Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений дошкольников с нарушением речи

Работа №81501

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогической коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушением речи 6
1.1. Феномен межличностных отношений в психологических
исследованиях 6
1.2. Особенности межличностных отношений дошкольников с
нарушением речи 12
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции межличностных
отношений дошкольников с нарушением речи 24
Глава 2.Организация опытно-экспериментального исследования
межличностных отношений дошкольников с нарушением речи 34
2.1. Этапы, методы, методики исследования 34
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 40
Глава 3.Опытно-экспериментальное исследование психолого-
педагогической коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушением речи 48
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции межличностных
отношений дошкольников с нарушением речи 48
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 55
3.3. Психолого-педагогические рекомендации для родителей и
воспитателей 63
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение


В любых общностях во все времена природа межличностных отношений достаточно сложна. В них проявляются как усвоенные личностью нормы и ценности общества, так и сугубо индивидуальные качества личности - её интеллектуальные возможности, волевые и эмоциональные свойства. Человек реализует себя в системе межличностных отношений, отдавая воспринятое в нем обществу.
Ребенок живет, развивается и растет в переплетении различного рода отношений и связей. В дошкольном возрасте складываются межличностные отношения, которые отражают взаимосвязи участников в конкретной ситуации развития общества. На разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития, несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю.
Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С.Л. Рубинштейна, «...первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек» [11, с.211].
Значительное место занимает изучение ребенка-дошкольника в системе его отношений со сверстниками в дошкольном учреждении, так как этот возрастной период является главным периодом в воспитании подрастающего поколения. В эти годы в общении детей зарождаются сложные взаимоотношения, которые серьёзно влияют на развитие и становление личности. На основе выше изложенного мы приходим к выводу о необходимости изучения взаимоотношений детей, для того чтобы создать для каждого дошкольника в группе детского сада комфортный эмоционально-психологический климат.
Проблемным остаётся вопрос, который связан с трудностями в подборе методов, форм работы, а также условий педагогического процесса в деятельности педагогов дошкольного образования по формированию у детей межличностных отношений. В детском саду ребёнок проводит значительный отрезок времени, и посещение детского сада содействует развитию межличностных отношений детей.
Проблема, которая касается межличностных отношений детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, является актуальной. Исследованиями в данной области занимались такие авторы, как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.И. Жинкин, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова и другие.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушением речи.
Объект исследования: межличностные отношения дошкольников с нарушением речи.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза исследования: межличностные отношения дошкольников с нарушением речи изменятся при проведении психолого-педагогической коррекции.
Выдвинутая нами гипотеза предполагает решение определённых задач.
1. Проанализировать проблему межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности межличностных отношений дошкольников с нарушением речи.
3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушением речи.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Дать характеристику выборки, провести исследование и проанализировать результаты констатирующего этапа исследования.
6. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушением речи.
7. Провести анализ результатов формирующего этапа исследования.
8. Составить психолого-педагогические рекомендации для воспитателей и родителей по коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушением речи.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы, обобщение, целеполагание, моделирование;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент;
- математические: Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования межличностных отношений:
- методика «Капитан корабля» (Е.О.Смирнова);
- методика «Два домика» (Т. Д. Марцинковская);
- методика «Социометрия» (Дж. Морено).
База исследования: подготовительная группа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 453 г.Челябинска». Выборку составили дошкольники с нарушением речи в количестве 9 человек, из них 4 девочки, 5 мальчиков.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Также имеются приложения к работе. Объём работы составляет 80 страниц. Список литературы состоит из 75 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании мы провели подробный анализ психолого- педагогической литературы по проблеме межличностных отношений и нарушений речи, ознакомились с историей изучения этих феноменов, их классификацией, а также выявили особенности межличностных отношений у дошкольников с нарушением речи, что позволяет нам сделать следующие выводы: межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; нарушение речи - распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение нормального развития речи у детей, вызванные различными заболеваниям.
Исследование проводилось в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В качестве базы исследования мы выбрали МАДОУ Детский сад № 453 г. Челябинска, в исследовании приняли участие 9 дошкольников, имеющих нарушение речи.
Нами была разработана модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушением речи, включающая в себя целевой, диагностический, коррекционный и аналитический компоненты, выделен комплекс психолого-педагогических условий для коррекции межличностных отношений дошкольников; построено «дерево целей» психолого-педагогической коррекции межличностных отношений. Также была составлена программа коррекции.
В ходе исследования мы использовали следующие методы и методики.
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования, синтез, систематизация, обобщение моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, социометрическое исследование по методикам «Два домика» (Т.Д. Марцинковская), «Социометрия» (Дж. Морено), методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирнова).
3. Математико-статистические: метод Т-Вилкоксона.
После реализации серии коррекционно-развивающих занятий мы установили, что в группе возросло число предпочитаемых воспитанников на 11,11% и сократилось число отвергаемых до 0%. Проведенный впоследствии математический анализ результатов исследовательской работы с использованием Т-критерия Вилкоксона показал, что нам удалось подтвердить гипотезу, сформулированную на начальном этапе нашего исследования: межличностные отношения дошкольников с нарушением речи изменятся при проведении психолого-педагогической коррекции. Также нами были составлены рекомендации воспитателям и родителям по коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушением речи.
Таким образом, нам удалось достигнуть цели данной работы, выполнить задачи и подтвердить гипотезу.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 818 с.
2. Алябьева Е. А. Игры для детей5-8 лет: Развитие логического мышления и речи. -М.:ТЦ Сфера,2010. - 327 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 с.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко . - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 с.
5. Артемьева Т. В. Диагностика и коррекция развития младшего
школьника / Т. В. Артемьева. - Казань: Отечество, 2013. - 157 с.
6. Бодалев А. А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.:
Педагогика, 2012. - 272 с.
7. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Издательство Ленинградского университета, 2013. - 124 с.
8. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками
устарших дошкольников: методические рекомендации для
воспитателей иметодистов дошкольных образовательных учреждений / С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2012. - 96 с.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - СПб.: Питер, 2017. - 432 с.
10. Гаркуши Ю.Ф.Ребёнок: раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление.- М., Воронеж, 2008 - 265 с.
11. Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун¬та, 2013. 269 с.
12. Практикум по возрастной психологии : учеб.пособие / под ред. Л. А.
Головей, Е. Ф. Рыбалко. - Доп. и перераб. - СПб. : Речь, 2010. 693 с.
13. Гордиенко В. Н. Методология и методы психолого -
педагогического исследования: словарь-справочник. - Саратов:
Вузовское образование. - 2017. - 83 с.
14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов. 2-е изд. СПб.и др.: Питер, 2011. 318 с.
15. Еникеев М. И. Общая и социальная психология; Норма, Инфра-М - М., 2010. - 640 с.
16. Ефимова Н. С. Социальная психология; Форум, Инфра-М - М., 2011. - 192 с.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.
Преодоление нарушения речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД -2014.-320с.
18.Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 648 с.
19. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Изд. 4-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 350 с.
20. Истратова О. П. Справочник по групповой психокоррекции 2-е изд / О. П. Истратова Т. П. Эксакусто.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 443 с.
21. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология/К.О. Казанская. -
М.: А-Приор, 2010. 160 с.
22. Карелин А.А. Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство. Межличностные отношения. - М., 2013 -189 с.
23. Калинина Р.Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду. - С-Пб., 2010 - 144 с.
24. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. - С¬Пб., 2009 - 156 с.
25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция
психического развития дошкольников.-Минск,2011- 367 с.
26. Кузнецова Л.В.Основы специальной психологии М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 480 с.
27. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 с.
28. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного
возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ
компенсирующего вида / Г.Н. Лаврова. - М.: Владос, 2014. - 223 с.
29. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М :. Академия, 2010.
- 375 с.
30. Миняжева Д. Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР / Д. Миняжева // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал : основан в 1928 году / Ред. В.М.Кузина Е.Ю. Агарева. - 2013. - с. 43-47.
31. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития : учеб.для студ. высш. учеб. заведенный, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика". С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 638 с.
32. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2014. -398 с.
33. Немов Р.С. Общая психология в 3 т. том 2 в 4 кн.. книга 1. ощущения
и восприятие: Учебник и практикум для академического
бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 302 с.
34. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. : Римис; 2012 - 387 с.
35. Райгородский Д.Я. Психология личности (комплект из 2 книг); Бахрах-М - Москва, 2012. - 265 с.
36. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик.. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
37. Реуцкая О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая.
- Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 с.
38. Романюта В.Н. Учим детей общаться : метод.пособие для учителей нач. шк., психологов, воспитателей и родителей / В. Н. Романюта. - М. : АРКТИ, 2014. - 62 с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л.
Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2017. - 720 с.
40. Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно - развивающая программа для детей 7 - 10 лет . - М.: АРКТИ, 2015, - 80 с.
41. Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 62 - 67
42. Смирнова Е.О.Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет.- Москва-Воронеж, 2014 - 285 с.
43. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками, его влияние на развитие личности ребёнка. - Москва- Воронеж, 2014 - 258 с.
44. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.- Москва-Воронеж, 2014 - 285 с.
45. Смирнова Е.О. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.- Москва-Воронеж, 2014 - 255 с.
46. Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений // Москва-Воронеж, 2014 - 360 с.
47. Смирнова Е.О. Психология. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). -.- Москва-Воронеж, 2014 - 395 с.
48. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям. - М.: Педагогика - Пресс, 2011. 168 с.
49. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2016 - 402.
50. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод. рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 с.
51. Хватцев М.Е. Логопедия. Владос-Пресс, КДУ - Москва, 2013. - 566 с.
52. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 с.
53. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.
54. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2013. 176 с.
55. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 с.
56. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной
компетентности детей младшего школьного возраста / Г.Р. Хузеева. - М.: Владос, 2014. - 80 с.
57. Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
58. Шадриков В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с.
59. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2009. - 349 с.
60. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 с.
61. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 с.
62. Шашкина Р.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Издательский центр «Академия», 2014 - 305 с.
63. Шефер Н.А. Социальное развитие детей 5-6 лет с ОНР / Н.А. Шефер.
- М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 с.
64. Яковлева Н.Г. Психологическаяпомощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей. - М.: Сфера, 2012. - 274 с.
65. Долгова В.И. Системные инновационные технологии
целеполагания [Электронный ресурс] / В. И. Долгова // XXXV InternationalResearchandPracticeConference “Globalcrisisofcontemporanietyinthesphereofmindset, socialvaluesandpoliticalinterestscorrelation»: сб.труд. Международной виртуальной Интернет-конференции (Лондон, 05 - 12 ноября 2012).
- Лондон, Великобритания, 2012. - с. 41-45 // URL:
http://gisap.eu/ru/node/16023(дата обращения: 27.04.2019).
66. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста: Книга для учителя [Электронный ресурс] — М.: Просвещение, 1988. 190 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/(дата
обращения 11.12.2018).
67. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. [Электронный ресурс] - СПб.: Речь, 2006. 224 с. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/3/0332/3_0332-1.shtml(дата обращения 23.12.2018).
68. Неверова А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей
дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102¬106. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7212/(дата
обращения: 28.03.2019).
69. Социометрический метод [Электронный ресурс] Прикладные социологические исследования в сфере физической культуры и
спорта // URL: http://ebooks.grsu.by/gorodilin/sotsiometricheskij-
metod.htm (дата обращения: 11.02.2019).
70. Творческая биография Марии Монтессори [Электронный
ресурс] VIKENT.RU// URL: http://vikent.ru/enc/1033/(дата
обращения: 5.02.2019).
71. Тема 15: Моделирование как метод познания. Классификация и
формы представления моделей [Электронный ресурс] URL: https: //www.altstu.ru/media/f/T ema-15 -Modelirovanie.pdf (дата
обращения 25. 01. 2019).
72. Тренинг эффективного межличностного взаимодействия
[Электронный ресурс] Ваш психолог. Работа психолога в школе // URL: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-
psychologist/45-trainings/815-training-effective-interpersonal-interaction (дата обращения: 17.02.2019).
73. Целеполагание [Электронный ресурс] Психология и психиатрия // URL: http://psihomed.com/tselepolaganie/(дата обращения: 1.02.2019).
74.Чижкова М.Б. Основы математической обработки данных в психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов 3 курса факультета клинической психологии ОрГМА / М.Б. Чижкова. Электрон.текстовые данные. Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия. 2014. 95 c. URL:
http://www.iprbookshop.ru/51462.html(дата обращения: 17.02.2019).
75. Эксперимент констатирующий [Электронный ресурс] Словари энциклопедии на Академике
//URL:https://psychology_pedagogy.academic.ru/21056/ЭКСПЕРИМЕН Т_КОНСТАТИРУЮЩИЙ (дата обращения: 05.02. 2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ