Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Декоративное искусство как средство развития творческих способностей студентов профессиональных образовательных организаций

Работа №81310

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей 8
1.1. Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности организации учебного процесса для развития творческих способностей у студентов 14
1.3. Развитие творческих способностей с помощью декоративного
искусства 21
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Опытно-практическая работа по проблеме развития творческих способностей у студентов профессиональной образовательной организации 30
2.1. Описание базы исследования 30
2.2. Разработка программы факультатива «Декоративно-прикладное
искусство» 34
2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей
студентов при изучении техник декоративно-прикладного искусства 44
Выводы по Главе 2 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение


Для современной стадии формирования общества характерны значительные изменения во всех сферах, включая экономическую и социальную. Это неизбежно приводит к изменению в социально-культурной сфере и сфере образования.
На первый план обучения выходит не просто обучение студента предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность студента, как будущего активного деятеля. В связи с этим возникает необходимость воспитания творческой активной личности, способной самостоятельно и гибко решать задачи в нестандартных условиях посредством преобразования окружающей действительности.
Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал для современного общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.
Развитие творчества во всех видах деятельности можно назвать социальной необходимостью. Быстрые социальные процессы непосредственно оказывают влияние на систему профессионального художественно-педагогического образования в нашей стране. Соответственно, проблему организации художественного образования и воспитания можно называть государственной проблемой, имеющей высокий приоритет в политике в сфере образования.
Чтобы сформировать личность, способную к нетрадиционному мышлению, следует уделять повышенное внимание развитию творческих способностей человека. Чтобы решить эту проблему, студентов, уже с момента поступления в колледж (техникум) следует привлекать к творческой деятельности, в том числе посредством декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство является тем средством, которое позволяет обеспечить человека инструментами, теоретическим и практическим материалом для реализации собственных идей и образов, помогает развить художественные и творческие навыки, способствует творческой активности и независимости.
Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо, т.к. оно несет в себе огромные потенциальные возможности для развития молодого поколения, воспитания патриотически настроенной молодежи, знающей свои традиции и способной их возродить.
Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества отражает представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Оно становится отличным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Знакомство с творческим наследием предыдущих поколений помогает привлечь внимание к духовным ценностям, развить интерес и уважение к историческому прошлому. Это способствует развитию студента как личности, которая способна оценить народную культуру во всем ее многообразии.
Специфической педагогической особенностью декоративно-прикладного искусства является то, что студент имеет возможность проявления индивидуальности. Такой вид деятельности обладает высокими воспитательными возможностями, позволяющими накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности. Применение декоративно-прикладного искусства в учебном процессе позволяет открыть студентам ценностное значение народной культуры и искусства, а также сформировать различные профессиональные и личностные качества. К таким качествам можно отнести и нравственные и эстетические и трудовые. При выполнении предметов декоративного творчества развиваются профессиональные навыки и умения студентов, расширяются их профессионально-технические знания. Происходит подготовка к освоению будущей профессии.
Вопросы в области развития творческих способностей нашли отражения в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.В. Киселевой, А.Н. Леонтьева, В.Ю. Лешера, А.Н. Лук, А.Г. Маклакова, В.И. Петрушина, Л.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова, Е.Л. Яковлевой и др.
К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. О большом воспитательном и развивающем потенциале народной культуры говорили К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а также современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова и других.
Особо интересны труды искусствоведов-исследователей A. В. Бакушинского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, B. С. Вороновой, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, которые посвящены изучению воспитательной ценности докоративно-прикладного искусства.
Педагогическая наука и практика накопила достаточный арсенал средств для активизации учебной и познавательной деятельности. В этот арсенал входят средства и методы обучения, а также их сочетания, которые зависят от конкретной педагогической ситуации и задач обучения. Конечной целью их применения является формирования самостоятельности студентов, их самодостаточность.
Таким образом, в современной педагогической и смежной ей психологической науке созданы все предпосылки для развития творческих способностей каждого студента. Однако в ходе анализа проблемы было выделено следующее противоречие: широкое разнообразием теоретических разработок по проблеме развития творческих способностей и малое применением их на практике в образовательных организациях среднего профессионального образования. Опираясь на выявленное противоречие, можно определить проблему исследования - потребность в разработке учебно-методического пособия, направленного на совершенствование процесса развития творческих способностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования - разработать программу факультатива «Декоративно-прикладное искусство», направленную на развитие творческих способностей студентов ПОО средствами декоративно-прикладного искусства.
Объектом исследования является развитие творческих способностей студентов профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования - развитие творческих способностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей, обозначив структуру и компоненты.
2. Рассмотреть методы развития творческих способностей студентов.
3. Обозначить роль декоративно-прикладного искусства как средства развития творческих способностей личности.
4. Охарактеризовать базу исследования.
5. Разработать программу факультатива «Декоративно-прикладное искусство» по развитию творческих способностей студентов ПОО средствами декоративно-прикладного искусства.
6. Предложить методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов при изучении техник декоративно-прикладного искусства.
Исследование проводилось на основе следующих теоретических методов: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение полученной информации, синтез, сравнение, прогнозирование, изучение продуктов деятельности, и эмпирических - наблюдение за учебным процессом, беседа, тестирование и др.
Научной основой работы послужили классические труды по проблематике творческих способностей - теории С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, методики преподавания декоративно-прикладного искусства (далее - ДПИ).
Базой исследования, на которой проводились опытно-практическая работа, стал Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа факультатива «Декоративно-прикладное искусство» может применяться в реальных условиях образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях, занимающихся подготовкой кадров, связанных с изготовлением или дизайном одежды. Возможно применение в общеобразовательной школе, организациях дополнительного образования, занятиях театрах мод и направлениях по дизайну одежды.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение включает актуальность работы, цель, объект, предмет. Определены задачи и методы, которые применялись в исследовании, практическая значимость. Указана структура дипломной работы.
В первой главе раскрывается теоретическое обоснование проблемы формирования творческих способностей студентов ПОО.
Вторая глава включает исследование процесса формирования творческих способностей студентов.
Заключение содержит в себе выводы по проделанной работе и рекомендации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под творческими способностями понимаются характеристики личности, которые способствуют развитию таких качеств студента, как дивергентное мышление, воображение, творческая мотивация, независимость и решительность.
Развитие навыков самостоятельного творческого мышления студентов - одно из важнейших задач современного педагога, поскольку творческое решение бытовых и профессиональных проблем является залогом профессионального успеха будущих специалистов.
Для педагогов является актуальным проблема поиска способов организации учебного процесса, создания оптимальных условий для становления личностных качеств и творческих способностей студентов.
Готовность к проявлению творческой активности в настоящее время рассматривается как способность, которая формируется и развивается в процессе обучения. Она способствует формированию творческого мышления, когда деятельностный подход является основой творческой и учебной деятельности. Одновременно осуществляется личностное становление и развитие студента, формируется логическое и образное мышление, развивается эмоционально-волевая сфера в связи с данной проблемой.
Активное включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс стимулирует художественное восприятие студентов ППО, побуждает к творческой деятельности, формирует оценочные суждения, создавая условия для развития художественного вкуса. В процессе творческой деятельности с помощью самостоятельного мышления студенты создают определенный творческой продукт. Решение творческих задач в процессе создания продукта творчества вырабатывают у студентов умение решать творческие задачи в различных сферах жизни и предстоящей профессиональной деятельности.
Движущими силами развития способностей студентов являются постоянно воспроизводящееся противоречие между ранее сформированными знаниями, способами действий, эвристическим потенциалом и новыми проблемами, новыми изменившимися условиями деятельности.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию творческих способностей, очень трудно обеспечить на уроке. Особенно эффективными могут быть занятия во внеурочное время.
Также необходимо промежуточное и итоговое диагностирование творческих способностей студентов.
В ходе опытно-практической работы нами была проведена диагностика творческих способностей студентов гр. 107 Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности. Диагностика показала, что имеется необходимость развивающей работы для развития творческих способностей. Для этого была подобрана программа факультативного курса.
В работе представлены:
1. Мастер-класс «Декорирование подарочного мешочка в технике оригами» (4 часа).
2. Методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов профессиональной образовательной организации при изучении техник декоративно-прикладного искусства.
Педагогам Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности рекомендуется к проведению данный факультативный курс для развития творческих способностей студентов. Реализация курса может быть осуществлена силами педагогов техникума.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.



1. Абрамова, Т.С. Практическая психология. Учебник для вузов / Т.С. Абрамова. - Екатеринбург: деловая книга, 2014. - 414с.
2. Авво, Б.В. Современные образовательные модели и эффекты обучения / Б.В. Авво. - СПб.: Нева, 2014. - 56 с.
3. Айсханова, Е.С. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность / Е.С. Айсханова // Образование и воспитание. - 2015. - №5. - С. 56-58.
4. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология : Учеб. пособие / Н. В. Басова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 413 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская.- М. «Академия», 2017. - 320 с.
6. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону : Учитель, 2016. - 560 с.
7. Габай, Т. В. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Габай. - М.: Академия, 2018.- 218 с.
8. Головко, Т.И. Культурно-воспитательная деятельность с детьми- сиротами /Т.И.Головко. - Барнаул: Издательство АГИИК, 2017. - 97 с.
9. Горностай, П. Психология личности: словарь-справочник / П. Горностай, Т.Титаренко. - К.: "Рута", 2001.- 288с.
10. Гутман, Ю.Э. Социально-психологические особенности юношеского возраста Актуальные проблемы и перспективы современной психологии / Ю.Э.Гутман. - 2017. - №1. - С.102-106.
11. Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И.Д. Демакова. - СПб.: КАРО, 2015. - 160с.
12. Дик, Н. Ф. Настольная книга мастера производственного обучения и преподавателя лицея / Н. Ф. Дик.- Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 320 с.
13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 368 с.
14. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 464с.
15. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества Л.Б.Ермолаева-Томина. - М.: Академический проект, 2015. - 304 с.
16. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди студентов и подростков. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 221 с.
17. Ершов, П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков: искусство понимания себя и других. / П.М. Ершов Логика общения в жизни и на сцене. Психофизическая природа искусства действий / отв. ред. В.М. Букатов. Дубна: Феникс+, 2019. - 712 с
18. Ефимов, В.И. Общечеловеческие ценности / В.И. Ефимов, В.М. Таланов. - М.: Академия естествознания, 2010. - 249 с.
19. Жаркунгулова, З.Д. Исследование развития толерантного взаимодействия студентов педагогического вуза / З. Д. Жаркунгулова, В. Р. Зайцева. - Редакция Алцасы. - 2014. - №3 (35). - С 42-48.
20. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: АСТ, 2005. - 158с.
21. Инновационная модернизация России: политические очерки / под ред. Ю.А. Красина. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - 253 с.
22. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 448 с.
23. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева. - М.: МГУКИ, 2014. - 420 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гуманит. издат. центр «Владос», 2013.- 345с.
25. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. Учебное пособие для вузов / Кошаев В. Б. - М.: «Владос»,
2014. -14-15с.
26. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева.- Екатеринбург: У-Фактория, 2015.- 192 с.
27. Кудрявцева, Е. В. Формирование толерантного самосознания в процессе образования / Е. В. Кудрявцева // Огарёв-Online. - 2015. - №. 10 (51). - С 111-115.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2017. - 464с.
29. Макарова, В.А Феномен творчества в современной философской и психолого-педагогической литературе /В.А Макарова // Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции.
- 2019. - С.25-29.
30. Максяшин, А.С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание: учебное пособие / А.С. Максяшин. - Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. - 44 с.
31. Максяшин, А.С. К вопросу о сущности и содержании декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества / А.С. Максяшин, Ю.В. Калинина // Креативные основы художественного образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф-ции.
- Екатеринбург: ФГАОУ В11О «Рос. гос. гроф.-пед. ун-т», 2012.- С. 83-91.
32. Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т.В. Малютина / Омский научный вестник. - 2014. - №. 2 (126). - С 129-132.
33. Мартынова, С.В. Психолого-педагогическая характеристика студенческого возраста / С.В. Мартынова // Проблемы и перспективы современной науки. - Ставрополь, Логос. - 2017. - №. 17. - С. 91-95.
34. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций /под ред. А.А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.
35. Мижериков, В.А. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 316с.
36. Мурзаканова, А.З. К проблеме соотношения толерантности и личностных черт у студентов многонационального университета / З.А. Мурзаканова // Образование и межнациональные отношения / под ред. Э. Р. Хакимова. - Ижевск: Удмуртский гос. ун-т. - 2013. - С. 47-58.
37. Любарт, Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни; Пер. с фр. - М.: «Когито-Центр», 2009. - 215 с.
38. Негус, К. Креативность. Коммуникация и культурные ценности / К. Негус, М. Пикеринг; Пер. с англ. - Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2011. - 300 с.
39. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.- сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова.- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2013.- 372с.
40. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 512 с.
41. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.- 624 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2015. - 724с.
43. Русанова, В.С. Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни: моногр. / В. С. Русанова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2014. - 234c.
44. Саляева, В.С. Развитие творческих способностей, обучающихся в процессе совместной учебной деятельности /В.С. Саляева // Science Time. -
2015. - №2 (14). - C.202-206.
45. Самарина, А.С. Исследование креативности в юношеском возрасте /А.С. Самарина // Молодежь Сибири науке России Международная научно-практическая конференция. Составитель Л.М. Ашихмина. 2019. - С.200-203.
46. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. - М.: АСТ, 2010. - 380с.
47. Фаронова, Н.Н. Роль декоративно-прикладного искусства в системе профессиональной подготовки студентов педагогического университета / Н.Н. Фаронова // Региональная культура как компонент содержания современного художественного образования. Материалы второй региональной научно-практической конференции.- 2017.- С. 206-208.
48. Черняева, Р.В. Декоративное искусство как средство развития творческих способностей обучающихся / Р.В. Черняева // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С.316-319.
49. Шапинская, Е.Н. Образование и искусство в формировании целостной личности / Е.Н. Шапинская, С.А. Иванов, Н.И. Киященко. - М.: Школа-Вуз-Академия, 2016.
50. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - М.: «Современное слово», 2018.- 768 с.
51. Янковская, Е.А. Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства / Е.А. Янковская // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 197-199.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ