Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Работа №80528

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития экономического мышления у обучающихся профессиональной образовательной организации 7
1.1. Мышление как психический процесс 7
1.2. Экономическое мышление как цель экономического образования 13
1.3. Методы развития экономического мышления обучающихся на
теоретических занятиях 17
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Практические аспекты развития экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» в ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» 25
2.1. Анализ возможностей развития экономического мышления
обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности»
2.2. Рекомендации по развитию экономического мышления у
обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности»
2.3. План-конспект теоретического занятия по теме: «Анализ
использования основных средств» 45
Выводы по 2 главе 53
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 62


Актуальность исследования. Перспективы мировой экономики в XXI веке определяются характером перехода стран к постиндустриальной стадии, где преобладает сфера услуг, наука, образование и т. д. Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний. Уже сейчас во всех странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Образование не просто связано с экономикой — в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием.
Инвестиции в образование и высокие технологии влекут за собой повышение интеллектуального уровня общества и ускорение его социально - экономического развития.
Приобретенные экономические знания, умения, навыки, сформированное экономическое мышление являются определяющим элементом инновационного потенциала страны, так как дают возможность успешно решать проблемы, возникающие у молодежи в период адаптации к условиям конкурентного рынка труда и приобретения социальной защищенности от негативных сторон повседневной жизни.
Выработка современного экономического мышления, адекватного рыночным отношениям, предполагает глубокое осознание существа всего нового в рыночной экономике, критическое осмысление теоретических формул и опыта прошлого, глубокое обобщение современной практики развития зарубежных стран, преодоление сложившихся стереотипов мышления.
Экономическое мышление — это познание человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответствующих образов целесообразной деятельности.
Современные исследователи подчёркивают важность того, что осмысление экономической действительности создает основу для осознанного и активного участия субъектов хозяйствования в экономическом процессе, принятии решений. Экономическое мышление определяется экономическими отношениями, экономической действительностью общества. Каковы эти отношения, основные формы собственности, их взаимозависимость, экономический строй общества - таково экономическое мышление.
В современных социально-экономических условиях особая роль в подготовке специалистов отводится экономическому образованию студентов. Оно призвано сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической деятельности.
Особенностью современной системы среднего профессионального образования, как известно, является практикоориентированность, которая должна обеспечиваться 60-70% содержания основных профессиональных образовательных программ по разным специальностям. Учитывая этот факт, обучение студентов экономике целесообразно осуществлять с опорой на практические формы подготовки. Это возможно, если в преподавании максимально используются активные методы обучения.
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития профессионального экономического мышления: умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с другими учащимися, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, у них развиваются творческие способности, устная речь, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие экономического мышления обучающихся на теоретических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности».
Объект: образовательный процесс профессиональной образовательной организации.
Предмет: развитие экономического мышления у обучающихся на теоретических занятиях в профессиональной образовательной организации.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию экономического мышления у обучающихся на теоретических занятиях дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности».
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическая литературу и рассмотреть сущность понятий «мышление», «экономическое мышление».
2. Изучить основные особенности развития экономического мышления обучающихся в профессиональных образовательных организациях.
3. Выявить возможности развития экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
4. Разработать рекомендации по развитию экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности».
5. Представить план - конспект теоретического занятия по теме: «Анализ использования основных средств».
Методология исследования: основы общепсихологической теории мышления (С. Л. Рубинштейн); связь мышления с усваиваемыми знаниями (Л.С. Выготский); положения об оптимизации мыслительной деятельности студентов в процессе организации и осуществления их познавательной деятельности (Л.Г. Вяткин, И.В. Дубровина, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Г.С. Сухобский, B^. Шадриков, В.Я. Якунин), особенности становления профессионального мышления специалиста (Д.Н. Завалишина, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин), особенности развития рыночного экономического мышления (Г. Беккер, М. Блауг, П. Хейне, Л. Эрхард).
Практическая значимость работы: сформулированы практические рекомендации, позволяющие наиболее эффективно использовать методы развития экономического мышления в практике профессиональной образовательной организации.
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки и др.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, в которой рассмотрены теоретические основы развития экономического мышления обучающихся в профессиональных образовательных организациях; второй главы, в которой представлен анализ дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» с точки зрения возможности развития экономического мышления обучающихся; выводов по главам; заключения; списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие экономического мышления у обучающихся профессиональных образовательных организаций - сложный процесс.
Экономическое мышление является одним из определяющих компонентов экономического сознания, важной составной частью духовной деятельности людей. Его характерная особенность заключается в том, что оно является особой формой отражения окружающего мира. Специфика этого отражения заключается в его активности, целенаправленности, опосредованности и обобщенности. Экономическое мышление есть отражение закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее, в их определенной системе, логической связи.
Следовательно, способность мыслить, и к тому же мыслить экономически, обучающийся получает не от рождения, а приобретает ее постепенно, в том числе процессе обучения.
Применение современных методов развития экономического мышления проходит в контексте формирования тех свойств мышления студентов, которые продуцируют эффективность развития наиболее важных индивидуальных характеристик в контексте воспитания их экономической культуры, общего и профессионального становления. Развитие экономического мышления и решение других задач, определенных стандартом образования, требует применения активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих новый уровень мышления, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, уметь анализировать, сравнивать, абстрагироваться, и т.п.
Для развития экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южно-Уральский многопрофильный колледж» были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), учебный план и рабочая программа дисциплины «Экономика организации». Анализ документов показал, что возможности для решения задачи развития профессионального мышления экономиста существуют, что определяется спецификой изучаемых дисциплин.
В качестве примера нами было разработано теоретическое занятие по теме: «Анализ использования основных фондов», для которого были подобраны достаточно простые в применении, но от этого не менее эффективные методы блиц-игры и эссе. И тот, и другой метод с одной стороны достаточно успешно активизируют внимание и мышление обучающихся, а с другой - позволяют педагогу оценить уровень понимания и усвоения обучающимися нового учебного материала.
Подводя итоги следует отметить, что в основе развития экономического мышления главными будут являться те дидактические методы, которые дадут возможность будущим специалистам узнать новое, закрепить умения и навыки, сформировать интерес к дальнейшему профессиональному образованию, позволяющему ориентироваться в экономической жизни общества и приносить пользу.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.



1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2016. 273-ФЗ.РФ
[Электронный ресурс]: URL: www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-
obrazovanii-2013/ (20.03.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) [Электронный ресурс]: URL: http://www.suvc.ru/sites/defaub/files/u4/uni/fgos_080114.pdf (27.03.2019).
3. Абалкин Л. И. Современное состояние экономического мышления в России [Текст] / Л.И. Абалкин // Российский экономический журнал - 2002. - N 11/12. - С. 78-84
4. Авакян А.А. Экономическая культура как регулятор экономического
поведения [Текст] / А.А. Авакян // Теория и практика общественного развития. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-
kultura-kak-regulyator-ekonomicheskogo-povedeniya (12.04.2019).
5. Анисовец Т.А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум) [Текст] / Т. А. Анисовец; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт- Петербург, 2012. - 180 с.
6. Архипов А. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории, образования и воспитания [Текст] / А. Архипов // Российский экономический журнал. 1997. № 8. С. 75-79.
7. Богунов Л.А. Экономическое мышление в управлении социально-экономическими системами [Текст] / Л.А. Богунов // Качество в производственных и социально-экономических системах. Сборник научных трудов 3-й Международной научно-технической конференции. Е.В. Павлов (отв. редактор), А.Г. Ивахненко, В.В. Куц, А.А.Горохов Д.Н. Крюков, Е.В. Солнцева. 2015. С. 47-50.
8. Брушлинский А.В. Мышление и общение [Текст] / А.В.
Брушлинский, В.А. Поликарпов -Самара: Самар. Дом печати, 1999. - 124 с.
9. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / Г.Д. Бухарова - Екатеринбург: 2003. - 297 с.
10. Володина О.А. Педагогическая поддержка развития профессионального мышления у студентов экономических специальностей [Текст] / О.А. Володина // Пед. образование и наука. - 2008. - N 4. - С. 75-77
11. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия [Текст] / В.Я. Горфинкель - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 533 с.
12. Дондупова Ю.Р. Особенности экономического образования
студентов непрофильных специальностей среднего профессионального учреждения / Ю.Р. Дондупова // Вестник БГУ. 2013. №1. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ekonomicheskogo-
obrazovaniya-studentov-neprofilnyh-spetsialnostey-srednego-professionalnogo- uchrezhdeniya (12.04.2019)
13. Дружинин В.Н. Психология [Текст]: учебник / В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
14. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,2009. - 464 с.
15. Ионова Н.В. Интерактивные технологии как средство развития
критического мышления у студентов/ Н.В. Ионова, М.А. Арсенова, Е.И. Тимошина // European science review. 2014. №3-4. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-tehnologii-kak-sredstvo-
razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-u-studentov (19.04.2019).
16. Завалишина Д.Н. Практическое мышление [Текст]: Специфика и проблемы развития / Д.Н. Завалишина - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 376 с.
17. Климов Е.А. Основы психологии [Текст]: учеб. для студ. вузов непсихологич. спец. / Е.А. Климова - М.: ЮНИТИ, 2007. - 295 с.
18. Королёва Н.М. Роль интерактивного обучения в современном образовании / Н.М. Королёва, И.В. Костерина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №1 (33). [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol- interaktivnogo-obucheniya-v-sovremennom-obrazovanii(дата обращения: 22.04.2019).
19. Королева Н.М. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] / Н.М. Королева, А.А. Головин - Курск: Курск. гос. техн. ун-т. 2010. -С. 111-114.
20. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и
практики обучения / Е.В. Коротаев // Педагогическое образование в России. 2012 №2. [Электронный ресурс]: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-voprosy-teorii-i-praktiki- obucheniya(10.04.2019).
21. Корчагин Е.А. Формирование экономического мышления
обучающегося в процессе изучения специальных дисциплин / Е.А. Корчагин, Н.Г. Хабарова // Научные исследования в образовании. 2006. №5. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-
ekonomicheskogo-myshleniya-obuchayuschegosya-v-protsesse-izucheniya- spetsialnyh-distsiplin (10.04.2019).
22. Красинская Л.Ф. Учимся учить по-новому, или о
неиспользованных возможностях лекции / Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России. 2011. №2. [Электронный ресурс]: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uchimsya-uchit-po-novomu-ili-o-neispolzovannyh vozmozhnostyah-lektsii (21.04.2019).
23. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения [Текст] / Г.И. Кругликов - М.: Академия, 2012. - 272 с.
24. Лемещенко П.С. Экономическая наука и образование в
противоречивом диалоге / П.С. Лемещко // Экономика образования. 2014. №3. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-nauka-i-obrazovanie-v- protivorechivom-dialoge (11.04.2019).
25. Лищинская Н.А. Развитие самостоятельности студентов с позиций
аксиологии и культуры мышления / Н.А. Лищинская // ИТС. 2010. №2. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-
samostoyatelnosti-studentov-s-pozitsiy-aksiologii-i-kultury-myshleniya (20.04.2019).
26. Мазанова О.Ю. Выбор активных форм и методов обучения,
применяемых на уроках экономики / О.Ю. Мазанов // Научные исследования в образовании. 2008. №4. [Электронный ресурс]: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-aktivnyh-form-i-metodov-obucheniya- primenyaemyh-na-urokah-ekonomiki(02.04.2019).
27. Матвеева О. С. Критерии и показатели уровней развития
культуры профессионального мышления студентов / О.С. Матвеева // Машиностроение и компьютерные технологии. 2012. №02. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-urovney-
razvitiya-kultury-professionalnogo-myshleniya-studentov (10.04.2019).
28. Матвеева О. С. Развитие культуры профессионального мышления студентов в контексте решения проблем непрерывного профессионального образования [Текст] / О. С. Матвеева // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах : междунар. сб. науч. тр. - Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. унта им. Г. И. Носова, 2011. - Ч II. - С. 124-129.
29. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М. Матюшкин. - М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2003. - 720 с.
30. Мисаилов А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании [Текст] / А.Ю. Мисаилов // Интернет-журнал «Науковедение». - 2011. - №7. - С. 2-8.
31. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов - М. : Мастерство, 2013. - 288 с.
32. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
33. Орлова Е.М. Экономическое образование: этапы, проблемы, перспективы [Текст] / Е.М. Орлова // Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. - М.: АПУ и ПРО, 2002
34. Осипова О.П. Применение интерактивного оборудования в образовательном процессе [Текст] / О.П. Осипова - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», - 2009. - 133 с.
35. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст]: Учебное пособие / П.И. Пидкасистый. -М.: Педагогическое общество России, 2004. - 112 с.
36. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина - М.: Академия. - 2008. - 368 с.
37. Реан А.А. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, СИ. Розум. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.
38. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л.
Рубинштейн [Электронный ресурс]: URL: http://www.psychology-
online.net/articles/doc- 1564.html (01.04.2019).
39. Скляренко В. К. Экономика предприятия [Текст] / В.К. Скляренко - М.: ИНФРА-М, 2015. - 528 c.
40. Хейне П. Экономический образ мышления [Текст] / Хейне П. // Муницип. экономика. - 2005. - N 1. - С. 2-7
41. Чеховских М.И. Основы психологии [Текст]: учеб пособие / М.И. Чеховских. - Минск: Новое знание, 2002. - 218 с.
42. Шевченко С.Н. Формирование и актуализация познавательных
мотивов как средство развития аналитического мышления студентов / С.Н. Шевченко [Электронный ресурс]: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-aktualizatsiya-poznavatelnyh- motivov-kak-sredstvo-razvitiya-analiticheskogo-myshleniya-studentov(22.04.2019).
43. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст] / И.В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - 162 с.
44. Щукина ГИ. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] : Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. -160 с.
45. Экономическая социология [Текст]: Курс лекций / Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк- Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ