ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО ТАНЦА 7
1.1 Истоки возникновения и развития историко-бытового танца 7
1.2 Композиционное развитие историко-бытового танца 10
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО ТАНЦА 20
2.1 Основные методы преподавания 20
2.2 Психолого-педагогический аспект методики преподавания
историко-бытового танца 26
2.3. Методика преподавания элементов историко-бытового танца 33
2.4. Программа по историко-бытовому танцу 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО ТАНЦА 7
1.1 Истоки возникновения и развития историко-бытового танца 7
1.2 Композиционное развитие историко-бытового танца 10
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО ТАНЦА 20
2.1 Основные методы преподавания 20
2.2 Психолого-педагогический аспект методики преподавания
историко-бытового танца 26
2.3. Методика преподавания элементов историко-бытового танца 33
2.4. Программа по историко-бытовому танцу 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Историко-бытовой танец является частью хореографического искусства. Его преподавание также является частью общей системы преподавания хореографических дисциплин. Этот предмет дает возможность практически познать историческое развитие танца.
Показ, наглядность - основной педагогический прием, поэтому преподаватель обязан безупречно владеть техникой исполнения, стилем, манерой, что позволит свободно импровизировать сочинять в стиле прошлых эпох. Фантазия интуиция преподавателя здесь может быть безграничной. Но и без знания истории танца методика обучения невозможна.
Предмет изучает историю развития танцев в композициях, создает условия для дальнейшего творческого развития. Источник возникновения бальной хореографии - народный танец. В задачи предмета входит обучение и осмысление хореографического текста, развитие координации, музыкальности, выразительности, а также изучение быта, костюмов, общественной характеристики изучаемой эпохи.
Изучение опыта преподавания историко-бытового танца свидетельствует, что его содержание мало используется в обучении детей. Кроме того, танец преподается при слабом использовании воспитательных функций. Обучение чаще приводят с детьми, отобранными по физическим данным, тогда как большая часть детей остается вне воспитания танцем. Не формируется интерес к обучению танцем как потребность воспитания, красоты и грациозности фигуры как условия комфортности, общения. Являясь танцем парным историко-бытовой танец дает эффект воспитания общественного поведения, разрушай возрастной барьер между мальчиком и девочкой. Таким образом не используется много функциональность этого предмета. Задачей обучения, безусловно, должно явится приобретение навыков, умение сохранять стиль и манеру исполнения. Учится технике «управления» партнершей, культуре общения в танце. На занятиях в младших классах учеников целесообразно ставить по линиям в шахматном порядке, для того чтобы каждый ученик был в поле зрения педагога. Линии желательно менять это помогает лучше видеть каждого ученика. Одним из путей реализации всех функций предмета является специализация на преподавание танца в школе. Специализация предполагает изучение методики преподавания хореографии, широкое познание области смежных искусств, владение психолого-педагогическими приемами в работе с детьми. Обучение танцу должно внести радость в жизнь ребенка, ибо танец стремление человека выразить радостное чувство и веселое расположение духа в движении.
Познавательная ценность и исторических танцев разных эпох в их лексико-стилистической точности, подвижности в своем развитии лексики и композиций. Общественную значимость танцу как, явлению социальному придает широкое его использование в литературе, театре, опере, балете и т.д.
Профессионалы-хореографы средних веков своим мастерством подняли искусство исполнения танца на новую высоту. Танцмейстеры создают канонические формы танцев, которые старательно и пунктуально изучает привилегированное общество. Этому во многом способствуют учебники, где систематизируются движения и делается попытка зафиксировать танцевальные композиции.
Историко-бытовой танец прочно вошел в хореографическую ткань балетных спектаклей. Задорной фарандолой когда-то заканчивалась представления ярмарочных и бульварных театров Парижа. Теперь редко какой балет обходится без полонеза. Влияние бытового танца на сценическую хореографию еще недостаточно изучено. Здесь еще немало темных мест и спорных предположений. Всестороннее исследование этого вопроса поможет более глубоко разобраться в стилевых особенностях спектаклей различных эпох, даст возможность более конкретно говорить о происхождении лексики сценического танца.
На сегодняшний день, интерес к историко-бытовому танцу снова возрос. С каждым годом все чаще проводится в различных городах такая форма общественного досуга, как балл. Помимо этого, во многих военных училищах, а также кадетских корпусах введен новый (забытый с годами) предмет - этикет. В программу данного предмета входит изучение ряда историко-бытовых танцев (Полонез, Мазурка, Падеграс, Краковяк, Кадриль, а также различные виды вальса и фокстрота).
Поэтому обучающийся должен знать особенности культуры той или иной эпохи, понимание того, что танец является отражением эстетического стиля эпохи, должен освоить экзерсис бытового танца: шаги, поклоны, положения рук, корпуса, а также простейшие танцевальные движения. Изучить и освоить манеру бытовых танцев XV-XX вв. Ознакомиться с историей развития танцев, с изменением костюма и в связи с этими знаниями прийти к глубинному пониманию танца как выразителя эстетики и культуры той или иной эпохи.
Таким образом, научная проблема исследования состоит в необходимости изучения и становления историко-бытового танца в России, а также его влиянии на сценическую хореографию во все времена. Тема исследования: «Историко-бытовой танец: исторический аспект, становление, развитие».
Целью исследования является знакомство со стилями и манерами разных эпох, развитие поз, лексики, координации движения, музыкальное сопровождении, костюмы исполнителей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что акцентированное внимание к историческому развитию историко-бытового танца позволит глубоко исследовать происхождение лексики сценического танца.
Актуальность темы определила личные интересы, и были поставлены следующие задачи:
• путем изучения и анализа научно-методической литературы отследить основные этапы в развитии и становлении историко-бытового танца;
• обобщить опыт работы ведущих специалистов-практиков в области хореографического искусства, акцентирующих внимание на эстетическое воспитание;
• опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации в изучении историко-бытового танца для хореографических отделений детских музыкальных школ и школ искусств.
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в условиях занятий историко-бытовым танцем в детских музыкальных школах и школах искусств.
Предметом исследования являются направленное воздействие на организацию учебно-воспитательного процесса, образовательной среды, условий, способствующему изучению историко-бытового танца.
Для поставленных задач мы использовали методы исследования: ретроспективный анализ литературных источников, передовой педагогический анализ работы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Показ, наглядность - основной педагогический прием, поэтому преподаватель обязан безупречно владеть техникой исполнения, стилем, манерой, что позволит свободно импровизировать сочинять в стиле прошлых эпох. Фантазия интуиция преподавателя здесь может быть безграничной. Но и без знания истории танца методика обучения невозможна.
Предмет изучает историю развития танцев в композициях, создает условия для дальнейшего творческого развития. Источник возникновения бальной хореографии - народный танец. В задачи предмета входит обучение и осмысление хореографического текста, развитие координации, музыкальности, выразительности, а также изучение быта, костюмов, общественной характеристики изучаемой эпохи.
Изучение опыта преподавания историко-бытового танца свидетельствует, что его содержание мало используется в обучении детей. Кроме того, танец преподается при слабом использовании воспитательных функций. Обучение чаще приводят с детьми, отобранными по физическим данным, тогда как большая часть детей остается вне воспитания танцем. Не формируется интерес к обучению танцем как потребность воспитания, красоты и грациозности фигуры как условия комфортности, общения. Являясь танцем парным историко-бытовой танец дает эффект воспитания общественного поведения, разрушай возрастной барьер между мальчиком и девочкой. Таким образом не используется много функциональность этого предмета. Задачей обучения, безусловно, должно явится приобретение навыков, умение сохранять стиль и манеру исполнения. Учится технике «управления» партнершей, культуре общения в танце. На занятиях в младших классах учеников целесообразно ставить по линиям в шахматном порядке, для того чтобы каждый ученик был в поле зрения педагога. Линии желательно менять это помогает лучше видеть каждого ученика. Одним из путей реализации всех функций предмета является специализация на преподавание танца в школе. Специализация предполагает изучение методики преподавания хореографии, широкое познание области смежных искусств, владение психолого-педагогическими приемами в работе с детьми. Обучение танцу должно внести радость в жизнь ребенка, ибо танец стремление человека выразить радостное чувство и веселое расположение духа в движении.
Познавательная ценность и исторических танцев разных эпох в их лексико-стилистической точности, подвижности в своем развитии лексики и композиций. Общественную значимость танцу как, явлению социальному придает широкое его использование в литературе, театре, опере, балете и т.д.
Профессионалы-хореографы средних веков своим мастерством подняли искусство исполнения танца на новую высоту. Танцмейстеры создают канонические формы танцев, которые старательно и пунктуально изучает привилегированное общество. Этому во многом способствуют учебники, где систематизируются движения и делается попытка зафиксировать танцевальные композиции.
Историко-бытовой танец прочно вошел в хореографическую ткань балетных спектаклей. Задорной фарандолой когда-то заканчивалась представления ярмарочных и бульварных театров Парижа. Теперь редко какой балет обходится без полонеза. Влияние бытового танца на сценическую хореографию еще недостаточно изучено. Здесь еще немало темных мест и спорных предположений. Всестороннее исследование этого вопроса поможет более глубоко разобраться в стилевых особенностях спектаклей различных эпох, даст возможность более конкретно говорить о происхождении лексики сценического танца.
На сегодняшний день, интерес к историко-бытовому танцу снова возрос. С каждым годом все чаще проводится в различных городах такая форма общественного досуга, как балл. Помимо этого, во многих военных училищах, а также кадетских корпусах введен новый (забытый с годами) предмет - этикет. В программу данного предмета входит изучение ряда историко-бытовых танцев (Полонез, Мазурка, Падеграс, Краковяк, Кадриль, а также различные виды вальса и фокстрота).
Поэтому обучающийся должен знать особенности культуры той или иной эпохи, понимание того, что танец является отражением эстетического стиля эпохи, должен освоить экзерсис бытового танца: шаги, поклоны, положения рук, корпуса, а также простейшие танцевальные движения. Изучить и освоить манеру бытовых танцев XV-XX вв. Ознакомиться с историей развития танцев, с изменением костюма и в связи с этими знаниями прийти к глубинному пониманию танца как выразителя эстетики и культуры той или иной эпохи.
Таким образом, научная проблема исследования состоит в необходимости изучения и становления историко-бытового танца в России, а также его влиянии на сценическую хореографию во все времена. Тема исследования: «Историко-бытовой танец: исторический аспект, становление, развитие».
Целью исследования является знакомство со стилями и манерами разных эпох, развитие поз, лексики, координации движения, музыкальное сопровождении, костюмы исполнителей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что акцентированное внимание к историческому развитию историко-бытового танца позволит глубоко исследовать происхождение лексики сценического танца.
Актуальность темы определила личные интересы, и были поставлены следующие задачи:
• путем изучения и анализа научно-методической литературы отследить основные этапы в развитии и становлении историко-бытового танца;
• обобщить опыт работы ведущих специалистов-практиков в области хореографического искусства, акцентирующих внимание на эстетическое воспитание;
• опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации в изучении историко-бытового танца для хореографических отделений детских музыкальных школ и школ искусств.
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в условиях занятий историко-бытовым танцем в детских музыкальных школах и школах искусств.
Предметом исследования являются направленное воздействие на организацию учебно-воспитательного процесса, образовательной среды, условий, способствующему изучению историко-бытового танца.
Для поставленных задач мы использовали методы исследования: ретроспективный анализ литературных источников, передовой педагогический анализ работы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
В своем развитии историко-бытовой танец опирался на народную основу. Отрываясь от нее, приспосабливаясь к социальному заказу, он развивал технику танцевания, обогащался смежным искусством и стал как бы опосредованным отображением своей эпохи. Благодаря ему созданы условия для возникновения сценического танца (классического). Многофункциональность этого вида танца позволяет ему стать предметом по воспитанию и формированию творческой личности. Предмет «историко-бытовой танец» включает теоретическую, методическую и практическую части в методике преподавания. Создаются условия для индивидуального обучения. Без знаний характеристик учащихся, их индивидуально-психологических различий успех в обучении невозможен.
Дифференцированный подход дает возможность максимально раскрыть способности ученика, опираясь на возможности его двигательного аппарата, на музыкальное воспитание и воздействие смежных искусств. Предмет несет в себе неиссякаемые возможности воспитания общественного поведения. Полученные навыки формируют фигуру и духовно обогащают личность, знакомят с мировой историей искусства. Методика обучения невозможна также без знания истории танца. Преподавателю необходима широкая эрудиция, умение пользоваться литературой, иконографией, музыкальной литературой как дополнительными источниками к изучению истории танца. Знание истории костюма определяет активное его влияние на развитие историко-бытовых танцев.
Показ, наглядность - основной педагогический прием, поэтому преподаватель обязан безупречно владеть техникой исполнения, стилем, манерой. Что позволяет свободно импровизировать и сочинять в стиле прошлых эпох. Изучение историко-бытовых танцев, подвижных в своем развитии, позволит использовать огромный опыт учителей прошлых эпох, осмыслить его, создать танцы, соответствующие требованиям современного общества, возродить профессию учителя танцев.
Анализ педагогической деятельности позволил определить наравне с недостатками пути совершенствования методики преподавания. Поскольку в основу обучения положена программа хореографических училищ по подготовке профессиональных исполнителей, значительно снижается возможность реализации основной цели. Содержание этого предмета должно быть ориентированно на доступный, многообразный репертуар, многофункциональность, на вовлечение в творческую деятельность всех учащихся.
Проведение интегрированных уроков позволяет даже ученикам индивидуальные задания: подобрать литературный материал, музыкальное оформление, сделать детали костюма, изобразить в рисунке танец и т.д. Тогда формируется устойчивый интерес к предмету. Мальчики и девочки ощущают комфортность в современной деятельности. Личность не испытывает ущемления от уровня занятий и умений, а реализовывает себя в избранной сфере творческой деятельности. Системность и последовательность учебного процесса гарантирует воспитание устойчивых познавательных интересов.
Многосторонняя система педагогического процесса в первом этапе обеспечит элементарное владение хореографическими движениями, информацией об особенностях предмета и формирование интереса к этому виду деятельности.
Педагогическая цель второго этапа - сочетание хореографического образования с развитием ассоциативного мышления, образованности, эмоциональности, музыкальности привлечением к индивидуальной творческой деятельности.
На третьем этапе в качестве педагогической цели должно быть выдвинуто понимание общественной значимости своей деятельности, использование учащимися своей деятельности, полученных знаний. Умения и навыков в любой сфере деятельности.
Педагогической целью остается формирование отношений к знаниям историко-бытовым танцем как средству развития личности, превращения его в осознанную общественно-полезную деятельность.
Таким образом, совершенствование методики преподавания и успешная реализация программы воспитания гармонически развитой личности средствами историко-бытового танца зависит от:
- глубокого изучения историко-бытового танца и специализации «учитель танца, учитель изящных манер» в инструментах культуры;
- создания для школ разного типа программы по изучению этого предмета без ориентации на профессиональную сценическую деятельность;
- системности занятий, сочетание групповых занятий с индивидуальной работой;
- организация учебно-воспитательной работы в сочетании с
внеклассными просветительскими мероприятиями на основе хореографического искусства.
Дифференцированный подход дает возможность максимально раскрыть способности ученика, опираясь на возможности его двигательного аппарата, на музыкальное воспитание и воздействие смежных искусств. Предмет несет в себе неиссякаемые возможности воспитания общественного поведения. Полученные навыки формируют фигуру и духовно обогащают личность, знакомят с мировой историей искусства. Методика обучения невозможна также без знания истории танца. Преподавателю необходима широкая эрудиция, умение пользоваться литературой, иконографией, музыкальной литературой как дополнительными источниками к изучению истории танца. Знание истории костюма определяет активное его влияние на развитие историко-бытовых танцев.
Показ, наглядность - основной педагогический прием, поэтому преподаватель обязан безупречно владеть техникой исполнения, стилем, манерой. Что позволяет свободно импровизировать и сочинять в стиле прошлых эпох. Изучение историко-бытовых танцев, подвижных в своем развитии, позволит использовать огромный опыт учителей прошлых эпох, осмыслить его, создать танцы, соответствующие требованиям современного общества, возродить профессию учителя танцев.
Анализ педагогической деятельности позволил определить наравне с недостатками пути совершенствования методики преподавания. Поскольку в основу обучения положена программа хореографических училищ по подготовке профессиональных исполнителей, значительно снижается возможность реализации основной цели. Содержание этого предмета должно быть ориентированно на доступный, многообразный репертуар, многофункциональность, на вовлечение в творческую деятельность всех учащихся.
Проведение интегрированных уроков позволяет даже ученикам индивидуальные задания: подобрать литературный материал, музыкальное оформление, сделать детали костюма, изобразить в рисунке танец и т.д. Тогда формируется устойчивый интерес к предмету. Мальчики и девочки ощущают комфортность в современной деятельности. Личность не испытывает ущемления от уровня занятий и умений, а реализовывает себя в избранной сфере творческой деятельности. Системность и последовательность учебного процесса гарантирует воспитание устойчивых познавательных интересов.
Многосторонняя система педагогического процесса в первом этапе обеспечит элементарное владение хореографическими движениями, информацией об особенностях предмета и формирование интереса к этому виду деятельности.
Педагогическая цель второго этапа - сочетание хореографического образования с развитием ассоциативного мышления, образованности, эмоциональности, музыкальности привлечением к индивидуальной творческой деятельности.
На третьем этапе в качестве педагогической цели должно быть выдвинуто понимание общественной значимости своей деятельности, использование учащимися своей деятельности, полученных знаний. Умения и навыков в любой сфере деятельности.
Педагогической целью остается формирование отношений к знаниям историко-бытовым танцем как средству развития личности, превращения его в осознанную общественно-полезную деятельность.
Таким образом, совершенствование методики преподавания и успешная реализация программы воспитания гармонически развитой личности средствами историко-бытового танца зависит от:
- глубокого изучения историко-бытового танца и специализации «учитель танца, учитель изящных манер» в инструментах культуры;
- создания для школ разного типа программы по изучению этого предмета без ориентации на профессиональную сценическую деятельность;
- системности занятий, сочетание групповых занятий с индивидуальной работой;
- организация учебно-воспитательной работы в сочетании с
внеклассными просветительскими мероприятиями на основе хореографического искусства.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ РИТМОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Ф.ГАСКАРОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ ХОРЕГОРАФИИ БАШКОРТОСТАНА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия патриотического воспитания младших школьников (Российский новый университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - СПЕЦИФИКА МУЗЕЕФИКАЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЖЕНСКОГО КАЗАХСКОГО ТАНЦА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - КОСТЮМ В НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМ И КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



