Прокурорский надзор - направление деятельности прокуратуры РФ
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика 6
1.1. История развития прокуратуры в России 6
1.2. Место прокуратуры в системе государственных органов 10
1.3. Цели, задачи и основные направления деятельности
прокуратуры РФ 11
Глава 2. Прокурорский надзор 16
2.1. Прокурорский надзор за соблюдением законов 16
2.2. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина 28
2.3. Прокурорский надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 40
2.3.1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельностью 40
2.3.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и
предварительное следствие 50
2.4. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными
приставами 61
2.5. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и
заключенных под стражу 66
Заключение 74
Список использованной литературы
Глава 1. Общая характеристика 6
1.1. История развития прокуратуры в России 6
1.2. Место прокуратуры в системе государственных органов 10
1.3. Цели, задачи и основные направления деятельности
прокуратуры РФ 11
Глава 2. Прокурорский надзор 16
2.1. Прокурорский надзор за соблюдением законов 16
2.2. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина 28
2.3. Прокурорский надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 40
2.3.1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельностью 40
2.3.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и
предварительное следствие 50
2.4. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными
приставами 61
2.5. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и
заключенных под стражу 66
Заключение 74
Список использованной литературы
«У работы прокуратуры есть огромное и человеческое, и моральное измерение. От того, насколько результативно вы действуете, насколько эффективно работаете, зависит вера людей в справедливость и правду, в равенство всех перед законом, в способность государства надёжно защитить права, честь, достоинство каждого человека и гражданина» - так Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил важность Прокуратуры РФ.
С момента своего создания прокуратура в России занимает важное положение и в глазах населения является олицетворением законности и правопорядка. Исторически сложилось так, что прокуратура в России имеет большой авторитет, как среди населения, так и среди государственных органов, как орган надзирающий надзирающий за соблюдением законов и защищающий права граждан.
Положение прокуратуры и её полномочия неоднократно менялись на протяжении многолетней истории существования. Наибольший объём полномочий прокуратура имела в советский период. Так, одной из функций прокуратуры было наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения. В СССР существовало право законодательной инициативы Генерального прокурора. В настоящий момент в России полномочия прокуратуры значительно сокращены. Так, в соответствии со ст. 104 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ не наделён правом законодательной инициативы, прокуратура не имеет полномочий приостанавливать исполнение решений суда. Более того, ярким примером значительных перемен является реформа, в ходе которой был образован самостоятельным орган - Следственный комитет РФ. В результате данной реформы у прокуратуры значительно уменьшились полномочия в области уголовного преследования, была упразднена должность следователя прокуратуры, которая существовала ещё с первой половины 20 века. Контроль над предварительным расследованием со стороны прокурора был сведён к минимуму.
Общепризнанно, что прокуратура имеет большое значение для обеспечения законности и правопорядка, является одним из важнейших органов государства. Однако, в то же время существует и такое мнение, что роль прокуратуры в борьбе с беззаконием сильно преувеличена, её деятельность малоэффективна и вовсе не нужна.
В процессе подготовки работы было проведено интервьюирование в свободной устной форме студентов юридического факультета, после того, как они прошли производственную практику в органах прокуратуры, чтобы выяснить их общее впечатление. По мнению респондентов, в деятельности прокуратуры существуют различные проблемы: прокурорское реагирование в ряде случаев осуществляется по уже выявленным фактам, по делам, по которым принято решение другим органом; прокурор в своей деятельности подменяет другой орган или должностное лицо; в некоторых случаях прокурорский надзор бывает излишним. Таким образом, существуют проблемы в деятельности прокуратуры, которые создают, на фоне общепринятого положительного и уважительного отношения к фигуре прокурора, неприятное впечатление: незначительность разрешаемых проблем, формализм в
осуществлении надзора. Некоторые из респондентов даже высказывали в своих суждениях сомнения в необходимости прокурорского надзора в России на современном этапе1.
Исходя из вышесказанного, следует, что вопрос о статусе прокуратуры, совокупности её полномочий остаётся весьма актуальным.
1 Опрос был проведён в свободной (неформализованной) устной форме среди студентов 4 курса юридического факультета КФУ с 22.02.2016 г. по 26.02.2016 г.
4
Анализ научной литературы показал высокую степень изученности проблем прокурорского надзора. Тем не менее, в теории нет однозначной позиции о роли прокуратуры, перспективах её развития. Проблемы деятельности прокуратуры освещались в научных трудах учёный, таких как Амирбеков К.И., Белоцерковский С.Д., Бондарь Н.С., Брусницын Л.В., Винокуров А.Ю., Джагарян А.А., Залюкова Г.И., Карпов Н.Н., Колоколов Н., Королёв Г.Н., Мануков М.М., Мыцыков А.Я., Рябцев В.П.
Целью дипломной работы является изучение основ деятельности прокуратуры и разрешение вопроса о том, насколько прокурорский надзор важен и нужен в России.
Задачами работы являются:
• изучение истории развития прокуратуры в России;
• изучение вопросов о месте прокуратуры РФ в системе органов государственной власти на современном этапе, цели и задачи её деятельности;
• изучение полномочий прокуроров;
• изучение основных направлений прокурорского надзора (прокурорский
надзор за соблюдением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие, за исполнением законов судебными приставами, за
исполнением законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу).
При написании работы использовались общенаучные методы, проводился исторический анализ, юридический анализ нормативных и ненормативных правовых актов, анализ правовой статистики, также использовались социологические методы - интервьюирование в свободной устной форме, беседа.
С момента своего создания прокуратура в России занимает важное положение и в глазах населения является олицетворением законности и правопорядка. Исторически сложилось так, что прокуратура в России имеет большой авторитет, как среди населения, так и среди государственных органов, как орган надзирающий надзирающий за соблюдением законов и защищающий права граждан.
Положение прокуратуры и её полномочия неоднократно менялись на протяжении многолетней истории существования. Наибольший объём полномочий прокуратура имела в советский период. Так, одной из функций прокуратуры было наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения. В СССР существовало право законодательной инициативы Генерального прокурора. В настоящий момент в России полномочия прокуратуры значительно сокращены. Так, в соответствии со ст. 104 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ не наделён правом законодательной инициативы, прокуратура не имеет полномочий приостанавливать исполнение решений суда. Более того, ярким примером значительных перемен является реформа, в ходе которой был образован самостоятельным орган - Следственный комитет РФ. В результате данной реформы у прокуратуры значительно уменьшились полномочия в области уголовного преследования, была упразднена должность следователя прокуратуры, которая существовала ещё с первой половины 20 века. Контроль над предварительным расследованием со стороны прокурора был сведён к минимуму.
Общепризнанно, что прокуратура имеет большое значение для обеспечения законности и правопорядка, является одним из важнейших органов государства. Однако, в то же время существует и такое мнение, что роль прокуратуры в борьбе с беззаконием сильно преувеличена, её деятельность малоэффективна и вовсе не нужна.
В процессе подготовки работы было проведено интервьюирование в свободной устной форме студентов юридического факультета, после того, как они прошли производственную практику в органах прокуратуры, чтобы выяснить их общее впечатление. По мнению респондентов, в деятельности прокуратуры существуют различные проблемы: прокурорское реагирование в ряде случаев осуществляется по уже выявленным фактам, по делам, по которым принято решение другим органом; прокурор в своей деятельности подменяет другой орган или должностное лицо; в некоторых случаях прокурорский надзор бывает излишним. Таким образом, существуют проблемы в деятельности прокуратуры, которые создают, на фоне общепринятого положительного и уважительного отношения к фигуре прокурора, неприятное впечатление: незначительность разрешаемых проблем, формализм в
осуществлении надзора. Некоторые из респондентов даже высказывали в своих суждениях сомнения в необходимости прокурорского надзора в России на современном этапе1.
Исходя из вышесказанного, следует, что вопрос о статусе прокуратуры, совокупности её полномочий остаётся весьма актуальным.
1 Опрос был проведён в свободной (неформализованной) устной форме среди студентов 4 курса юридического факультета КФУ с 22.02.2016 г. по 26.02.2016 г.
4
Анализ научной литературы показал высокую степень изученности проблем прокурорского надзора. Тем не менее, в теории нет однозначной позиции о роли прокуратуры, перспективах её развития. Проблемы деятельности прокуратуры освещались в научных трудах учёный, таких как Амирбеков К.И., Белоцерковский С.Д., Бондарь Н.С., Брусницын Л.В., Винокуров А.Ю., Джагарян А.А., Залюкова Г.И., Карпов Н.Н., Колоколов Н., Королёв Г.Н., Мануков М.М., Мыцыков А.Я., Рябцев В.П.
Целью дипломной работы является изучение основ деятельности прокуратуры и разрешение вопроса о том, насколько прокурорский надзор важен и нужен в России.
Задачами работы являются:
• изучение истории развития прокуратуры в России;
• изучение вопросов о месте прокуратуры РФ в системе органов государственной власти на современном этапе, цели и задачи её деятельности;
• изучение полномочий прокуроров;
• изучение основных направлений прокурорского надзора (прокурорский
надзор за соблюдением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие, за исполнением законов судебными приставами, за
исполнением законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу).
При написании работы использовались общенаучные методы, проводился исторический анализ, юридический анализ нормативных и ненормативных правовых актов, анализ правовой статистики, также использовались социологические методы - интервьюирование в свободной устной форме, беседа.
Прокуратура наделена полномочиями по надзору за соблюдением закона. Расширительно толкуя положения Федерального закона «О прокуратуре РФ», можно сказать, что Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему нижестоящие прокуроры осуществляют надзор за всей жизнью общества и всей деятельностью государства. Прокуратура является, таким образом, «всевидящим оком», «верховным наблюдателем». Прокуратура призвана реагировать на любое нарушение закона, на любое действие, нарушающее правовые рамки, установленные в обществе.
В тоже время, несмотря на то, что прокуратура РФ наделена большой компетенцией в области надзора, она весьма ограничена в средствах реагирования на нарушения. Акты прокурорского реагирования обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и организациями, однако, прокурор не уполномочен возбуждать уголовные дела, руководить ходом расследования в сфере уголовного судопроизводства; а также устранять нарушения по другим направлениям надзора, так как прокурор не является исполнителем. В законе прямо указано, что прокурор не должен своей деятельностью подменять другие государственные органы.
Прокурор выявляет нарушение закона и указывает на него, на необходимость его устранения. При этом такое указание является обязательным для исполнения. Существуют общественные организации, правозащитники и просто люди с активной гражданской позицией, которые также в своей деятельности выявляют нарушения закона и обращают на это внимание общества и компетентных органов. В отличие от указанных лиц, для прокуратуры такая деятельность, во-первых, является профессиональной, осуществляемой на постоянной основе, во-вторых, санкционированной государством. Прокуратура РФ готовит иски в суды, направляет требования руководителям различных государственных органов и частным организациям с целью защиты прав и свобод граждан, с целью защиты законности, в которых требует соблюдать права и свободы граждан и не преступать рамки закона.
Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, что является одним из главных её отличий от органов внутриведомственного контроля. Прокуроры обладают
неприкосновенностью - законом предусмотрены особые условия привлечения прокуроров к ответственности, а потому не допускаются: задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта. Проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры; уголовно¬процессуальным законодательством предусмотрен особый порядок привлечения прокуроров к уголовной ответственности.
Прокуратура является главным надзорным органом государства, для этого она была создана изначально. При этом каждое ведомство может и должно самостоятельно бороться за законность внутри своей организации и в обществе, в соответствии со своей компетенцией. Чем эффективнее будет эта работа каждого ведомства - тем меньше работы останется органам прокуратуры.
Возможно, когда-нибудь необходимость в Прокуратуре РФ отпадёт. Но пока существует большое количество нарушений закона, которые требует вмешательства авторитетного и независимого органа, наделённого властными полномочиями по надзору - прокуроры будет продолжать стоять на страже закона.
В тоже время, несмотря на то, что прокуратура РФ наделена большой компетенцией в области надзора, она весьма ограничена в средствах реагирования на нарушения. Акты прокурорского реагирования обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и организациями, однако, прокурор не уполномочен возбуждать уголовные дела, руководить ходом расследования в сфере уголовного судопроизводства; а также устранять нарушения по другим направлениям надзора, так как прокурор не является исполнителем. В законе прямо указано, что прокурор не должен своей деятельностью подменять другие государственные органы.
Прокурор выявляет нарушение закона и указывает на него, на необходимость его устранения. При этом такое указание является обязательным для исполнения. Существуют общественные организации, правозащитники и просто люди с активной гражданской позицией, которые также в своей деятельности выявляют нарушения закона и обращают на это внимание общества и компетентных органов. В отличие от указанных лиц, для прокуратуры такая деятельность, во-первых, является профессиональной, осуществляемой на постоянной основе, во-вторых, санкционированной государством. Прокуратура РФ готовит иски в суды, направляет требования руководителям различных государственных органов и частным организациям с целью защиты прав и свобод граждан, с целью защиты законности, в которых требует соблюдать права и свободы граждан и не преступать рамки закона.
Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, что является одним из главных её отличий от органов внутриведомственного контроля. Прокуроры обладают
неприкосновенностью - законом предусмотрены особые условия привлечения прокуроров к ответственности, а потому не допускаются: задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта. Проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры; уголовно¬процессуальным законодательством предусмотрен особый порядок привлечения прокуроров к уголовной ответственности.
Прокуратура является главным надзорным органом государства, для этого она была создана изначально. При этом каждое ведомство может и должно самостоятельно бороться за законность внутри своей организации и в обществе, в соответствии со своей компетенцией. Чем эффективнее будет эта работа каждого ведомства - тем меньше работы останется органам прокуратуры.
Возможно, когда-нибудь необходимость в Прокуратуре РФ отпадёт. Но пока существует большое количество нарушений закона, которые требует вмешательства авторитетного и независимого органа, наделённого властными полномочиями по надзору - прокуроры будет продолжать стоять на страже закона.
Подобные работы
- Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за деятельностью подразделений по противодействию коррупции
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности
прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы правозащитной деятельности прокуратуры
Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за деятельностью
таможенных органов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



