УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе организации и проведения учебной дискуссии на уроках иностранного
языка 7
1.1. Учебная дискуссия как средство формирования коммуникативной
компетенции на уроках иностранного языка 7
1.2. Компетентностный подход в языковом образовании 16
Выводы по I главе 23
Глава II. Организация и проведение опытной работы по определению эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов посредством учебной дискуссии в процессе обучения общению на французском языке 24
П.1.Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством учебной дискуссии на занятиях по французскому
языку 24
II.2. Опытное обучение и его результаты 34
Выводы по II главе 50
Заключение 51
Библиография 53
Приложение 59
Глава I. Теоретические основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе организации и проведения учебной дискуссии на уроках иностранного
языка 7
1.1. Учебная дискуссия как средство формирования коммуникативной
компетенции на уроках иностранного языка 7
1.2. Компетентностный подход в языковом образовании 16
Выводы по I главе 23
Глава II. Организация и проведение опытной работы по определению эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов посредством учебной дискуссии в процессе обучения общению на французском языке 24
П.1.Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством учебной дискуссии на занятиях по французскому
языку 24
II.2. Опытное обучение и его результаты 34
Выводы по II главе 50
Заключение 51
Библиография 53
Приложение 59
В условиях глобализации и расширения международного сотрудничества в настоящее время в современном обществе предъявляются высокие требования к уровню владения иностранным языком.
Знание иностранного языка становится одним из основных элементов профессиональной компетенции и уровень его владения должен соответствовать международным требованиям и стандартам.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования основной целью языкового образования является формирование поликультурной языковой личности, обладающей высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, которая необходима для успешной социализации и самореализации.
Для достижения вышеуказанных целей необходима разработка инновационных методов обучения, задача которых - обеспечить наиболее эффективное развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Актуальность данного исследования обусловлена социальным заказом общества на всесторонне развитую современную личность, обладающую социокультурными и интеркультурными компетенциями, способную к саморазвитию и самореализации. Таким образом, сегодня в российской системе образования наблюдается постепенный переход от традиционной модели обучения к инновационной, где основное внимание направлено на развитие креативного мышления учащихся, формирование компетенций, коммуникативных навыков и умений и способность оперировать ими.
В языковом образовании в основе инновационной модели обучения лежит компетентностный подход, где главный акцент ставится не на получении конечных знаний о языке, а на возможности ими оперировать в условиях реальных жизненных ситуаций.
Реализация целей инновационного обучения опирается на активную роль ученика в учебном процессе, где он, как и учитель, выступает объектом педагогического взаимодействия, благодаря чему происходит сотрудничество между учеником и учителем.
Такой тип взаимодействия наиболее полно и эффективно реализуется в рамках применения учебной дискуссии на уроках иностранного языка, которая может выступать в качестве метода креативного обучения и в качестве средства развития спонтанной речи. Учебная дискуссия порождает живую иноязычную коммуникацию внутри учебной группы, позволяет отточить навык общения с представителями иных культур, способствует социализации учащегося и раскрытию его творческого потенциала.
Объект исследования: креативный учебный процесс, направленный на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранных языков.
Предмет исследования: учебная дискуссия как средство
формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе изучения иностранных языков.
Цель исследования состоит в выявлении эффективности использования учебной дискуссии для формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать понятие «учебная дискуссия», раскрыть его сущность.
2. Теоретически обосновать необходимость применения учебной дискуссии как метода креативного обучения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
3. Разработать технологию проведения учебной дискуссии как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции в рамках обучения французскому языку учащихся старших классов школ с углубленным изучением иностранных языков.
4. Проверить эффективность формирования иноязычной
коммуникативной компетенции учащихся старших классов в условиях организации и проведения учебной дискуссии в ходе опытного обучения.
Методологической основой исследования послужили современные психологические и педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.
Учебная дискуссия и ее сущность стали объектом научного интереса как современных российских педагогов, психологов и методистов таких, как, А.А. Базарова, О.И. Барменкова, Н.Ф. Бориско, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, Н.А. Кудряшова, Л.В. Мурзенко, Е.А. Реутова, А.Б. Скокова, Е.А. Титаренко, и др., так и зарубежных исследователей - Я. Ван Эк, М. Канале, Д. Купер, Д. Хаймс и др. Креативному обучению посвящены работы современных российских педагогов и психологов В.И. Андреева, А.В. Морозова, А.В. Хуторского, Д.В. Чернилевского и др.
Коммуникативная компетенция и ее структура проанализированы в исследованиях О.И. Барменковой, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, В.В. Серикова, Д. Хаймса, Н. Хомского, В. Хутмахера и др. Разработкой проблемы иноязычной коммуникативной компетенции занимались такие отечественные ученые, как И.Л. Бим, М.Н. Вятютнев, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, А.Н. Щукин и др., а также их зарубежные коллеги Д. Косте, С. Савиньон, Д. Хаймс и др.
Теоретическую основу исследования в области преподавания иностранных языков составили труды Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова, В.В. Сафоновой, А. Н. Щукина и др.
Методы исследования: общенаучные - теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция; теоретические методы: системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение педагогического опыта; эмпирические: анкетирование, опытная работа.
Этапы исследования:
• Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формирование понятийного аппарата, объекта, предмета, цели и задач исследования.
• Разработка материала для проведения опытного обучения и его реализация.
• Обработка эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны и реализованы творческие задания, направленные на формирование коммуникативной компетенции в рамках организации и проведения учебной дискуссии на уроках французского языка и в ходе опытной работы доказана эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в процессе использования дискуссионных методов в контексте креативно-ориентированного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает и научно обосновывает необходимость внедрения учебной дискуссии для формирования и дальнейшего развития коммуникативной компетенции в условиях креативного обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением иностранных языков.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в школе, а также на практических занятиях по методике преподавания иностранного языка.
Знание иностранного языка становится одним из основных элементов профессиональной компетенции и уровень его владения должен соответствовать международным требованиям и стандартам.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования основной целью языкового образования является формирование поликультурной языковой личности, обладающей высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, которая необходима для успешной социализации и самореализации.
Для достижения вышеуказанных целей необходима разработка инновационных методов обучения, задача которых - обеспечить наиболее эффективное развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Актуальность данного исследования обусловлена социальным заказом общества на всесторонне развитую современную личность, обладающую социокультурными и интеркультурными компетенциями, способную к саморазвитию и самореализации. Таким образом, сегодня в российской системе образования наблюдается постепенный переход от традиционной модели обучения к инновационной, где основное внимание направлено на развитие креативного мышления учащихся, формирование компетенций, коммуникативных навыков и умений и способность оперировать ими.
В языковом образовании в основе инновационной модели обучения лежит компетентностный подход, где главный акцент ставится не на получении конечных знаний о языке, а на возможности ими оперировать в условиях реальных жизненных ситуаций.
Реализация целей инновационного обучения опирается на активную роль ученика в учебном процессе, где он, как и учитель, выступает объектом педагогического взаимодействия, благодаря чему происходит сотрудничество между учеником и учителем.
Такой тип взаимодействия наиболее полно и эффективно реализуется в рамках применения учебной дискуссии на уроках иностранного языка, которая может выступать в качестве метода креативного обучения и в качестве средства развития спонтанной речи. Учебная дискуссия порождает живую иноязычную коммуникацию внутри учебной группы, позволяет отточить навык общения с представителями иных культур, способствует социализации учащегося и раскрытию его творческого потенциала.
Объект исследования: креативный учебный процесс, направленный на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранных языков.
Предмет исследования: учебная дискуссия как средство
формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе изучения иностранных языков.
Цель исследования состоит в выявлении эффективности использования учебной дискуссии для формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать понятие «учебная дискуссия», раскрыть его сущность.
2. Теоретически обосновать необходимость применения учебной дискуссии как метода креативного обучения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
3. Разработать технологию проведения учебной дискуссии как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции в рамках обучения французскому языку учащихся старших классов школ с углубленным изучением иностранных языков.
4. Проверить эффективность формирования иноязычной
коммуникативной компетенции учащихся старших классов в условиях организации и проведения учебной дискуссии в ходе опытного обучения.
Методологической основой исследования послужили современные психологические и педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.
Учебная дискуссия и ее сущность стали объектом научного интереса как современных российских педагогов, психологов и методистов таких, как, А.А. Базарова, О.И. Барменкова, Н.Ф. Бориско, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, Н.А. Кудряшова, Л.В. Мурзенко, Е.А. Реутова, А.Б. Скокова, Е.А. Титаренко, и др., так и зарубежных исследователей - Я. Ван Эк, М. Канале, Д. Купер, Д. Хаймс и др. Креативному обучению посвящены работы современных российских педагогов и психологов В.И. Андреева, А.В. Морозова, А.В. Хуторского, Д.В. Чернилевского и др.
Коммуникативная компетенция и ее структура проанализированы в исследованиях О.И. Барменковой, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, В.В. Серикова, Д. Хаймса, Н. Хомского, В. Хутмахера и др. Разработкой проблемы иноязычной коммуникативной компетенции занимались такие отечественные ученые, как И.Л. Бим, М.Н. Вятютнев, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, А.Н. Щукин и др., а также их зарубежные коллеги Д. Косте, С. Савиньон, Д. Хаймс и др.
Теоретическую основу исследования в области преподавания иностранных языков составили труды Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова, В.В. Сафоновой, А. Н. Щукина и др.
Методы исследования: общенаучные - теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция; теоретические методы: системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение педагогического опыта; эмпирические: анкетирование, опытная работа.
Этапы исследования:
• Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формирование понятийного аппарата, объекта, предмета, цели и задач исследования.
• Разработка материала для проведения опытного обучения и его реализация.
• Обработка эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны и реализованы творческие задания, направленные на формирование коммуникативной компетенции в рамках организации и проведения учебной дискуссии на уроках французского языка и в ходе опытной работы доказана эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в процессе использования дискуссионных методов в контексте креативно-ориентированного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает и научно обосновывает необходимость внедрения учебной дискуссии для формирования и дальнейшего развития коммуникативной компетенции в условиях креативного обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением иностранных языков.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в школе, а также на практических занятиях по методике преподавания иностранного языка.
В настоящее время в процессе модернизации системы российского образования происходит постепенный отказ от традиционной модели обучения в пользу инновационной, где основное внимание в языковом образовании сосредоточено на использовании новых методов обучения, направленных на развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции. Одним из инновационных методов является учебная дискуссия.
В рамках нашего исследования мы раскрыли и научно обосновали необходимость внедрения учебной дискуссии для формирования и дальнейшего развития коммуникативной компетенции в условиях креативного обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением иностранных языков.
Учебная дискуссия - это средство обучения, повышающее интенсивность и активность учебного процесса за счет включения обучаемых в обсуждение поставленной проблемы. Учебная дискуссия формирует у учащихся умение вести обсуждение на иностранном языке, способствует раскрытию творческого потенциала обучаемых, развитию спонтанной речи, лингвистической креативности, речевой культуры, креативного мышления и иноязычной коммуникативной компетенции.
Таким образом, мы полагаем, что учебная дискуссия обладает большим дидактическим потенциалом.
В ходе опытного обучения нами была разработана технология проведения учебной дискуссии как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Были подготовлены творческие задания и разработаны методические рекомендации по внедрению учебной дискуссии, направленной на развитие спонтанной речи при изучении темы «Les problemes ecologiques» на уроках французского языка в старших классах школы с углубленным изучением иностранных языков.
В ходе опытного обучения была выявлена эффективность использования учебной дискуссии в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. По итогам опытного обучения мы можем констатировать повышение уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых, особенно ее дискурсивной, социокультурной и социальной составляющих.
Таким образом, необходимо отметить, что использование учебной дискуссии в рамках опытного обучения способствовало развитию неподготовленной иноязычной речи учащихся, их дискуссионной культуры, дискурсивных умений, коммуникативных навыков и социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
В целом результаты опытного обучения позволяют сделать вывод, что учебная дискуссия является одним из эффективных средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения иностранным языкам.
В рамках нашего исследования мы раскрыли и научно обосновали необходимость внедрения учебной дискуссии для формирования и дальнейшего развития коммуникативной компетенции в условиях креативного обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением иностранных языков.
Учебная дискуссия - это средство обучения, повышающее интенсивность и активность учебного процесса за счет включения обучаемых в обсуждение поставленной проблемы. Учебная дискуссия формирует у учащихся умение вести обсуждение на иностранном языке, способствует раскрытию творческого потенциала обучаемых, развитию спонтанной речи, лингвистической креативности, речевой культуры, креативного мышления и иноязычной коммуникативной компетенции.
Таким образом, мы полагаем, что учебная дискуссия обладает большим дидактическим потенциалом.
В ходе опытного обучения нами была разработана технология проведения учебной дискуссии как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Были подготовлены творческие задания и разработаны методические рекомендации по внедрению учебной дискуссии, направленной на развитие спонтанной речи при изучении темы «Les problemes ecologiques» на уроках французского языка в старших классах школы с углубленным изучением иностранных языков.
В ходе опытного обучения была выявлена эффективность использования учебной дискуссии в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. По итогам опытного обучения мы можем констатировать повышение уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых, особенно ее дискурсивной, социокультурной и социальной составляющих.
Таким образом, необходимо отметить, что использование учебной дискуссии в рамках опытного обучения способствовало развитию неподготовленной иноязычной речи учащихся, их дискуссионной культуры, дискурсивных умений, коммуникативных навыков и социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
В целом результаты опытного обучения позволяют сделать вывод, что учебная дискуссия является одним из эффективных средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения иностранным языкам.
Подобные работы
- Англоязычная литература в урочной и внеурочной работе как эффективное средство формирования коммуникативных навыков учащихся старших классов по иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Современные медийные тексты как средство формирования
коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ГАЛЛИЦИЗМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование аутентичных видеоматериалов как средства
формирования умений говорения на среднем этапе обучения
английскому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2015



