Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность учителя по формированию мотивации учения у младших школьников

Работа №81402

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты исследования деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников 6
1.1. Особенности формирования мотивации учения у младших
школьников 6
1.2. Направления деятельности учителя по формированию мотивации
учения у младших школьников 15
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников 26
2.1. Цель и задачи исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования уровня сформированности
мотивации учения у младших школьников 28
2.3. Программа деятельности учителя по формированию положительной
мотивации учения у младших школьников 31
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение


Актуальность. Мотивация в деятельности любого вида играет первостепенную роль, поскольку служит её пусковым механизмом. Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологии является одной из актуальнейших проблем. Формирование мотивации учения является одной из первостепенных проблем всех педагогов Российской Федерации. Учебная мотивация младших школьников занимает значительное место в становлении личности, так как без неё не может быть организована плодотворная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно младший школьный возраст является базисом для последующего учения школьника и часто бывает, что именно от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выделяет одним из основных требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования - готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Согласно трактовке определения Эльконина Д.Б., мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, которые определяет его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Большое количество педагогов и психологов уделяли своё внимание проблеме мотивации учения школьников. В советской и российской педагогике - в трудах М. А. Данилова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.- разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены в работах психологов Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и других. Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий, Х. Хекхаузен и другие.
Проблема исследования: каково содержание деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников?
Поставленная нами проблема и определила тему нашего исследования: «Деятельность учителя по формированию мотивации учения у младших школьников».
Цель исследования - проанализировать теоретические аспекты проблемы для разработки программы деятельности учителя по формированию положительной мотивации учения у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования мотивации учения у младших школьников.
Предмет исследования - работа педагога по формированию мотивации учения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования мотивации учения у младших школьников
2. Изучить направления деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников.
3. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
4. Разработать программу деятельности учителя по формированию положительной мотивации учения у младших школьников.
Для решения данных задач мы выбрали следующие методы:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение.
Эмпирические методы: эксперимент, тестирование.
Практическая значимость исследования определяется подготовкой рекомендаций учителям начальных классов по формированию мотивации учения младших школьников.
База исследования: МОУ Краснооктябрьская СОШ
Структура работы: квалификационная работа включает введение, две главы, выводы к ним, заключение, список литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое и экспериментальное изучение исследования деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников позволило нам заключить следующее:
1. Мотивация учения (от лат. moveo-двигаю) - общее название для
процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования. Мотивация учения младших школьников предполагает высокий уровень развития следующих мотивов: учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям), широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика), позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.), оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности), внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).
2. В психолого-педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов учебной деятельности: содержание учебного материала, характер и уровень учебно-познавательной деятельности, отношение учителя с учащимися. В своей деятельности учителю начальных классов нужно активно использовать различные приемы и методы стимулирования учащихся: эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений), познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, создание проблемных ситуаций), волевые (познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения), социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка).
3. Мы подобрали диагностический инструментарий по выявлению уровня школьной мотивации учения у детей младшего школьного возраста на основе методики Н.С. Лускановой и выяснили, что исходный уровень мотивации учения у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе недостаточный.
4. Мы составили программу по повышению уровня положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста, в которую включили 2 раздела: работу с родителями и работу с детьми.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены.



1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - М.:
Просвещение, 2000. - 224 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М.: Аркти, 2006. - 198 с.
3. Бессчётнова, О.В. Готовность к обучению как психолого-педагогическая категория / О.В. Бессчетнова // Современные гуманитарные исследования. - 2007. - № 4. - С. 267-270.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 2000. - 209 с.
5. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2006. - 425 с.
6. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации / И.И. Вартанова // Вестник МГУ. Психология. - № 2. - 2002. - С. 34-38.
7. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 283 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2009. - 245 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2007. - 267 с.
10. Голубева, Е. В. О мотивационной сфере современного младшего школьника / Е. В. Голубева. - Ростов н/Д: РГПУ, 2006. - 135 с.
11. Гордеева, К.А. Использование нетрадиционных форм работы с родителями с целью формирования мотивационной готовности к обучению в школе / К.А. Гордеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (11). — С. 88-92.
12. Гринек, Т.В. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе / Т.В. Гринек, И.Н. Каменская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето. - 2012 - С. 23 - 26.
13. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина. - М.: МГППУ, 2002. - 68 с.
14. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.В. Елфимова. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 234 с.
15. Зимняя, И.А Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2007. - 480 с.
16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2011. - 512 с.
17. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты / М.Н. Ильина. - СПб: Дельта, 2008. - 156 с.
18. Каменская, В.Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению / В.Г. Каменская, С.В. Зверева. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004. - 156 с.
19. Кичатинов, Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: Учебное пособие / Л.П. Кичатинов. - Иркутск: Вектор, 2009. - 236 с.
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 327 с.
21. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2000. - 190 с.
22. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е. Е. Кравцова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 75-79.
23. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 232 с.
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 2005. - 304 с.
25. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. - Новособирск: НГПУ, 2007. - 89 с.
26. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2007. - 279 с.
27. Логинов, И.Н. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / И.Н. Логинов. - СПб.: Питер, 2008. - 267 с.
28. Монина Г.Б., Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. - СПб.: Издательство "Речь", 2006. - 170 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2001. - 456 с.
30. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.:
Просвещение, 2012. - 358 с.
31. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. - Кн.2. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2005. - 480 с.
32. Немов, Р.С. Общие основы психологии: Кн.1 / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2000. - 290 с.
33. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб: Питер, 2002. - 360 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 520 с.
35. Семерикова, В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / В. Семерикова // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122-128.
36. Скоролупова, О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одна из приоритетных направлений государственной политики в области образования. / О. Скоролупова. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8. - С. 4-9.
37. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2008. - 366 с.
38. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности / В.И. Степанский. - М.: Просвещение, 2002. - 176 с.
39. Стожарова, М.Ю. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Диалог культур в современном образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007. - 89 с.
40. Стожарова, М.Ю. Лекции и практические занятия по курсу: «Формирование школьной зрелости дошкольников» / М.Ю. Стожарова. - Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2009. - 134 с.
41. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. / М.Ю. Стожарова. - Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2004. - 115 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
43. Фукин, А.И. Определение готовности ребенка к школе / А.И Фукин, Т.Б. Курбатская. - М.: Академия, 2006. - 120 с.
44. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М.: Просвещение, 2006. - 230 с.
45. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов вузов / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2005. - 384 с.
46. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2006. - 317 с.
47. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. -
М.: Детство-пресс, 2000. - 344 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ