Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР

Работа №81674

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2019
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР как научная проблема
1.1. Понятие «школьная тревожность» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Возрастные особенности проявления школьной тревожности у
младших школьников с ЗПР 14
1.3. Модель управления процессом психолого-педагогической
коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР 21
Глава 2. Организация исследования управления процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
2.1. Этапы, методы, методики исследования
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 37
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование управления процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции школьной
тревожности у младших школьников с ЗПР 45
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 52
3.3. Технологическая карта внедрения результатов исследования в
практику 58
Заключение 67
Библиографический список 71
Приложения 78


В российской научной среде сейчас особое внимание уделяется исследованию детей с диагнозом задержка психического развития (ЗПР) в виду важности вопроса в социальном, психологическом, педагогическом, нравственном и этическом отношении. Проблематика обостряется также возрастанием количества таких ребят. В разных источниках называются цифры от 6 до 11% детей с задержкой развития, вызванной разнообразными причинами. Одной из трудностей, возникающих у детей в эмоционально-волевом отношении, является возникновение тревожности.
Проявление тревожного состояния у обучающихся в начальной школе с вышеназванным нарушением имеет особое значение, которое усугубляется еще и наличием у данной категории лиц сопутствующими условиями, способствующими образованию и развитию нежелательного диагноза. К таким факторам можно отнести, например, непостоянность и недостаточную сформированность эмоциональной и волевой составляющей, негативная атмосфера в кругу семьи и родных, а также проблемы, которые возникают при переходе к школьной жизни и в ее течении. Базируясь на перечисленных предпосылках, тревога у таких учеников начальной и средней школы станет лишь обостряющим ситуацию обстоятельством, которое только усложнит процесс их вливания в коллектив и способность подстроиться под жизненные условия.
Российские психологи изучали данную проблему мало и крайне эпизодически. В не последнюю очередь, скорее всего, это обусловлено текущей общественной обстановкой, которая не поддерживает изучение фактов, определяющих отношение индивидуумов к окружающей среде как к опасной и непостоянной.
Однако, в последние годы стремление отечественной психологии к исследованию тревожности заметно возросло, что, очевидно, вызвано кардинальными переменами в текущей обстановке, которые рождают неизвестность и непрогнозируемость даже ближайшего будущего, и следовательно возникновение эмоционального напряжения и тревоги вкупе с тревожностью у всего населения.
Исследования тревожного поведения индивидов встречаются в трудах российских и заграничных психологов. Значительный вклад в изучение исследуемой темы внесли Г.Г. Аракелов, Л.С. Выготский, Ю.А. Зайцев, С.О. Кьеркегор, Дж. Локк, А.Р. Мэй, А.М. Прихожан, Б. Спиноза, З. Фрейд.
Даже при том, что существует достаточно материалов, посвященных школьной тревожности в целом, проблематика тревоги у учеников начальной школы с задержкой развития на сегодняшний день изучена слабо и отрывочно. Помимо этого, управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР вообще не подвергалось специальному анализу.
Изучение проявлений тревоги у учеников, связанной с генетической наследственностью, окрашено в сугубо деловой исследовательский интерес с точки зрения «служебного» применения. Значительное число психологических трудов изучает дошкольников, так как отчасти это взаимосвязано с вопросом моральной и психологической подготовленности к учебному заведению, в то же время, трудов, посвященных изучению тревожных состояний у более взрослых детей в разы меньше. Изучение тревожности принято проводить в разрезе какого- то определенного возрастного коридора. Сейчас есть очень незначительное число работ, в которых бы сравнивалось проявление тревоги у детей и подростков значительно отличающихся возрастов [15].
Отдельное внимание ученых-психологов занимает проявление тревожности в школьной атмосфере. Из-за этого нередко может возникать благоприятная почва для развития отклонений в психическом здоровье учеников. В то время, как именно в образовательных учреждениях как правило сконцентрированы такие сферы жизни ребенка, как интеллект, культура, духовность и гражданское самосознание.
Подводя итог вышесказанному, становится очевидным несоответствие важности вопроса тревожных состояний у обучающихся начальной школы с задержанным развитием и глубиной и шириной охвата в изучении указанной проблемы.
Обозначившееся противоречие определило тему исследования: «Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР».
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально исследовать процесс психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: школьная тревожность у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предположили, что управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития возможно при реализации:
• Модели управления процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития;
• Программы психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «школьная тревожность» в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть возрастные особенности проявления школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать модель управления процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования.
6. Разработать программу психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
7. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
8. Разработать технологическую карту внедрения.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические - эксперимент, тестирование, методы диагностического обследования (графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой, для выявления наличия тревожности учащихся начальной школы; тест-опросник Б.Н. Филлипса, направленный на определение уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста; «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка, для выявления уровня тревожности у младших школьников).
3. Метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы и уточнены теоретические представления о школьной тревожности у младших школьников с ЗПР. Систематизирована литература по теме и теоретически обоснованы дерево целей и модель управления процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Практическая значимость исследования: разработана модель управления процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития, которая включает следующие блоки: целевой, теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический.
Составлены рекомендации педагогу-психологу, классным руководителям и родителям по коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата) № 4 г. Челябинска» (МБОУ «Школа-интернат №4 г. Челябинска»), учащиеся четвертых классов в количестве 16 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из актуальных проблем в настоящее время является управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР. Формируясь под влиянием неблагоприятных факторов, школьная тревожность у детей и подростков с задержкой психического развития будет усугублять дефект, осложнять их интеграцию в школьную жизнь.
Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и установлено, что школьная тревожность - это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной среды. Характерными особенностями, проявляемыми при наличии повышенного уровня тревоги, присущими младшим школьникам с диагнозом ЗПР можно назвать: отсутствие мотивации к посещению учебного заведения, излишняя стеснительность и неуверенность при необходимости публичного ответа, отказ выполнять чрезмерно сложные, невыполнимые по мнению ребенка задания, проявление рассеянности.
Проведённый нами анализ литературы, целей и задач работы, позволил разработать «дерево целей», где генеральная цель: теоретически изучить и экспериментально исследовать процесс психолого- педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. Модель психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР содержит в себе пять блоков: целевой, теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический.
Психолого-педагогическое исследование включало в себя три фазы: поисково-подготовительная, опытно-экспериментальная и контрольно-обобщающая. В исследовании использовались следующие методы: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование, эмпирические - эксперимент, тестирование, методы диагностического обследования (графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой; тест-опросник Б.Н. Филлипса; «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка), метод математической обработки - Т-критерий Вилкоксона.
По методике «Кактус» М.А. Панфиловой у 68,75% (11 человек) тревожность имеется, у 31,25% (5 человек) тревожность не выявлена.
Тест-опросник Б.Н. Филлипса показал, что по фактору общая тревожность в школе высокий уровень у 25% (4 человека), повышенный - у 12,50% (2 человека), низкий - у 62,50% (10 человек); по фактору переживание социального страха высокий уровень у 18,75% (3 человека), повышенный - у 31,25% (5 человек), низкий - у 50% (8 человек); по фактору фрустрация потребности в достижении успеха высокий уровень не обнаружен, повышенный и низкий - у 50% (8 человек); по фактору страх самовыражения высокий и повышенный уровни у 18,75% (3 человека), низкий - у 62,50% (10 человек); по фактору страх ситуации проверки знаний высокий и низкий уровни у 25% (4 человека), повышенный - у 50% (8 человек); по фактору страх не соответствовать ожиданиям окружающих высокий уровень у 25% (4 человека), повышенный - у 43,75% (7 человек), низкий - у 31,25% (5 человек); по фактору низкая физиологическая сопротивляемость стрессу высокий уровень у 25% (4 человека), повышенный - у 18,75% (3 человека), низкий - у 56,25% (9 человек); по фактору проблемы и страхи в отношениях с учителями высокий уровень не обнаружен, повышенный - у 25% (4 человека), низкий - у 75% (12 человек).
Методика «Самооценка психических состояний» обнаружила высокий уровень тревожности у 25% (4 человека), средний - у 43,75% (7 человек), низкий - у 31,25% (5 человек).
Программа психолого-педагогической коррекции школьной тревожности проводилась на всех испытуемых, для того, чтобы привести высокий и низкий уровни к среднему, на среднем же уровне в профилактических целях. Это связано с тем, что при переходе из четвертого класса в пятый, возможно повышение уровня школьной тревожности, поскольку у учеников появляется больше ответственности, самостоятельности, а также увеличение числа учебных дисциплин.
Программа психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР, разработана на основе программы А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой. Целью программы является психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у младших школьников с указанным выше диагнозом. Задачи программы: научить участников группы способам понимания и отреагирования своих эмоций и чувств; сформировать оптимальный уровень школьной тревожности; содействовать росту самооценки участников коллектива; помочь повысить коллективную коммуникативную культуру обучающихся.
После внедрения программы была проведена повторная диагностика.
По методике «Кактус» М.А. Панфиловой имеется тревожность у 25% (4 человека), не имеется у 75% (12 человек).
Тест-опросник Б.Н. Филлипса показал, что по фактору общая тревожность в школе высокий уровень и повышенный - у 18,75% (3 человека), низкий - у 62,50% (10 человек); по фактору переживание социального страха высокий уровень у 18,75% (3 человека), повышенный - у 31,25% (5 человек), низкий - у 50% (8 человек); по фактору фрустрация потребности в достижении успеха высокий уровень не обнаружен, повышенный и низкий - у 50% (8 человек); по фактору страх самовыражения высокий уровень у 6,25% (1 человек), повышенный - у 18,75% (3 человека), низкий - у 75% (12 человек); по фактору страх ситуации проверки знаний высокий уровень у 18,75% (3 человека), низкий - у 25% (4 человека), повышенный - у 56,25% (9 человек); по фактору страх не соответствовать ожиданиям окружающих высокий уровень у 12,50% (2 человека), повышенный - у 50% (8 человек), низкий - у 37,50% (6 человек); по фактору низкая физиологическая сопротивляемость стрессу высокий уровень у 25% (4 человека), повышенный - у 18,75% (3 человека), низкий - у 56,25% (9 человек); по фактору проблемы и страхи в отношениях с учителями высокий уровень не обнаружен, повышенный - у 18,75% (3 человека), низкий - у 81,25% (13 человек).
По методике «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка были обнаружены следующие данные: высокий уровень тревожности у 12,50% (2 человека), средний - у 50% (8 человек), низкий - у 37,50% (6 человек).
Чтобы подтвердить гипотезу о том, что управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития возможно при реализации модели и программы, применялся Т-критерий Вилкоксона. Сравнивались результаты первичной и вторичной диагностики уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР. Тэмпменьше Ткр, значит интенсивность сдвига в типичном направлении превышает интенсивность сдвига в нетипичном.
На основании проведенного исследования нами были составлены рекомендации педагогу-психологу, классным руководителям и родителям по коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР. Разработана технологическая карта внедрения результатов исследования психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
С учетом вышесказанного отметим, что все поставленные нами задачи были выполнены. Цель исследования достигнута.



1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. Саратов: Научная книга, 2012. 127 c.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 7-е издание. 2009. 688 с.
3. Батюта М.Б. Возрастная психология. М.: Логос, 2011. 304 c.
4. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Когито-Центр, 2009. 192 c.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ЭНАС, 2004. 136 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 276 с.
7. Большой толковый психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
8. Ватина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт,
2012. 68 с.
9. Винокурова Е.А., Гакаме Ю.Д. Проблема школьной тревожности в начальной школе [Электронный ресурс]// Научно¬методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 38. С. 66-70. URL: https://e-koncept.ru/2017/771302.htm (дата обращения: 10.03.2019)
10. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед. вузов. М.: Академия, 2007. 368 с.
11. Волков Б.С. Возрастная психология: в 2 ч.: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2005. 366 с.
12. Габай Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 240 с.
13. Грачёв Ю.Г., Булгакова Е.П. Влияние межличностных отношений в семье на школьную тревожность учащихся начальных классов с ЗПР // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2014. Т. 1. С. 80-85.
14. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт,
2013. 608 с.
15. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. М.: Издательство Перо, 2015. 200 с.
16. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Оленникова С.С. Исследование уровня школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]// Научно¬методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 44. С. 110-114. URL: http://e-koncept.ru/2016/56983.htm(дата обращения 15.12.2018)
17. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Саркисян М.С. Психолого - педагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 101-105. URL: https://e-koncept.ru/2015/95527.htm (дата обращения: 10.12.2018)
18. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. 183 с.
19. Долгова В.И., Иванова Л.В., Крыжановская Н.В. Регламент аттестационных материалов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 132 с.
20. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Челябинск: Изд- во «АТОКСО», 2010. 111 с.
21. Долгова В.И., Клочева Г.М., Бондарчук В.А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 26-30. URL: https://e-koncept.ru/2015/95512.htm (дата обращения: 23.10. 2018)
22. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Грамзина Н.А.
Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 46-50. URL: http://e-
koncept.ru/2015/95516.htm (дата обращения: 25.01.2019)
23. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками: монография. М.: Издательство Перо, 2015. 208 с.
24. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. N 12. С. 17-24.
25. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов. СПб. и др.: Питер, 2011. 318 с.
26. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 464 с. Серия: Мастера Психологии.
27. Князева Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. Саратов: Вузовское образование, 2013. 166 с.
28. Козлова М.А., Иванова О.Ю. Диагностика и коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Актуальные проблемы психолого-педагогической деятельности. 2014. С. 113-123.
29. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект, 2013. 420 с.
30. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. М.: Пер Сэ, 2008. 383 с.
31. Коротовских Т.В. Основные направления коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 18. С. 75-80.
32. Лапп Е.А. Психолого-педагогические основы формирования связной письменной речи младших школьников с ЗПР. Теория и практика. Саратов: Вузовское образование, 2013. 258 c.
33. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 208 с.
34. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
35. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2012. 40 с.
36. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М.:АСА0ЕМА, 2008. 507 с.
37. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии, 5-е издание. М.: Владос, 2010. 687 с.
38. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева., В.В. Столина. СПБ.: Речь, 2010. 439 с.
39. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2006. 124 с.
40. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. М.: Юпитер, 2005. 263 с.
41. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных требований / ред. М.Н. Найн и др. Челябинск: Цицеро, 2012. 175 с.
42. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте. Саратов: Вузовское образование, 2015. 235 с.
43. Петров А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 10. С. 266-270. URL: http://e- koncept.ru/2015/95097.htm(дата обращения: 18.12.2018)
44. Пономарев Р.И. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у детей семи-восьми лет [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 10. С. 126¬130. URL: http://e-koncept.ru/2015/95069.htm (дата обращения: 16.11.2018)
45. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. М.: Бахрах-М, 2011. 668 с.
46. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд. ил. (Серия «Детскому психологу»). СПб.: Питер, 2009. 192 с.
47. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых/М.А. Шевченко. Москва: АСТ, 2014. 176 с.
48. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для вузов / ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. Москва: Академия, 2013. 335 с.
49. Резепов И.Ш. Общая психология. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 109 c.
50. Рекомендации школьному психологу, родителям и учителям по снижению школьной тревожности, Кузнецова М.Н. [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/11806/ (дата обращения: 21.12.2018)
51. Ренжина Э.А. Коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под редакцией О.Б. Ганпанцуровой. 2017. С. 236-237.
52. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Гуманит. изд. центр Юрайт, 2012. 386 с.
53. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. М.: Аспект Пресс, 2011. 400 с.
54. Рудомазина В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Психолого¬педагогические исследования. - 2016. - Т. 8. - С. 76-85.
55. Савченков Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков. М.: Владос, 2013. 143 с.
56. Самойлова С. В. Особенности зрительного восприятия детей с задержкой психического развития // Специальная психология. 2008. № 1. С. 22 - 25.
57. Селезнева Г.Н. Изучение тревожности в младшем школьном возрасте у детей с задержкой психического развития // Сборник научных трудов SWorld. 2012. Т. 20. № 4. С. 77-81.
58. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. Санкт-Петербург:Речь, 2011. 373 с.
59. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2012. №6 (17). 13с. [Электронный ресурс] URL:
http://www. medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14. php (дата обращения: 21.04.2019).
60. Специальная психология: учебник для академического
бакалавриата / под. ред. Л. М. Шипицыной. М.: Издательство Юрайт, 2017. 287 с. Серия : Бакалавр. Академический курс.
61. Степанова О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа. М.: Флинта, 2015. 80 с.
62. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика. М.: Генезис, 2016. 143 c.
63. Троценко С.Н., Филютина Т.Н. Особенности школьной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического развития // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Том 18. - С. 56-59.
64. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. Балашов: «Николаев», 2004. 68 с.
65. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер: Дошкольное воспитание. М.: Юрайт, 2014. 148 с.
66. Хакимова Н.Г. Теория обучения младших школьников. Набережные Челны: Набережночелнинский институт социально- педагогических технологий и ресурсов, 2013. 224 с.
67. Хуснутдинова З.А. Инклюзивное образование детей с
ограниченными возможностями здоровья: перспективы / З.А.
Хуснутдинова. Уфа: Изд-во Башк. гос. пед. ун-та, 2012. 201 с.
68. Чебучева Е.В., Тарычева Ю.А. Коррекция страхов и тревожности в младшем школьном возрасте // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 174-180.
69. Шелехова Л.В. Математические методы в психологии и педагогике: в схемах и таблицах. Учебное пособие, 2-е изд. испр. М.: Лань, 2015. 224 с.
70. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru(дата обращения: 10.11.2018)
71. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/trevozhnost(дата обращения: 05.12.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ