Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок

Работа №104855

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игр-головоломок 8
1.1 Особенности формирования интеллектуальной готовности
к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.2 Игры-головоломки как средство формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок 20
2.1 Выявление уровня сформированности интеллектуальной
готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию
интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок 34
2.3 Определение динамики уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 44
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей экспериментальной группы 58
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 59
Приложение В Картотека игр-головоломок 60
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 66


Аннотация
Бакалаврская работа рассматривает решение актуальной проблемы - формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
В ходе работы решаются задачи изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; выявления уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; разработки и апробации содержания и организации работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр- головоломок.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований) и 4 приложений. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Интеллектуальное развитие детей не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, счету, письму, так как они живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Для успешной учебы им необходимо обладать развитым логическим мышлением, устойчивым вниманием, концентрацией, зрительно-моторной координацией.
Одним из компонентов психологической готовности к школе является интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность - это наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения.
Интеллектуальная готовность также подразумевает правильное развитие речи, формирование у ребенка начальных навыков в области учебной деятельности.
Проблемой диагностики и формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе занимались такие педагоги и психологи как: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А. Керн, А.Р Лурия, М.С. Пчелина, Е.Н. Ращикулина, Е.О. Смирнова.
Исследования в области логопсихологии показывают, что нарушение речи накладывает отпечаток на формирование интеллектуальной сферы у детей. Дети с нарушениями речи характеризуются сниженным уровнем общей осведомленности об окружающем мире, недостаточным уровнем развития познавательных процессов, их непроизвольностью,
неустойчивостью внимания, при относительно сохранной смысловой памяти у детей снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания, дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Имея предпосылки для овладения мыслительными операциями, они отстают в развитии словесно-логического мышления.
Одним из средств развития интеллекта у детей дошкольного возраста являются игры-головоломки. Игры-головоломки требуют усидчивости и использования мыслительных процессов. Игра - это естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, усваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, воображение, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, впитывая при этом бесценный опыт общения.
Разработкой игр-головоломок и особенностями их применения в дошкольной педагогике занимались О.В. Бурачевская, М.В. Ибрагимова, З.А. Михайлова, Б.П. Никитин, Е.Н. Ращикулина.
На основании вышеизложенного было установлено противоречие между необходимостью формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием игр-головоломок в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: каковы возможности игр- головоломок в формировании интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок возможно, если:
- подобраны игры-головоломки в соответствии с показателями интеллектуальной готовности к обучению в школе;
- включены игры-головоломки в совместную деятельность педагога и детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- проведена для педагогов презентация современных игр-головоломок как средства развития интеллекта у детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
2. Выявить уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования проблемы интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей с общим недоразвитием речи (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- исследования формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей посредством игр-головоломок (И.И. Казунина, В.И. Красноухов, З.А. Михайлова).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования. АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 203 «Алиса» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-головоломок.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнена качественная характеристика уровней сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что картотека игр-головоломок, направленных на формирование
интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использована педагогами в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используются 13 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 57 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате теоретического исследования было выявлено, что проблема изучения формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня, является актуальной.
Мы изучили различные подходы к определению понятия «интеллектуальная готовность». В нашем исследовании интеллектуальная готовность рассматривается как «зрелость всех познавательных психических процессов, соответствующих возрастному уровню, а именно: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь». Характеристикой интеллектуальной готовности детей к школе является способность будущего ученика овладевать такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация.
У ребенка с ОНР III уровня, уровень сформированности компонентов интеллектуальной готовности, а именно развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, речи и познавательной готовности, значительно ниже, чем у ребенка с нормативным развитием.
На констатирующем этапе для выявления уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе, нами была проведена диагностика. Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. Высокий уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе выявлен у 1 человека, что составило 10%. Средний уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе выявлен у 4 человек, что составило 40%. Низкий уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у 5 человек, что составило 50%.
В процессе формирующего эксперимента нами были подобраны игры- головоломки в соответствии с показателями интеллектуальной готовности к обучению в школе, включены игры-головоломки в деятельность педагогов и детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, проведена презентация современных игр-головоломок, как средства развития интеллекта у детей для педагогов.
На этапе контрольного эксперимента после проведенной нами работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня, произошли качественные изменения. Количество детей с высоким уровнем сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе увеличилось на 20%. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 20%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 40%.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



1. Арсентева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М. : ФОРУМ, 2009. 144 с.
2. Бендер Л. Зрительно-моторный гештальт-тест. М. : «Когито-Центр», 2008. 42 с.
3. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. М.: Просвещение, 1995. С.132-142.
4. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. М. : Знание, 1994. 87 с.
5. Венгер Л. А. Психолог в детском саду. Методика «Перцептивное моделирование». М. : ИНТОР, 1995. 64 с.
6. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
7. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста. М. : Флинта «Наука», 2014. 271с.
8. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М. : УЦ Перспектива, 2008. 96 с.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М. : Академический Проект, 2000. 184 с.
10. Долгова В. И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. № 31. С. 56-60.
11. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. URL: https://e- koncept.ru/2015/95518.htm (дата обращения: 07.02.2022).
12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Литур, 1999. 320 с.
URL: https://superinf.ru/view_article.php7idM67 (дата обращения: 08.02.2022)
13. Ибрагимова М. В. Влияние игр-головоломок на развитие логического мышления у старших дошкольников. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. С. 136-137.
14. Казунина И. И. Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. Электронное издание. Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021. 151 с.
15. Лобанова А. В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Гуманитарные научные исследования», 2017. № 4. С. 25-32.
16. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. : «Просвещение», 1990. 96 с.
17. Мухордова О. Е., Шрейбер Т. В. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 70 с.
18. Ночная Н. В. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 199-200.
19. Притупова А. С., Гольберт Е. В. Изучение психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе // Вестник научных конференций. 2017. № 19. С. 83-85.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ