Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа №81340

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе организации и проведения учебной дискуссии на уроках иностранного
языка 7
1.1. Учебная дискуссия как средство формирования коммуникативной
компетенции на уроках иностранного языка 7
1.2. Компетентностный подход в языковом образовании 16
Выводы по I главе 23
Глава II. Организация и проведение опытной работы по определению эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов посредством учебной дискуссии в процессе обучения общению на французском языке 24
П.1.Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством учебной дискуссии на занятиях по французскому
языку 24
II.2. Опытное обучение и его результаты 34
Выводы по II главе 50
Заключение 51
Библиография 53
Приложение 59

В условиях глобализации и расширения международного сотрудничества в настоящее время в современном обществе предъявляются высокие требования к уровню владения иностранным языком.
Знание иностранного языка становится одним из основных элементов профессиональной компетенции и уровень его владения должен соответствовать международным требованиям и стандартам.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования основной целью языкового образования является формирование поликультурной языковой личности, обладающей высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, которая необходима для успешной социализации и самореализации.
Для достижения вышеуказанных целей необходима разработка инновационных методов обучения, задача которых - обеспечить наиболее эффективное развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Актуальность данного исследования обусловлена социальным заказом общества на всесторонне развитую современную личность, обладающую социокультурными и интеркультурными компетенциями, способную к саморазвитию и самореализации. Таким образом, сегодня в российской системе образования наблюдается постепенный переход от традиционной модели обучения к инновационной, где основное внимание направлено на развитие креативного мышления учащихся, формирование компетенций, коммуникативных навыков и умений и способность оперировать ими.
В языковом образовании в основе инновационной модели обучения лежит компетентностный подход, где главный акцент ставится не на получении конечных знаний о языке, а на возможности ими оперировать в условиях реальных жизненных ситуаций.
Реализация целей инновационного обучения опирается на активную роль ученика в учебном процессе, где он, как и учитель, выступает объектом педагогического взаимодействия, благодаря чему происходит сотрудничество между учеником и учителем.
Такой тип взаимодействия наиболее полно и эффективно реализуется в рамках применения учебной дискуссии на уроках иностранного языка, которая может выступать в качестве метода креативного обучения и в качестве средства развития спонтанной речи. Учебная дискуссия порождает живую иноязычную коммуникацию внутри учебной группы, позволяет отточить навык общения с представителями иных культур, способствует социализации учащегося и раскрытию его творческого потенциала.
Объект исследования: креативный учебный процесс, направленный на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранных языков.
Предмет исследования: учебная дискуссия как средство
формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе изучения иностранных языков.
Цель исследования состоит в выявлении эффективности использования учебной дискуссии для формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать понятие «учебная дискуссия», раскрыть его сущность.
2. Теоретически обосновать необходимость применения учебной дискуссии как метода креативного обучения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
3. Разработать технологию проведения учебной дискуссии как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции в рамках обучения французскому языку учащихся старших классов школ с углубленным изучением иностранных языков.
4. Проверить эффективность формирования иноязычной
коммуникативной компетенции учащихся старших классов в условиях организации и проведения учебной дискуссии в ходе опытного обучения.
Методологической основой исследования послужили современные психологические и педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.
Учебная дискуссия и ее сущность стали объектом научного интереса как современных российских педагогов, психологов и методистов таких, как, А.А. Базарова, О.И. Барменкова, Н.Ф. Бориско, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, Н.А. Кудряшова, Л.В. Мурзенко, Е.А. Реутова, А.Б. Скокова, Е.А. Титаренко, и др., так и зарубежных исследователей - Я. Ван Эк, М. Канале, Д. Купер, Д. Хаймс и др. Креативному обучению посвящены работы современных российских педагогов и психологов В.И. Андреева, А.В. Морозова, А.В. Хуторского, Д.В. Чернилевского и др.
Коммуникативная компетенция и ее структура проанализированы в исследованиях О.И. Барменковой, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, В.В. Серикова, Д. Хаймса, Н. Хомского, В. Хутмахера и др. Разработкой проблемы иноязычной коммуникативной компетенции занимались такие отечественные ученые, как И.Л. Бим, М.Н. Вятютнев, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, А.Н. Щукин и др., а также их зарубежные коллеги Д. Косте, С. Савиньон, Д. Хаймс и др.
Теоретическую основу исследования в области преподавания иностранных языков составили труды Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова, В.В. Сафоновой, А. Н. Щукина и др.
Методы исследования: общенаучные - теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция; теоретические методы: системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение педагогического опыта; эмпирические: анкетирование, опытная работа.
Этапы исследования:
• Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формирование понятийного аппарата, объекта, предмета, цели и задач исследования.
• Разработка материала для проведения опытного обучения и его реализация.
• Обработка эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны и реализованы творческие задания, направленные на формирование коммуникативной компетенции в рамках организации и проведения учебной дискуссии на уроках французского языка и в ходе опытной работы доказана эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в процессе использования дискуссионных методов в контексте креативно-ориентированного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает и научно обосновывает необходимость внедрения учебной дискуссии для формирования и дальнейшего развития коммуникативной компетенции в условиях креативного обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением иностранных языков.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в школе, а также на практических занятиях по методике преподавания иностранного языка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в процессе модернизации системы российского образования происходит постепенный отказ от традиционной модели обучения в пользу инновационной, где основное внимание в языковом образовании сосредоточено на использовании новых методов обучения, направленных на развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции. Одним из инновационных методов является учебная дискуссия.
В рамках нашего исследования мы раскрыли и научно обосновали необходимость внедрения учебной дискуссии для формирования и дальнейшего развития коммуникативной компетенции в условиях креативного обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением иностранных языков.
Учебная дискуссия - это средство обучения, повышающее интенсивность и активность учебного процесса за счет включения обучаемых в обсуждение поставленной проблемы. Учебная дискуссия формирует у учащихся умение вести обсуждение на иностранном языке, способствует раскрытию творческого потенциала обучаемых, развитию спонтанной речи, лингвистической креативности, речевой культуры, креативного мышления и иноязычной коммуникативной компетенции.
Таким образом, мы полагаем, что учебная дискуссия обладает большим дидактическим потенциалом.
В ходе опытного обучения нами была разработана технология проведения учебной дискуссии как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Были подготовлены творческие задания и разработаны методические рекомендации по внедрению учебной дискуссии, направленной на развитие спонтанной речи при изучении темы «Les problemes ecologiques» на уроках французского языка в старших классах школы с углубленным изучением иностранных языков.
В ходе опытного обучения была выявлена эффективность использования учебной дискуссии в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. По итогам опытного обучения мы можем констатировать повышение уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых, особенно ее дискурсивной, социокультурной и социальной составляющих.
Таким образом, необходимо отметить, что использование учебной дискуссии в рамках опытного обучения способствовало развитию неподготовленной иноязычной речи учащихся, их дискуссионной культуры, дискурсивных умений, коммуникативных навыков и социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
В целом результаты опытного обучения позволяют сделать вывод, что учебная дискуссия является одним из эффективных средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения иностранным языкам.



1. Абрамова, Е.В. Трудности понимания на слух кратких интернет- сообщений на английском языке со зрительной опорой / Е.В. Абрамова // Модернизация системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах. - М.: Рема, 2012. - C.127-137.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2010. - 448 с.
3. Аниськина, Л.В. Дискуссия как организационная форма учебного
диалога // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2008. - №10. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-kak- organizatsionnaya- forma- uchebnogo- dialoga (дата обращения: 07.06.2016). Научная библиотека Кибер Ленинка: http://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-kak-
organizatsionnaya-forma- uchebnogo-dialoga#ixzz4AulRLJES (дата
обращения: 05.05.2016)
4. Базарова, А.А. Особенности применения метода дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе / А.А. Базарова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 308.
5. Барменкова, О.И. Использование видеоматериалов для формирования
коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка / О.И. Барменкова. - М.: Просвещение, 2011. - № 5 (5). - С. 179.
6. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
7. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
8. Борзова, Л.П. Игры на уроке иностранного языка: метод. пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 579 с.
9. Бориско, Н.Ф. Обучение устной монологической речи с использованием видеофонограммы в интенсивном курсе на начальном этапе языкового вуза (на материале немецкого языка) / Н.Ф. Бориско. - дисс. канд. пед. наук. - Киев, 1987. - 185 с.
10. Виноградова, О.С. Дискуссионный метод в обучении межкультурной коммуникации // Межкультурная компетенция. Теория и практика преподавания иностранных языков. Межвузовский сборник научных трудов. - 2002. - С. 107-115.
11. Вятютнев, М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка / М.Н. Вятютнев // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: Докл. сов. делегации на VI Конгр. МАПРЯЛ. - М.: Рус. яз., 1986. - С.78-90.
12. Воронин, В.Н. Организационно-психологическая модель проведения групповой дискуссии / В.Н. Воронин, А.В. Тышковский // Психологический журнал. - 1990. Т. 11. - № 2. - С. 16-24.
13. Гез, Н.И. Методика обучения иностранному языку в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1982. - 135 с.
14. Голикова, Т. В. Повышение воспитательного потенциала уроков английского языка при обсуждении моральных дилемм / Т.В. Голикова // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 74-80.
15. Гузеев, В.В. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах / В.В. Гузеев, А.С. Сиденко // Школьные технологии. - 2000. - № 1. - С. 169-181.
16. Гурвич, П.Б. Обучение неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. - 1964. - № 1. - C. 3-19.
17. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе. - 2003. - №5. - С.16.
18. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
19. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
- С. 26-35.
20. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин - М.: Наука, 1997. - 223 с.
21. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. - Москва, 1973.- C. 278.
22. Кондратьева, С.И. Дискуссия на уроке иностранного языка. Учитель - учителю / С.И. Кондратьева, Н.И. Ромашова, Л.И. Яковенко // Из опыта работы учителей иностранного языка Белгородской области. Выпуск 4. - Белгород, 2008. - 245 с.
23. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова. - СПб: Блиц, 2001. - 224 с.
24. Мильруд, Р.П. Вопросы методики обучения некоторым английским структурам / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3.
- С.21.
25. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы
коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2000. -№ 4. - С.16.
26. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
27. Мурзенко, Л.В. Учебная дискуссия как средство формирования межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования / Л.В. Мурзенко // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - СПб., 2010. - № 121. - С.197-201.
28. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Минск, 2001. - 528 с.
29. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / под общ. ред. проф. К.М. Ирисхановой. — М.: Изд-во МГЛУ, 2003. - 256 с.
30. Остроумов, А.И. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России / А.И. Остроумов, О.Ф. Остроумова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 2(28), Ч. 1. - С. 149-153.
31. Остроумова, О. Ф. Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса: дис. ... канд. пед. наук / О.Ф. Остроумова. - Казань, 2006. - 187 с.
32. Остроумова, О.Ф. Развитие лингвистической креативности у студентов языковых вузов / О.Ф. Остроумова // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания: Материалы Международной научно-практической конференции (22-23 октября 2015 года) / Под ред. В.Н. Васильевой. - Казань: Хэтер, 2015. - С. 153-157.
33. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
34. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Полиздат, 1982. - 255 с.
35. Пузатых, А.Н. Личностно-ориентированные технологии обучения / А.Н. Пузатых. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 5. - С. 8-14.
36. Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ) / Е.А. Реутова. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. - 58 с.
37. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. - 238 с.
38. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова. - М.: Еврошкола, 2004. - 158 с.
39. Скалкин, В.Л. Учебная дискуссия как средство развития неподготовленной речи / В.Л. Скалкин, А.Г. Рубинштейн // Иностранные языки в школе. 2012. - № 8. -18-25.
40. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс/ Е.Н. Соловова. - М.: Астрель, 2010. - 238 с.
41. Студнева, М.А. Проблемы подготовки специалистов в сфере биофарминдустрии и пути их решения / М.А. Студнева, С. Reading, И.Г. Козлов, К. Krauptfenbacher, И.И. Краснюк // Наука современности: Материалы Международной конференции (29-30 января 2015). - М.:, 2015. - С. 97-99.
42. Титаренко, Н.В. Методика организации ролевых игр проблемной направленности при дистанционном обучении иностранным языкам (на материале английского языка): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.Н. Владимировна. - Москва, 2007. - 197 с.
43. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
44. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе/ С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
45. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин.- М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
46. Canale, M Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing / M. Canale. - Cambridge, 1980. - 47 p.
47. Chomsky, N. Aspects of the Theory of Syntax / N. Chomsky. - Cambridge, The M.I.T. Press, 1965. - 251 p.
48. Cooper, P.J. Communication for the Classroom Teacher / J.P. Cooper. - Arizona: Gorsuch Scarisbrick Publishers, 1995. - 360 p.
49. Cross, D. A Practical Handbook of Language Teaching / D. Cross. - Prentice Hall, 1992. - 296 p.
50. Dewey, J. How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educational process / J. Dewey. - Boston, 1933. - 237 p.
51. Ek, J.A. van. Coping. The Language Teacher / J.A. van Ek. - Dublin, 1988. - 145 p.
52. Hutmaher, W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher. -Switzerland: Secondary Education for Europe - Strasburg, 1997. - 72 p.
53. Hymes, D. Vers la competence de communication / D. Hymes. - Paris:Hetier, 1984. - 219 p.
54. Yarullina, F. The Role of the Educational Discussion in the Development of the Unprepared Foreign-Language Speech Skills / F. Yarullina, R. Fakhretdinov // Journal of Sustainable Development. - 2015. - Vol. 8. - No. 4. - Р. 45-52.
55. Savignon, S.J. Interpreting communicative language teaching. Context and concerns in teacher education / S.J. Savignon. - London, 2002. - 78 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ