Декоративное искусство как средство развития творческих способностей студентов профессиональных образовательных организаций
|
Ведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей 8
1.1. Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности организации учебного процесса для развития творческих способностей у студентов 14
1.3. Развитие творческих способностей с помощью декоративного
искусства 21
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Опытно-практическая работа по проблеме развития творческих способностей у студентов профессиональной образовательной организации 30
2.1. Описание базы исследования 30
2.2. Разработка программы факультатива «Декоративно-прикладное
искусство» 34
2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей
студентов при изучении техник декоративно-прикладного искусства 44
Выводы по Главе 2 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей 8
1.1. Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности организации учебного процесса для развития творческих способностей у студентов 14
1.3. Развитие творческих способностей с помощью декоративного
искусства 21
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Опытно-практическая работа по проблеме развития творческих способностей у студентов профессиональной образовательной организации 30
2.1. Описание базы исследования 30
2.2. Разработка программы факультатива «Декоративно-прикладное
искусство» 34
2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей
студентов при изучении техник декоративно-прикладного искусства 44
Выводы по Главе 2 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение
Для современной стадии формирования общества характерны значительные изменения во всех сферах, включая экономическую и социальную. Это неизбежно приводит к изменению в социально-культурной сфере и сфере образования.
На первый план обучения выходит не просто обучение студента предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность студента, как будущего активного деятеля. В связи с этим возникает необходимость воспитания творческой активной личности, способной самостоятельно и гибко решать задачи в нестандартных условиях посредством преобразования окружающей действительности.
Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал для современного общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.
Развитие творчества во всех видах деятельности можно назвать социальной необходимостью. Быстрые социальные процессы непосредственно оказывают влияние на систему профессионального художественно-педагогического образования в нашей стране. Соответственно, проблему организации художественного образования и воспитания можно называть государственной проблемой, имеющей высокий приоритет в политике в сфере образования.
Чтобы сформировать личность, способную к нетрадиционному мышлению, следует уделять повышенное внимание развитию творческих способностей человека. Чтобы решить эту проблему, студентов, уже с момента поступления в колледж (техникум) следует привлекать к творческой деятельности, в том числе посредством декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство является тем средством, которое позволяет обеспечить человека инструментами, теоретическим и практическим материалом для реализации собственных идей и образов, помогает развить художественные и творческие навыки, способствует творческой активности и независимости.
Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо, т.к. оно несет в себе огромные потенциальные возможности для развития молодого поколения, воспитания патриотически настроенной молодежи, знающей свои традиции и способной их возродить.
Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества отражает представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Оно становится отличным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Знакомство с творческим наследием предыдущих поколений помогает привлечь внимание к духовным ценностям, развить интерес и уважение к историческому прошлому. Это способствует развитию студента как личности, которая способна оценить народную культуру во всем ее многообразии.
Специфической педагогической особенностью декоративно-прикладного искусства является то, что студент имеет возможность проявления индивидуальности. Такой вид деятельности обладает высокими воспитательными возможностями, позволяющими накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности. Применение декоративно-прикладного искусства в учебном процессе позволяет открыть студентам ценностное значение народной культуры и искусства, а также сформировать различные профессиональные и личностные качества. К таким качествам можно отнести и нравственные и эстетические и трудовые. При выполнении предметов декоративного творчества развиваются профессиональные навыки и умения студентов, расширяются их профессионально-технические знания. Происходит подготовка к освоению будущей профессии.
Вопросы в области развития творческих способностей нашли отражения в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.В. Киселевой, А.Н. Леонтьева, В.Ю. Лешера, А.Н. Лук, А.Г. Маклакова, В.И. Петрушина, Л.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова, Е.Л. Яковлевой и др.
К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. О большом воспитательном и развивающем потенциале народной культуры говорили К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а также современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова и других.
Особо интересны труды искусствоведов-исследователей A. В. Бакушинского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, B. С. Вороновой, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, которые посвящены изучению воспитательной ценности докоративно-прикладного искусства.
Педагогическая наука и практика накопила достаточный арсенал средств для активизации учебной и познавательной деятельности. В этот арсенал входят средства и методы обучения, а также их сочетания, которые зависят от конкретной педагогической ситуации и задач обучения. Конечной целью их применения является формирования самостоятельности студентов, их самодостаточность.
Таким образом, в современной педагогической и смежной ей психологической науке созданы все предпосылки для развития творческих способностей каждого студента. Однако в ходе анализа проблемы было выделено следующее противоречие: широкое разнообразием теоретических разработок по проблеме развития творческих способностей и малое применением их на практике в образовательных организациях среднего профессионального образования. Опираясь на выявленное противоречие, можно определить проблему исследования - потребность в разработке учебно-методического пособия, направленного на совершенствование процесса развития творческих способностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования - разработать программу факультатива «Декоративно-прикладное искусство», направленную на развитие творческих способностей студентов ПОО средствами декоративно-прикладного искусства.
Объектом исследования является развитие творческих способностей студентов профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования - развитие творческих способностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей, обозначив структуру и компоненты.
2. Рассмотреть методы развития творческих способностей студентов.
3. Обозначить роль декоративно-прикладного искусства как средства развития творческих способностей личности.
4. Охарактеризовать базу исследования.
5. Разработать программу факультатива «Декоративно-прикладное искусство» по развитию творческих способностей студентов ПОО средствами декоративно-прикладного искусства.
6. Предложить методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов при изучении техник декоративно-прикладного искусства.
Исследование проводилось на основе следующих теоретических методов: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение полученной информации, синтез, сравнение, прогнозирование, изучение продуктов деятельности, и эмпирических - наблюдение за учебным процессом, беседа, тестирование и др.
Научной основой работы послужили классические труды по проблематике творческих способностей - теории С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, методики преподавания декоративно-прикладного искусства (далее - ДПИ).
Базой исследования, на которой проводились опытно-практическая работа, стал Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа факультатива «Декоративно-прикладное искусство» может применяться в реальных условиях образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях, занимающихся подготовкой кадров, связанных с изготовлением или дизайном одежды. Возможно применение в общеобразовательной школе, организациях дополнительного образования, занятиях театрах мод и направлениях по дизайну одежды.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение включает актуальность работы, цель, объект, предмет. Определены задачи и методы, которые применялись в исследовании, практическая значимость. Указана структура дипломной работы.
В первой главе раскрывается теоретическое обоснование проблемы формирования творческих способностей студентов ПОО.
Вторая глава включает исследование процесса формирования творческих способностей студентов.
Заключение содержит в себе выводы по проделанной работе и рекомендации.
На первый план обучения выходит не просто обучение студента предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность студента, как будущего активного деятеля. В связи с этим возникает необходимость воспитания творческой активной личности, способной самостоятельно и гибко решать задачи в нестандартных условиях посредством преобразования окружающей действительности.
Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал для современного общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.
Развитие творчества во всех видах деятельности можно назвать социальной необходимостью. Быстрые социальные процессы непосредственно оказывают влияние на систему профессионального художественно-педагогического образования в нашей стране. Соответственно, проблему организации художественного образования и воспитания можно называть государственной проблемой, имеющей высокий приоритет в политике в сфере образования.
Чтобы сформировать личность, способную к нетрадиционному мышлению, следует уделять повышенное внимание развитию творческих способностей человека. Чтобы решить эту проблему, студентов, уже с момента поступления в колледж (техникум) следует привлекать к творческой деятельности, в том числе посредством декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство является тем средством, которое позволяет обеспечить человека инструментами, теоретическим и практическим материалом для реализации собственных идей и образов, помогает развить художественные и творческие навыки, способствует творческой активности и независимости.
Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо, т.к. оно несет в себе огромные потенциальные возможности для развития молодого поколения, воспитания патриотически настроенной молодежи, знающей свои традиции и способной их возродить.
Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества отражает представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Оно становится отличным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Знакомство с творческим наследием предыдущих поколений помогает привлечь внимание к духовным ценностям, развить интерес и уважение к историческому прошлому. Это способствует развитию студента как личности, которая способна оценить народную культуру во всем ее многообразии.
Специфической педагогической особенностью декоративно-прикладного искусства является то, что студент имеет возможность проявления индивидуальности. Такой вид деятельности обладает высокими воспитательными возможностями, позволяющими накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности. Применение декоративно-прикладного искусства в учебном процессе позволяет открыть студентам ценностное значение народной культуры и искусства, а также сформировать различные профессиональные и личностные качества. К таким качествам можно отнести и нравственные и эстетические и трудовые. При выполнении предметов декоративного творчества развиваются профессиональные навыки и умения студентов, расширяются их профессионально-технические знания. Происходит подготовка к освоению будущей профессии.
Вопросы в области развития творческих способностей нашли отражения в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.В. Киселевой, А.Н. Леонтьева, В.Ю. Лешера, А.Н. Лук, А.Г. Маклакова, В.И. Петрушина, Л.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова, Е.Л. Яковлевой и др.
К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. О большом воспитательном и развивающем потенциале народной культуры говорили К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а также современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова и других.
Особо интересны труды искусствоведов-исследователей A. В. Бакушинского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, B. С. Вороновой, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, которые посвящены изучению воспитательной ценности докоративно-прикладного искусства.
Педагогическая наука и практика накопила достаточный арсенал средств для активизации учебной и познавательной деятельности. В этот арсенал входят средства и методы обучения, а также их сочетания, которые зависят от конкретной педагогической ситуации и задач обучения. Конечной целью их применения является формирования самостоятельности студентов, их самодостаточность.
Таким образом, в современной педагогической и смежной ей психологической науке созданы все предпосылки для развития творческих способностей каждого студента. Однако в ходе анализа проблемы было выделено следующее противоречие: широкое разнообразием теоретических разработок по проблеме развития творческих способностей и малое применением их на практике в образовательных организациях среднего профессионального образования. Опираясь на выявленное противоречие, можно определить проблему исследования - потребность в разработке учебно-методического пособия, направленного на совершенствование процесса развития творческих способностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования - разработать программу факультатива «Декоративно-прикладное искусство», направленную на развитие творческих способностей студентов ПОО средствами декоративно-прикладного искусства.
Объектом исследования является развитие творческих способностей студентов профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования - развитие творческих способностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей, обозначив структуру и компоненты.
2. Рассмотреть методы развития творческих способностей студентов.
3. Обозначить роль декоративно-прикладного искусства как средства развития творческих способностей личности.
4. Охарактеризовать базу исследования.
5. Разработать программу факультатива «Декоративно-прикладное искусство» по развитию творческих способностей студентов ПОО средствами декоративно-прикладного искусства.
6. Предложить методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов при изучении техник декоративно-прикладного искусства.
Исследование проводилось на основе следующих теоретических методов: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение полученной информации, синтез, сравнение, прогнозирование, изучение продуктов деятельности, и эмпирических - наблюдение за учебным процессом, беседа, тестирование и др.
Научной основой работы послужили классические труды по проблематике творческих способностей - теории С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, методики преподавания декоративно-прикладного искусства (далее - ДПИ).
Базой исследования, на которой проводились опытно-практическая работа, стал Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа факультатива «Декоративно-прикладное искусство» может применяться в реальных условиях образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях, занимающихся подготовкой кадров, связанных с изготовлением или дизайном одежды. Возможно применение в общеобразовательной школе, организациях дополнительного образования, занятиях театрах мод и направлениях по дизайну одежды.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение включает актуальность работы, цель, объект, предмет. Определены задачи и методы, которые применялись в исследовании, практическая значимость. Указана структура дипломной работы.
В первой главе раскрывается теоретическое обоснование проблемы формирования творческих способностей студентов ПОО.
Вторая глава включает исследование процесса формирования творческих способностей студентов.
Заключение содержит в себе выводы по проделанной работе и рекомендации.
Под творческими способностями понимаются характеристики личности, которые способствуют развитию таких качеств студента, как дивергентное мышление, воображение, творческая мотивация, независимость и решительность.
Развитие навыков самостоятельного творческого мышления студентов - одно из важнейших задач современного педагога, поскольку творческое решение бытовых и профессиональных проблем является залогом профессионального успеха будущих специалистов.
Для педагогов является актуальным проблема поиска способов организации учебного процесса, создания оптимальных условий для становления личностных качеств и творческих способностей студентов.
Готовность к проявлению творческой активности в настоящее время рассматривается как способность, которая формируется и развивается в процессе обучения. Она способствует формированию творческого мышления, когда деятельностный подход является основой творческой и учебной деятельности. Одновременно осуществляется личностное становление и развитие студента, формируется логическое и образное мышление, развивается эмоционально-волевая сфера в связи с данной проблемой.
Активное включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс стимулирует художественное восприятие студентов ППО, побуждает к творческой деятельности, формирует оценочные суждения, создавая условия для развития художественного вкуса. В процессе творческой деятельности с помощью самостоятельного мышления студенты создают определенный творческой продукт. Решение творческих задач в процессе создания продукта творчества вырабатывают у студентов умение решать творческие задачи в различных сферах жизни и предстоящей профессиональной деятельности.
Движущими силами развития способностей студентов являются постоянно воспроизводящееся противоречие между ранее сформированными знаниями, способами действий, эвристическим потенциалом и новыми проблемами, новыми изменившимися условиями деятельности.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию творческих способностей, очень трудно обеспечить на уроке. Особенно эффективными могут быть занятия во внеурочное время.
Также необходимо промежуточное и итоговое диагностирование творческих способностей студентов.
В ходе опытно-практической работы нами была проведена диагностика творческих способностей студентов гр. 107 Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности. Диагностика показала, что имеется необходимость развивающей работы для развития творческих способностей. Для этого была подобрана программа факультативного курса.
В работе представлены:
1. Мастер-класс «Декорирование подарочного мешочка в технике оригами» (4 часа).
2. Методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов профессиональной образовательной организации при изучении техник декоративно-прикладного искусства.
Педагогам Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности рекомендуется к проведению данный факультативный курс для развития творческих способностей студентов. Реализация курса может быть осуществлена силами педагогов техникума.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Развитие навыков самостоятельного творческого мышления студентов - одно из важнейших задач современного педагога, поскольку творческое решение бытовых и профессиональных проблем является залогом профессионального успеха будущих специалистов.
Для педагогов является актуальным проблема поиска способов организации учебного процесса, создания оптимальных условий для становления личностных качеств и творческих способностей студентов.
Готовность к проявлению творческой активности в настоящее время рассматривается как способность, которая формируется и развивается в процессе обучения. Она способствует формированию творческого мышления, когда деятельностный подход является основой творческой и учебной деятельности. Одновременно осуществляется личностное становление и развитие студента, формируется логическое и образное мышление, развивается эмоционально-волевая сфера в связи с данной проблемой.
Активное включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс стимулирует художественное восприятие студентов ППО, побуждает к творческой деятельности, формирует оценочные суждения, создавая условия для развития художественного вкуса. В процессе творческой деятельности с помощью самостоятельного мышления студенты создают определенный творческой продукт. Решение творческих задач в процессе создания продукта творчества вырабатывают у студентов умение решать творческие задачи в различных сферах жизни и предстоящей профессиональной деятельности.
Движущими силами развития способностей студентов являются постоянно воспроизводящееся противоречие между ранее сформированными знаниями, способами действий, эвристическим потенциалом и новыми проблемами, новыми изменившимися условиями деятельности.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию творческих способностей, очень трудно обеспечить на уроке. Особенно эффективными могут быть занятия во внеурочное время.
Также необходимо промежуточное и итоговое диагностирование творческих способностей студентов.
В ходе опытно-практической работы нами была проведена диагностика творческих способностей студентов гр. 107 Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности. Диагностика показала, что имеется необходимость развивающей работы для развития творческих способностей. Для этого была подобрана программа факультативного курса.
В работе представлены:
1. Мастер-класс «Декорирование подарочного мешочка в технике оригами» (4 часа).
2. Методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов профессиональной образовательной организации при изучении техник декоративно-прикладного искусства.
Педагогам Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности рекомендуется к проведению данный факультативный курс для развития творческих способностей студентов. Реализация курса может быть осуществлена силами педагогов техникума.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Декоративное искусство как средство развития творческих способностей студентов профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Декоративное искусство как средство развития творческих способностей обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Искусство керамики как средство развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста в условиях ДШИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Роспись по дереву как средство развития творческих способностей
студентов в системе художественного образования СПО
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей младшего школьного
возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей в дополнительном образовании взрослых на примере курса лепки из полимерной глины
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БУМАГОПЛАСТИКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческой активности студентов средствами конкурсной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020



