Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Работа №37905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1003
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы применения дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции
1.1 Формирование коммуникативной компетенции как психолого-методическая проблема 8
1.2 Применение дискуссии в формировании коммуникативной
компетенции как психолого- методическая проблема 17
Выводы по Главе 1 30
Глава 2 Дидактические условия применения метода дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения темы «Important professions» в 10 классе
2.1 Подготовительный этап проведения дискуссии 31
2.2 Организация дискуссии как завершающий этап 40
Выводы по Главе II 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение

Ключевой задачей, стоящей перед преподавателем иностранного языка, представляется формирование у обучающихся умения свободного общения на изучаемом языке. Проблема эффективного обучения устной речи в последнее время является предметом исследования в методической литературе. На уроках иностранного языка должна превалировать экспрессивная речь обучающихся, тогда как в процессе обучения наблюдается лишь следование стандартным речевым действиям. Под стандартными речевыми действиями здесь подразумевается описание, пересказ, ответы на вопросы и констатация фактов, однако, как показывает практика, они оказываются недостаточными для развития устной речи обучающихся. Использование ограниченных видов речевых действий не ведет к прогрессу в процессе обучения иностранному языку. Доказательством этому является то, что обучающиеся, не имея определенных навыков общения, не способны доказать правоту своего высказывания, убедить собеседника или уговорить его, возразить или вести спор на определенную тему [17, с. 205]. Исходя из этого, важным представляется необходимость стимулирования и побуждения обучающихся к разного рода речевым действиям, которые позволят выражать мысли и чувства, но и учитывать волю и мнение говорящего. Это и делает обучение экспрессивной иноязычной речи эффективным.
Проблема эмоционально-экспрессивного аспекта речи очень актуальна в процессе обучения иноязычной речи, так как овладение иностранным языком предусматривает как истолкование эмоций собеседника, так и проявление собственных чувств. В современной теории и практике обучения иностранному языку по-прежнему остается открытым вопрос о подходах и методах обучения, использование которых показывало бы отличные результаты владения устной иноязычной речью и приблизило бы обучающихся к овладению аутентичной иноязычной речью, которая, в свою очередь, зависит от особенностей лингвистического оформления и условий протекания. Ввиду этого, коммуникативная компетенция представляется важной категорией и выступает комплексной целью обучения. Характеризуется это тем, что любая коммуникация на иностранном языке включает в себя не только владение конкретными языковыми формами, но и определенной системой знаний, умений и навыков для использования их в процессе осуществления коммуникации при помощи речевых и неречевых средств общения, с целью восприятия и отображения действительности в разного рода ситуациях общения [1].
Как известно, мотив является основополагающим элементом при формировании речи. Именно мотив служит стимулом речевого высказывания, а степень мотивации напрямую связана со степенью заинтересованности, которая и вызывает активность и побуждает к действию [6, с. 97].
Выделяется шесть компонентов объекта мотивации, которые являются основными в процессе обучения иноязычной устной речи. Первый компонент предполагает активизацию учениками нового материала в речи, что приводит к ее максимальному языковому обогащению. Второй компонент представляется употреблением иностранного языка как средства коммуникации. В третьем компоненте рассматривается стремление обучающихся к развитию общеречевых умений. Четвертый компонент включает в себя освоение новых видов работы и усовершенствование раннее усвоенных навыков. Пятый компонент предполагает расширение и углубление идейно-предметного содержания речи. Шестой компонент предусматривает стремление обучающихся к усложнению мыслительных операций, которые осуществляются посредством иностранного языка [3, с. 74].
Все эти компоненты взаимосвязаны. Координируя между собой, они образуют эмоционально-волевой настрой, который в свою очередь является главенствующей предпосылкой прогрессирующего овладения устной речью. Для создания общеучебной и естественной мотивации речевого акта обучающихся применяется такой эффективный способ, как метод дискуссии. Дискуссии свойственна проблемная заостренность, однако это свойство не сказывается негативно на развитии речевых навыков, а лишь является стимулом к творческому высказыванию. Обучение разговорным темам и развитие речи являются двумя различными аспектами обучения иноязычному общению, которые требуют отдельного рассмотрения и развития у учеников, однако именно дискуссия, будучи организационной формой, приводит к слиянию и совместному развитию этих двух аспектов у обучающихся [24, с. 79].
Дискуссия, являясь функциональным методом обучения, представляется очень актуальной в настоящее время. Ее функциональность заключается в том, что на практике она направлена на вовлечение всех участников процесса в деятельность, выходящую за рамки урока, что непосредственно вызывает интерес у всех учеников.
Вопреки всем достоинствам дискуссии, использование ее в практической деятельности достаточно лимитировано по ряду причин. Одной из таких причин является позиция преподавателя в дискуссии. Она достаточно сложна и не каждый преподаватель может справиться с ней в полной мере. В его задачи входит поддержание интереса и остроты выступлений, так как в ведении дискуссии придерживаться своих позиций и отстаивать собственные интересы крайне важно. Также немаловажной задачей представляется умение преподавателя научить обучающихся аргументированно отстаивать свою позицию, прислушиваясь, при этом, к взглядам и точкам зрения остальных обучающихся. Это и представляется основным компонентом любой дискуссии. Подобная задача, на первый взгляд кажущаяся довольно легкодостижимой, может оказаться сложной в том случае, если преподаватель недостаточно опытен в подготовке и проведении дискуссии или имеет плохое представление о коллективе обучающихся и о классе в целом. Все же, в практической деятельности дискуссия используется не так часто, по причине того, что в настоящее время имеется не такое большое количество разработанных методик, которые включали бы определенные инструкции и способы, благодаря которым стало бы возможным обучение правильному ведению дискуссии в процессе обучения иностранному языку. В связи с этим, проблема использования дискуссии на старшем этапе обучения требует дальнейшего изучения.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции.
Предмет исследования - дискуссия как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Цель работы - выявить условия эффективности применения метода дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. изучить состояние проблемы формирования коммуникативной компетенции в теории и практике преподавания иностранного языка;
2. изучить состояние проблемы применения дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся, в теории и практике преподавания иностранного языка;
3. обосновать и проверить на практике дидактические условия применения дискуссии как средства формирования коммуникативных навыков на примере изучения темы «Important professions» в 10 классе.
Гипотеза исследования - использование метода дискуссии на уроках иностранного языка в школе является эффективным средством формирования коммуникативных навыков у обучающихся старших классов, при условии, что:
-тема дискуссии актуальна и интересна обучающимся;
-дискуссия организуется с учетом принципа этапности;
-обучающиеся активны и эмоционально включены в учебный процесс.
При написании работы использовался сопоставительный метод, суть которого в исследовании методических материалов и позиций исследователей на разного рода вопросы, относящиеся к обозначенной в названии дипломной работы проблеме.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются определения таких понятий, как «коммуникация», «общение», «дискуссия», виды дискуссии и то, каким образом дискуссия формирует определенные навыки мышления, говорения и работы в группе.
Во второй главе рассматриваются дидактические условия применения метода дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения темы «Important professions» в 10 классе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в педагогической практике, а также преподавании курса методики обучения английскому языку.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретический материал и проанализировав специальную литературу по рассматриваемой нами теме, которая отражает проблему использования дискуссии на уроках иностранного языка с целью развития коммуникативных навыков обучающихся, можно сделать вывод, что в настоящее время, не имеется единого мнения по поводу практического использования метода дискуссии в учебном процессе, несмотря на то, что ведётся активная исследовательская работа в этой области. Проблема по- прежнему остается актуальной и требует усиленного внимания современных методистов.
Использование дискуссии, как средства формирования коммуникативных навыков при обучении учеников старших классов является целесообразным, поскольку посредством дискуссии обучающиеся приобретают умения и навыки, которые станут для них отличной опорой при необходимости высказать свою точку зрения на английском языке, позволят им соглашаться или противостоять мнениям других людей, выявлять проблемные моменты в различных темах и приходить к логическому заключению не только в рамках урока, но и в реальных жизненных ситуациях.
Дискуссия обладает непосредственно развивающей функцией, обеспечивающей совершенствование и всестороннее развитие творческих способностей обучающихся, позволяя им логически анализировать и аргументировать полученную информацию. Кроме того, это позволяет им развивать свои способности, логически строить доказательства своих собственных идей и взглядов, одновременно повышая коммуникативную активность и эмоциональную вовлеченность не только в учебный процесс, с последующим применением полученных знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Помимо прочего, дискуссия влияет на личностное развитие и становление обучающихся. Это определяется ее ценностно-ориентированной направленностью. Дискуссия создает благоприятные условия для проявления индивидуальности каждого обучающегося, его самоопределения, отстаивания своих позиций и точек зрения. Кроме того, обучающиеся формируют способность взаимодействовать посредством дискуссии, они учатся слушать и слышать других и уважать мнения и позиции других, что непременно пригодится им в реальном общении в социуме. Дискуссия позволяет обучающимся соотносить и координировать свои позиции с позициями других участников и находить точки соприкосновения во время обсуждения любого вопроса или проблемы.
Основываясь на проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что гипотеза была подтверждена, так как посредством применения дискуссии в учебном процессе, действительно развиваются коммуникативные навыки обучающихся. Мы полагаем, что обучение естественному, современному иностранному языку представляется возможным лишь при условии использования ситуаций, когда человек может выразить свою мысль на этом языке, когда он способен понять ту главную идею, которую хотят донести до него другие люди. Для развития навыков говорения у обучающихся необходимо создавать условия для развития спонтанной речи, естественную ситуацию общения. Основываясь на этом, можно сказать, что дискуссия в преподавании иностранного языка может внести весомый вклад в расширение коммуникативной компетенции обучающегося.



1. Аванесова Н. В. Эмоциональность и экспрессивность - категории коммуникативной лингвистики // Вестник Югорского государственного университета, 2010 г. Выпуск 2 (17). С. 5-9 УДК 81:82
2. Баева Г.А. //О роли компетентностного подхода в современном образовании.// Формирование билингвальной личности на основе компетентностного подхода /отв. ред. Г.А. Баева. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - 270 с.
3. Гальскова П. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / П. Д. Гальскова. — М.: АРКТ-Глосса, 2000. — 165 с.
4. Жукова Т.В. Дискуссия как форма преподавания общественных дисциплин в вузе // Организация УД: проблемы и перспективы. Доклады всероссийской научной конференции. - Наб. Челны, 1997. - 221 с.
5. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе: Учебное пособие - М.: Просвещение, 1991. -221 с.
6. Зинченко Я.Р. Методология исследований политического дисукрса: актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Вып. 5/ под общ. ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой - Минск: Изд. Центр БГУ, 2008. - 251 с.
7. Иосифов Н.Ю., Практический курс для интенсивного изучения английского языка. - М.: Тропа, 1991. - 131 с.
8. Колкер Я.М., Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. пед. учеб. заведений./ Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: изд. центр «Академия», 2004. - 264 с.
9. Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / А. В. Конышева. — Мн.: Четыре четверти, 2005.
— 208 с.
10. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающий этапах овладения иноязычным общением /С.С. Куклина // Иностр. яз. в школе. — 2000. — № 6. — С. 37 — 41.
11. Лашина Е. Н. Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016.
— С. 61-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10554/
12. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологический труды / А.А. Леонтьев. — М: Издательство Московского психолого — социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 536 с.
13. Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. — № 1. — с. 25-35
14. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. — М .: Просвещение, 1991. — 127 с.
15. Павлоцкий В.М., READ.LEARN.DISCUSS.: пособие по англ. яз. - СПб.: Агентство ИГРЕК, 1995. - 156 с.
16. Парыгин Б. Д. «Основы социально-психологической теории». М., 1971. С. 221.
17. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов
педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушин.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.
18. Поляков О.Г., Английский язык для специальных целей: теория и практика: уч. пос. - М.: НВИ-ТЕЗАРУС, 2003. - 188 с.
19. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Наук. метод. пособие. — М.: А. С. К., 2003. — С. 192.
20. Салиева З. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3. — С. 63-65.
21. Семко И.Л. Технология «Дебаты» в контексте гражданского образования / И. Семко // Адукатар. 2005. - №1 (4) - 34 с.
22. Синявская Е.В., Полякова Т.Ю., Гальперина Л.А., Улановская Е.С., Английский язык в ситуациях общения, - М.: Высшая школа, 1990. - 205 с.
23. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С.Ю. Головин. 1998— 551 с.
24. Соловова Е.Н., Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей./Е.Н.Соловова. - М.: Просвещение, 2003, - 239 с.
25. Столяренко А. Использование нетрадиционных методов коммуникативного общения в обучении английскому языку / А. Столяренко // Начальная школа. — 2003. — № 9. — С. 47 — 49.
26. Тарнопольский А. Б. Методика обучения иноязычной речевой деятельности в высшем языковом учебном заведении: Учебное пособие. — М.: Фирма «ИНКОС», 2006. — С. 43.
27. Тетерятников А.И. Дискуссия на уроках изучения иностранного языка, как одно из важнейших условий формирования развитой личности с высоким уровнем квалификационных знаний / О.И. Тетерятников. — Гуманитарно-экономические исследования. — T. V. — Николаев — Одесса: ТОВВиД, 2008. — С. 331-334.
28. Угляренко Н.В., Методическое пособие преподавателя по развитию навыков аудирования и устной речи. - Киев: Вища школа. Издательство при Киевском университете , 1980. - 32 с.
29. Философский словарь 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. - 590 с.
30. Хаймс, Д. Коммуникативная компетенция в обучении иностранным языкам - М.: Просвещение, 2007. - 240 с.
31. Ханникова Л.Н., Интенсивный курс английской разговорной речи. - М.: Соваминко, 1991. - 160с.
32. Хасаншина Р. Г. О некоторых аспектах обучения говорению студентов неязыковых вузов// Вестник ТИСБИ. — Казань, 2005. — № 2.- С.142-154
33. Шадурский В. Г. Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам/Минск : Изд. центр БГУ, 2011. — 191 с.
34. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. СПб.: Филологический факультет СПбГУ. М.. Академия, 2002. С. 160.
35. Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1312 с. [encSocio-Minskl-400 z SLOWNYKY] 2570000 419 strrusse 15-20-01-2006
36. Яровая А. Современные подходы к обучению иностранным языкам / А. Яровая // Начальная школа. — 2003. — № 9. — С. 61 — 63.
37. Adler, R., & Towne, N. (1978). Looking out/looking in (2nd ed.). New York: Holt, Rinehart and Winston. Maslow, A. (1970). Motivation and personality. New York: Harper & Row. pp. 147-176
38. Jaspers K. Vernunft und Existenz. Groningen, 1935. S.54. - Цит. по: Гайденко П.П. Человек и история в свете "философии коммуникации" К. Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., Наука, 1978. С. 102.
39. Jeremy Harmer - The Practice of English Language Teaching - Fourth Edition - Pearson Longman, 2008 - 448 Pages
40. Scarcella R.C., Andersen E.S., Krashen S.D. Strategic Competence // Developing Communicative Competence in a Second Language / Ed. R.C. Scarcella, E.S. Andersen, S.D. Krashen. Boston: Heinle & Heinle Publishers, 1990. P. 159-161.
41. http://xreferat.ru/71/7158-1-diskussiya-i-dialog-kak-sovremennye-formy- obrazovatel-nogo-processa-v-rossiiyskoiy-starsheiy-shkole.html
42. https://infourok.ru/fraziklishe-dlya-vedeniya-diskussii-na-angliyskom-yazike- 1590206.html
43. https://teachingcenter.wustl.edu/resources/active-learning/discussions/teaching- with-discussions/
44. https: //youtu.be/ThLUnDH2kik


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ