Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

Работа №81686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретическое обоснование развития экономического мышления обучающихся профессиональной образовательной организации 10
1.1. Состояние проблемы развития экономического мышления
обучающихся в теории и практике профессионального образования
1.2. Сущность экономического мышления обучающихся 16
1.3. Анализ методов развития экономического мышления обучающихся на
практических занятиях 25
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Практические аспекты реализации методов развития экономического мышления в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
2.1. Анализ возможностей применения методов развития экономического мышления в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации»
2.2. Применение методов развития экономического мышления на
практических занятиях дисциплины «Экономика организации» 43
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения 64


Актуальность исследования. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт опирается на компетентностный подход, который требует от преподавателя изменения процесса обучения. Актуальность развития экономического мышления определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества.
Формирование экономического мышления у студентов профессиональных образовательных организаций обусловлено, в первую очередь, изменением социально-экономических ориентиров Российского общества, появлением незанятого населения, наличием социальной напряженности в обществе. Это определяет характер условий, в которых приходится работать молодому специалисту.
Практика показывает, что не все выпускники профессиональных образовательных организаций конкурентно способные специалисты, обладающие профессиональной мобильностью, умеющие современно и гибко мыслить, эффективно решать экономические задачи.
Между тем, рыночная экономическая система во многом определяет подход к экономическому образованию, важнейшей целью которого является формирование экономического мышления у обучающихся.
Следовательно, необходимо формирование специалиста, для которого характерно: предприимчивость, высокая ответственность, творческий поиск путей, ведущих к наилучшему хозяйственному результату. Все эти качества необходимы человеку в производственно-хозяйственной деятельности, в экономических отношениях вне сферы материального производства.
Подготовка такого специалиста невозможна в условиях традиционного обучения и требует существенного пересмотра к целям, содержанию и структуре обучения, в рамках которого формируется экономическое мышление.
Мышление возникает тогда, когда человеку приходится решать те или иные задачи, решение конкретных задач придает мышлению специфический характер.
Своеобразие профессиональной деятельности вызывает преимущественное развитие определенных сторон мышления, вследствие чего оно приобретает характерные для профессиональных групп черты. Специфика экономического мышления заключается в познании экономической действительности, решении производственных экономических задач, в осознании своего места в экономических отношениях и выработке на этой основе способов своей деятельности.
В связи с этим одной из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогикой, является поиск путей и средств оптимизации процесса подготовки подрастающего поколения к жизни в новых экономических и социокультурных условиях, формирования у них экономического мышления, готовности к продуктивной деятельности в условиях рыночной экономики.
Кроме того, изучение теории и практики подготовки обучающихся к жизнедеятельности в стенах профессионального образовательного учреждения показывает, что формирование экономического мышления в ходе образовательного процесса (особенно в непрофильных учебных заведениях) не всегда проектируется и реализуется; отсутствует адекватное технологическое подкрепление этого процесса, что в значительной степени сказывается на качестве подготовки выпускников.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью:
- совершенствования качества подготовки студентов, обладающих конкурентоспособностью и готовностью к решению сложных задач в условиях рыночной экономики;
- определения научно-педагогических основ формирования экономического мышления и применения адекватных методов обучения, обеспечивающих подготовку личности, отвечающей современной экономической ситуации в стране.
В психолого-педагогической литературе особого внимания в плане исследуемой проблемы заслуживают работы Л.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, Л.Н. Леонтьева, Л.И. Абалкина, О.Ю. Мазановой, А.М. Матюшкина, В.В. Давыдова и других. В трудах этих авторов раскрывается сущность понятий «мышление» и «экономическое мышление», виды мышления, методы развития экономического мышления.
Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и их важности в решении образовательных задач в системе профессионального образования, следует отметить, что проблема формирования экономического мышления обучающихся является одной из недостаточно разработанных педагогических проблем.
Таким образом, можно выделить следующее противоречие в системе образования между достижениями педагогической теории и слабой практикой их реализации в процессе экономической подготовки студентов.
Приведенное противоречие убедительно доказывает, что проблема формирования экономического мышления личности относится к одной из актуальных задач психологической и педагогической науки.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие экономического мышления у обучающихся на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Экономика организации».
Объект исследования: образовательный процесс колледжа.
Предмет исследования: экономическое мышление обучающихся на занятиях по дисциплине «Экономика организации»
Цель исследования: проанализировать методы развития экономического мышления обучающихся профессиональной образовательной организации и реализовать их на практическом занятии, по дисциплине «Экономика организации».
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
1) выявить состояние проблемы развития экономического мышления обучающихся в психолого-педагогической литературе;
2) определить сущность «экономического мышления», выделить его особенности и методы развития у обучающихся на занятиях;
3) осуществить анализ эффективности применения методов развития
экономического мышления в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном бюджетном профессиональном
образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж»;
4) разработать методические рекомендации, план-конспект по реализации методов развития экономического мышления обучающихся на занятии;
5) разработать план-конспект практического занятия по теме: «Прибыль и рентабельность» с применением методов развития экономического мышления обучающихся.
Методология исследования: основы общепсихологической теории мышления (С. Л. Рубинштейн); связь мышления с усваиваемыми знаниями (Л.СВыготский); положения об оптимизации мыслительной деятельности студентов в процессе организации и осуществления их познавательной деятельности (Л.Г. Вяткин, И.В. Дубровина, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Г.С. Сухобский, И.Д. Шадриков, В.Я. Якунин); взаимосвязь фактора социального взаимодействия, межличностного общения и интеллектуального развития (Ж.Ж. Пиаже, Л.С. Выготский);концепция учебной деятельности (В.В. Давыдов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, и др.); особенности становления профессионального мышления специалиста (Д.Н. Завалишина, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин);концепция активизации учебной деятельности (Д.Б. Элькоин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина); особенности развития рыночного экономического мышления (Г. Беккер, М. Блауг, П. Хейне, Л. Эрхард).
Практическая значимость работы: осуществлен анализ эффективности применения методов развития экономического мышления на практическом занятии в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж», сформулированы практические рекомендации, позволяющие эффективно реализовывать методы экономического мышления на практике в профессиональной образовательной организации, а так же разработан план-конспект практического занятия по теме: «Прибыль и рентабельность» использованием метода развития экономического мышления обучающихся.
Методы исследования: методы теоретического поиска (анализ, синтез, классификация, обобщение), изучение и анализ литературы.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, в которой рассмотрены теоретические основы проблемы развития экономического мышления обучающихся в профессиональных образовательных организациях; во второй главе мы проанализировали применение методов развития экономического мышления в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» и разработали план- конспект практического занятия; выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования опирается на компетентностный подход, который требует от преподавателя изменения процесса обучения. Актуальность развития экономического мышления определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества.
Формирование экономического мышления у обучающихся профессиональных образовательных организаций обусловлено, в первую очередь, изменением социально-экономических ориентиров Российского общества, появлением незанятого населения, наличием социальной напряженности в обществе. Это определяет характер условий, в которых приходится работать молодому специалисту.
Анализ литературы показал многообразие видов мышления, но в данной работе мы рассматриваем экономическое мышление. Специфика экономического мышления заключается в познании экономической действительности, решении производственных экономических задач, в осознании своего места в экономических отношениях и выработке на этой основе способов своей деятельности.
Проблема формирования экономического мышления личности принадлежит к числу наиболее актуальных и вместе с тем мало разработанных проблем современной психолого-педагогической науки, что обусловлено, в первую очередь, нестабильностью экономической ситуации в стране, динамикой и направленностью экономических преобразований.
При этих обстоятельствах с особой силой проявляется общественная потребность во всестороннем, гармоничном развитии личности, обладающей мобильностью в динамично меняющейся социально-экономической обстановке и конкурентоспособностью на рынке труда.
В работе рассмотрена сущность понятия «экономическое мышление», выделены его особенности и методы развития у обучающихся на занятиях.
Экономическое мышление - не просто багаж экономических знаний, а способность их усвоить, использовать в практической жизни, иначе говоря, это - формирование модели экономического поведения;
Анализируя работы разных авторов о понятии «экономическое мышление», мы придерживаемся мнения О. С. Дейнека, что под данным термином следует понимать способность человека отражать, осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с требованиями экономических законов, с объективной реальностью и на основе этого строить свою экономическую деятельность.
Экономическое мышление имеет следующие особенности: рациональность, направленность на экономическую деятельность, всеобщность, зависимость, индивидуальность.
Анализ классификаций методов развития экономического мышления позволил выявить те методы, которые используются на проектируемом занятии: дедуктивный метод В.В. Давыдова, метод Дельфи О. Холмера и Т. Гордона, метод задачного подхода П.Я. Гальперина, так как они в большей степени подходят для выбранной темы и формы проведения занятия.
Во второй главе настоящего исследования был осуществлен анализ эффективности применения методов развития экономического мышления, в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» для обучающихся в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж». Разработана методика проведения практического занятия по теме: «Прибыль и рентабельность» с применением методов развития экономического мышления обучающихся.
По итогам проведенного исследования сформулированы методические рекомендации, способствующие эффективному планированию, организации и проведению теоретических и практических занятий с использованием дедуктивного метода В.В. Давыдова; метода задачного подхода П.Я. Гальперина; метода Дельфи О. Холмера и Т. Гордона в условиях среднего профессионального образования.
Рекомендация 1. Задачи должны содержать определённые особенности, трудности, но они должны быть посильными для обучающихся; ситуации, рассматриваемые в задачах, должны быть реалистичными, актуальными для студентов, примененными к каким-то предприятиям, организациям, учреждениям и т.д., чтобы студенты в дальнейшей жизни смогли применить их решение на практике.
Таким образом, будет развиваться экономическое мышление обучающихся за счет глубокого осмысления условий задания.
Рекомендация 2. При реализации метода задачного подхода П.Я. Гальперина: задачи лучше выбирать сложные, которые решаются в несколько действий. Лучше, если задачи будут с наличием всех необходимых условий, с одной стороны, и с избытком несущественных данных - с другой, обучающиеся должны проговаривать ответ задачи, уметь его аргументировать, тем самым они еще больше вникнут в суть, разберутся в деталях, вынесут для себя какие-то выводы;
Рекомендация 3. При реализации метода Дельфи О. Холмера и Т. Гордона: обучающиеся должны обладать первоначальными знаниями, которых будет достаточно для решения проблемы, но ответ на данную проблему не должен быть явным. Подгруппы обучающихся должны быть примерно равными по количеству человек и уровню знаний, а проблема, данная обучающимся, должна быть связана с будущей профессией обучающихся. Педагог должен прокомментировать ответ каждой подгруппы.
Во время решения всех заданий, необходимо поддерживать активность обучающихся с помощью выставления оценок.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы решены, цель достигнута.



1. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учебник. [Текст] / М.И Баканов -М.:ФиС, 2014.
2. Бархаев Б.П. Педагогика. [Текст] /Б.П. Бархаев - М., 2014
3. Валиуллина Г.Г. Возрастно-половые особенности развития профессионального мышления студентов, психология развития, акмеология: [Текст] / Г.Г. Валиуллина автореф. На правах рукописи. Астрахань, 2015.
4. Гальперин П.Я. Психология мышления и поэтапного формирования умственных действия // Исследования мышления в советской психологии. [Текст] / П.Я. Гальпарин М.: Просвещение, 2016.
5. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика производственной деятельности предприятий: Теория, методика, ситуации и задания: [Текст] / В.Д. Герасимов Учеб.пос.-М.:Кнорус, 2017.
6. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов М., 2014. - 401
7. ГПБОУ «ЮУМК». Основные сведения [Электронный ресурс]: [Сайт] : URL:http://www.suvc.ru/7q-node/47(дата обращения 12.04.2019)
8. Дедуктивный метод в педагогике [Электронный ресурс]: [Сайт] : URL: http://www.nsu.ru/psvch/bestarticles.php?showG-oodArticle=85&catName(дата обращения 24.03.2019)
9. Дедуктивный метод как фактор эффективного формирования
профессиональных компетенций студентов вуза экономического профиля [Электронный ресурс]: [Сайт]:URL:http://www.dslib.net/prof-
obrazovanie/deduktivnvj -metod-kak-faktor-j effektivnogo-formirovanij a-professionalnvh.html(дата обращения 10.04.2019)
10. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. [Текст] / под ред. В.В. Егорова Новосибирск: САФБД, 2014.
11. Ершов А.П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании // История информатики в России: ученые и их школы / Редакторы-составители: В.Н. Захаров, Р. И. Подловченко, Я. И. Фет. - М.: Наука,
2015.
12. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная
информатика: (концепции, состояние, перспективы). [Текст] / под ред.
А.П. Ершова Новосибирск: Препринт ВЦ СО АН СССР, 1918 г.
13. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка.
Толково-словообразовательный. [Текст] / Т.Ф. Ефремова- М.: Русский язык, 2017
14. Ж. Гринюк. Психология и социология в бизнесе. Экономическое мышление. Социально-психологические аспекты развития. [Текст] / Ж. Гринюк - М.: 2014.
15. Журавлев, А.Л., Купрейченко, А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. [Текст] / А.Л. журавлев, А.Б. Купрейченко - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017 г.
16. Индивидуально-дифференцированная подготовка студентов к работе в образовательных учреждениях различного типа: сб. науч. тр. [Текст] / Под редакцией д.п.н., профессора Т.В. Лодкиной, д. п. н., профессора Л.А. Коробейниковой. Вологда, «Русь», 2014
17. Канина Н.П., Формирование экономического мышления в процессе подготовки студентов экономических специальностей // Журнал «Вестник», №2,
2016.
18. Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: [Текст] / В.В, Ковалёв, О.Н. Волкова учеб. - М.: Проспект, 2018.
19. Краткий курс лекций по микроэкономике. [Электронный ресурс]: [Сайт] :URL: http://studme.org/1857091810943/ekonomika/mikroekonomika(дата обращения 29.03.2019)
20. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества
подготовки специалистов образования. [Текст] / Н.В. Кузьмина - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014.
21. Литература для студента. Психология мышления. Развитие мышления
в филогенезе [Электронный ресурс]: [сайт]:URL: http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/razvitie-mishleniya-v-filogeneze (дата
обращения 23.04.2019)
22. Мазанова О.Ю. О месте экономики в учебном плане общеобразовательного учреждения на современном этапе [Текст] / О.Ю. Мазанова // Экономика образования. - 2015. № 1.
23. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: Учеб. пособие. [Текст] / С.В, Миланов - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014.
24. Мордовцев А.Ю. Юридическое мышление в контексте сравнительного правоведения: Культурантологические проблемы [Текст] / А.Ю.Мордовцев. //Правоведение.-2017.-№2(247).
25. Наглядно-образное мышление [Электронный ресурс]: [Сайт] : URL: http://www.braintools.ru/thinking/typology/visual-figurative-thinking (дата обращения26.03.2019)
26. Общая психология. Виды мышления [Электронный ресурс]:[Сайт]:URL: http://psyznaiyka.net/view-michlenie.html?id=vidy-mysheniya (дата обращения26.03.2019)
27. ООО «Производственно-коммерческая фирма Новь» [Электронный
ресурс] : [Сайт] : URL: http://comready.ru/company/7004460(дата обращения
12.04.2019)
28. Определение мышления. Классификации видов мышления [Электронный ресурс]: [Сайт] /:URL:http: //shpargalki.ru/news/40 .html(дата обращения 23.03.2019)
29. Проблема развития мышления. Основные психологические теории [Электронный ресурс]: [Сайт]: URL: http://www.docme.ru/doc/180346/problema-razvitiya-myshleniya.-osnovnye-psihologicheskie-teorii(дата обращения 26.04.2019)
30. Психология: личность и бизнес. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, теоретическое и практическое, творческое, пралогическое [Электронный ресурс]: [Сайт] /: URL:http://hr-portal.ru/article/vidy-myshleniya-naglyadno-deystvennoe-naglyadno-obraznoe-slovesno-logicheskoe-teoreticheskoe (дата обращения 22.03.2019)
31. Психология: Учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2016.
32. Растова Ю.И., Малахов Р.Г., Горянинская О.А.
Экономика фирмы. [Текст] / Ю.И. Расов, Р.Г. Малахов Издание 2-е, переработанное и дополненное М.: Рид Групп, 2017.
33. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. [Текст] / С.Л. Рубинштейн - М.: Изд. АН СССР, 2018г.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубенштейн Спб., 2018.
35. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : Учебник .— 2-е изд.,испр.и доп. — М.: ИНФРА-М, 2016г.
36. Сидорова, М.В. Активные методы обучения как средство развития экономического мышления студентов [Текст] / М. В. Сидорова // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 15-16 мая 2014 г. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". — Минск: БГЭУ, 2014 — Т. 1.
37. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное, - М.: ООО «ИТИ Технологии» 2014г.
38. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. [Текст] / С.Д. Смирнов Высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.
39. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: [Текст] / А.М. Фридман Учебник.-М.:Дашков И.К, 2017.
40. Хейне Пол. Экономический образ мышления. - Пер.с англ. Издание второе, стереотипное. [Текст] / Пол. Хейне - М.: Изд-во «Дело» при участии Изд- ва «Са1а11аху», 2017.
41. Центр креативных технологий. Метод Дельфи [Электронный ресурс] : [Сайт]:ПВТ:http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0013/(дата обращения 19.03.2019)
42. Чебышева В.В Психологические вопросы профессиональной
ориентации школьников // Советская педагогика. - 2016. № 6.
43. Черкасова И.И. Способы развития панорамно - педагогического мышления студентов: Учебное пособие. [Текст] / И.И. Черкасова - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2015.
44. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2016. 273-ФЗ.РФ [Электронный
ресурс]: URL:www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/
(14.04.2019).
45. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2018 г. N 69) [Электронный ресурс]: [сайт]:URL:https://fumo-spo.ru/?p=lib&show=146(15.04.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ