ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 8
1.1. Понятие профессиональной образовательной организации: определение
и сущность 8
1.2. Особенности управления профессиональной образовательной
организацией 12
1.3. Мероприятия, обеспечивающие эффективность контроля качества
управления профессиональной образовательной организацией 21
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 28
2.1. Описание системы контроля в процессе управления профессиональной
образовательной организации 28
2.2. Реализация мероприятий для успешного контроля в процессе управления
профессиональной образовательной организации 38
2.3. Результаты мер для успешного контроля в процессе управления
профессиональной образовательной организации 48
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложение 1 72
Актуальность исследования. Система профессионального образования должна применяться в соответствии с образовательными запросами и учитывать интересы граждан, исходя из потребностей рынка труда. Создание условий для развития личности в образовательном процессе и подготовки специалистов является главной целью современной системы профессионального образования.
Первичным фактором этой цели является содержание образования, исходя из того, как определяется процесс управления профессиональным мастерством на основе творческой деятельности, мировоззрения, поведения студента, исходя из того, как осуществляется процесс развития познавательных способностей.
Эффективная организация управления процессом управления профессиональной образовательной организацией, педагогическое мастерство педагога, его талант и увлеченность, материальная база образовательной организации являются основными факторами в образовательном процессе и эффективности управления профессиональной образовательной организацией.
Необходимость определения эффективной системы менеджмента качества образования Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и утвержденные на его основании Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, в результате которых произошла модернизации системы образования в Российской Федерации. Статья 93 вышеуказанного закона гласит, что контроль качества деятельности образовательной организации определяется как «деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и 3
подготовки обучающихся в организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов» [57, с. 50].
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) оценка качества освоения основной профессиональной учебной программы должна включать текущий контроль знаний, успешность обучающихся в учебе, среднее и государственное одобрение обучающихся, самоконтроль, а также контроль, осуществляемый на рабочих местах, различные виды тестов и так далее [58].
Поэтому необходимо сделать вывод, что обязанностью современных профессиональных образовательных организаций является обеспечение качественного образования и мониторинга деятельности профессиональных образовательных организациях в результате организации контроля качества в профессиональных образовательных организациях, качества подготовки кадров, отвечающего требованиям основных программ базовой подготовки СПО и современной работы. Цель контроля - корректировать, оценивать результаты этапа обучения, корректировать учебный процесс, направленный на воспитание будущих специалистов на необходимом уровне способностей.
Многие преподаватели средних профессиональных учебных заведений и подготовка современных специалистов свидетельствуют о том, что сегодня необходимо совершенствовать систему управления профессиональной образовательной организацией. На этой основе осуществляется выбор эффективных форм, методов и средств профессиональной подготовки и контроля знаний, умений и профессионального опыта, которые будут способствовать подготовке квалифицированного специалиста с творческим мышлением, способностью к самообразованию и профессиональному выполнению своих обязанностей. Все вышеизложенное указывает на необходимость поиска, научного обоснования и применения эффективных средств, форм и методов мониторинга умений и профессионального опыта студентов профессиональной образовательной организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что актуальность проблемы данного исследования, в том числе и его исследования, учитывает современные этапы развития среднего образования и выявляет проблему исследования, первостепенной значимостью которой является возможность совершенствования системы управления в управлении профессиональной образовательной организацией.
Выбор темы выпускного квалификационного исследования «Совершенствование системы контроля в процессе управления профессиональной образовательной организации» обусловлен тем, что сегодня управление профессиональной образовательной организацией является одним из важнейших и необходимых элементов учебного процесса и происходит на всех этапах образовательного процесса.
Степень разработанности темы в теоретико-методической литературе. Качество профессиональной подготовки, отвечающее потребностям современного рынка труда, зависит от эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций. Об этом пишут в научных трудах П.Ф. Анисимова, С.С. Алексеева, В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, С.М. Вишняковой, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, А.М. Павловой, Э.Э. Сыманюк и др.
Изучение процесса овладения профессиональным образованием посвящается творчеству А.В. Кирьяковой, Н.А. Каргапольцевой, Т.А. Ольховой, Е.В. Смирных, Э.М. Короткова, К.М. Левитана, М.А Юговой и др., по мнению которых одним из важнейших звеньев процесса профессионального обучения является контроль знаний, умений и навыков обучающихся.
Теоретико-методологической базой для исследования проблемы стали научно-методические работы (Н.Г.Суворова, С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.А. Вакуленко, Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин, П.Р.Атутов, М.П.Скаткин, Я.С.Турбовский и др.) и нормативные документы: Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС СПО и др.
Цель исследования - на основе теоретического анализа исследований по проблеме контроля разработать и внедрить рекомендации по совершенствованию системы контроля в процессе управления профессиональной образовательной организацией.
Объект исследования - процесс управления профессиональной образовательной организацией.
Предмет исследования - система контроля в процессе управления профессиональной образовательной организацией.
Гипотеза исследования: мы выдвинули предположение о том, что продуманная и логически выстроенная система мероприятий по совершенствованию контроля за качеством управления профессиональной образовательной организацией может оказывать положительное влияние на совершенствование системы контроля в процессе управления профессиональной образовательной организацией.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности профессиональной образовательной организации.
2. Рассмотреть особенности управления в профессиональной
образовательной организации.
3. Разработать мероприятия, обеспечивающие эффективность
контроля качества управления профессиональной образовательной организацией.
4. Провести опытно-поисковую работу по совершенствованию контроля за качеством управления профессиональной образовательной организацией и проанализировать ее результаты.
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ и обобщение научно-методической литературы, сравнение, классификация);
- эмпирические методы (анкетирование).
База исследования: Негосударственная образовательная организация среднего профессионального образования «Челябинский юридический колледж». Адрес учреждения: 454112, г. Челябинск, проспект Победы, д. 290.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что раскрыты теоретические аспекты проблемы совершенствования системы контроля за качеством управления профессиональной образовательной организацией.
Практическая значимость заключается в системе мероприятий по совершенствованию контроля за качеством управления профессиональной образовательной организацией, которая может оказывать положительное влияние на совершенствование системы контроля в процессе управления профессиональной образовательной организацией.
Структура исследования: введение, две главы, с выводами, списком литературы и дополнений. Текст изложен на 80 страницах, содержит 4 таблицы, 2 рисунка, список литературы включает 63 источника.
Целью данной работы было изучение возможностей совершенствование системы контроля в процессе управления профессиональной образовательной организацией через систему продуманных и методически оправданных мероприятий. Обозначенная цель предполагала решение ряда задач, работа над которыми позволила нам сделать необходимые выводы по теме исследования.
Изучив понятие профессиональной образовательной организации, мы пришли к выводу, что - это типы, виды, категории образовательных организаций, а также типы и виды образовательных программ, реализуемых ими в зависимости от целей и задач образовательной деятельности, обеспечивающих необходимое разнообразие для развития системы образования.
Изучив особенности управления профессиональной образовательной организацией, мы пришли к выводу, что это процесс можно охарактеризовать как систематическое, плановое, сознательное и целенаправленное взаимодействие ведущих устройств различных уровней для обеспечения эффективного действия профессиональной образовательной организации. В то же время основными функциями управления профессиональной образовательной организацией являются анализ, постановка целей и планирование, организация, управление, контроль и регулирование, ориентирование конкретно на профессиональную образовательную организацию и создание единого управленческого цикла этапов развития образовательной организации.
Рассмотрев основные приоритеты управления профессиональной образовательной организацией, мы пришли к выводу, что таковыми являются следующие: с учетом специфики образовательной среды и соответствующей профессиональной образовательной организации; с персональным доступом, направленным на всех участников управленческого образовательного процесса и так далее. Важно отметить, что эффективность профессиональной образовательной организации зависит от следующих критериев: достоверность организационной структуры, которая определяется рациональностью всей системы и взаимосвязью между элементами; использование рыночных возможностей; использование внутренних ресурсов.
Для подтверждения заявленной в начале исследования гипотезы было проведено исследование, посвященное выявлению возможностей для совершенствования контроля за качеством управления профессиональной образовательной организацией.
Для исследования мы проводили изучение таких критериев, как диагностика уровня преподавания учебных дисциплин (на примере одной дисциплины); оценка эффективности методов, форм и средств преподавания (на основе опросов и анкетирования); оценка качества разработки и ведения планово-отчетной и учебно-методической документации и материалов (на примере анализа рабочей программы по одной дисциплине); оценка результатов учебной, производственной и воспитательной деятельности обучающихся (по результатам опроса педагогов).
По итогам первичного анализа критериев для анализа качества деятельности профессиональной образовательной организации мы пришли к выводу о том, что сравнительная оценка эффективности методов, форм и средств обучения находится на среднем уровне; выявлены невысокие показатели разработки и обеспечения планирования и отчетности, образования и методологии в образовательной организации; были сделаны выводы о качестве обучения и подготовке студентов, которые нуждаются в совершенствовании своих образовательных знаний, умений и навыков через успешную систему успешного органического контроля.
В качестве основного этапа, принципов и требований к мониторингу деятельности профессиональной образовательной организации нами предложены следующие: стратегические меры контроля в профессиональной образовательной организации, ориентированные на результат меры контроля в профессиональной организации, обучающая организация, процессы управления обучением, простота профессиональной организации. Фактическая функция контроля в профессиональной обучающей организации заключается в том, чтобы способствовать устранению отклонений, основанных на обратной связи, прежде чем они перерастут в серьезные проблемы.
Сотрудники профессиональной образовательной организации являются частью системы управления, поэтому администрация образовательной организации должна учитывать их психологические особенности. Учитывая специфику контроля качества профессиональной образовательной организации, мы также обратили внимание на роль руководителя этой организации и разработали систему мероприятий для руководителей профессиональных образовательных организаций, целью которых является повышение профессионального потенциала руководителя профессиональной подготовки, последствия которых будут заключаться в следующем: повышение уровня профессиональных знаний, повышение личностных знаний; усиление профессиональной практики и развитие способности видеть личность в педагоге и студенте; повышение уровня развития поведенческой гибкости в управленческой деятельности директора ПОО; повышение уровня самоконтроля и профессиональной самостоятельности у руководителей ПОО и т.д.
Проанализировав повторно критерии контроля в процессе управления профессиональной образовательной организации, мы пришли к выводу, что по итогам повторного анализа критериев управления образовательным процессом и организацией профессионального образования обнаружено, что выявлено увеличение процентных показателей, а значит, стали более разнообразными методы, формы и учебные пособия; преподаватели стали уделять больше внимания взаимооцениванию и самооцениванию собственных студентов, также мы выявили, что были разработаны методические рекомендации по выполнению письменных работ. Иными словами, связанное с этим увеличение показателей свидетельствует об эффективности описанной системы фондов для успешного управления деятельностью профессиональной образовательной организации.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что заявленная в начале исследования гипотеза нашла себе подтверждение по итогам проведенного исследования, подтвердив наше предположение о том, что продуманная и логически выстроенная система мероприятий по совершенствованию контроля за качеством управления профессиональной образовательной организацией может оказывать положительное влияние на совершенствование системы контроля в процессе управления профессиональной образовательной организации.
1. Авраменко, С.Н. Востребованность личных качеств у молодого специалиста: результаты анкетирования работодателей российских регионов // Неформальное образование. - №5. - 2012. - с. 84-89.
2. Андреев, В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Известия Российской Академии Наук. - №1. - 2011. - с. 37¬43.
3. Анисимов, П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики) / П.Ф. Анисимов. - М.: Высшая школа, 2002. - 140 с.
4. Анисимов, П.Ф. Управление качеством среднего
профессионального образования: монография / П.Ф. Анисимов, В.Е. Сосонко. - Казань: ин-т СПО РАО, 2011. - с.12-18.
5. Алексеев, С.С. Введение в юридическую специальность / С.С Алексеев. - М.: Юрид. лит., 1976. - 256 с.
6. Аронова, Г.А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://festival.1september.ru /articles/513950/ (дата обращения: 11.05.2020)
7. Богословкий, В.А., Караваева, Е.В., Ковтун, Е.Н. и др. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки в соотвествии с ФГОС ВПО: нормативно-методические аспекты // Университетское управление: практика и анализ. - №3 - 2013. - с. 10-18.
8. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г.Татур. - М.: Высшая школа. 1989. - 150 с.
9. Боровская, Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг
// Информатика и образование. - №8. - 2012. - с. 18-21
10. Булдыгина, Л.М. Реализация мониторинга как средство управления профессиональным развитием педагогов // Информатика и образование. - №4. - 2014. - с.103-112.
11. Бутко, Е.Я. Современное профессиональное образование // Среднее профессиональное образование. - №9. - 2014. - с. 5-11.
12. Важенина, Н.И., Турчина И.В. Практика создания системы качества в учреждениях среднего профессионального образования: проблемы и пути решения // Роль информационных технологий в разработке и внедрении системы качества образовательного учреждения среднего профессионального образования: материалы Всероссийского совещания - семинара» / ГОУ СПО «Курганский технологический колледж». - Курган, 2012. - с. 34-38
13. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 2011. - 538 с.
14. Гончарова, Н.И. Мониторинг результативности педагогической деятельности // Педагогическая диагностика. - №4. - 2013. - с.94.
15. Гревцев Г. С. Слагаемые качества профессионального
образования // Профессиональное образование. - № 7. - 2003. - с. 21-29.
16. Гурбо, Н.М., Крячко, Е.А. Оценка системы
качества образовательного процесса - гарантия качества образования // Роль информационных технологий в разработке и внедрении системы качества образовательного учреждения среднего профессионального образования: материалы Всероссийского совещания - семинара» / ГОУ СПО «Курганский технологический колледж». - Курган, 2012. - с.50-56.
17. Голиченков, А.К. Юридическое образование в России: вызовы XXI века // LEX RUSSICA. - 2010. - №2. - с. 77-91.
18. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. - 2012. - №2. - с. 77-81.
19. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология
профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. - режим доступа: URL: http: //www.vshu.ru/lections .php?tab id
=3&a=info&id=2600 (дата обращения: 07.05.2020).
20. Дрешер, Ю.Н. Как оценить качество подготовки специалиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gpntb.ru(дата обращения: 20.12.2019)
21. Еникеев, З.Д. Актуальные проблемы юридического образования и правового воспитания в современной России и других странах СНГ // Евразийский юридический журнал. - 2015. - №11. - с. 67-72.
22. Еникеев, З.Д. Ориентиры развития юридического образования в современной России // Государство и право. - 2016. - №2. - с. 63-69.
23. Зорина, Ю.П. Актуальные вопросы качества профессионального образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето. - 2012. - с.112¬128.
24. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
25. Зеер, Э.Ф Личностно-развивающее профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Издательство РГИИУ, 2006. - 170 с.
26. Зеер, Э.Ф Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 211 с.
27. Кирьякова, А.В., Каргапольцева, Н.А., Ольховая, Т.А., Смирных,
Е.В. Технология «дебаты» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А.
Каргапольцева, Т.А. Ольховая, Е.В. Смирных. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 344 с.
28. Кирьякова, А.В., Белоновская, И.Д., Каргапольцева, Д.С.
Технология «кейс-стадии» в компетентностно-ориентированном
образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, И.Д. Белоновская, Д.С. Каргапольцева. - Оренбург: ОГУ, 2014. - 321 с.
29. Кирьякова, А.В., Каргапольцева, Н.А., Ольховая, Т.А., Реунова,
М.А. Технология «портфолио» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А.
Каргапольцева, Т.А. Ольховая, М.А. Реунова. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 239 с.
30. Краевский, В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманит. ун-тов / В. В. Краевский. - СПб.: СПбГУП, 2001. - 145 с.
31. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие / Е.М. Кропанева. - Екатеринбург: Издательство РГ1П1У, 2012. - 187 с.
32. Курлаева, Е.И. Юридическое образование и формирование
профессионального сознания юристов: автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.01 - Теория и история права и государства; История правовых учений / Е. И. Курлаева. - М.: Наука, 2005. -30 с.
33. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2015. - 320 с.
34. Коряпина, В.В. Оптимизация образовательного процесса как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов в учреждениях СПО / В.В. Коряпина // Роль информационных технологий в разработке и внедрении системы качества образовательного учреждения среднего профессионального образования: материалы Всероссийского совещания - семинара» / ГОУ СПО «Курганский технологический колледж». - Курган, 2016. - с. 85-89.
35. Матрос, Д.Ш. Построение процесса обучения на основе информационных технологий // Завуч. - №7. - 2000. - с. 90-98.
36. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (22 декабря 2011 г. N1574-CT)[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://base.consultant.ru(дата обращения: 19.04.2020).
37. Левитан, К.М. Юридическая педагогика: учебник / К.М.
Левитан. - М.: Норма, 2015. - 432 с.
38. Левитан, К.М., Югова, М.А. Становление демократической личности юриста в вузе / К.М. Левитан, М.А Югова //Юридическое образование и наука. - 2004. - №3. - с. 116-121.
39. Мамут, Л.С. Наука и образование в современной юриспруденции / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. - 2009. - № 6. - с. 125-126.
40. Методическое пособие по организации обучения учителей
преподаванию права: В 2-х ч. / Н.Г.Суворова, С.И.Володина,
А.М.Полиевктова, В.А.Вакуленко, Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин. - М.:
Просвещение, 1999. - 322 с.
41. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.П. Скаткина, Я.С. Турбовского. - М.: Педагогика, 1985. - 240 с.
42. Морозова, В.С. Современные педагогические технологии в области правового обучения // Вестник международного юридического института при МЮ РФ. - 2001. - №2. - с. 88-92.
43. Мохов, А.А. К вопросу о преподавании права в юридических вузах // Право и образование. - 2013. - №1. - с. 89-92.
44. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/ novik/index.php (дата обращения: 28.04.2020).
45. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву / Е.А. Певцова: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 400 с.
46. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С.Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 322 с.
47. Панфилова, Т.В. «Система образования в России как область столкновения классовых интересов» // Конфликтология. - 2018. - №2. - 286 с.
48. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. - М: Академия, 2009. - 192 с.
49. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине «Педагогика и психология» для вузов, обучающихся по непед. специальностям / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2018. - 502 с.
50. Петров, А.В., Горбатова, М.К. Юридическое образование как элемент правовой культуры общества / А.В. Петров, М.К. Горбатова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2017. - №3. - с. 90-93.
51. Сборник учебно-методических материалов по трудовому праву [Текст] / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. - 4-е изд., перераб. и доп. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по юридическому образованию высших учебных заведений в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция». - М.: Статут, 2018. - 316 с.
52. Сенашенко, В.С. О компетентностном подходе в высшем образовании // Высшее образование в России. - 2019. - №4. - с. 87-89.
53. Синюков, В.Н., Синюкова, Т.В. О развитии университетского и прикладного юридического образования в России // Государство и право. - 2017. - №3. - с.43-51.
54. Синюков, В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. - 2019. - №2. - с. 90-94.
55. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
56. Толстых, В.Л. Некоторые проблемы высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. - 2016. - №1. - с. 76-81.
57. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: офиц. текст - М.: Проспект, 2014. - 160 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. - М.: Просвещение, 2012. - 45 с.
59. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.
60. Хуторской, А.В. Методика личностно¬
ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторской: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2015. - 383 с.
61. Шестак, Н.В. Профессиональное образование и
компетентностный подход // Высшее образование в России. - 2016. - №3. - с. 177-182.
62. Юридическая педагогика: учебник для студентов вузов / ред.: В.Я. Кикоть, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 895 с.
63. Ягофаров, Д.А. Педагогическая юриспруденция. Современный подход к правовому образованию / Д.А. Ягофаров // Основы государства и права. - 2017. - №4. - с. 99-102.