Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прокурорский надзор - направление деятельности прокуратуры РФ

Работа №81396

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общая характеристика 6
1.1. История развития прокуратуры в России 6
1.2. Место прокуратуры в системе государственных органов 10
1.3. Цели, задачи и основные направления деятельности
прокуратуры РФ 11
Глава 2. Прокурорский надзор 16
2.1. Прокурорский надзор за соблюдением законов 16
2.2. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина 28
2.3. Прокурорский надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 40
2.3.1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельностью 40
2.3.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и
предварительное следствие 50
2.4. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными
приставами 61
2.5. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и
заключенных под стражу 66
Заключение 74
Список использованной литературы

«У работы прокуратуры есть огромное и человеческое, и моральное измерение. От того, насколько результативно вы действуете, насколько эффективно работаете, зависит вера людей в справедливость и правду, в равенство всех перед законом, в способность государства надёжно защитить права, честь, достоинство каждого человека и гражданина» - так Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил важность Прокуратуры РФ.
С момента своего создания прокуратура в России занимает важное положение и в глазах населения является олицетворением законности и правопорядка. Исторически сложилось так, что прокуратура в России имеет большой авторитет, как среди населения, так и среди государственных органов, как орган надзирающий надзирающий за соблюдением законов и защищающий права граждан.
Положение прокуратуры и её полномочия неоднократно менялись на протяжении многолетней истории существования. Наибольший объём полномочий прокуратура имела в советский период. Так, одной из функций прокуратуры было наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения. В СССР существовало право законодательной инициативы Генерального прокурора. В настоящий момент в России полномочия прокуратуры значительно сокращены. Так, в соответствии со ст. 104 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ не наделён правом законодательной инициативы, прокуратура не имеет полномочий приостанавливать исполнение решений суда. Более того, ярким примером значительных перемен является реформа, в ходе которой был образован самостоятельным орган - Следственный комитет РФ. В результате данной реформы у прокуратуры значительно уменьшились полномочия в области уголовного преследования, была упразднена должность следователя прокуратуры, которая существовала ещё с первой половины 20 века. Контроль над предварительным расследованием со стороны прокурора был сведён к минимуму.
Общепризнанно, что прокуратура имеет большое значение для обеспечения законности и правопорядка, является одним из важнейших органов государства. Однако, в то же время существует и такое мнение, что роль прокуратуры в борьбе с беззаконием сильно преувеличена, её деятельность малоэффективна и вовсе не нужна.
В процессе подготовки работы было проведено интервьюирование в свободной устной форме студентов юридического факультета, после того, как они прошли производственную практику в органах прокуратуры, чтобы выяснить их общее впечатление. По мнению респондентов, в деятельности прокуратуры существуют различные проблемы: прокурорское реагирование в ряде случаев осуществляется по уже выявленным фактам, по делам, по которым принято решение другим органом; прокурор в своей деятельности подменяет другой орган или должностное лицо; в некоторых случаях прокурорский надзор бывает излишним. Таким образом, существуют проблемы в деятельности прокуратуры, которые создают, на фоне общепринятого положительного и уважительного отношения к фигуре прокурора, неприятное впечатление: незначительность разрешаемых проблем, формализм в
осуществлении надзора. Некоторые из респондентов даже высказывали в своих суждениях сомнения в необходимости прокурорского надзора в России на современном этапе1.
Исходя из вышесказанного, следует, что вопрос о статусе прокуратуры, совокупности её полномочий остаётся весьма актуальным.
1 Опрос был проведён в свободной (неформализованной) устной форме среди студентов 4 курса юридического факультета КФУ с 22.02.2016 г. по 26.02.2016 г.
4
Анализ научной литературы показал высокую степень изученности проблем прокурорского надзора. Тем не менее, в теории нет однозначной позиции о роли прокуратуры, перспективах её развития. Проблемы деятельности прокуратуры освещались в научных трудах учёный, таких как Амирбеков К.И., Белоцерковский С.Д., Бондарь Н.С., Брусницын Л.В., Винокуров А.Ю., Джагарян А.А., Залюкова Г.И., Карпов Н.Н., Колоколов Н., Королёв Г.Н., Мануков М.М., Мыцыков А.Я., Рябцев В.П.
Целью дипломной работы является изучение основ деятельности прокуратуры и разрешение вопроса о том, насколько прокурорский надзор важен и нужен в России.
Задачами работы являются:
• изучение истории развития прокуратуры в России;
• изучение вопросов о месте прокуратуры РФ в системе органов государственной власти на современном этапе, цели и задачи её деятельности;
• изучение полномочий прокуроров;
• изучение основных направлений прокурорского надзора (прокурорский
надзор за соблюдением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие, за исполнением законов судебными приставами, за
исполнением законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу).
При написании работы использовались общенаучные методы, проводился исторический анализ, юридический анализ нормативных и ненормативных правовых актов, анализ правовой статистики, также использовались социологические методы - интервьюирование в свободной устной форме, беседа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Прокуратура наделена полномочиями по надзору за соблюдением закона. Расширительно толкуя положения Федерального закона «О прокуратуре РФ», можно сказать, что Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему нижестоящие прокуроры осуществляют надзор за всей жизнью общества и всей деятельностью государства. Прокуратура является, таким образом, «всевидящим оком», «верховным наблюдателем». Прокуратура призвана реагировать на любое нарушение закона, на любое действие, нарушающее правовые рамки, установленные в обществе.
В тоже время, несмотря на то, что прокуратура РФ наделена большой компетенцией в области надзора, она весьма ограничена в средствах реагирования на нарушения. Акты прокурорского реагирования обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и организациями, однако, прокурор не уполномочен возбуждать уголовные дела, руководить ходом расследования в сфере уголовного судопроизводства; а также устранять нарушения по другим направлениям надзора, так как прокурор не является исполнителем. В законе прямо указано, что прокурор не должен своей деятельностью подменять другие государственные органы.
Прокурор выявляет нарушение закона и указывает на него, на необходимость его устранения. При этом такое указание является обязательным для исполнения. Существуют общественные организации, правозащитники и просто люди с активной гражданской позицией, которые также в своей деятельности выявляют нарушения закона и обращают на это внимание общества и компетентных органов. В отличие от указанных лиц, для прокуратуры такая деятельность, во-первых, является профессиональной, осуществляемой на постоянной основе, во-вторых, санкционированной государством. Прокуратура РФ готовит иски в суды, направляет требования руководителям различных государственных органов и частным организациям с целью защиты прав и свобод граждан, с целью защиты законности, в которых требует соблюдать права и свободы граждан и не преступать рамки закона.
Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, что является одним из главных её отличий от органов внутриведомственного контроля. Прокуроры обладают
неприкосновенностью - законом предусмотрены особые условия привлечения прокуроров к ответственности, а потому не допускаются: задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта. Проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры; уголовно¬процессуальным законодательством предусмотрен особый порядок привлечения прокуроров к уголовной ответственности.
Прокуратура является главным надзорным органом государства, для этого она была создана изначально. При этом каждое ведомство может и должно самостоятельно бороться за законность внутри своей организации и в обществе, в соответствии со своей компетенцией. Чем эффективнее будет эта работа каждого ведомства - тем меньше работы останется органам прокуратуры.
Возможно, когда-нибудь необходимость в Прокуратуре РФ отпадёт. Но пока существует большое количество нарушений закона, которые требует вмешательства авторитетного и независимого органа, наделённого властными полномочиями по надзору - прокуроры будет продолжать стоять на страже закона.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), опуб. «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014 г., N 31, ст. 4398.
2. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015), опуб. «Российская газета», N 9, 16.01.1997 г.
3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от
18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016), опуб. «Российская газета», N 249,
22.12.2001 г.
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016), опуб. «Российская газета», N 256, 31.12.2001 г.
5. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от
14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015), опуб. «Российская газета», N 220,
20.11.2002 г.
6. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 15.02.2016), «Российская газета», N 137, 27.07.2002 г.
7. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 15.02.2016), опуб. «Российская газета», N 49, 11.03.2015 г.
8. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации», опуб. «Российская газета», N 39, 18.02.1992 г.
9. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 14 декабря 2015 года), опуб. Российская газета N 170, 29.07.1992 г.
10. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», опуб. «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993 г., N 33, ст. 1316.
11. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне», опуб. «Российская газета», N 182, 21.09.1993 г.
12. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», опуб. «Российская газета», N 139, 20.07.1995 г.
13. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности», «Российская газета», N 160, 18.08.1995 г.
14. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», опуб. "Российская газета", N 95, 05.05.2006 г.
15. Указ Президента РФ от 29.12.1995 N 1329 «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации», опуб. «Собрание законодательства Российской Федерации» N 2, 08.01.1996 г.
16. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. №567 (ред. от 25.07.2014 г.) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», опуб. Собрание законодательства Российской Федерации N 17, 22.04.1996 г.
17. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 05.04.2016) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», опуб. «Российская газета», N 43, 02.03.2011 г.
18. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 (ред. от 08.03.2015 г.) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», опуб. «Российская газета», N 72, 04.04.2013 г.
19. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», опуб. «Собрание законодательства РФ», 11.04.2016, N 15, ст. 2071
20. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», «Российская газета», N 179, 14.09.1995 г.
21. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 (ред. от 1.07.2015 г.) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», опуб. «Законность», 2008, N 3.
22. Приказ Генеральной прокуратуры РФ №137 (ред. от 28.12.2007 г.) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», опуб. «Законность», N 11, 2007 г.
23. Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», опуб. «Законность», N 2, 2008 г.
24. Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», опуб. URL (обращение 19.05.2016 г., режим доступа свободный): http://docs.cntd.ru/document/499094682
25. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 23.10.2009 N 341 (ред. от 28.02.2014) «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации», опуб. «Законность», N 1, 2010.
26. Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 277 от 5.09.2011 г. (ред. от 8.06.2015 г.) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», опуб. «Законность», N 12, 2011 г.
27. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15.02.2011 г. N 33 (ред. от 09.07.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», опуб. «Законность», N 5, 2011 г.
28. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2011 г. N 450 (ред. от
1.07.2014 г.) «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», опуб. URL (обращение 29.04.2016 г., режим доступа свободный):
http://genproc.gov.ru/documents/orders/document-195054/
29. Приказ Генеральной прокуратуры РФ №465 от 25.12.2012 г. «Об
участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», опуб. URL (обращение 29.04.2016 г., режим доступа свободный):
http://docs.cntd.ru/document/499002094
30. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. N 45 (ред. от 09.12.2015) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», опуб. «Законность», N 4, 2013.
31. Приказ Генеральной прокуратуры РФ №162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», опуб. URL (обращение 29.04.2016 г., режим доступа свободный): http://docs.cntd.ru/document/902285899
32. Приказ заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 18.03.2013 N 70 «Об утверждении «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах военной прокуратуры», опуб. URL (обращение 29.04.2016 г., режим доступа свободный): http://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14281/
33. Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 6 от 16.01.2014 г. «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», опуб. Законность, N 4, 2014 г.
34. Приказ прокурора НАО № 111 от 24.12.2014 «Об утверждении Положения об организации дежурства в прокуратуре Ненецкого автономного округа», опуб. URL (обращение 29.04.2016 г., режим доступа свободный): http: //prokuratura-nao .ru/dokumenty/prikazi/2797-3335555
35. Приказ Федеральной службы государственной регистрации
кадастра и картографии от 24.12.2014 г. № п/632-А «Об утверждении
Положения об Управлении внутреннего мониторинга и контроля Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», опуб. URL (обращение 29.04.2016 г., режим доступа свободный):
https://rosreestr.ru/site/about/struct/upravlenie-vnutrennego-monitoringa-i-kontrolya/
II. Специальная литература
1. Амирбеков К., «Статус прокурора в координационной деятельности», опуб. «Законность»,. 2005 г., N 10. С. 19 - 21.
2. Белоцерковский С.Д., «Организованная преступность и координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с ней», опуб. «Законность», 2011 г., N 12. С. 9 - 11.
3. Бондарь Н.С., Джагарян А.А., «Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики», опуб. «Конституционное и муниципальное право», 2015, N 5.
4. Григорьева Н.В. , Прокурорский надзор - Москва: РИОР: Инфра-М, 2016.
5. Залюкова Г.И., «Сравнительный анализ правового регулирования
прокурорского надзора в России XVIII в. И на современном этапе», опуб.
«История государства и права», 2013, N 15.
6. Королёв Г.Н., «Сохранится ли прокуратура России как единая
система?», опуб. «Законность», 2014, N 10.
7. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Краткий психологический словарь — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 г.
8. Мануков М.М., «Предмет прокурорского надзора за исполнением законов субъектами оперативно-розыскной деятельности», опуб. «Административное и муниципальное право», 2014, N 8.
9. Мыцыков А.Я., «Координация борьбы с преступностью - новый поворот», опуб. «Законность», 2011 г., N 3. С. 6 - 8;
10. Петров А.В., «Соотношение прокурорского надзора с судебным и ведомственным контролем», опуб. «Законность», 2013 г., N 4. С. 20-24
11. Рябцев В.П., «Концептуальные аспекты развития координации правоохранительной деятельности», опуб. «Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ», 2007 г., N 2. С. 67 - 71;
12. Смирнов А.В., Уголовный процесс - Москва: Норма, Инфра-М, 2015 г.
13. Стёпин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П., Новая философская энциклопедия — Москва: Мысль, 2010 г.
14. Сухарева А.Я., Прокурорский надзор - Москва: Норма, Инфра-М, 2015.
15. Треушников М.К., Гражданский процесс - Москва: Статут, 2014 г.
Электронные ресурсы
1. Википедия, URL (обращение 29.04.2016 г., режим доступа
свободный):
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Т юремные_касты_в_странах_бывшего_СССР
2. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, URL
(обращение 29.04.2016 г., режим доступа свободный):
http://crimestat.ru/offenses_map
3. Статистические данные об основных показателях деятельности
органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2015 г., URL (обращение 29.04.2016 г., режим доступа свободный):
http: //genproc. gov.ru/stat/data/1054853/
4. Министерство обороны РФ, URL (обращение 29.04.2016 г., режим
доступа свободный):
http: //structure.mil .ru/structure/ministry_of_defence/details.htm?id=11395@egOrgan ization
5. Всё о преступности и криминале, URL (обращение 29.04.2016 г., режим доступа свободный): http://all-crime.ru/khronograf/01/0112.htm
6. Соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и
контроля, URL (обращение 20.04.2016 г., режим доступа свободный):
http://www.pravo.vuzlib.su/book_z633_page_7.html
7. Интернет-портал Правительства Российской Федерации, URL (обращение 29.04.2016 г., режим доступа свободный): http://archive.government.ru/special/docs/17732/
III. Правоприменительная практика
1. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 17 апреля
2013 г. N 328-П12ПР, опуб. Бюллетень Верховного Суда РФ, N 11, 2013 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ