ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО ТАНЦА 7
1.1 Истоки возникновения и развития историко-бытового танца 7
1.2 Композиционное развитие историко-бытового танца 10
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО ТАНЦА 20
2.1 Основные методы преподавания 20
2.2 Психолого-педагогический аспект методики преподавания
историко-бытового танца 26
2.3. Методика преподавания элементов историко-бытового танца 33
2.4. Программа по историко-бытовому танцу 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Историко-бытовой танец является частью хореографического искусства. Его преподавание также является частью общей системы преподавания хореографических дисциплин. Этот предмет дает возможность практически познать историческое развитие танца.
Показ, наглядность - основной педагогический прием, поэтому преподаватель обязан безупречно владеть техникой исполнения, стилем, манерой, что позволит свободно импровизировать сочинять в стиле прошлых эпох. Фантазия интуиция преподавателя здесь может быть безграничной. Но и без знания истории танца методика обучения невозможна.
Предмет изучает историю развития танцев в композициях, создает условия для дальнейшего творческого развития. Источник возникновения бальной хореографии - народный танец. В задачи предмета входит обучение и осмысление хореографического текста, развитие координации, музыкальности, выразительности, а также изучение быта, костюмов, общественной характеристики изучаемой эпохи.
Изучение опыта преподавания историко-бытового танца свидетельствует, что его содержание мало используется в обучении детей. Кроме того, танец преподается при слабом использовании воспитательных функций. Обучение чаще приводят с детьми, отобранными по физическим данным, тогда как большая часть детей остается вне воспитания танцем. Не формируется интерес к обучению танцем как потребность воспитания, красоты и грациозности фигуры как условия комфортности, общения. Являясь танцем парным историко-бытовой танец дает эффект воспитания общественного поведения, разрушай возрастной барьер между мальчиком и девочкой. Таким образом не используется много функциональность этого предмета. Задачей обучения, безусловно, должно явится приобретение навыков, умение сохранять стиль и манеру исполнения. Учится технике «управления» партнершей, культуре общения в танце. На занятиях в младших классах учеников целесообразно ставить по линиям в шахматном порядке, для того чтобы каждый ученик был в поле зрения педагога. Линии желательно менять это помогает лучше видеть каждого ученика. Одним из путей реализации всех функций предмета является специализация на преподавание танца в школе. Специализация предполагает изучение методики преподавания хореографии, широкое познание области смежных искусств, владение психолого-педагогическими приемами в работе с детьми. Обучение танцу должно внести радость в жизнь ребенка, ибо танец стремление человека выразить радостное чувство и веселое расположение духа в движении.
Познавательная ценность и исторических танцев разных эпох в их лексико-стилистической точности, подвижности в своем развитии лексики и композиций. Общественную значимость танцу как, явлению социальному придает широкое его использование в литературе, театре, опере, балете и т.д.
Профессионалы-хореографы средних веков своим мастерством подняли искусство исполнения танца на новую высоту. Танцмейстеры создают канонические формы танцев, которые старательно и пунктуально изучает привилегированное общество. Этому во многом способствуют учебники, где систематизируются движения и делается попытка зафиксировать танцевальные композиции.
Историко-бытовой танец прочно вошел в хореографическую ткань балетных спектаклей. Задорной фарандолой когда-то заканчивалась представления ярмарочных и бульварных театров Парижа. Теперь редко какой балет обходится без полонеза. Влияние бытового танца на сценическую хореографию еще недостаточно изучено. Здесь еще немало темных мест и спорных предположений. Всестороннее исследование этого вопроса поможет более глубоко разобраться в стилевых особенностях спектаклей различных эпох, даст возможность более конкретно говорить о происхождении лексики сценического танца.
На сегодняшний день, интерес к историко-бытовому танцу снова возрос. С каждым годом все чаще проводится в различных городах такая форма общественного досуга, как балл. Помимо этого, во многих военных училищах, а также кадетских корпусах введен новый (забытый с годами) предмет - этикет. В программу данного предмета входит изучение ряда историко-бытовых танцев (Полонез, Мазурка, Падеграс, Краковяк, Кадриль, а также различные виды вальса и фокстрота).
Поэтому обучающийся должен знать особенности культуры той или иной эпохи, понимание того, что танец является отражением эстетического стиля эпохи, должен освоить экзерсис бытового танца: шаги, поклоны, положения рук, корпуса, а также простейшие танцевальные движения. Изучить и освоить манеру бытовых танцев XV-XX вв. Ознакомиться с историей развития танцев, с изменением костюма и в связи с этими знаниями прийти к глубинному пониманию танца как выразителя эстетики и культуры той или иной эпохи.
Таким образом, научная проблема исследования состоит в необходимости изучения и становления историко-бытового танца в России, а также его влиянии на сценическую хореографию во все времена. Тема исследования: «Историко-бытовой танец: исторический аспект, становление, развитие».
Целью исследования является знакомство со стилями и манерами разных эпох, развитие поз, лексики, координации движения, музыкальное сопровождении, костюмы исполнителей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что акцентированное внимание к историческому развитию историко-бытового танца позволит глубоко исследовать происхождение лексики сценического танца.
Актуальность темы определила личные интересы, и были поставлены следующие задачи:
• путем изучения и анализа научно-методической литературы отследить основные этапы в развитии и становлении историко-бытового танца;
• обобщить опыт работы ведущих специалистов-практиков в области хореографического искусства, акцентирующих внимание на эстетическое воспитание;
• опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации в изучении историко-бытового танца для хореографических отделений детских музыкальных школ и школ искусств.
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в условиях занятий историко-бытовым танцем в детских музыкальных школах и школах искусств.
Предметом исследования являются направленное воздействие на организацию учебно-воспитательного процесса, образовательной среды, условий, способствующему изучению историко-бытового танца.
Для поставленных задач мы использовали методы исследования: ретроспективный анализ литературных источников, передовой педагогический анализ работы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
В своем развитии историко-бытовой танец опирался на народную основу. Отрываясь от нее, приспосабливаясь к социальному заказу, он развивал технику танцевания, обогащался смежным искусством и стал как бы опосредованным отображением своей эпохи. Благодаря ему созданы условия для возникновения сценического танца (классического). Многофункциональность этого вида танца позволяет ему стать предметом по воспитанию и формированию творческой личности. Предмет «историко-бытовой танец» включает теоретическую, методическую и практическую части в методике преподавания. Создаются условия для индивидуального обучения. Без знаний характеристик учащихся, их индивидуально-психологических различий успех в обучении невозможен.
Дифференцированный подход дает возможность максимально раскрыть способности ученика, опираясь на возможности его двигательного аппарата, на музыкальное воспитание и воздействие смежных искусств. Предмет несет в себе неиссякаемые возможности воспитания общественного поведения. Полученные навыки формируют фигуру и духовно обогащают личность, знакомят с мировой историей искусства. Методика обучения невозможна также без знания истории танца. Преподавателю необходима широкая эрудиция, умение пользоваться литературой, иконографией, музыкальной литературой как дополнительными источниками к изучению истории танца. Знание истории костюма определяет активное его влияние на развитие историко-бытовых танцев.
Показ, наглядность - основной педагогический прием, поэтому преподаватель обязан безупречно владеть техникой исполнения, стилем, манерой. Что позволяет свободно импровизировать и сочинять в стиле прошлых эпох. Изучение историко-бытовых танцев, подвижных в своем развитии, позволит использовать огромный опыт учителей прошлых эпох, осмыслить его, создать танцы, соответствующие требованиям современного общества, возродить профессию учителя танцев.
Анализ педагогической деятельности позволил определить наравне с недостатками пути совершенствования методики преподавания. Поскольку в основу обучения положена программа хореографических училищ по подготовке профессиональных исполнителей, значительно снижается возможность реализации основной цели. Содержание этого предмета должно быть ориентированно на доступный, многообразный репертуар, многофункциональность, на вовлечение в творческую деятельность всех учащихся.
Проведение интегрированных уроков позволяет даже ученикам индивидуальные задания: подобрать литературный материал, музыкальное оформление, сделать детали костюма, изобразить в рисунке танец и т.д. Тогда формируется устойчивый интерес к предмету. Мальчики и девочки ощущают комфортность в современной деятельности. Личность не испытывает ущемления от уровня занятий и умений, а реализовывает себя в избранной сфере творческой деятельности. Системность и последовательность учебного процесса гарантирует воспитание устойчивых познавательных интересов.
Многосторонняя система педагогического процесса в первом этапе обеспечит элементарное владение хореографическими движениями, информацией об особенностях предмета и формирование интереса к этому виду деятельности.
Педагогическая цель второго этапа - сочетание хореографического образования с развитием ассоциативного мышления, образованности, эмоциональности, музыкальности привлечением к индивидуальной творческой деятельности.
На третьем этапе в качестве педагогической цели должно быть выдвинуто понимание общественной значимости своей деятельности, использование учащимися своей деятельности, полученных знаний. Умения и навыков в любой сфере деятельности.
Педагогической целью остается формирование отношений к знаниям историко-бытовым танцем как средству развития личности, превращения его в осознанную общественно-полезную деятельность.
Таким образом, совершенствование методики преподавания и успешная реализация программы воспитания гармонически развитой личности средствами историко-бытового танца зависит от:
- глубокого изучения историко-бытового танца и специализации «учитель танца, учитель изящных манер» в инструментах культуры;
- создания для школ разного типа программы по изучению этого предмета без ориентации на профессиональную сценическую деятельность;
- системности занятий, сочетание групповых занятий с индивидуальной работой;
- организация учебно-воспитательной работы в сочетании с
внеклассными просветительскими мероприятиями на основе хореографического искусства.
1. Азбука танцев / Авт.-сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 286 с.
2. Ахметова, Д.З. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Д.З. Ахметова, В.Ф. Габдулхаков. - Казань: Познание, 2007. - 184 с.
3. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура. Учебник. / Т.И. Бакланова, Г.П. Блинова, О.А. Блох, О.В. Тарасов, Н.Д. Булатова, Н.Н. Ермоленко, СБ. Жукенова, В. Ф. Зива, СП. Исенко. Л.В. Орлова, Э.И. Петрова, Е.Ю. Пухначева, Е.Ю. Стрельцова // - / Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю.// - М: МГУКИ, 2000. - 344 с.
4. Барышникова, Т.С. Азбука хореографии: учебное пособие /
Т.С. Барышникова. - М.: Книга, 1999. - 265 с.
5. Бондаренко, Л.Н. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях / Л.Н. Бондаренко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 221 с.
6. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 568 с.
7. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.
8. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть.1: учеб. пособие / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - 236 с.
9. Выготский, Л.С. Диагностика развития: учеб. для вузов / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 1999. - 376 с.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: учеб. для вузов / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 1997. - 354 с.
11. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
12. Детская практическая психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М.Ю. Иванова; под ред. Т.Д. Марциновской - М.: Гардарики, 2004. - 267 с.
13. Детский психолог: учеб. пособие / М.Ю. Темщенко; под ред. Е.И. Рогова - Ростов н/Д: Тотем, 1992. - № 2. - 345 с.
14. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. завед. / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2000. - 345 с.
15. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: практ. пособие / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 568 с.
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
17. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: практ. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск: Университэцкае, 1999. - 342 с.
18. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет: практ. пособие / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 160 с.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1998. - Вып.3. - 342 с.
20. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
21. Науменко, Г.В. Фольклорная азбука Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. Всесоюзное издательство "Советский композитор". - М., 1977. - 104 с
22. Петрошевский, А.В. Психология: учебник / А.В. Петрошевский. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001 - 512 с.
23. Программа воспитания и обучения в детском саду: мет. пособие; под ред. М.А. Васильевой. - 3-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
24. Пропп, В.Я. Исторические корни Волшебной сказки. - изд.: Лабиринт, 1998.
25. Ребер, А.Г. Большой толковый психологический словарь. Том 1. / Ребер А. (Penguin). - М.: Вече, АСТ, 2000. - 468 с.
26. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т.
2. — М., 1988. — С. 30
27. Фокина, Е.Н. Школьные нагрузки и здоровье ребёнка. Тезисы докладов и сообщений Международного научного симпозиума 11-14 июня 2009 г. - Тюмень: ТюмГу, 2009. - 163 с.
28. Фокина, Е.Н. Влияние эстетического содержания образования на формирование общей культуры личности. Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия: практ. пособие / Е.Н. Фокина. - Тюмень: ТюмГу, 2009. - 111 с.
29. Фокина, Е.Н. Хореографическое искусство как составляющая мировой культуры. Актуальные проблемы преподавания мировой культуры и глобализация образовательных процессов / Е.Н. Фокина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 154 с.