Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения экономических дисциплин 7
1.1. Формы работы, повышающие уровень познавательной активности
студентов 7
1.2. Методы активизации познавательной деятельности студентов 16
1.3. Проблемные ситуации как методы активизации познавательной
деятельности студентов 23
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Разработка комплекса лекционных занятий с использование методов активизации познавательной деятельности студентов ГБПОУ «Южно-Уральского государственного колледжа» 36
2.1. Анализ познавательной активности студентов ГБПОУ «Южно-
Уральского государственного колледжа» в процессе изучения экономических дисциплин 36
2.2. Рекомендации по совершенствованию активизации познавательной
деятельности студентов с помощью применения проблемных ситуаций в процессе изучения экономических дисциплин 43
2.3. Разработка комплекса лекционных занятий с применением проблемных ситуаций, как метода активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения экономических дисциплин ГБПОУ «Южно-Уральского
государственного колледжа» 50
Выводы по Главе 2 63
Заключение 65
Список литературы 70
Приложения
Актуальность темы исследования. Исследование проблемы формирования познавательной активности студентов обусловлено современными социальными и экономическими реалиями. На сегодняшний день наблюдается тенденция развития среднего образования, что обуславливает как количественные, так и качественные изменения в данной сфере. Значительно увеличилась численность студентов и, как следствие, изменился социальный состав студенчества, что в некоторой степени подорвало социальную и интеллектуальную однородность студентов в системе среднего образования. Это породило необходимость изменений в организации академической деятельности организаций среднего профессионального образования.
Кроме того, на современном этапе развития экономики нашей страны возникла необходимость социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, профессиональной мобильностью, самостоятельностью, умением постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, профессионально реализовываться и поддерживать дальнейший творческий рост. Все это ставит задачу воспитания студента, способного взять на себя ответственность за свое образование, стать субъектом собственного профессионального развития.
Сформированная познавательная активность позволяет личности актуализировать свой потенциал, моделировать профессиональное мастерство и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей профессиональной деятельности и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни.
Именно поэтому вопросы формирования познавательной активности, профессионального саморазвития специалистов и определения организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что вопросу повышения активности и интереса студентов уделяли внимание многие известные исследователи: Г.С. Абрамова, К.А. Абульханова- Славская, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина и др.
Идею развития интереса у обучаемых пропагандировали и осуществляли на практике К.А.Гельвеций, И.Ф.Гербарт, Ф.Дистерверг, Д.Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой и др. Этой проблеме придавали большое значение Б.К.Бабанский, П.П.Блонский, Д.Н. Богоявленский, Л.И.Божович, Н.А.Менчинская, С.Т.Шацкий, Г.И.Щукина и др.
В ряде работ последних лет раскрываются результаты исследований по проблемам мотивационной сферы личности студентов, познавательной активности, самостоятельности (О.С. Васильева, С.Н. Казначеева, А.А. Комарова, А.О. Кочнев, Е.А. Липендина, Т.В. Лузина, Е.Н. Трифонов, Р.И. Цветкова и др.).
Актуальность данного вопроса позволяет сформулировать проблему исследования: насколько эффективно использование методов, повышающих познавательную активность в процессе обучения экономических дисциплин. Это обусловило выбор темы исследования: «Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения экономических дисциплин».
Цель исследования теоретическое обоснование проблемы активизации познавательной деятельности, разработка рекомендаций по совершенствованию активизации познавательной деятельности студентов при помощи применения проблемных ситуаций в процессе обучения экономических дисциплин, а также разработка комплекса лекционных занятий с применением проблемных ситуаций.
Объект исследования: познавательная деятельность студентов в профессиональной образовательной организации
Предмет исследования: активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения экономических дисциплин.
Объект и цель исследования предопределили следующие его задачи:
1. Раскрыть сущность и значение форм и методов познавательной активности студентов в процессе обучения экономических дисциплин.
2. Изучить состояние использования проблемной ситуации как основного метода активизации познавательной деятельности студентов.
3. Оценить уровень активизации познавательной деятельности студентов в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж».
4. Дать рекомендации по совершенствованию активизации познавательной деятельности студентов с помощью применения проблемных ситуаций в процессе обучения экономических дисциплин
5. Разработать комплекс лекционных занятий с применением проблемных ситуаций
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и выводы педагогов, психологов и ученых других отраслей знания, в которых раскрываются различные стороны развития личности и процессе обучения, воспитания и социализации. В данном контексте полезными являются: основы педагогической психологии (Е.Н.Богданов, И.В.Дубровина, И.А.Зимняя, Н.В.Синягина, А.В.Столяренко и др.), общедидактические основы обучения в высшей школе (В.В.Давыдов, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин, Ю.Ф. Худолеев и др.); концепция духовно-нравственного и профессионального развития специалистов (К. А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, А.А. Деркач, Е.А. Климов, П. А. Корчемный, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, В.Г.Михайловский и др.).
Практическая значимость исследования: состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию активизации познавательной деятельности студентов и внедрениив процессе обучения экономических дисциплин в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» комплекса лекционных занятий с применением проблемных ситуаций, как одного из методов активизации познавательной деятельности.
Методы исследования: В ходе исследования применялись общенаучные методы: общелогические (анализ, синтез, индукция, аналогия), теоретические (обобщение и системный метод) и эмпирические методы (диагностические: анкетирование, измерение, сравнение, интервью, рейтинг, беседы).
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный колледж»
Адрес:
454048, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Курчатова, 7
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе выпускной работы изучаются теоретические аспекты активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации, более точно рассматриваются формы и методы, повышающие познавательную активность. Исследованы проблемные ситуации как основной метод активизации познавательной деятельности.
Во второй главе работы представлена организационная характеристика ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж»; проведен анализ организации работы по формированию познавательной активности в процессе изучения экономических дисциплин на базе исследования; предложены меры по повышению познавательной активности при изучении экономических дисциплин в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж».
Анализ современного состояния изучаемой проблемы, формирования познавательной активности студентов, позволил выявить недостаточность разработки её в теории и на практике профессионального образования, вследствие такой характеристики, как низкий уровень сформированности у студентов познавательной активности.
Развитие познавательной активности способствует формированию позитивного отношения к теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности, освоению практических умений, формированию профессионально - личностных качеств студентов, их мотивационной, когнитивной и организационной готовности к профессиональному самообразованию, создание основы для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности, что способствует обеспечению профессиональной мобильности будущего специалиста.
Перед проведением исследования нами были оставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение форм и методов познавательной активности студентов в процессе обучения экономических дисциплин.
2. Изучить состояние использования проблемной ситуации как основного метода активизации познавательной деятельности студентов.
3. Оценить уровень активизации познавательной деятельности студентов в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж».
4. Дать рекомендации по совершенствованию активизации познавательной деятельности студентов с помощью применения проблемных ситуаций в процессе обучения экономических дисциплин
5. Разработать комплекс лекционных занятий с применением проблемных ситуаций
Каждая задача раскрыта в определенном параграфе и сформированы выводы в конце главы.
При помощи улучшения форм и методов обучения, а также совершенствования организации и управления учебным процессом происходит активизация познавательной деятельности. Наибольший результат достигается при активном участии преподавательского, управленческого субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации. В параграфе 1.1. нами раскрыты формы работы, повышающие уровень познавательной активности студентов:
1) Применение нетрадиционных форм проведения занятий (деловая игра, соревнование, экскурсия, интегрированное занятие и др.).
2) Использование игровых форм.
Игровые же формы интерактивного обучения представляют собой процесс
3) Диалогическое взаимодействие.
4) Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные
5) Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
умениями и навыками, формирования личности обучающегося.
6) Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).
7) Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
8) Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
9) Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.).
Помимо форм работы, повышающих познавательный интерес, нами были выявлены и методы активизации познавательной деятельности студентов, применяемых нами в учебном процессе, которые дают заметный положительный эффект.
— Бинарные лекции.
— Самостоятельная работа студентов
— Метод дискуссии
— Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
— Наглядные методы
— Практические методы.
— Метод проблемного изложения
Проведённое нами исследование позволило сделать вывод о том, что, необходимость изучения проблем формирования познавательной активности студентов в процессе изучения в колледже обусловлена причинами социального и личностного плана. Социальная необходимость связана с ускорением темпов научно - технического прогресса, кардинальных изменений во всех сферах жизни общества. Личностная необходимость отражает психические особенности.
С точки зрения процесса преподавания проблемная ситуация специально создается преподавателем путем применения особых методических приемов, что, безусловно, требует от преподавателя знания основных методов создания проблемных ситуаций [39].
1. Побуждение студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это приводит к активному усвоению новых знаний путем поисковой деятельности.
2. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления.
3. Побуждение студентов к анализу фактов и явлений действительности. Противоречие в данном случае возникает между житейскими представлениями и научными знаниями об этих фактах.
4. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении студентами заданий практического характера. Проблемные ситуации возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной цели.
5. Побуждение студентов к предварительному обобщению новых фактов.
6. Использование межпредметных связей.
7. Ознакомление студентов с историческими фактами. Таким образом, студенты сталкиваются с проблемными ситуациями, имевшими место в процессе становления изучаемой ими теории.
Поставленные задачи теоретического и практического значения в работе были достигнуты. Нами была раскрыта сущность и значение форм и методов познавательной активности студентов в процессе обучения экономических дисциплин. Более подробно изучена проблемная ситуация, как метод активизации познавательной деятельности студентов.
После оценки уровня активизации познавательной деятельности студентов в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», разработаны рекомендации по ее совершенствованию, а также комплекс лекционных занятий с применением проблемных ситуаций.
Анализ теоретических исследований и практики профессионального обучения позволил определить сущность, структуру познавательной активности студентов в процессе изучения экономических дисциплин. Было выявлено отсутствие целостной концепции формирования познавательной активности.
Практическая работа показала, что для эффективного формирования познавательной активности требуется такая организация профессионального обучения, которая предусматривает: постановку цели формирования познавательной активности; использование методов и средств, адекватных целям формирования познавательной активности.
В данном исследовании познавательная активность студентов рассматривается нами, как продуктивная деятельность, в которой проявляется их отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности и стремление мобилизовать свои волевые усилия в условиях, направленных на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов.
Структура познавательной активности студентов представляет собой
органичное единство следующих компонентов: содержательно¬
операционного, эмоционально-волевого и рефлексивно-оценочного.
Практическая реализация модели развития познавательной активности студентов происходила при следующих педагогических условиях:
- целевой направленности образовательного процесса на формирование устойчивых, познавательных интересов и мотивов у студентов в процессе учебной деятельности;
- психолого-педагогической диагностики познавательной активности студентов.
В качестве оценочной категории развития познавательного интереса студентов в процессе обучения экономических дисциплин мы ориентировались на их личное мнение. Свой интерес к проводимым занятиям группа оценивала по 10-бальной шкале.
- высокий (10 баллов) уровень, включающий сформированность знаний, умений и навыков учебной деятельности, устойчивый интерес к процессу обучения;
- низкий или воспроизводящий уровень(3-4 балла),
характеризующийся невысоким уровнем сформированное знаний, умений и навыков - учебной деятельности, формированием волевых усилий и устойчивого интереса, несистематической рефлексией.
В ходе проведенной работы проведенного на базе ГБПОУ «Южно-Уральского государственного колледжа» было показано, что процесс развития познавательной активности должен проходить поэтапно, в соответствии с компонентами учебной деятельности. Более эффективно работает такой метод, активизирующий познавательную деятельность, как проблемные ситуации. Именно данный метод и был введен в комплекс лекционных занятий.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учебное пособие [Текст] / Г.И. Щукина, В.Н. Липник, A.C. Роботова и др.; под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности [Текст] / Б.Г. Ананьев. - С-Пб.: Изд-во СПб.ун-та, 2016. - 546 с.
4. Андреев, A.A. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] / A.A. Андреев // Школьные технологии. 2015. - № 3. - С. 154169.
5. Андреев, A.A., Солдаткин, В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект [Текст] / A.A. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: МГОУ, 2014. - 168 с.
6. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2015. - 192 с.
7. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М., 2015.
8. Балашова, И.В. Применение электронных средств обучения фактор эффективного развития познавательного интереса студентов [Текст] / И.В. Балашова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Т. 14. -Кострома, 2017. -№ 2. - С. 247-249.
9. Бахмутский, А. Е. Педагогика: учебник / [А. Е. Бахмутский и др.]. Санкт-Петербург: Питер пресс, 2017. - 304 с.
10. Беренфельд, Б. С. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием ИКТ: (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) [Текст] / Б.С. Беренфельд, К. Л. Бутягина // Вопросы образования. 2015. - № 3. - С. 104-144.
11. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалько.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014. - 352 с.
12. Богданова, E.H. Анализ компетенций выпускников российских вузов [Текст] / E.H. Богданова // Социологические исследования. 2018. - № 5. - С. 140-144.
13. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 2015. - 209 с.
14. Большаков, А. Интеллектуальные автоматизированные обучающие системы: методология создания [Текст] / А. Большаков // Высшее образование в России. 2016. -№ 6. - С. 70-76.
15. Буторина, Т.С. Дидактические основы использования
информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника [Текст] / Т.С. Буторина, Е.В.Ширшова // Открытое образование.
2014. - № 4. - С. 14-16.
16. Вербицкий, A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография [Текст] / A.A. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2016. - 75 с.
17. Возрастная и педагогическая психология; Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, - 2017. - 215 с.
18. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов [Текст] / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. A.B. Петровского. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2014. - 288 с.
19. Воинова A.A. Переход на инновационный путь развития в высшем образовании [Текст] / A.A. Воинова // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. -Пенза, 2017. С. 13-15.
20. Гнатышина Е.А., Евплова Е.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Текст] / Е.А. Гнатышина, Е.В. Евплова // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа, 2016. С. 67-69
21. Каптерев П.Ф. История русской педагогии: монография. - М.: Лань,
2014. - 765 с.
22. Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Рябчук П.Г., Уварина Н.В. Индивидуальный образовательный маршрут студента как необходимый компонент методики преподавания экономических дисциплин [Текст] / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева, П.Г. Рябчук, Н.В. Уварина // Методика профессионального образования: от теории к практике. - Челябинск, 2017. С. 89-98
23. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник[Текст] / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 с
24. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 с.
25. Мандель, Б.Р Педагогика: Учебное пособие[Текст] / Б.Р Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 с
26. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник для вузов и ссузов[Текст] / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 376 с
27. Педагогика, психология, методики преподавания: практикум[Текст] / Учреждение образования "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы". - Гродно: ГрГУ, 2016. - 50 с
28. Позина, М. Б. Введение в профессию. Психология и педагогика[Текст]
/ М.Б. Позина. - М.: Московская академия образования Натальи
Нестеровой, 2015. - 224 с.
29. Пономарев, П. А. Основы психологии и педагогики[Текст] / П.А. Пономарев. - М.: Феникс, 2017. - 448 с
30. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие
вопросы[Текст] / А.М. Руденко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 125 с.
31. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии: конспект лекций[Текст] / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик. - Мозырь: Содействие,
2015. - 215 с.
32. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. - М., 2014.
33. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 160 с.
34. Тестов, В.А. Дистанционное обучение как основа инноваций [Текст] / В.А. Тестов // Труды СГА. Выпуск 6(июнь). Юриспруденция. Экономика. Психология. Образование. Социология. Политология. Информатика. Филология. - М.: Изд-во СГУ, 2018. - С. 65 - 84.
35. Тестов, В.А. Социокультурные истоки в контексте развития новой образовательной парадигмы [Текст] / В.А. Тестов // Истоковедение. Т. 7. - М.: Истоки, 2015. -С. 75-318.
36. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст] / В.Г. Торосян. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. 351 с.
37. Трайнев, В.А., Трайнев, И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб.пособие [Текст] / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. 2-е изд. - М.: Дашков и К., 2016. - 280 с.
38. Управление познавательной деятельностью студентов: сборник статей; Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та,
2015. - 262 с.
39. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Ю.Г.Фокин. М.: Академия, 2016. -240 с.
40. Хуторской, A.B. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа, 2017. - 639 с.
41. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 с.
42. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений; Под ред. Т.И. Шамовой.- М.: Академия, 2016. 384 с.
43. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб.для студентов вузов [Текст] / Н. И. Шевандрин. 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 507 с.
44. Ширшов, Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий: Монография [Текст] / Е.В. Ширшов. - М.: Университетская книга; Логос, 2016. 272 с.
45. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности студентов в учебном процессе: учеб.пособие для пед. ин-тов [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2015.- 160 с.
46. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов студентов [Текст] / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 2014. - 203 с.
47. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2017.- 351 с.
48. Юдин, В.В. Руководство по разработке учебно-методических комплексов с использованием современных компьютерных средств [Текст] / В.В. Юдин, К.В. Сапегин; Международный университет бизнеса и новых технологий. Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2016. - 47 с.
49. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2016. - 96 с.
50. Якушина, Е. Образовательные интернет-ресурсы в учебном процессе [Текст] / Е. Якушина // Народное образование. 2015. - № 7. - С. 133 - 139.