Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

Работа №81466

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития экономического мышления обучающихся в профессиональном образовании 8
1.1. История развития знания о мышлении в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Сущность и содержание экономического мышления 14
1.3. Методы развития экономического мышления обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 12
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Практическая работа по развитию экономического мышления на практических занятиях в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж» 24
2.1. Анализ эффективности развития экономического мышления
обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Практические основы бухгалтерского учета» в ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж.. 24
2.2. Рекомендации по развитию экономического мышления обучающихся
на практических занятиях по дисциплине «Практические основы бухгалтерского учета» 35
2.3. План-конспект практического занятия по теме «Налоги в
бухгалтерском учете» с применением методов развития экономического мышления 46
Выводы по 2 главе 48
Заключение 49
Список литературы 51

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Актуальность исследования. Новое понимание результатов образования в рамках введения Федеральных образовательных стандартов нового поколения основывается на тезисе развития личности, формирования общей интеллектуальной культуры обучающихся в процессе их профессионального обучения. Важной составляющей формирования общей интеллектуальной культуры обучающихся является развитие мышления.
Мышление человека, живущего в период глобального перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, представляет собой сложноорганизованную совокупность различных типов и стилей. Экономическое мышление, наряду с технологическим, экологическим, гуманитарным, составляют особые специфические компоненты развития современного человека.
Характер экономического мышления длительное время определялся особенностями командно - административной системы, бюрократизировался, подвергался деформациям. Поэтому его эволюция в настоящее время проходит в противоречивой форме, а содержание определяется сочетанием старых и новых представлений и понятий об экономике, стереотипов и штампов, заблуждений и иллюзий. Все это выдвинуло исследование экономического мышления в ряд наиболее актуальных задач в экономической теории, общественных науках.
Особенностями современного экономического мышления будут научность, рефлексивность, рациональность, понимаемая как умение эффективно с минимальными затратами решить поставленную задачу. Развитие и массовое распространение экономического мышления происходит, в частности, в связи с ограниченностью ресурсов и необходимостью рационально и эффективно их использовать.
Профессиональная деятельность экономиста предполагает наличие у него большого запаса экономических знаний. Знания эти будут тем продуктивнее, чем больше обучающийся владеет современным экономическим мышлением.
Экономическое мышление естественным образом связано с активным познанием сущности функционирования государственных и рыночных механизмов хозяйствования, созданием и использованием экономических знаний для принятия эффективного самостоятельного решения при производстве, потреблении и распределении продуктов и услуг, формированием ответственности за результаты экономической деятельности перед коллективом и обществом. Таким образом, профессиональное мышление специалистов в области экономики - это взаимосвязанный процесс познания сущности экономических процессов, выявления их закономерностей с помощью мыслительных операций и оптимальной реализации экономических знаний, умений и качеств личности в экономической деятельности и поведении в целостном экономическом процессе.
Не вызывает сомнения необходимость формирования знаний о принципах функционирования рыночной экономики, развития у обучающихся экономического мышления, адекватного современным условиям.
Однако, как показывает практика, у обучающихся экономических специальностей формирование экономического мышления в ходе образовательного процесса не всегда проектируется и реализуется. Это связано со сложностью понятия и, как ни парадоксально, недостаточным пониманием роли экономического мышления в профессиональной деятельности специалистов в области экономики.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие экономического мышления обучающихся колледжа на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Практические основы бухгалтерского учета».
Объект: образовательный процесс профессиональной образовательной организации.
Предмет: развитие экономического мышления обучающихся на практических занятиях в профессиональной образовательной организации.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию экономического мышления обучающихся на примере дисциплины «Практические основы бухгалтерского учета».
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и рассмотреть сущность понятий «мышление», «экономическое мышление».
2. Рассмотреть основные методы развития экономического мышления в процессе преподавания дисциплины «Практические основы бухгалтерского учета».
3. Осуществить анализ возможностей развития экономического мышления на практических занятиях по дисциплине «Практические основы бухгалтерского учета» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
4. Разработать рекомендации по развитию экономического мышления в процессе преподавания дисциплины «Практические основы бухгалтерского учета».
5. Разработать план - конспект практического занятия по теме: «Налоги в бухгалтерском учете».
Методология исследования: общая теория мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий); теория межпредметных связей и интеграции в обучении (И.Д. Зверев, С.А. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.Н. Максимова, Ю.А. Самарин, М.А. Шаталов, М.Г. Ярошевский и др.); теория активизации умственной деятельности через решение задач (Г.А. Балл, Т.В. Кудрявцев, Е.И. Смирнов, А.Ф. Эсаулов и др.); теория сущности экономического мышления (Л.И. Абалкин, А.Ю. Архипов, Л.С. Бляхман, В.Т. Иванов и др.); социально-психологические аспекты формирования экономического мышления (И.Е. Задорожник, А.И. Китов, Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, В.Г. Степанов и др.); исследования проблем формирования экономического мышления (А.Ф. Аменд, Л.И. Абрамова, Л.М. Нульман, В.К. Розов, Н.П. Рябинина и др.); концепция профессионального становления личности (Б.Г. Ананьев, В.А.. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.).
Практическая значимость работы: сформулированы практические рекомендации, способствующие развитию экономического мышления обучающихся профессиональной образовательной организации, а также разработан план практического занятия по теме: «Анализ фонда оплаты труда».
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки и др.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, в которой рассмотрены теоретические основы развития экономического мышления обучающихся в профессиональных образовательных организациях; второй главы, в которой представлен анализ дисциплины «Практические основы бухгалтерского учета» с точки зрения возможности развития экономического мышления; выводов по главам; заключения; списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экономическое мышление представляет собой один из ведущих компонентов общей культуры человека и является категорией смежных наук, таких как философия, экономика, педагогика, психология управления. Применение современных методов развития экономического мышления проходит в контексте формирования тех свойств мышления обучающихся, которые продуцируют эффективность развития наиболее важных индивидуальных характеристик в контексте воспитания их экономической культуры, общего и профессионального становления.
На основе анализа научной литературы в структуре экономического мышления можно выделить следующие компоненты: альтернативность; гибкость; системность; экономичность; способность составить точный прогноз о развитии объекта или ситуации на базе изучения отобранных и проверенных данных; самостоятельность и критичность.
Развитие экономического мышления и решение других задач, определенных стандартом образования, требует применения интерактивных методов обучения, обеспечивающих новый уровень мышления, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Существуют разнообразные методы развития экономического мышления обучающийся: организационно - деятельностная игра, метод проблемного обучения, метод функционально-стоимостного анализа (Е.Н. Лопанова); метод Дельфи (О. Холмер, Т. Гордон); дискуссия; метод задачного подхода (П.Я. Гальперин, Д.С. Толлингерова), и другие.
Развитие экономического мышления должно целенаправленно осуществляться в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, поскольку профессиональная направленность в преподавании таких дисциплин обеспечивается не только посредством использования на уроках материала профессионально-экономического цикла, но и путем выполнения практических работ и решение задач с профессиональным содержанием практического характера.
Анализ нормативных и учебных документов, определяющих содержание подготовки по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), показал, что дисциплины данной специальности открывают широкие возможности для развития экономического мышления обучающихся, в силу своей специфики.
В соответствии с задачами выпускной квалификационной работы были сформулированы рекомендации, позволяющие наиболее эффективно развивать экономическое мышление обучающихся. Основные рекомендации относятся к подбору заданий и задач для практической работы обучающихся.
В качестве примера был разработаны планы-конспекты практических занятий дисциплины «Практические основы бухгалтерского учета» по теме: «Налоги в бухгалтерском учете», в которых описано применение таких методов, как задачный метод и метод Дельфи.
Подводя общие итоги следует отметить, что экономическое мышление определяется экономическими отношениями, экономической действительностью общества. Каковы эти отношения, основные формы собственности, их взаимозависимость, экономический строй общества - таково экономическое мышление.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы решены, цель достигнута.



1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2016. 273-ФЗ.РФ
[Электронный ресурс]: URL: www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-
оЬ^оуапп-2013/(дата обращения 12.03.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) [Электронный ресурс]: URL:
http://www.suvc.ru/sites/default/files/u4/uni/fgos_080114.pdf(28.03.2019).
3. Абалкин Л. И. Современное состояние экономического мышления в России [Текст] / Л.И. Абалкин // Российский экономический журнал - 2002. - N 11/12. - С. 78-84.
4. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебное пособие [Текст] / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
5. Богунов Л.А. Формирование современного экономического мышления в образовании как приоритет национальной экономики [Текст] / Л.А. Богунов // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sovremennogo-ekonomicheskogo- myshleniya-v-obrazovanii-kak-prioritet-natsionalnoy-ekonomiki(27.03.2019).
6. Богунов Л.А. Экономическое мышление постиндустриального
общества: становление и развитие [Текст] / Л.А. Богунов// Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2011. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-myshlenie-postindustrialnogo- obschestva-stanovlenie-i-razvitie(27.03.2019).
7. Борисов В.С., Формирование современного экономического
мышления в условиях институциональных изменений [Текст] / В.С. Борисов, Л.О. Оганесян, И.А. Гущина // Теория и практика общественного развития. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sovremennogo-
ekonomicheskogo-myshleniya-v-usloviyah-institutsionalnyh-izmeneniy (дата
обращения: 28.03.2019).
8. Брушлинский А.В. Мышление и общение [Текст] / А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов -Самара: Самар. Дом печати, 1999. - 124 с.
9. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / Г.Д. Бухарова - Екатеринбург: 2003. - 297 с.
10. Богаченко В.М Бухгалтерский учет [Текст]. Практикум / В.М Богаченко., Н.А. Кириллова - Р на Д.: 2015. — 399 с
11. Володина О.А. Педагогическая поддержка развития профессионального мышления у студентов экономических специальностей [Текст] / О.А. Володина // Пед. образование и наука. - 2008. - N 4. - С. 75-77
12. Гальперин П.Я. Психология мышления и поэтапного формирования умственных действия [Текст] / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. М.: Просвещение, 1996. 179 с.
13. Гуревич П. С. Психология и педагогика [Текст]: учебник / П. С. Гуревич. - Москва: Юрайт, 2014. - 478 с.
14. Ендовицкий Д.А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии [Текст] / Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматулина. - М.:КНОРУС, 2007 - 256 с.
15. Караванова Л. Ж. Психология [Текст]:: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 263 с.
16. Климов Е.А. Основы психологии [Текст]: учеб. для студ. вузов непсихологич. спец. / Е.А. Климов - М.: ЮНИТИ, 2007. - 295 с.
17. Корчагин Е.А. Формирование экономического мышления обучающегося в процессе изучения специальных дисциплин [Текст]: / Е. А.
Корчагин, Н.Г. Хабарова // Научные исследования в образовании. 2006. №5. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie-ekonomicheskogo-
myshleniya-obuchayuschegosya-v-protsesse-izucheniya-spetsialnyh-distsiplin (29.03.2019).
18. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения [Текст] Z Г.И. Кругликов - М.: Академия, 2012. - 272 с.
19. Журавлев А.Л. Экономическое самоопределение [Текст]: Теория и эмпирические исследования Z А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 480 с.
20. Канина Н.П. Формирование экономического мышления в процессе подготовки студентов экономических специальностей [Текст] Z Н.П. Канина // Журнал «Вестник», №2, 2011 - С. 121-125.
21. Краснопёрова Н.Л. Практические работы по экономике как способ
руководства самостоятельной работой студентов [Текст] Z Н.Л. Красноперова // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №2-2. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/prakticheskie-raboty-po-
ekonomike-kak-sposob-rukovodstva-samostoyatelnoy-rabotoy-studentov (27.03.2019).
22. Коленда А. Н. Основы психологии и педагогики: учебно- методическое пособие [Текст] / А. Н. Коленда. - Гомель: ГомГМУ, 2013. - 66 с.
23. Ласкин А.А. Экономическое мышление у студентов в учебных
заведениях высшего профессионального образования [Текст] Z А.А. ЛаскинZZ Вестник Московского университета МВД России. 2013. №9. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ekonomicheskoe-myshlenie-u-studentov-v- uchebnyh-zavedeniyah-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya(07.04.2019).
24. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии [Текст]: Учебное пособие Z В.Я. Ляудис 3-е изд., испр. и доп - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.
25. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности [Текст]: Учеб. пособие / С.В. Маланов - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 480 с.
26. Малис Н. И. Налоговый учет и отчетность : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Н. И. Малис, Л. П. Грундел, А. С. Зинягина ; под ред. Н. И. Малис. - Москва : Издательство Юрайт, 2015. - 341 с
27. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление [Текст] / А.И. Мищенко - М: Издательский центр Академия, 2014.
28. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений средн. проф. образования / Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство, 2015. - 224 с.
29. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц: [В 2 т.] - М. : Рус. яз., 2000 - 1084 с.
30. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб.пособие / Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева, М. В. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос проф.-пед.ун-та, 2014. - 298 с.
31. Общие основы педагогики [Текст] : Учебник. / Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ВГИПК РО, 2014
32. Основы педагогических технологий [Текст] : краткий толковый словарь / УрГПУ. Екатеринбург, 2016.
33. Орлова Е.М. Экономическое образование: этапы, проблемы, перспективы [Текст] / Е.М. Орлова // Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. - М.: АПУ и ПРО, 2002
34. Официальный сайт ГБПОУ «ЮУМК» [Электронный ресурс]: https: //www.suvc.ru/?q=node/140 (30.03.2019).
35. Психология развития [Текст] / Грэйс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2018. - 939 с.
36. Проблема развития мышления. Основные психологические теории
[Электронный ресурс] URL: http://www.docme.ru/doc/180346/prob1ema-
razvitiya-myshleniya.-osnovnye-psihologicheskie-teorii (29.03.2018)
37. Сидорова М.В. Активные методы обучения как средство развития
экономического мышления студентов [Текст] / М.В. Сидорова // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VI Международной научно-практической
конференции, Минск, 15-16 мая 2013 г. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.]; М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т». — Минск: БГЭУ, 2013. — Т. 1. - С. 36-38.
38. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 304 с.
39. Толлингерова Д. Психология проектирования умственного развития детей [Текст] / Д. Толлингерова - Москва - Прага: Роспедагенство, 1994. - 48 с.
40. Федосеева Ю.В. Управление учебной деятельностью студентов колледжа в образовательном процессе [Текст] / Ю.В. Федосеева // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск сб. науч. тр. — Екатеринбург: ГОУ ВПО РГПУ, 2007. — Вып.8. — С. 66 - 71.
41. Хейне П. Экономический образ мышления [Текст] / П. Хейне - Пер.с англ. Издание второе, стереотипное. - М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Са1а11аху», 1993. - 704 с.
42. Шалунова, М. Г. Практикум по методике профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / М. Г. Шалунова, Н. Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.проф. — пед. ун-та, 2014. - 67 с.
43. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]: http:ZZpsychology_pedagogy.academic.ru/(21.03.2019)
44. Экономическое мышление: философские предпосылки [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М. : Инфра-М , 2005. - 271 с.
45. Экономическая социология [Текст]: Курс лекций Z Г.Н.Соколова, О.В. Кобяк - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ