Разработка электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности
|
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы разработки электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов 11
1.1. Понятие, виды и функции электронного образовательного ресурса .. 11
1.2. Организация самостоятельной работы студентов колледжа 18
Выводы по главе I 23
Глава 2. Обеспечение информационной безопасности образовательного процесса в образовательной организации (на примере ГБПОУ «ЮУГК») 24
2.1. Описание базы исследования 24
2.2. Особенности и ограничения на электронные образовательные ресурсы
согласно требованиям обеспечения безопасности 27
2.3. Защита электронного образовательного ресурса в Государственном
бюджетном образовательном учреждении «Южно-Уральский государственный колледж» 33
Выводы по главе II 38
Глава 3. Разработка электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы обучающихся в условиях информационной безопасности 39
3.1. Описание среды разработки и структура электронного образовательного ресурса по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации»
3.2. Рекомендаций по защите электронного образовательного ресурса для организации самостоятельной работы в ГБПОУ «Южно-Уральский
государственный колледж» 52
3.3. Экспериментальная проверка электронного образовательного ресурса в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» 55
Выводы по Главе III 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 60
Глава 1. Теоретические основы разработки электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов 11
1.1. Понятие, виды и функции электронного образовательного ресурса .. 11
1.2. Организация самостоятельной работы студентов колледжа 18
Выводы по главе I 23
Глава 2. Обеспечение информационной безопасности образовательного процесса в образовательной организации (на примере ГБПОУ «ЮУГК») 24
2.1. Описание базы исследования 24
2.2. Особенности и ограничения на электронные образовательные ресурсы
согласно требованиям обеспечения безопасности 27
2.3. Защита электронного образовательного ресурса в Государственном
бюджетном образовательном учреждении «Южно-Уральский государственный колледж» 33
Выводы по главе II 38
Глава 3. Разработка электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы обучающихся в условиях информационной безопасности 39
3.1. Описание среды разработки и структура электронного образовательного ресурса по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации»
3.2. Рекомендаций по защите электронного образовательного ресурса для организации самостоятельной работы в ГБПОУ «Южно-Уральский
государственный колледж» 52
3.3. Экспериментальная проверка электронного образовательного ресурса в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» 55
Выводы по Главе III 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 60
Актуальность исследования. Необходимость обеспечения качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.
Выстраиваются иные, чем прежде приоритеты целей образовательного процесса, усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала, интенсивно обновляются содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса, значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме нахождения и внедрения в учебный процесс электронных образовательных ресурсов.
Эти закономерности объективны, поскольку педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и результативность образовательного процесса повышаются, если в преобразование учебного процесса комплексно внедряются информационные технологии.
Также, в современной образовательной организации информация, информационная инфраструктура - один из главных компонентов учебного процесса. Учебные аудитории оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний обучающихся. И поэтому электронные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью современной системы образования. Обычно под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
Уровень информатизации системы образования существенно вырос за последнее десятилетие, что обуславливает необходимость продуманной стратегии в развитии информационного единства в колледже. Требуются современные механизмы и подходы в обучении и повсеместного внедрения информационных технологий во все слои образования.
Внедрение инновационных образовательных стандартов и программ, компьютеризация и подключение всех образовательных организаций к сети интернет, использование электронных образовательных ресурсов в практике обучения и управления образованием - далеко неполный перечень обязательно проводимых мероприятий в каждой образовательной организации, необходимых для создания единого информационного пространства в колледже.
Вот поэтому-то обеспечение информационной безопасности учебного процесса, в том числе непрерывного функционирования компьютерных и электронных образовательных ресурсов, является весьма важной для его качества.
Проблема информационной безопасности образовательной организации превращается в последнее время из гипотетической во вполне реальную. Количество угроз растет с каждым днем, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени должны изменяться и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Относительно образовательных организаций под информационной безопасностью понимают - защищенность информации от любого (случайного или преднамеренного) несанкционированного вмешательства (попыток хищения, модификации и т.п.). Безопасность, рассматриваемой системы, определяется конфиденциальностью, целостностью и доступностью компонентов.
Защищаемая информация включает в себя комплекс мероприятий, которые проводятся собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации, а также к ее носителям.
Наличие трудностей в разработке электронных образовательных ресурсов и отсутствие единого мнения о составе ресурса как целого, позволяет обозначить противоречие между необходимостью создания оптимальной структуры электронных образовательных ресурсов, позволяющего радикально повысить качество и результативность образовательного процесса среднего профессионального образования и обеспечить защиту данного ресурса в условиях обеспечения информационной безопасности.
На основании данного противоречия была выделена проблема исследования, которая заключается в необходимости разработки электронного образовательного ресурса по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» в условиях обеспечения информационной безопасности.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить эффективность электронного образовательного ресурса для организации самостоятельной работы в образовательной организации в условиях обеспечения информационной безопасности.
Объект исследования: учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования для организации самостоятельной работы в образовательной организации.
Предмет исследования: информационная защита электронного образовательного ресурса для организации самостоятельной работы в образовательной организации.
Гипотеза исследования: применение электронного образовательного ресурса для организации самостоятельной работы в образовательной организации будет эффективным и защищенным при выполнении комплекса требований:
-информационно-коммуникативная компетентность педагогических работников минимально необходимая для использования функционала электронного образовательного ресурса;
- корректные настройки операционной системы;
- применение дополнительного программного обеспечения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, виды и функции электронных образовательных ресурсов;
- выявить понятие, функции, методику организации самостоятельной работы студентов колледжа;
- описать обеспечение информационной безопасности
образовательного процесса в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж»;
- разработать структуру электронного образовательного ресурса по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» в соответствии с содержанием и порядком организации самостоятельной работы студентов;
- разработать рекомендации по защите электронных образовательных ресурсов в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» на основе апробации ЭОР.
Методологическая основа исследования:
- теоретико-методические аспекты рациональной организации самостоятельной работы (В.К. Буряк, В.А. Граф);
- работы по системно-деятельностному подходу (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- положения исследований в области проектирования педагогических технологий (В.П. Беспалько и другие);
- теория информатизации образования (И.В. Роберт, Е.И. Машбиц, М.П. Лапчик и др.);
- работы по компетентностному подходу в образовании (Д.Г. Арсеньев, В.И. Байденко, И.М. Осмоловская);
- законодательные и нормативно-правовые документы РФ.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение теоретических положений, систематизация, структурирование информации, методы педагогического проектирования: структурирование, моделирование, алгоритмизация, апробация и внедрение.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в определении функционала и структуры электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации информационной безопасности колледжа.
Практическая значимость работы заключается в апробации и внедрении электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной работы студентов колледжа, выявление и устранение угроз информационной безопасности.
Апробация исследования: результаты исследования были опубликованы на Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы», 2017; Международной научно-практической конференции «Проблемы взаимодействия науки и общества», 2019.
База исследования: ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж».
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 61 наименований. Работа содержит 16 рисунков. Общий объем работы составляет 66 страниц.
Выстраиваются иные, чем прежде приоритеты целей образовательного процесса, усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала, интенсивно обновляются содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса, значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме нахождения и внедрения в учебный процесс электронных образовательных ресурсов.
Эти закономерности объективны, поскольку педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и результативность образовательного процесса повышаются, если в преобразование учебного процесса комплексно внедряются информационные технологии.
Также, в современной образовательной организации информация, информационная инфраструктура - один из главных компонентов учебного процесса. Учебные аудитории оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний обучающихся. И поэтому электронные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью современной системы образования. Обычно под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
Уровень информатизации системы образования существенно вырос за последнее десятилетие, что обуславливает необходимость продуманной стратегии в развитии информационного единства в колледже. Требуются современные механизмы и подходы в обучении и повсеместного внедрения информационных технологий во все слои образования.
Внедрение инновационных образовательных стандартов и программ, компьютеризация и подключение всех образовательных организаций к сети интернет, использование электронных образовательных ресурсов в практике обучения и управления образованием - далеко неполный перечень обязательно проводимых мероприятий в каждой образовательной организации, необходимых для создания единого информационного пространства в колледже.
Вот поэтому-то обеспечение информационной безопасности учебного процесса, в том числе непрерывного функционирования компьютерных и электронных образовательных ресурсов, является весьма важной для его качества.
Проблема информационной безопасности образовательной организации превращается в последнее время из гипотетической во вполне реальную. Количество угроз растет с каждым днем, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени должны изменяться и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Относительно образовательных организаций под информационной безопасностью понимают - защищенность информации от любого (случайного или преднамеренного) несанкционированного вмешательства (попыток хищения, модификации и т.п.). Безопасность, рассматриваемой системы, определяется конфиденциальностью, целостностью и доступностью компонентов.
Защищаемая информация включает в себя комплекс мероприятий, которые проводятся собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации, а также к ее носителям.
Наличие трудностей в разработке электронных образовательных ресурсов и отсутствие единого мнения о составе ресурса как целого, позволяет обозначить противоречие между необходимостью создания оптимальной структуры электронных образовательных ресурсов, позволяющего радикально повысить качество и результативность образовательного процесса среднего профессионального образования и обеспечить защиту данного ресурса в условиях обеспечения информационной безопасности.
На основании данного противоречия была выделена проблема исследования, которая заключается в необходимости разработки электронного образовательного ресурса по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» в условиях обеспечения информационной безопасности.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить эффективность электронного образовательного ресурса для организации самостоятельной работы в образовательной организации в условиях обеспечения информационной безопасности.
Объект исследования: учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования для организации самостоятельной работы в образовательной организации.
Предмет исследования: информационная защита электронного образовательного ресурса для организации самостоятельной работы в образовательной организации.
Гипотеза исследования: применение электронного образовательного ресурса для организации самостоятельной работы в образовательной организации будет эффективным и защищенным при выполнении комплекса требований:
-информационно-коммуникативная компетентность педагогических работников минимально необходимая для использования функционала электронного образовательного ресурса;
- корректные настройки операционной системы;
- применение дополнительного программного обеспечения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, виды и функции электронных образовательных ресурсов;
- выявить понятие, функции, методику организации самостоятельной работы студентов колледжа;
- описать обеспечение информационной безопасности
образовательного процесса в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж»;
- разработать структуру электронного образовательного ресурса по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» в соответствии с содержанием и порядком организации самостоятельной работы студентов;
- разработать рекомендации по защите электронных образовательных ресурсов в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» на основе апробации ЭОР.
Методологическая основа исследования:
- теоретико-методические аспекты рациональной организации самостоятельной работы (В.К. Буряк, В.А. Граф);
- работы по системно-деятельностному подходу (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- положения исследований в области проектирования педагогических технологий (В.П. Беспалько и другие);
- теория информатизации образования (И.В. Роберт, Е.И. Машбиц, М.П. Лапчик и др.);
- работы по компетентностному подходу в образовании (Д.Г. Арсеньев, В.И. Байденко, И.М. Осмоловская);
- законодательные и нормативно-правовые документы РФ.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение теоретических положений, систематизация, структурирование информации, методы педагогического проектирования: структурирование, моделирование, алгоритмизация, апробация и внедрение.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в определении функционала и структуры электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации информационной безопасности колледжа.
Практическая значимость работы заключается в апробации и внедрении электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной работы студентов колледжа, выявление и устранение угроз информационной безопасности.
Апробация исследования: результаты исследования были опубликованы на Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы», 2017; Международной научно-практической конференции «Проблемы взаимодействия науки и общества», 2019.
База исследования: ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж».
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 61 наименований. Работа содержит 16 рисунков. Общий объем работы составляет 66 страниц.
В рамках магистерской диссертации нами была выбрана тема «Разработка электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности»
В первой главе магистерской диссертации рассмотрено понятие электронного образовательного ресурса и их виды.
Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В общем случае образовательный ресурс включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Также в первой главе описана организация самостоятельной работы студентов, которая зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса, объема часов на их изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Во второй главе магистерской диссертации нами была изучена образовательная организация ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» в современных условиях информационной безопасности.
В понятие информационной безопасности образовательной организации входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы.
В ходе работы нами были выделены особенности и ограничения на электронные образовательные ресурсы согласно требованиям обеспечения безопасности.
Также в рамках второй главы магистерской диссертации было изучено единое информационное образовательное пространство ГБПОУ «ЮУГК».
В ходе исследования было выявлено, что в состав единого информационного пространства ГБПОУ «ЮУГК» входит модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle.
В условиях информационной безопасности система Moodle является достаточно защищенной и безопасной от различных угроз, спама и хакерских атак. Чтобы не подвергать свой сайт дополнительному риску достаточно не разрешать в настройках самостоятельную регистрацию пользователей в системе и все будет нормально.
В третьей главе магистерской диссертации нами разработан электронный образовательный ресурс по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» для организации самостоятельной работы студентов колледжа.
В рамках третьей главы нашего исследования нами были разработаны рекомендации по защите электронного образовательного ресурса в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» и представлено их обоснование. После чего были представлены результаты защиты электронного образовательного ресурса в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж».
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
В первой главе магистерской диссертации рассмотрено понятие электронного образовательного ресурса и их виды.
Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В общем случае образовательный ресурс включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Также в первой главе описана организация самостоятельной работы студентов, которая зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса, объема часов на их изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Во второй главе магистерской диссертации нами была изучена образовательная организация ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» в современных условиях информационной безопасности.
В понятие информационной безопасности образовательной организации входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы.
В ходе работы нами были выделены особенности и ограничения на электронные образовательные ресурсы согласно требованиям обеспечения безопасности.
Также в рамках второй главы магистерской диссертации было изучено единое информационное образовательное пространство ГБПОУ «ЮУГК».
В ходе исследования было выявлено, что в состав единого информационного пространства ГБПОУ «ЮУГК» входит модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle.
В условиях информационной безопасности система Moodle является достаточно защищенной и безопасной от различных угроз, спама и хакерских атак. Чтобы не подвергать свой сайт дополнительному риску достаточно не разрешать в настройках самостоятельную регистрацию пользователей в системе и все будет нормально.
В третьей главе магистерской диссертации нами разработан электронный образовательный ресурс по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» для организации самостоятельной работы студентов колледжа.
В рамках третьей главы нашего исследования нами были разработаны рекомендации по защите электронного образовательного ресурса в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» и представлено их обоснование. После чего были представлены результаты защиты электронного образовательного ресурса в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж».
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Программно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Организация самостоятельной работы студентов с использованием электронного обучающего курса (на примере дисциплины ИДСОП)
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Разработка мультимедийной системы обучения студентов профессиональной образовательной организации в условиях обеспечения информационной безопасности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ТРЕНАЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - Организация самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методические условия применения информационных технологий при изучении курса «Географии России»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КУРС «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Дипломные работы, ВКР, информационная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Методическое обеспечение занятий по разделу «Безопасность дорожного движения» для обучающихся профессиональных образовательных учреждений
Бакалаврская работа, технологические процессы ТО, ремонта и диагностики автомобилей. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



