Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность учителя по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников

Работа №80604

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
251
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Освещение педагогической проблемы по формированию основ
культуры здорового образа жизни младших школьников 8
1.2. Направления деятельности учителя по формированию основ культуры
здорового образа жизни 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы 32
2.2 Анализ результатов сформированности основ культуры здорового
образа жизни у младших школьников 35
2.3 Программа деятельности педагога по формированию основ культуры
здорового образа жизни в комплекте с рабочими тетрадями 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ

В течение нескольких последних десятилетий происходят преобразования в России, которые предъявляют качественно новые требования к воспитанию детей. Одной из актуальных задач на современном этапе является забота о здоровье подрастающего поколения.
На современном этапе одной из актуальных проблем образования является формирование основ культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012) провозглашается гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека. К компетенции образовательной организации закон относит «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации». Одной из главных целей образования после его реформирования является создание образовательной среды, которая способствует физическому оздоровлению младших школьников, формирует здоровый образ жизни, воспитывает культуру здоровья, нейтрализует негативное действие внешних и внутренних факторов среды, формирует мотивации на здоровый образ жизни.
Огромную роль в формировании и укреплении здоровья школьников оказывает начальная школа. Ухудшение здоровья обучающихся, наблюдающееся в последние годы, требуют более пристального внимания и принятия конкретных мер по его формированию и укреплению.
Результаты многочисленных исследований здоровья подрастающего поколения внушают серьезные опасения. На фоне негативных изменений экологической обстановки, социально-экономических проблем, лечебной специализации медицины ярко прослеживается динамика увеличения в образовательных учреждениях детей с ослабленным здоровьем. У них затруднены адаптация к учебной деятельности, концентрация внимания и выполнение учебных задач.
Подобное состояние организма снижает эффективность самых передовых педагогических технологий и значительно затрудняет реализацию программы развития личности. Из года в год снижается число здоровых детей и увеличивается их общая заболеваемость. Решающим фактором, влияющим на состояние здоровья детей, в равной степени с наследственностью и экологией, является внутришкольная среда.
Возрастание нагрузки в процессе обучения в школе еще более усугубило проблему здоровья младших школьников. Согласно исследованиям (Н.В.Барышева, И.И.Брехман, В.В.Колбанов, В.П.Петленко и др.), наиболее неблагоприятно на здоровье обучающихся влияют: гиподинамия, увеличенная учебная нагрузка, неправильное питание, несоответствие стандартам гигиенических требований мебели, освещённости и др., а также недостаточное информирование о здоровье и здоровом образе жизни у детей, педагогов и родителей, неудовлетворительная деятельность школы по формированию культуры здоровья.
Известно, что здоровье - важнейший компонент человеческого благополучия, счастья, одно из основных прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. Здоровье населения отражает социально - экономическое, демографическое, экологическое, санитарно-гигиеническое состояние страны и влияет на интенсивность её поступательного развития. Именно поэтому здоровье является качественной характеристикой любого общества. В развитых странах используются образовательные и экономические механизмы стимулирования здорового образа жизни населения, и это является основополагающим направлением в решении проблемы здоровья. В России, с середины 80-х годов, зафиксировано снижение качества и уровня здоровья населения и это является актуальной проблемой, которая требует активных, радикальных и координированных действий медиков, психологов, педагогов, социальных работников и всех граждан России.
Отрицательная динамика здоровья населения в России способствовала развитию научных исследований в различных областях знаний, неразрывно связанных с разработкой актуальных направлений и технологий решения этой проблемы. По нашему мнению, для решения проблемы сохранения и развития здоровья человека, необходимо повышать грамотность школьников в вопросах культуры здоровья.
За последние годы педагогическая наука накопила достаточный опыт в области моделирования здорового образа жизни (Н.М.Амосов, В.И.Жолдак), сохранения и укрепления здоровья (И.А.Аршавский, Н.А., Агаджанян, И.И.Брехман и др.). Раскрыты психолого-педагогические и организационно-педагогические условия, способствующие формированию и развитию здоровья (А.Г.Бусыгин, Г.К. Зайцев и др.).
Несмотря на это, у младших школьников невысокий уровень знаний о сбережении здоровья, не хватает умений и навыков ведения здорового образа жизни, они не способны адекватно оценивать влияние окружающих факторов на здоровье человека и генофонд будущих поколений. В психолого-педагогических источниках не обобщены и недостаточно проанализированы результаты образовательного процесса, настраивающего на активную жизненную позицию по отношению к здоровью как ценности, не в полной мере раскрыто содержание понятия «культура здоровья» и этапы его формирования у обучающихся.
Таким образом, возникает противоречие между осознанием необходимости сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения как важнейшей составляющей конкурентоспособности будущих специалистов в условиях рыночной экономики с одной стороны и недостаточной разработанностью методического сопровождения деятельности учителя начальных классов в данном направлении с другой.
Проблема: каково должно быть содержание деятельности учителя по формированию основ культуры здорового образа жизни в процессе обучения?
Объект исследования: формирование основ культуры здорового образа жизни младших школьников.
Предмет: деятельность педагога по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников для разработки программы деятельности педагога в комплекте с рабочими тетрадями.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание и структуру культуры здорового образа жизни.
2. Выявить направления деятельности педагога по формированию основ культуры здорового образа жизни.
3. Проанализировать результаты сформированности основ культуры здорового образа жизни.
4. Разработать программу деятельности педагога по формированию основ культуры здорового образа жизни в комплекте с рабочими тетрадями.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и теоретический анализ литературы с целью выявления сущности данной проблемы.
Эмпирические: анкетирование, с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
База исследования: МКОУ «ООШ №26», г.Коркино, п.Первомайский, в 4 классе, 27 человек в возрасте 9-10 лет.
Практическая значимость: материалы данной работы, а именно разработанная нами программа деятельности педагога по формированию основ культуры здорового образа жизни может быть использована учителями начальных классов.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 5 таблиц, 6 рисунков, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы исследования связана с негативной тенденцией к росту числа детской заболеваемости, ориентирами современного образования на здоровьесбережение и формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни как к способу сохранения здоровья, трудностями современных школьников в соблюдении правил здорового образа жизни, сензитивностью младшего и среднего школьного возраста по отношению к формированию основ культуры здорового образа жизни.
В своей работе мы исходили из следующих ключевых определений:
1. Здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
2. Здоровый образ жизни - порядок и характер жизнедеятельности, со-ответствующий наследственным особенностям организма и самой личности условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.
3. Культура здорового образа жизни - ценностное отношение личности к своему здоровью и осознанное стремление к его сохранению и укреплению, это сложное системно-структурное образование, интегративное качество личности, отражающее личностные и социально-значимые потребности в здоровье, интегрированные в знаниях и практической деятельности .
В рамках второй главы было проведено изучение сформированности у обучающихся культурных основ здорового образа жизни.
Были выявлены следующие особенности сформированности культуры здорового образа жизни у обучающихся 4 «Б» класса:
- недостаток и фрагментарность знаний о здоровом образе жизни и важности профилактических мер;
- ориентация на популярные источники и СМИ в вопросах здоровьес- бережения;
- неготовность к систематической профилактической работе;
- недостаточная активность и мотивированность в вопросах сохранения здоровья;
- отношение к здоровью как к данности, «само собой разумеющемуся»;
- наличие определенных навыков здоровьесбережения;
- готовность к сотрудничеству с взрослыми в вопросах сохранения и поддержании здоровья, лечении;
- эпизодическая активность и участие в мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни.
Была разработана программа, направленная на формирование у младших школьников культуры здорового образа жизни. Цель программы: создание условий для формирования культуры здорового образа жизни обучающихся младших школьников (первых классов).
Программа предусматривает использование различных групп методов обучения и воспитания, с акцентом на применение упражнений, проблемно - поисковых методов, что стимулирует познавательный интерес обучающихся и способствует закреплению полученных умений и навыков в практической деятельности, мотивирует к реализации здорового образа жизни.
Содержание программы и тематика занятий формировались с учетом требований ФГОС, содержания изучаемых школьниками учебных дисциплин, на основе содержания рабочей тетради А.М. Бакуниной «Основы здорового образа жизни».
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 33 часа, и включает в себя три основных раздела: «Гигиена», «Правильное питание», «Для чего нужны физические упражнения». Программа дополнена комплексом работы
с материалом учебных предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет повысить эффективность предлагаемой работы.
Важное значение придается работе с родителями как участниками образовательного процесса. На сайте школы и в группе в социальной сети «Вконтакте» предлагается разместить и регулярно пополнять информацию о возрастных особенностях школьников, о способах поддержания здоровья младших школьников в период адаптации к школе, о требованиях к режиму дня, гигиене умственного труда, питанию.
Материалы данной работы, а именно разработанная нами программа формирования основ культуры здорового образа жизни может использоваться учителями начальных классов.



1. Абросимова, Ю.И. Проектирование педагогической модели формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников / Ю.И. Абросимова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 74 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - 439 с.
3. Андреева, Т.Н. Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников на основе системно - деятельностного подхода: автореф. канд. пед. наук/Т.Н .Андреева. - Чебоксары, 2013. - 22 с.
4. Андреева, Т.Н. Формирование культуры здорового образа жизни у детей 6-7 лет/Т.Н. Андреева //Народное образование. - 2011. - №1 (18). - С. 9-14.
5. Беляева, А.В., Беляев, Г.Ю. Здоровый образ жизни как интегральный принцип современной теории воспитания / А.В. Беляеа, Г.Ю. Беляев //Педагогика. -2016. - №1. - С. 92 - 99.
6. Березовская, Р.А. Исследование отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии / Р.А. Березовская//Вестник СПбГУ. - 2011. - №11. - С. 211-216.
7. Бецкой, И.И. Учреждения и уставы касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола / И.И. Бецкой. - М.: Педагогика, 1976. - 481 с.
8. Бредихин, Н.В. Изучение состояния здоровья и сохранение здоровья населения на Южном Урале / Н.В. Бредихна //Вестнк ЮУрГУ. - 2010. -№28 (204). - С. 122 - 127.
9. Вайнер, Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. - М.:Наука, 2012. - 314 с.
10. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента/М.Я. Виленский. - М.: КноРус, 2012. - 298 с.
11. Волкова, О.А. Воспитательная система образовательного учреждения со здоровьесберегающим компонентом: концепция, программа, цикло-грамма деятельности / О.А. Волкова. - М.: УЦ «Перспектива», 2010. - 116 с.
12. Гавриш, А.В.. Еремина, Ю.С. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников как педагогическая проблема / А.В. Гав-риш, Ю.С. Еремина//Коцепт. - 2017. - №1. - С. 88-93.
13. Гарипова, А.З. Здоровый образ жизни и физкультурно - оздоровительная деятельность в общественной жизни студентов / А.З. Гарипова // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 108 - 112.
14. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 277 с.
15. Доброрадова, Л.В. Здоровый образ жизни как объект исследования / Л.В. Доброрадова //Вестник ЧГПУ. - 2009. - №5. - С. 29 - 35.
16. Изуткин, Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни здоровья: дисс. д-ра филос. Наук/Д.А.Изуткин. - Нижний Новгород, 2005.-356 с.
17. Дудченко, З.Ф. Валеология / З.Ф. Дудченко. - СПб: СПбУТУиЭ, 2008. - 150 с.
18. Караганова, М.М. Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся в образовательных организациях Вологодской области / М.М. Караганова //Источник. - 2018. - №1. - С. 47-51.
19. Касимов, Р.А. О нормативной модели здорового образа жизни / Р.А. Касимов//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - №2 (38). -С. 161 - 169.
20. Коменский, Я.А. Великая дидактика. - Киев: Лыбидь, 1990. - 421 с.
21. Кребер, А.Л. Природа культуры / А.Л. Кребер. - М.:Экспо, 2013.
- 376 с.
22. Крылатов, С.А. Культура здорового образа жизни / С.А. Крылатое //Вестник ЗабГУ, 2014. - С. 115-122.
23. Кузнецова, Е.В. Определение культуры: разнообразие подходов / Е.В. Кузнецова //Перспективы науки и образования. - 2013. - №5. - С. 49-55.
24. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. -М.: Советский спорт, 2004. - 151 с.
25. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М.:Педагогика, 1980. - 392 с.
26. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лиси-цын. -М.:Медицина, 2011. - 512 с.
27. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 269 с.
28. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк. - М.:Мысль, 1992. - 288 с.
29. Маратова, А.М. Здоровый образ жизни - гармония жизни и здоровье человека / А.М. Маратова. - Наука и современность. -2013. -№22. - С. 16 - 20.
30. Мартыненко, А.В. Теория медико - социальной работы / А.В. Мартыненко. - М.:МПСИ, 2016. - 160 с.
31. Мелюхин, Г.М.. Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности: дисс. ... канд.а философ.наук/ Г.М. Мелюхин. - Чебоксары, 2008. - 156 с.
32. Муртазина, И.Р. Теоретическое осмысление понятия «здоровый образ жизни» / И.Р. Муртазина //Теория и практика современной науки. - 2017. - №1 (19). - С. 52-55.
33. Никифоров, Г.С. Практикум по психологии здоровья / Г.С. Никифоров. - Спб.: Питер, 2012. - 296 с.
34. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб.: Питер, 2015. - 413 с.
35. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1981. - 452 с.
36. Петраш, М.Д., Муртазина, И.Р. Понятие «здоровый образ жизни» в психологичечских исследованиях / М.Д. Петраш, И.Р Муртазина//Вестник СПбГУ. - 2018. -№8. -С. 152-165.
37. Петрова, О.П. Сущность и компоненты культуры здорового образа жизни студентов / О.П. Петрова //Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - №2. -С. 77 - 79.
38. Рагимова, О.А. Теоретические основы определения понятия здоровья / О.А. Рагимова//Известия Саратовского университета. - 2009. - №2. - С. 88 - 92.
39. Речицкая, Е.Г. Проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников с нарушениями слуха / Е.Г. Речицкая //Дефектология. -2014. - №1. - С. 135 - 141.
40. Руссо, Ж.Ж. Собрание сочинений / Ж.Ж. Руссо. - М.:Мысль, 1965. -486 с.
41. Семенов, В.С Диалектика взаиморазвития общества, культуры, цивилизации / В.С. Семенов //Социологические исследования. - 2015. -№2. - С. 77 - 82.
42. Соловьев, Г.М. Теоретико - методологические аспекты здоровья и культуры, его обеспечивающей / Г.М. Соловьев //Вестник Ставропольского государственного университета. - 2014. - №5. - С. 94 - 101.
43. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. - М.:Концептуал, 2016. - 320 с.
44. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология / Л.Г. Татарникова. - СПб.:Речь, 2009. - 272 с.
45. Томилина, Л.Л., Жеженко, А.С. Формирование культуры здоровья у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / Л.Л. Томилина, А.С. Жеженко // Начальная школа. - 2018. - №4. - С. 60-69.
46. Ушинский, К.Д. Русская школа / К.Д. Ушинский . - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 688 с.
47. Федоров, А.И. Здоровье и поведение школьников: социально - педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников / А.И. Федоров, С.Б. Шарманов. - М.: ЧГНОЦ УО РАО, 2014. - 88 с.
48. Фомина, Т.А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников / Т.А.Фомина//Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 219-222.
49. Цынгунова, Е.Т. Понятие и содержание категории «здоровый об-раз жизни»: культурологический аспект / Е.Т. Цынгунова // Культурология. - 2016. - №4. - С. 232 - 237.
50. Шуайбова, М.О. Культура здорового образа жизни студента и технология формирования /М.О. Шуайбова // Известия Южного федерального университета. -2014. -№4. - С. 66-68.
51. Юдакова, С.В., Гуреева, И.А. Воспитание культуры здоровья у младших школьников как одно из направлений становления личности ребенка /С.В. Юдакова, И.А. Гуреева //Начальная школа. - 2016. - №6. - С 72-79.
52. Юдина, А.И. Формирование культуры здорового образа жизни в аспекте социализации подростков: от народных традиций к современному состоянию / А.И.Юдина //Мир науки, культуры, образования. - 2014. -№4 (41). - С. 215-218.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ