Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности межличностных отношений детей с ОНР со сверстниками дошкольного возраста (Марийский Государственный Университет)

Работа №55962

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы34
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Опытно-экспериментальное исследование особенностей межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи со сверстниками дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ детский сад № 65.
В данной работе можно подставить название нужной базы исследования и она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи со сверстниками дошкольного возраста 5
1.1. Понятие «межличностные отношения». Особенности межличностных отношений детей в норме 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 9
1.3. Проблемы межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи 13
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи со сверстниками дошкольного возраста 17
2.1.Организация, методы исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 21
2.3. Рекомендации педагогам по формированию межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи со сверстниками дошкольного возраста 28
Заключение 31
Список использованных источников 33

Актуальность исследования обусловлена активными инновационными процессами в социально-экономической и политической жизни современного общества, поставившими систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности дошкольников, их разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе. В дошкольном возрасте общение со сверстниками становится важной частью жизни ребенка. Именно в общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в общении со взрослыми. Дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию, спорят, навязывают свою волю, успокаивают, требуют, приказывают, обманывают, жалеют и.т.д.
Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на межличностных отношениях. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в отношениях со сверстниками. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи (ОНР), которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что, в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. У дошкольников с нарушениями речи трудности становления межличностных отношений, неадекватность эмоциональных реакций, оценки и самооценки, низкая познавательная мотивация, нарушение коммуникативной деятельности приводят к резкому снижению уровня психосоциального и личностного развития ребёнка и ограничивают его возможности в познании социальной действительности.
Объект исследования: межличностные отношения детей с ОНР со сверстниками дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений детей с ОНР со сверстниками дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений детей с ОНР со сверстниками дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности межличностных отношений детей в норме;
- раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи;
- проанализировать проблемы межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи;
- провести опытно-экспериментальное исследование особенностей межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи со сверстниками дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования. Изучению дошкольных групп и межличностных отношений в них посвящены исследования многих отечественных психологов Ю. А. Афонькина, С. С. Бычкова, Л. Н. Галигузова, Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, Г. А. Урунтаева и др. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с недоразвитием речи изучали В.П. Глухов, Г.А. Каше, Л.И. Лалаева, Р.К. Терещук, Т.Б. Филичева, Л.М. Шипицына).
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, синтез); эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в работе ставилась цель изучить особенности межличностных отношений детей с ОНР со сверстниками дошкольного возраста. В процессе выполнения были решены задачи и сформулированы выводы.
Понятие «межличностное отношение» не является унифицированным. Многочисленность исследований не гарантирует единого понимания: даже предмет исследования зачастую подвергается излишней дифференциации. Межличностные отношения предполагают общение людей друг с другом, которое реализуется в процессе межличностного взаимодействия. Под межличностным отношением понимается «инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения». В соответствии с проводимым исследованием, межличностное отношение дошкольника рассматривается как особый вид субъектной активности, интегративный психосоциальный процесс установления и развития межличностных контактов, взаимосвязанный с отношением ребенка к окружающему миру и людям, к самому себе; предполагающий взаимодействие и взаимовлияние субъектов межличностных отношений.
Общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее комплексного, длительного и систематического логопедического воздействия. Первичный речевой дефект и, как следствие, вторичный дефект в познавательной сфере у детей с общим недоразвитием речи препятствует формированию у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.
Анализ литературных данных показал, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные затруднения в коммуникации, программировании и предвосхищении своих поступков. Фактически имеются исследования лишь отдельных компонентов межличностных взаимоотношений, в основном отражающие только характер общения данной категории детей, однако, межличностное отражение включает явления общения и взаимоотношения. Последнее представляет собой личностно-значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга. Именно поэтому очень важно иметь полную картину особенностей межличностных взаимоотношений детей с ОНР и осуществлять коррекционную работу с их учетом. Речевые трудности дошкольников напрямую связаны с их взаимоотношениями со сверстниками, поскольку отклонения в развитии речи отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка, затрудняют общение с окружающими и препятствуют формированию личности.
Нами был осуществлен подбор методов и методик для выявления особенностей межличностных отношений детей с ОНР со сверстниками дошкольного возраста. В ходе опытно-экспериментальной работы мы выяснили, что половина детей с ОНР в группе имеет статус «предпочитаемых», однако «непринятых» и «изолированных», так же в группе имеются. Среди последних, оказались те дети, у которых наиболее ярко выражены нарушения в коммуникативных навыках и средств общения. Так же нами были выявлены и те дети, которые предпочитали побыть в одиночестве. Все выше перечисленное говорит о том, что данная категория детей нуждается в создании особых психолого-педагогических условий, коррекционной и компенсирующей деятельности.
Таким образом, цель, поставленная во введении, достигнута, задачи решены.



1. Андреева, Г.М., Взаимосвязь общения и деятельности / Г.М. Андреева, Я. Яноушек // Общение и оптимизация совместной деятельности - М. : МГУ, 2014. - 384 с.
2. Абрамова, Г. С. Общая психология: учебное пособие для вузов / Г. С. Абрамова - М. : Академический Проект, 2002. - 496с.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко,- М.: Академия, 2015. - 264 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Смысл, 2014. -140 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 680 с.
6. Гриншпун, Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. - 2014. - № 3. - С.80-84.
7. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. -2015. - № 6. - С. 7-16.
8. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей / А.Б. Добрович - М.: Просвещение, 2017. - 235 с.
9. Залюбовская, Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности / Е.В. Залюбовская. - М.: Просвещение, 2014. - 340с.
10. Ковязина, И.В. Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.В. Ковязина, О.К. Агавелян - Специальное образование. - №1. - 2017. - С.57-64
11. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус - М. : Просвещение, 2013. - 280с.
12. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина - М.: Просвещение, 2014. - 367 с.
13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность[Текст] / А.Н. Леонтьев. -М. : Наука, 2015. -304 с.
14. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи / С.А. Миронова. - М.: Наука, 2013. - 136 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Наука, 2014. - 360 с.
16. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - М.: Маркетинг, 2013. -245 с.
17. Петровский, А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды / А.В. Петровский - М. : Педагогика, 2014. - 272с.
18. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. - М. : Педагогика, 2014. - 362 с.
19. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. - 2014. - № 1. - С.62-67
20. Смирнова, Е.О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников: автореф. канд. психол. наук: 19.00.13 / Смирнова Елена Олеговна. - М.: Педагогика, 2012. - 21 с.
21. Смирнова, О. Е. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 158 с.
22. Смирнова, Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 5-15.
23. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2016. - № 1. - С. 62-66.
24. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учебно-методическое пособие / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2014. - 432 с.
25. Усольцева, Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Н.К. Усольцева ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2016. - 45 с.
26. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 2014. -159 с.
27. Цуканова, Е.В. Психологические трудности межличностного общения / Е.В. Цуканова. - М.: Наука, 2015. - 270 с.
28. Царгуш, Л.Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Л.Э. Царгуш ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2016. - 173 с.
29. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани, − Ростов н/Д.: Феникс, 2015 - 544 с.
30. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учеб.пособие по спецкурсу для студ. пед-тутов по спец. 2110 / Е.И. Щербакова. - М., 2014. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ