Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению 10
1.1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе 10
1.2 Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному
обучению 16
1.3 Направления деятельности педагога-психолога по формированию
готовности детей к школьному обучению 30
Выводы по 1 главе 45
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 48
2.1 Цель и задачи исследования психологической готовности детей к
школьному обучению 48
2.2 Анализ и результаты исследования психологической готовности
детей к обучению в школе 52
2.3 Программа работы педагога-психолога по формированию
психологической готовности старшего дошкольника к обучению 64
Выводы по 2 главе 75
Заключение 78
Список литературы
Проблема готовности ребенка к обучению является одной из актуальных проблем педагогов-психологов. В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, необходимостью реализации комплексного подхода психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, изменились требования к содержанию деятельности педагога-психолога. Дошкольное образование теперь является неотъемлемой составной частью и первым уровнем в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности — активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. У детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе о окружающем мире. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.
ФГОС дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально- волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Обследования поступающих в школу детей, проводившиеся психологами, педагогами, медиками, показывают сходные результаты, согласно которым около трети детей, достигших шести-семи летнего возраста, психологически не готовы к школьному обучению. Таким образом, подготовка детей к школе была и остается одной из важнейших задач учебно-воспитательных учреждений и родителей.
Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.М. Пышкало, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и др. важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.
Психологическая готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать, по правилу, заданному учителем. Умственная готовность включает овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.
Как отмечают отечественные и зарубежные психологи, старший дошкольник знает и может многое. У шестилетнего ребенка в достаточной мере сформирована познавательная активность. Ребенок стремится к знаниям и пытается оперировать этими знаниями, представлять ситуации и находить возможные пути для ответа на вопрос.
Важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства является возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом свидетельствуют уровень сформированности у них познавательных способностей, речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации.
Психологическая готовность к школе предполагает наличие у ребенка высокого уровня мотивации, интеллекта, и сферы произвольности, т.е. личностную и интеллектуальную готовность к школе. Для успешного обучения в школе важны оба аспекта, т.к. ребенку необходимы скорейшая адаптация к новым условиям, безболезненное вхождение в новую систему школьных отношений.
Основная проблема дошкольников как раз и состоит в том, что они еще не «наигрались». т.е. дети с удовольствием общаются друг с другом и со взрослыми, играют в школу и представляют себя за школьной партой, но реальная учебная мотивация у большинства детей не сформирована. Это связано с тем, что ведущим типом деятельности для дошкольного периода является игровая деятельность. В действительности у детей остается очень мало времени для игры - в перерыве между кружками и занятиями в детском саду - в этом и состоит основная опасность. Не реализовав в полной мере ведущий тип деятельности, детям достаточно сложно перейти на следующий этап и начать формировать истинно учебную мотивацию.
Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет отставание или искажение в развитии других.
Наиболее сложным и «уязвимым» является период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на предшествующем этапе необходимых психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков может привести к школьной дезадаптации.
В младшем школьном возрасте школьная дезадаптация проявляется у обучающихся в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой школьной успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическими причинами этого может являться низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др. Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, развитие произвольного внимания, произвольной памяти). Причины школьной дезадаптации у младших школьников могут также корениться в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонетического слуха и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов.
Существенное значение имеют также низкий уровень познавательной потребности, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника. Следует обратить особое внимание на недостаточную развитость произвольности. Именно это нарушение лежит за многими собственно учебными затруднениями, за плохой дисциплиной, неумением самостоятельно работать в классе и дома и т.п. Поскольку специальной работы по развитию произвольности в школе, как правило, не ведется, то отрицательные оценки и замечания учителей ведут лишь к закреплению нарушений по типу «замкнутого психологического круга».
Год от года в школах повышаются требования к уровню интеллектуального развития детей, в связи с чем, многие родители делают акцент на развитии мышления ребенка, отдавая его с самых ранних лет в различные кружки и студии. Соответственно перед поступлением в школу наблюдается — мышление развито на самом высоком уровне, ребенок умеет писать и читать, но его эмоциональная и социальная сферы развиты недостаточно. Ребенок не умеет контролировать свои поступки, выполнять правила работы, не может усидеть на месте, соблюдать тишину; кроме того, он «не наигрался» и учебная мотивация не сформирована. В социальном плане у детей часто отсутствуют коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с другими людьми. То есть современные дети, опережая своих предшественников в интеллектуальном плане, не «дотягивают» до них в личностном и социальном развитии.
Важная роль в развитии ребёнка и тем более в психологической готовности к школьному обучению принадлежит родителям, умеющим принимать своего ребёнка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно времени, поощрять самостоятельность и инициативу ребёнка, удовлетворять его разумные потребности. В противном случае ребёнку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребёнку испытывают только отрицательные чувства, считают ребёнка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком, мало заботятся о нём.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Проблеме психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников посвящены труды: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Керн, Е.Е. Кравцова, Р.Лурия, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.
Тема исследования: «Работа педагога-психолога по формированию психологической готовности у старших дошкольников к обучению в школе».
Цель исследования: выявление эффективности психолого-педагогической работы при подготовке детей к обучению в школе.
Объект исследования: процесс формирования психологической готовности детей к обучению в школе.
Предмет исследования: деятельность педагога-психолога в организации программы при подготовке дошкольников к начальной школе: деятельность педагога-психолога по формированию положительной мотивации к обучению в школе у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с родителями, педагогами подготовительной группы и учителями начальных классов приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, к их безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных качеств.
Задачи исследования:
1. Определить содержание понятия «психологическая готовность к школьному обучению»
2. Выявить роль семьи в формировании готовности к школьному обучению
3. Изучить направления работы педагога-психолога по формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе
4. Провести диагностическую работу по выявлению готовности к обучению в школе
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы
6. Разработать программу работы педагога-психолога по формированию психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников. Составить рекомендации родителям.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы)
- эмпирические (эксперимент, тестирование)
- психодиагностические (ЧЕЙ ТЕСТ использовался)
- методы анализа и интерпретации данных
База исследования: исследование проводилось в МДОУ №12 города Санкт-Петербург, группа старшего дошкольного возраста, 20 детей 6-7 лет
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка источников и приложений.
В ходе теоретического и эмпирического исследования нами получены следующие результаты:
1) Психологическая готовность к школе - понятие многокомпонентное. Оно предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными составляющими школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая готовности. Все перечисленные компоненты взаимосвязаны и играют существенную роль в подготовке к школе старшего дошкольника.
2) Старший дошкольный возраст - этап психического развития детей от 5 до 7 лет. Ведущим видом деятельности в данном возрасте является игра. В игре они учатся принимать и выполнять поставленную задачу. Формируются все стороны личности ребенка и элементы трудовой деятельности. Изменяется представление о себе. В этом же возрасте появляется психологическое новообразование - внутренняя позиция школьника, которое представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате объединения познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. [БОЖОВИЧ. Ребенок испытывает необходимость узнавать новое, вступать со взрослыми в новые социальные отношения, что возможно для него через учебную деятельность, повышающую его социальный статус и обеспечивающую новый уровень взаимоотношений. Таким образом, для полноценного развития старшего дошкольника требуется организованная, целенаправленная подготовка к обучению в школе с учетом их возрастных особенностей и физиологических изменений.
3) Роль семьи в подготовке к школе велика. Все первоначальные знания, умения и навыки, в целом - всестороннее развитие, ребенок получает в семье. В условиях современного развития школы, роль семьи выступает как активный помощник воспитателя детского сада и учителя будущего первоклассника. Ведь от того, как у ребенка с первых дней учебы будет воспитан интерес к школе, ответственность, воля, навыки общения в коллективе, зависит будущее ученика. Подготовка ребенка к обучению, воспитанию у него полезных навыков и привычек в семье, возможно за долго до поступления в школу. Важно общее развитие ученика, проявление инициативы, самостоятельность, пытливость. Таким образом, одной из основных задач родителей является оказание помощи детскому саду и школе во всестороннем развитии и воспитании ребенка, в подготовке к обучению в школе.
4) Изучая направления подготовки к школе старших дошкольников можно выделить следующие задачи этого важного процесса: это диагностика готовности к школьному обучению; всестороннее развитие личности дошкольника и всех компонентов готовности; просвещение педагогов и родителей. При реализации процесса подготовки к школе важно учитывать: осуществление преемственности между детским садом и начальной школой; привлечение всех участников образовательного процесса, методическое просвещение педагогов и родителей. Среди основных направлений подготовки к школе старшего дошкольника можно выделить: общее развитие познавательных процессов (памяти, внимания, интеллекта), важен имеющийся у него запас знаний, представлений, а также умение производить некоторые действия в уме; воспитание умения произвольно управлять собой, развивать навык - делать не только то что тебе хочется, но и то, что надо; формирование мотивов, побуждающих к учению; общее физическое развитие.
5) В экспериментальной части нашей работы были подобраны методики направленные на выявление психологической готовности детей подготовительной группы 6-7 лет к школьному обучению Н.И. Гуткиной.
Обобщая результаты проведенной диагностики, можно сделать вывод:
- В исследовании уровней интеллектуального и речевого развития детей большой процент воспитанников продемонстрировал средний уровень готовности к школе, что свидетельствует о том, что у детей недостаточно сформирована готовность к школе на данном уровне развития.
- По результатам исследования фонематического слуха воспитанников, можно сделать вывод, что 50 % детей выполнили задание средне, 5% обладают низким уровнем фонематического слуха, что свидетельствует о слабо сформированном уровне подготовки к обучению в сфере произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности.
- Большой процент воспитанников продемонстрировал средний уровень готовности к школе в развитии произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки; наблюдаются и показатели ниже среднего, что свидетельствует о том, что у детей слабо сформирована готовность к школе в сфере произвольного внимания и сенсомоторной координации. Не все дети ориентируются на образцы, слабо развито умение копировать.
Развитие данных уровней готовности к школе обязательно должно быть включено в программу по подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
Составление программы по подготовке к школе осуществлялось в соответствии с целями и задачами исследования, возрастными и индивидуальными особенностями детей подготовительной группы и потребностями всех участников образовательного процесса. Программа включает в себя: работу с детьми подготовительной группы, родителями и педагогами. Главной задачей программы по подготовке детей к школе выступает: повышение общего уровня готовности, уровней мотивационной и интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению.
1. Аверин, В.А. Психологическое развитие детей младшего школьного возраста: конспект лекций/ В. А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 - 63с.
2. Амоношвили, Ш.А. Здравствуйте дети [Текст]/ Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1983 - 208 с.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/ А. Анастази, С. Урбина. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007
4. Бережнова, О.В. Работа с семьей при подготовке детей к школе: лекторий для родителей будущих первоклассников /О.В. Бережнова. - СПб: Детство- Пресс, 2011
5. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р.
Битянова, Т.В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.:
Совершенство, 2005
6. Блонский, П. П. Педология [Текст]/П.П. Блонский. - М.:Юрайт, 2016 - 392с.
7. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Божович. - М.,2003 - 123с.
8. Будницкая, И.И. Ребенок идет в школу [Текст] / И.И. Будницкая, А.А. Катаева. - М.:Педагогика, 1995. - 1992с.
9. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер. - М.:Знание, 1994. -192 с.
10. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: Учеб. пособие / Б.С. Волков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2008. - 348с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2016. - 200 с.
12. Выготский, Л.С. Психология [Текст]/Л.С. Выготский. - М.:ЭКСМО-Пресс, 2008-1008с.
13. Гашкова, Н.И. Формирование готовности к школе [Текст]/ Н.И. Гашкова//Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - с.15.
14. Генварева, Ю.А. Взаимодействие семьи и школы в изменившейся социокультурной ситуации [Тескт] Ю.А. Генварева// Образование и семья: проблемы сопровождения. Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. Часть 1. - СПб, 2008 - 216с.
15. Гербова, В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова, сост.Г.М. Лямина. - М.: Просвещение 2007. - 362с.
16. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Тескт]/ С.И. Гессен. - М.: «Школа-Пресс», 1995
17. Готовность ребенка к школе - залог успешной адаптации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://womenstalk.ru/gotovnost-rebenka-k-shkole-zalog-uspesgnoj-adaptacii.html.
18. Гуткина, Н.И. Готов ли ребенок к школе? [Текст]/ Н.И. Гуткина// Начальная школа: плюс-минус. - 1999. №3.
19. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н.И. Гуткина. - 3-е изд.,перераб. - М.:МГПУ, 2002-68с.
20. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]: учебное пособие / Н.И. Гуткина. - 3-е изд., перераб. и дополн.- СПб.: Питер, 2004. -208с.
21. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический проект, 2000. - 3-е изд.,перераб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ruКаталог книг и библиотек
22. Давыдов, В.В. Научные достижения Д.Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии. [Текст] / Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. - М.,1989. 78 с.
23. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст] / Н.В. Елфимова. - М.: Изд- во МГУ, 2007. - 234с.
24. Жукова М.В. Психология семьи и семейного воспитания [Текст]: конспекты лекций / М.В.Жукова, В.Н. Запорожец, К.И. Шишкина. - Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2014. - 223с.
25. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников [Тескт]/ Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - с. 41-45.
26. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. - М., 2007.
27. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 -
ФЗ[Текст]: Федеральный закон [принят Гос. Думой 21 декабря 2012г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.
28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] // А.В. Запорожец. 2т. - М., 1986 - 118с.
29. Запорожец А.В. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе [Текст]/ А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - с.43-49
30. Зверева О.Л. Общение педагогов с родителями в ДОУ [Текст]: методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Короткова. - М.:ТЦ Сфера, 2009-80с.
31. Игл, Ф.Л. Психологическая энциклопедия [Текст] / Ф.Л. Игл. - 2-е изд. - Санкт-Петербург, 2003. -253с.
32. Йирасек, Я. Диагностика школьной зрелости. Диагностика психологического развития [Текст] / Я. Йирасек. Прага, 1978. 69с.
33. Книга для школьного психолога для интерпретации рисунков: Рисуночные тесты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://infourok.ru/kniga-dlya-shkolnogo-psihologa-dlya-interpretacii-risunkov-risunochnie-testi-990442.html
34. Ковалева, Е. Готовим ребенка к школе [Текст] / Е. Ковалева, Е. Синицына. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336с.
35. Козлова, А.В.Работа ДОУ с семьей [Текст]: методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.:ТЦ Сфера 2008. - 112с
36. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе[Текст]/ Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: 1994, - 94
37. Кравцова Е.Е., Психолог в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М., 2005. - 115с.
38. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе[Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение 2005. - 26с.
39. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. - 2010. - № 2. - С.75-86
40. Крутецкий В.А., Психология [Текст]: учебник для учащихся педагогических училищ / В.А. Крутецкий. - М.:Просвещение, 2007. - 345с.
41. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст]/ И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2009. - 464с.
42. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие/ А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2007. -245с.
43. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка. Проблемы развития психики. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1972 - 76 с.
44. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: педагогика, 2007. - 279с.
45. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
46. Мир детства: младший школьник [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1998.
47. Мухина, В.С. Что такое готовность к учению? [Текст] В.С. Мухина // Семья и школа. - 1987. - №4. - 134с.
48. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина, Москва, Институт практической психологии, 1998г.
49. Начальная школа (младший школьный возраст): подготовка к школе, проблемы в учебе, проблемы в общении [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/1 04 00.shtml
50. Нежнова, Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту [Текст]/Т.А. Нежнова - М.,2003. 241 с.
51. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст]: пособие для практич.психологов, педагогов, родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 256с.
52. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М., 2002.
53. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст]. - М.: Просвещение, 2008. - 382с.
54. Поступление в школу и начальный период обучения - особый период в жизни ребенка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //coko.tomsk.ru/files/infomonitoring/Monitor diagn 12¬
13 rekom1class2012-13.pdf
55. Психологические материала [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://test-metod.ru/index.php/dlya-detej/426-metodika-obrazets-i-
pravilo
56. Психологическая готовность к школе. Психологическая планета [электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www. planetapsy.ru/detskaya-psihiligiya/psihologicheskaya-gotovnost-k-shkole
57. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. - М.:ВЛАДОС, 2008.
58. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://avkrasn.ru/article-1098.html
59. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе. Лекции, консультирование, тренинги. [Текст] / Н.В. Самоукина. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 256с.
60. Семаго, Н. Психолого-Педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения [Текст]: программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.
61. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы. Социально-демографическое исследование [Текст] / А.Г. Харчев. - М.:2006. - 86 с.
62. Цылев, В.Р. о проблеме психологической адаптации школы [Текст] /В.Р.Цылев. - Психологическая наука и образование. №3, 2011. - 68 с.
63. Эльконин, Д.Б. Избранные психологически труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 2004. - 312 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155)
65. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст]: методическое руководство / Л.Я. Ясюкова. - СПб: Иматон, 2008.