ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ 7
1.1. Художественный замысел, как основа создания
хореографического произведения 7
1.2. Сочинение содержания постановки, ее композиционный план 22
1.3. Выразительные средства хореографии и их роль в
формировании художественного замысла 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ. РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ НАРОДНОГО ТАНЦА 35
2.1. Использование фольклора, как одного из источников
формирования замысла 35
2.2. Воплощение художественного замысла хореографической
постановки на примере ансамбля «Эклекто» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Само слово "хореография" греческого происхождения, буквально оно означает "запись танца " и оказывается понятным даже непосвященному, далекому от танца человеку. Написание танца - это некий магический ритуал, в котором могут отражаться жизнь, обычаи и нравы, как отдельных личностей, так и народов в целом.
Каждый человек, каждый народ при помощи своих традиционных танцевальных языковых средств создает танцевальную речь, в которую вкладывает свои чувства, мысли, переживания, устремления.
На стиль, характер исполнения, образы, представленные в танце, существенно влияет личность, хореограф ему в данном случае дается полный простор для творческого мышления, для фантазии. Ведь ни один танец не может строиться по какому-то шаблону, стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От таланта, изобретательности, опыта и мастерства личности, выступающей в качестве хореографа, зависит создание яркой, неповторимой формы танцевального сочинения.
Для того чтобы создать, или "написать" танец, одной фантазии, конечно, мало, необходимо определить законы постановки танца. Процесс создания нового танца состоит из шести звеньев неразрывной цепи, каждое из которых - самостоятельный и в какой-то мере сложный творческий процесс, в то же время каждое звено находится в органической связи с другими.
Актуальность. В настоящее время изучение этнической истории и культуры разных народностей является актуальной задачей современной этнологии. Исследования в области народной хореографии позволяют сохранять национальный облик любого народа. На современном этапе наблюдается стирание границ между различными национальными культурами.
Влияние массовой культуры на традиционную определяет необходимость фиксации культурного наследия всех народов, в том числе народов нашего многонационального государства.
Сегодня в разных странах существуют различные профессиональные танцевальные труппы, которые достигли международной известности, демонстрируя сценические формы народных танцев, например российский Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моиссева, Казахстанский Государственный ансамбль народного танца «Алтынай».
Национальный академический ансамбль танца Украины им. П.П. Вирского, Израильский ансамбль танца «Инбал», «Фольклорный балет» Мексики и др. Это свидетельствует о популярности народной хореографии и необходимости научных исследований для ее развития. Народный танец как неотъемлемая часть народной культуры представляет большой интерес, так как через призму хореографического искусства, посредством пластических образов передается традиционное национальное самосознание.
Объект исследования - композиционное построение танца. Народные танцы различных национальностей отличаются вариативностью, наличием большого количества локальных особенностей, что связано с особенностями композиционного построения, в котором важную роль играют некоторые особенности. Например, географическое положение, местность, костюм, реквизиты.
Предметом исследования являются содержание, структура и региональные особенности казахских, украинских, русских , польских и других народных танцев. Цель работы - всесторонняя характеристика ведомостей о композиционном построении танца. В связи с этим были определены следующие задачи: - дать полную характеристику понятию «композиция танца»; - охарактеризовать танцевальный репертуар казахских, украинских, русских и польских народных танцев определить его состав и дать краткое описание танцев; - разработать классификацию народных танцев; - исследовать исторические корни народных танцев; - определить динамику и выявить факторы, повлиявшие на развитие, рассматриваемых мною, народностей. Решение этих задач позволяет дать всестороннюю характеристику народных танцев, изучить их происхождение, определить, какие элементы танцев имеют старинное происхождение, какие - относятся к новациям, какие - являются заимствованными. Рассмотрение танцев в динамике дает возможность определить закономерности развития народной хореографии и наиболее устойчивые элементы танцевальной культуры. Классификация танцев необходима для систематизации большого количества полевых этнографических материалов, что позволяет сделать вывод о композиционном построении танца.
В основу квалификационной работы положен принцип историзма, что позволило рассмотреть композиционное построение народных танцев в контексте исторического развития народа.
В качестве основного метода применялся метод структурно-функционального анализа. Структурно-функциональный метод дает возможность рассмотреть структуру и функции композиции танца.
В основе методологии квалификационной работы лежат понятия «композиция», «народный» (фольклорный) и «сценический» танец.
Понятие «композиция» используется в моей работе как наиболее общее, которое объединяет в себе структуру танца, балетмейстерское искусство и все то, что связано с танцевальной культурой. Народный танец сочетает в себе не только движения тела, но и его ритмическую основу, имеющую отражение в музыкальном сопровождении на национальных инструментах. Также в понятие народного танца входит и непосредственная связь танца с различными украшениями и костюмом. Сценический танец создается профессиональными хореографами на основе бытового народного танца. На современно этапе в сценическом народном танце сохраняются основные элементы традиционных танцев прошлых веков.
Структура работы. Работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список источников использованной литературы, одно приложение.
Основное содержание работы.
В первом разделе, дается общее представление о композиции построения танца. В подпунктах идет речь о структуре драматургии танца и о мимике. Во втором разделе, рассказывается о композиционном построении народных танцев. В заключении приводятся основные выводы исследования. Представленная в моей работе классификация позволила всесторонне рассмотреть народные танцы, выбранных мною областей. При использовании комплексного подхода мне удалось раскрыть не только хореографическую структуру композиции народного танца, но и проследить принадлежность к определенной жанрово-тематической направленности. Выделенные группы позволяют сделать вывод о том, что парные танцы являются основой народно-сценического танца.
Объектом нашего исследования выступает, - хореограф как автор танца.
Предмет - создание хореографического произведения.
Цель работы: выявить основные этапы рождения хореографического произведения.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1.Определить начальные этапы работы балетмейстера.
2. Изучить содержания постановки.
3. Проанализировать работу хореографа, как автора хореографического произведения.
Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованных источников.
Библиографический список включает 20 наименований.
Изложив выше перечисленное, хочу подвести итог.
Композицию создает балетмейстер - создатель, сочинитель хореографического произведения. Внутренний взор балетмейстера - это своеобразный фильм, где звучит музыка, возникают сперва смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец и наконец, балет со всеми его событиями, образами. Композиция танца состоит из ряда компонентов. В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении.
Законы драматургии требуют, чтобы различные соотношения частей, напряженность и насыщенность действия того или иного эпизода, наконец длительность тех или иных сцен подчинялись основному замыслу, основной задаче, которую ставят перед собой создатели сочинения, а это в свою очередь, способствует рождению разнообразных, разноплановых хореографических произведений. Говоря о применении законов драматургии в хореографическом искусстве, необходимо помнить о том, что здесь существуют определенные временные рамки сценического действия. Это значит, что действие должно укладываться в определенное время, т.е. драматургу нужно раскрыть задуманную им тему, идею хореографического произведения в определенный временной период сценического действия. Таким образом, все части хореографического произведения органично связаны друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает ее.
Рассматривая подпункты: «рисунок танца» и «хореографический текст», я пришла к такому выводу, что рисунок танца - это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст - это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Рисунок танца и танцевальный текст составляют композицию танца.
Разнообразие хореографических средств, глубина образов и сюжетов, богатство эмоциональных красок и красота рисунка придают народному танцу необычайную привлекательность и делают его ценной составной частью многонационального хореографического искусства.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что- то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах. русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене. Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены. Об этих фигурах будет сказано подробнее в последующей главе. Хороводы бывают: орнаментальными и игровыми.
В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска - это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Существует: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс и групповая пляска.
По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия. Виды кадрили: квадратная, линейная и круговая.
Развитию польских танцев в значительной степени способствовали оперно-балетный театр и бальная хореография. Но в сценической обработке шотеров прошлого и тем более в бальной интерпретации народный танец не мог быть представлен во всей своей красоте и многообразии. Особенно много терял он в бальной интерпретации, приобретая салонно-изысканные, а иногда и манерные черты. Подлинную красоту национального танца, многообразие его форм сохранял польский народ, особенно крестьянство. Многие замечательные произведения польских композиторов созданы на народной основе. Гениальный Шопен широко использовал танцевальный фольклор. В своих полонезах и мазурках композитор создавал картины бесконечно дорогой ему родной природы, сцены народной жизни, выражал непреклонность польских патриотов. В польских танцах в художественной форме запечатлены народный характер, прошлое и настоящее страны. За изысканность и красоту форм, жизнерадостность, за связь с жизнью польские танцы снискали огромную популярность и любовь во многих странах мира.
Представленная в моей работе классификация позволила всесторонне рассмотреть народные танцы, выбранных мною областей. При использовании комплексного подхода мне удалось раскрыть не только хореографическую структуру композиции народного танца, но и проследить принадлежность к определенной жанрово-тематической направленности. Выделенные группы позволяют сделать вывод о том, что парные танцы являются основой народно-сценического танца.
1. Александрова, Е Педагогическое сопровождение встречи детей и родителей в образовательном пространстве [Текст]/ Е. Александрова // Воспитательная работа в школе. - 2008. -№ 4. - С. 85-89.
2. Бакланова Н.А. Профессиональное мастерство работника
культуры: Учебное пособие. М.: издательство Московского
Государственного Института Культуры, 1994
3. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). "Академия", 2002.
4. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца // Вестник академии русского балета имени А.Я Вагановой. - №7, 1999.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Проблема формирования личности. - М.: Москва-Воронеж, 1997. - С. 135-172.
6. Бочкарева, М. Основные направления работы учреждений дополнительного образования с семьей [Текст] / М. Бочкарева // Дополнительное образование и воспитание. - 2003. -№ 1. - С. 6-7.
7. Григорьева Е.И.: Современные технологии социально -
культурной деятельности, - Тамбов 2004.
8. Донцов А.П. Психологическое единство коллектива / А.П. Донцов. - М.: Знание, 1982.
9. Донцов А.П. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования / А.П. Донцов. - М.: МГУ, 1984.
10. Ефремова, Е.В., Содружество двух домов (Роль учреждения ДОД в работе с семьей) [Текст] / Е. Ефремова // Дополнительное образование и воспитание.. - 2009. -№ 1. - С. 8-11
11. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80
12. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей
танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г. - 704с.
14. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - С. 23-32.
15. Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.
16. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
17. Эфрос А.В. «Репетиция - любовь моя». - М., 1993, кн. 1
18. Якобсон П.М. «Психология художественного творчества». - М., 1971
19. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2. С. 34-37.
20. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.