечественного государства и права. Хрестоматия. - М.: Юрид. Колледж МГУ, 1996. - 799 с.
16. История русской адвокатуры. Т.1. Гессен И.В. Адвокатура, общество, государство (1864-1914) / Сост. С.Н. Гаврилов - М.: «Юрист». 1997. - 1002 с.
17. Казанцев С.М. Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864 - 1917г.г. - Л., 1991. - 529 с.
18. Куликов В. Адвокатов назначит министр // Российская газета. - 2005, 22 марта.
19. Куницин А. Историческое изображение древнего судопроизводства в России. - СПб., 1843. - С. 83.
20. Костанов Ю.А. Часто ошибки начинающих адвокатов вызваны слабым знанием методики допросов: Интервьюер И. Р. Рамазанов //Уголовный процесс. - 2010. - № 5. - С. 70 - 72.
21. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. Монография. - М., 2002. - 500 с.
22. Матузов Н.И. Гражданское общество: Сущность и основные принципы // Правоведение. - 1995. -№3. - С.33-35.
23. Мельниченко Р.Г. Коммерческие аспекты деятельности адвоката // Закон. - 2009. - №4. - С.45-48.
24. Мирзоев Г.Б. Высокая миссия Российской адвокатуры // Адвокатские вести. - 2004. - №11. - С.12-17.
25. Осин В.В. Адвокаты нуждаются в защите // Адвокатская практика. - 2011. - № 5. - С. 32 - 36.
26. Палеев И.М. Адвокатское бюро в системе адвокатских образований: сравнительно-правовой анализ // Гражданин и право. - 2010. - № 7. - С. 26 - 32
27. Питулько К.В., Коряковцев В.В. Постатейный комментарий к
Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». - СПб., 2011. - 344 с.
28. Петрачков С.С. "Гонорар успеха": анализ правового
регулирования в России и зарубежных странах // Вестник Московского государственного областного университета: Серия "Юриспруденция".
- 2010. - № 3. - С. 68 - 74.
29. Резник Г.М. Неопределенностью закона кто-то обязательно
воспользуется, чтобы извратить его действительный смысл // Адвокат.
- 2004. - №11. - С.78-80.
30. Сергевнин С.Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. - СПб., 1999. - 620 с.
31. Смирнов В.Н. Адвокатура и власть: История взаимоотношений. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. - 782 с.
32. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность в России. - М., ИКЦ «МарТ», Р-н-Д. , 2004. - 400 с.
33. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Адвокатура в Российской Федерации. - М., 2008. - 526 с.
34. Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны. Часть первая. - СПб, 1866. - 624 с.
35. Тарло Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь (Российская действительность и мировой опыт) // Автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. - М., 2002. - 23 с.
36. Троицкий А.Н. Адвокатура в России и политические процессы 1866-1904 г.г. - М., 2002. - 495 с.
37. Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство: происхождение и развитие Советского государства (1917-1939гг.). - М., Институт государства и права РАН, 1993. - 538 с.
38.Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России 60-80-е годы XIX века. - М.: Наука, 1987. - 290 с.