Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Работа №64148

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
396
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методические основы использования учебных дискуссий в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.1. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий в начальной школе согласно требованиям ФГОС НОО 7
1.2. Учебная дискуссия как средство формирования
коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов 11
Глава 2. Содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе в процессе учебных дискуссий 18
2.1. Проблема развития коммуникатиных универсальных
учебных действий на уроках русского языка в начальной школе (обзор методической литературы) 18
2.2. Организация экспериментальной работы по проблеме
исследования 26
2.3. Дигностика сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников... 39
Заключение 48
Библиографический список 52


Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышения профессиональной мобильности и непрерывного образования. И поэтому на данном этапе развития психолого-педагогической и методической науки стало очевидным, что хорошая подготовка учащегося по конкретным предметам вовсе не означают его успешной дальнейшей социализации. Г ораздо более важным признается овладение универсальными учебными действиями, для формирования которых в начальной школе должны быть созданы необходимые условия.
Сформированность коммуникативных умений позволит младшим школьникам конструктивно сотрудничать при работе в паре и группе, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, строить общение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии при решении учебных задач, допускать существование различных точек зрения. Именно коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, которые составляют основу умения учиться (А.Г. Асмолов).
Современная психолого-педагогическая и методическая наука предлагают различные формы и методы формирования коммуникативных УУД, среди которых важное место занимает учебная дискуссия. Учебная дискуссия позволяет решить задачи, необходимые для повышения уровня развития коммуникативных учебных действий младших школьников: научить ребёнка вступать в общение и поддерживать его, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, овладевать и удерживать инициативу в общении, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, развивать навыки письменной коммуникации.
Анализ литературы по данному вопросу, практический опыт реализации программы начального общего образования позволяют выделить следующие противоречия:
- между высоким уровнем потребности в общении для успешного обучения и недостаточным уровнем развития коммуникативных учебных действий у младших школьников;
- между традиционным подходом к организации учебно-воспитательного процесса и широкими возможностями использования инновационных технологий (в том числе и учебных дискуссий), позволяющих повысить эффективность обучения.
Проблема исследования: каковы возможности использования
учебных дискуссий в процессе формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: методические условия использования
учебных дискуссий на уроках русского языка в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
На основе изучения специальной литературы нами была выдвинута рабочая гипотеза: формирование коммуникативных УУД будет проходить эффективно при соблюдении следующих условиях:
- на уроках русского языка будут использоваться различные формы проведения учебных дискуссий;
- на уроках русского языка будут использоваться игры коммуникативной направленности;
- процесс обучения младших школьников учебным дискуссиям будет включать три этапа: предварительная подготовка к дискуссии, проведение дискуссии, подведение итогов дискуссии.
Поставленная цель, предмет и исходная гипотеза исследования предполагали решение ряда основных задач:
- охарактеризовать особенности формирования коммуникативных УУД в соответствии с требования ФГОС НОО;
- рассмотреть учебную дисскуссию как средство развития комуникативных УДД учащихся начальных;
- изучить опыт формирования коммуникатиных УУД на уроках русского языка в начальной школе;
- провести экспериментальную работу по теме исследования.
Характер решаемых задач определял выбор методов исследования: анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы; изучение и обобщение передового опыта; эксперимент (тестирование, математическая обработка результатов исследования); анализ деятельности учащихся.
Методологической основой исследования явились, во-первых, концепция системно - деятельностного подхода в начальном образовании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.В. Миронов, Л.Г. Петерсон, Л.Г. Сесюнина и др.); во- вторых, лингвометодическая концепция формирования коммуникативных УУД (А.Г. Асмолов, О.М. Арефьева, Н.А. Песняева, Н.А. Буренкова, Г.А. Цукерман и др.); методика организации учебных дискуссий на уроках русского языка (Е.Л. Мельникова, С.И. Поздеева, Е.Г. Гуренкова и др.)
Практическая значимость исследования заключается в том, что, во- первых, отобран дидактический материал для организации учебных дискуссий на уроках русского языка в начальной школе; во-вторых, предложены приемы использования учебных дискуссий как средства формирований коммуникативных УУД учащихся начальных классов.
Исследование проводилось в 3-4 классе на базе МБОУ «СОШ № 4 г. Новый Оскол».
Работа имеет следующую структуру: Введение, две главы,
Заключение, Список использованной литературы и Приложение. Содержание работы представлено на 75 страницах. Список использованной литературы
включает 74 названия.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования, показана его практическая значимость.
В первой главе «Методические основы использования учебных дискуссий в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» дана характеристика требований ФГОС НОО по формированию коммуникативных УУД, анализируется учебная дискуссия как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Во второй главе «Содержание работы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе в процессе учебных дискуссий» дается обзор методической литературы по проблеме формирований коммуникативных УУД, описывается экспериментально-методическая работа по проблеме исследования.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В Приложении содержатся материалы экспериментальной работы: дидактический материал, планы-конспекты уроков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных в процессе начального языкового образования обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимися
конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников,
обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся - важнейшая проблема современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников.
В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи. На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Методологической основой формирования коммуникативных учебных действий являются работы А.Г. Асмолова, О.М. Арефьевой, Н.А. Песняевой, Н.А. Буренковой и др., теория коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева, И.А. Зимней; концепция общения Г.М. Андреевой; методика контроля коммуникативных учебных действий Г.А. Цукерман и др.
Педагогика и методисты предлагают различные методы и приемы формирования коммуникативных УДД. Значительным потенциалом в данном аспекте обладает учебная дискуссия, которая представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями, в котором школьники отстаивают личные субъективные точки зрения по тому или иному вопросу.
Экспериментальная работы включала три традиционных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Задачей констатирующего этапа являлось выявление исходного уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся экспериментального класса. Для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий были использованы методики: Г.А. Цукерман «Рукавички», Методика «Дорога к дому», методика Ж. Пиаже «Левая и правая стороны», Методика Г.А. Цукерман «Кто прав?».
Для реализации задач формирующего эксперимента нами была разработана программа экспериментального обучения, направленная на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе использования учебных дискуссий. Программа разработана в соответствии с программными требованиями, а так же с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Экспериментально-методическая работа была направлена развитие коммуникативных учебных действий младших школьников на уроках русского языка посредством учебных дискуссий. Организация процесса обучения младших школьников учебным дискуссиям включала три этапа: предварительная подготовка к дискуссии, проведение дискуссии, подведение итогов дискуссии. Принцип построения процесса обучения - дифференциация методов и приемов по степени сложности.
Анализ и обработка полученных в исследовании результатов, а также положительные изменения, отмеченные на контрольном этапе эксперимента, в формировании коммуникативных УУД свидетельствуют о достоверности теоретических и практических выводов. Это позволяет полагать, что предложенные нами формы, методы и приемы работы по использованию учебных дискуссий доступны и эффективны. В процессе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования, о том, что: формирование коммуникативных УУД проходит эффективно при соблюдении ряда условий: на уроках русского языка будут использоваться различные формы проведения учебных дискуссий; на уроках русского языка будут использоваться игры коммуникативной направленности; процесс обучения младших школьников учебным дискуссиям будет включать три этапа: предварительная подготовка к дискуссии, проведение дискуссии, подведение итогов дискуссии.
Новизна проведенного исследования состоит в обогащении и применении адаптированной к возрасту системы упражнений, заданий и приёмов при обучении младших школьников учебным дискуссиям на уроках русского языка, направленной на развитие коммуникативных учебных действий. Предложенная система предполагает циклическое прохождение всех этапов учебной дискуссии в 3-4 классах начальной школы с постепенным усложнением упражнений и заданий, усовершенствованием приемов. Нами были разработаны уроки русского языка, создан банк дидактического материала, необходимого при обучении детей учебным дискуссиям.
Таким образом, цель, заявленная во введении, была достигнута, а задачи исследования решены. Проведенное исследование позволило нам увидеть некоторые его перспективы. Опыт применения учебной дискуссии убедил нас в том, что данный метод может быть использован и при формировании других видов универсальных учебных действий, например, регулятивных УУД. Именно в этом направлении мы планируем продолжить наше исследование.



1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
2. Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - №4. - С.
10- 18.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред.
А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Буренкова Н.В. Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках русского языка / Н.В. Буренкова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 3. - С. 33-35.
5. Быков Г.В. Типология научных дискуссий / Г.В. Быков // Вопросы философии. - 1998. - № 3. - С. 34-39.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник избранных трудов / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2006. - 235 с.
7. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996. - 546 с.
8. Групповая дискуссия - один из основных тренинговых методов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. vevivi.ru/best/Gruppovava- diskussiva-odin-iz-osnovnvkh-treningowkh-metodov-ref144931 .html
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Дывыдов.- М.: Наука, 1986. - 231 с.
10. Демышева А.С. «Как слово наше отзовется...»: воспитываем субъекта коммуникативной деятельности в начальной школе / А.С. Демышева // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 1. - С. 43-47.
11. Дискуссия в учебном процессе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //cito-web.yspu. org/link 1/metod/met49/node20. html
12. Ерохина Е.Л. Преемственность этапов формирования коммуникативных умений учащегося-исследователя / Е.Л. Ерохина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 2. - С. 71-75.
13. Заика Ю.Р. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности / Ю.Р. Заика // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 1-5.
14. Зимняя И.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач / И.А. Зимняя, В.А. Малахова, Т.С. Путиловская, Л.А. Хараева // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. - М.: Академия, 1980. - 134 с.
15. Иванов С.В. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 123 с.
16. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 192 с.
17. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч. 2 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 193 с.
18. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч. 1 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 195 с.
19. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч. 2 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 196 с.
20. Иванов С.В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч. 1 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 194 с.
21. Иванов С.В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч. 2 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 196 с.
22. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. - Рига,
2005. - 231 с.
23. Корепанова О.В. Работа в группах как фактор эффективного обучения / О.В. Корепанова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №1. - С. 57
61.
24. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.,
1994. - 45 с.
25. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? / А.А. Леонтьев // Начальная школа плюс До и После. - 2001. - №1. - С. 3-6.
26. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избр.психол.тр. / А.А. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск.психолого- социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 53 с.
27. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности / А.Н. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. - 342 с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.,
1977. - 43 с.
29. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. - М.: Ин-т практической психологии, 1997. - 89 с.
30. Никитина Е.Ю. Общедидактические методы управления коммуникативным образованием младших школьников / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №2. - С. 1 - 5.
31. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М: Академия, 2002. - 126 с.
32. Микерова Г.Ж. Системно-деятельностный подход при обучении русскому языку / Г.Ж. Микерова // Начальная школа. - 2011. - № 12. - С. 2429.
33. Миронов А.В. Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения / А.В. Миронов // Начальная школа. - 2013.
- № 6. - С. 55-60.
34. Мурзина Н.П. Развитие учебного сотрудничества первоклассников на
уроках математики в Образовательной системе «Школа 2100» /
Н.П. Мурзина, Т.И. Чеховская // Начальная школа плюс До и После. - 2010.
- № 9. - С. 21-27.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2013. - 456 с.
36. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - Изд. 3-е. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 131 с.
37. Педагогическое речеведение: словарь-справочник. Под ред.
Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. - М.: Флинта, Наука, 2008 - 245 с.
38. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная
система «Школа 2000...» / Л.Г. Петерсон. - М., 2007. - 211 с.
39. Петерсон Л.Г. Типология уроков деятельностной направленности / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. - М., 2008. - 121 с.
40. Поздеева С.И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребёнка: монография / С.И. Поздеева. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. - 321 с.
41. Поздеева С.И. Новые формы учебной дискуссии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий / С.И. Поздеева, Е.Г. Гуренкова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 6. - С. 27-29.
42. Поздеева С.И. Об организации дискуссии на уроках русского языка / С.И. Поздеева // Школа развивающего обучения: 10-летняя практика: Сб. науч.-метод. мат. - Томск: Пеленг, 2002. - 231 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
44. Сесюнина Л.Г. Деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе / Л.Г. Сесюнина // Начальная школа плюс До и После - 2008. - №8 - С. 33-36.
45. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении / С.Т.Танцоров. - Рига, 1997. - 201 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение,
2016. - 33 с.
47. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
48. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Начальная школа плюс До и После - 2001. - №1. - С. 23-26.
49. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 2003. - 145 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ