ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Научные подходы к изучению здоровья и здорового образа жизни
человека 9
1.2 Составляющие понятия «здоровый образ жизни (ЗОЖ) младшего
школьника» 16
1.3 Направления и технологии деятельности учителя по формированию
представлений о здоровом образе жизни у младших школьников 25
1.4 Модель работы учителя по формированию представлений о здоровом
образе жизни у младших школьников 33
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Разработка и реализация комплекса уроков по формированию
представлений о здоровом образе жизни 44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 49
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 49
3.2 Анализ результатов исследования и их интерпретация 53
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Научные подходы к изучению здоровья и здорового образа жизни
человека 9
1.2 Составляющие понятия «здоровый образ жизни (ЗОЖ) младшего
школьника» 16
1.3 Направления и технологии деятельности учителя по формированию
представлений о здоровом образе жизни у младших школьников 25
1.4 Модель работы учителя по формированию представлений о здоровом
образе жизни у младших школьников 33
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Разработка и реализация комплекса уроков по формированию
представлений о здоровом образе жизни 44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 49
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 49
3.2 Анализ результатов исследования и их интерпретация 53
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У обучающихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
На современном этапе актуальной задачей общества является забота о здоровье подрастающего поколения. Приоритетной целью образования после его реформирования является создание образовательной среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению младших школьников, формирует здоровый образ жизни, воспитывает культуру здоровья, нейтрализует негативное действие внешних и внутренних факторов среды, формирует мотивацию на здоровый образ жизни. Значительное место в формировании и укреплении здоровья школьников занимает период обучения в начальной школе. Ухудшение здоровья среди школьников, которое наблюдается в последнее время, требует наиболее пристального внимания, а также принятия конкретных мер по его формированию и укреплению.
Результаты многочисленных исследований здоровья подрастающего поколения внушают серьезные опасения. На фоне негативных изменений экологической обстановки, социально-экономических проблем, а также и узкой лечебной специализации медицины ярко прослеживается динамика увеличения в образовательных учреждениях детей с ослабленным здоровьем. У них затруднены адаптация к учебной деятельности, концентрация внимания и выполнение учебных задач. Подобное состояние организма снижает эффективность самых передовых педагогических технологий и значительно затрудняет реализацию программы развития личности.
Из года в год происходит снижение количества здоровых детей и увеличивается их общая заболеваемость. Решающим фактором, влияющим на состояние здоровья детей, в равной степени с наследственностью и экологией, является внутришкольная среда. Возрастание нагрузки в процессе обучения в школе еще более усугубило проблему здоровья младших школьников.
Согласно исследованиям (Н.В. Барышева, И.И. Брехман, В.В. Колбанова, В.П. Петленко и др.), наиболее неблагоприятно на здоровье школьников влияют: гиподинамия, увеличенная учебная нагрузка, неправильное питание, несоответствие стандартам гигиенических требований мебели, освещённости и др., а также недостаточное информирование о здоровье и здоровом образе жизни у детей, педагогов и родителей, неудовлетворительная деятельность школы по формированию культуры здоровья.
Известно, что здоровье - важнейший компонент человеческого благополучия, счастья, одно из основных прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. Здоровье населения отражает социально-экономическое, демографическое, экологическое, санитарно-гигиеническое состояние страны и влияет на интенсивность её поступательного развития. Именно поэтому здоровье является качественной характеристикой любого общества.
Правильное отношение к своему здоровью необходимо начинать формировать с самого раннего возраста, с целью воспитания гармонично развитой и здоровой личности. В последнее время одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье ребенка следует рассматривать как приоритетную ценность, цель которой заключается в необходимости создания условий для получения результата успешного педагогического процесса.
В основе образовательного процесса положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, которые присущи человеку от природы. Ведущей в системе данных потребностей выступает потребность в физическом самосовершенствовании и двигательной активности. Она проявляется в единстве со следующими потребностями: получение удовлетворения и наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребности сопереживания в процессе взаимодействия и общения с другими людьми, а также в потребности в самоутверждении.
Однако противоречия, сложившиеся между потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни (ЗОЖ) и наличием школьных факторов, которые негативно воздействуют на здоровье ребенка, требуют создания условий для правильного формирования здоровой личности, а также здоровьесберегающей образовательной среды и разработкой соответствующих технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одной из основных задач решения проблемы, связанной с ухудшением здоровья младших школьников является формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
На основе изучения и анализа, имеющихся в науке исследований, была сформулирована проблема исследования, определяющаяся противоречием между необходимостью работы педагога по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, и недостаточной практической разработанностью данной проблемы.
Проблема исследования заключается в следующем, какие основные направления и технологии используются в деятельности учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Учитывая актуальность, выделенные противоречия и недостаточную теоретическую и практическую разработанность проблемы, мы определили тему исследования: «Деятельность учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников».
Цель исследования: охарактеризовать технологии и направления деятельности учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников и разработать программу формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Гипотеза исследования: деятельность учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников будет эффективной, если будет выявлен начальный уровень представлений о здоровом образе жизни у младших школьников и в процесс обучения будет введена программа на основе проектов, направленная на повышение уровня представлений о здоровом образе жизни.
На основании поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
2. Охарактеризовать основные направления и технологии работы педагога по формированию здорового образа жизни у школьников;
3. Подобрать методы определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников;
4. Разработать модель работы учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников в образовательном учреждении;
5. Подвести итоги работы и сделать выводы.
Методологическую основу исследования составили труды таких ученых, как В.К. Зайцева, В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой и др. Теория и практика валеологического воспитания нашла отражение в трудах И.И. Брехмана, И.Г. Бердикова, а также Л.П. Ильиной, П.Г. Петровой и многих других. Научные основы «валеологии» как науки о здоровье и здоровом образе жизни представлены в трудах Г.Л. Апанасенко, В.А. Бароненко, В.П. Казначеева, В.Н. Ростовцева и др.. В педагогической валеологии - В.В. Бузян, А.К. Демин, Г.Н. Светличная, В.П. Соломин, В.И. Сыренский и др..
Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержатся в трудах Н.М. Амосова, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Вопросы формирования здоровой личности ребенка интересовали ученых: Л.С. Выготского, Г.К. Зайцева, П.Ф. Лесгафта и др. результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова и др.), которые свидетельствуют о тенденции ухудшения здоровья школьников в последние года и соответственно приняла устойчивый характер.
В данной работе применялись следующие методы педагогического исследования: анализ и обобщение педагогической, медицинской, валеологической литературы; а также эмпирические методы: беседа, тестирование, эксперимент и методы математической статистики для анализа полученных результатов.
Базой исследования выступило Муниципальное образовательное учреждение Петропавловская СОШ п. Петропавловский Верхнеуральский район. Выборку составили обучающиеся 1 класса начальной школы.
Этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа: На первом этапе исследования анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, подбирался методический инструментарий, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы. На третьем этапе проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении направлений деятельности учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Практическая значимость. Разработанная программа занятий по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, а также полученные материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе педагогами образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав (теоретической и эмпирической), выводов по главам, заключения, приложений, включающих результаты диагностики, протоколы развивающих занятий по программе, списка использованных источников и литературы, состоящий из 66 наименований.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У обучающихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
На современном этапе актуальной задачей общества является забота о здоровье подрастающего поколения. Приоритетной целью образования после его реформирования является создание образовательной среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению младших школьников, формирует здоровый образ жизни, воспитывает культуру здоровья, нейтрализует негативное действие внешних и внутренних факторов среды, формирует мотивацию на здоровый образ жизни. Значительное место в формировании и укреплении здоровья школьников занимает период обучения в начальной школе. Ухудшение здоровья среди школьников, которое наблюдается в последнее время, требует наиболее пристального внимания, а также принятия конкретных мер по его формированию и укреплению.
Результаты многочисленных исследований здоровья подрастающего поколения внушают серьезные опасения. На фоне негативных изменений экологической обстановки, социально-экономических проблем, а также и узкой лечебной специализации медицины ярко прослеживается динамика увеличения в образовательных учреждениях детей с ослабленным здоровьем. У них затруднены адаптация к учебной деятельности, концентрация внимания и выполнение учебных задач. Подобное состояние организма снижает эффективность самых передовых педагогических технологий и значительно затрудняет реализацию программы развития личности.
Из года в год происходит снижение количества здоровых детей и увеличивается их общая заболеваемость. Решающим фактором, влияющим на состояние здоровья детей, в равной степени с наследственностью и экологией, является внутришкольная среда. Возрастание нагрузки в процессе обучения в школе еще более усугубило проблему здоровья младших школьников.
Согласно исследованиям (Н.В. Барышева, И.И. Брехман, В.В. Колбанова, В.П. Петленко и др.), наиболее неблагоприятно на здоровье школьников влияют: гиподинамия, увеличенная учебная нагрузка, неправильное питание, несоответствие стандартам гигиенических требований мебели, освещённости и др., а также недостаточное информирование о здоровье и здоровом образе жизни у детей, педагогов и родителей, неудовлетворительная деятельность школы по формированию культуры здоровья.
Известно, что здоровье - важнейший компонент человеческого благополучия, счастья, одно из основных прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. Здоровье населения отражает социально-экономическое, демографическое, экологическое, санитарно-гигиеническое состояние страны и влияет на интенсивность её поступательного развития. Именно поэтому здоровье является качественной характеристикой любого общества.
Правильное отношение к своему здоровью необходимо начинать формировать с самого раннего возраста, с целью воспитания гармонично развитой и здоровой личности. В последнее время одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье ребенка следует рассматривать как приоритетную ценность, цель которой заключается в необходимости создания условий для получения результата успешного педагогического процесса.
В основе образовательного процесса положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, которые присущи человеку от природы. Ведущей в системе данных потребностей выступает потребность в физическом самосовершенствовании и двигательной активности. Она проявляется в единстве со следующими потребностями: получение удовлетворения и наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребности сопереживания в процессе взаимодействия и общения с другими людьми, а также в потребности в самоутверждении.
Однако противоречия, сложившиеся между потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни (ЗОЖ) и наличием школьных факторов, которые негативно воздействуют на здоровье ребенка, требуют создания условий для правильного формирования здоровой личности, а также здоровьесберегающей образовательной среды и разработкой соответствующих технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одной из основных задач решения проблемы, связанной с ухудшением здоровья младших школьников является формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
На основе изучения и анализа, имеющихся в науке исследований, была сформулирована проблема исследования, определяющаяся противоречием между необходимостью работы педагога по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, и недостаточной практической разработанностью данной проблемы.
Проблема исследования заключается в следующем, какие основные направления и технологии используются в деятельности учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Учитывая актуальность, выделенные противоречия и недостаточную теоретическую и практическую разработанность проблемы, мы определили тему исследования: «Деятельность учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников».
Цель исследования: охарактеризовать технологии и направления деятельности учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников и разработать программу формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Гипотеза исследования: деятельность учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников будет эффективной, если будет выявлен начальный уровень представлений о здоровом образе жизни у младших школьников и в процесс обучения будет введена программа на основе проектов, направленная на повышение уровня представлений о здоровом образе жизни.
На основании поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
2. Охарактеризовать основные направления и технологии работы педагога по формированию здорового образа жизни у школьников;
3. Подобрать методы определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников;
4. Разработать модель работы учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников в образовательном учреждении;
5. Подвести итоги работы и сделать выводы.
Методологическую основу исследования составили труды таких ученых, как В.К. Зайцева, В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой и др. Теория и практика валеологического воспитания нашла отражение в трудах И.И. Брехмана, И.Г. Бердикова, а также Л.П. Ильиной, П.Г. Петровой и многих других. Научные основы «валеологии» как науки о здоровье и здоровом образе жизни представлены в трудах Г.Л. Апанасенко, В.А. Бароненко, В.П. Казначеева, В.Н. Ростовцева и др.. В педагогической валеологии - В.В. Бузян, А.К. Демин, Г.Н. Светличная, В.П. Соломин, В.И. Сыренский и др..
Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержатся в трудах Н.М. Амосова, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Вопросы формирования здоровой личности ребенка интересовали ученых: Л.С. Выготского, Г.К. Зайцева, П.Ф. Лесгафта и др. результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова и др.), которые свидетельствуют о тенденции ухудшения здоровья школьников в последние года и соответственно приняла устойчивый характер.
В данной работе применялись следующие методы педагогического исследования: анализ и обобщение педагогической, медицинской, валеологической литературы; а также эмпирические методы: беседа, тестирование, эксперимент и методы математической статистики для анализа полученных результатов.
Базой исследования выступило Муниципальное образовательное учреждение Петропавловская СОШ п. Петропавловский Верхнеуральский район. Выборку составили обучающиеся 1 класса начальной школы.
Этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа: На первом этапе исследования анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, подбирался методический инструментарий, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы. На третьем этапе проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении направлений деятельности учителя по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Практическая значимость. Разработанная программа занятий по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, а также полученные материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе педагогами образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав (теоретической и эмпирической), выводов по главам, заключения, приложений, включающих результаты диагностики, протоколы развивающих занятий по программе, списка использованных источников и литературы, состоящий из 66 наименований.
Здоровье подрастающего поколения является одной из приоритетных ценностей нашего общества. Сохранение здоровья нации сложная социальная проблема, к решению которой привлечено внимание медиков, социологов, валеологов, педагогов и др. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что наблюдается общее ухудшение состояния здоровья нации. Поступательное развитие медицины не позволяет, тем не менее, обеспечить решение данной проблемы.
В силу того, что здоровье человека более, чем на половину зависит от образа его жизни, охрана здоровья является проблемой не только и не сколько медицинской, сколько социальной и социально-педагогической. В анализе литературы установлено, что образ жизни - это результат воспитания и социализации, который предполагает создание определённых ценностных установок и сознательного и ответственного поведения.
Здоровый образ жизни наиболее рационально активно формировать в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, то есть в период интенсивного развития интеллектуальных и эмоционально-волевых сил и способностей ребёнка. Анализ литературы также подтвердил, что большое значение в формировании представлений о здоровом образе жизни играет согласованная деятельность педагогического коллектива и семьи ребёнка.
Коллектив МОУ СОШ п. Петропавловского Верхнеуральского района призван координировать работу по формированию представлений о здоровом образе жизни ребенка и обеспечивать семью психолого-педагогической поддержкой. Повышение эффективности совместной работы при формировании представлений о ЗОЖ школьника требует использовать современные социально-педагогические технологии, включающие повышение активности и самостоятельности, инициативности и ответственности всех субъектов социально-педагогических процессов: педагогов, родителей, детей.
В процессе диагностики применялся комплекс исследовательских методов: тестирование и опрос обучающихся. Выявленные сведения легли в основу разработки программы по формированию представлений о ЗОЖ школьника.
Данная программа включала ряд компонентов: повышение уровня представлений о ЗОЖ (валеологическое образование) педагогов, родителей, детей и их семьи в целом; профилактика заболеваний; просвещение родителей с целью оздоровления семейных отношений, быта и культуры взаимоотношений между ее членами; внедрение в деятельность детей валеологического знания и мотивации к ЗОЖ; формирование здоровых, полезных привычек и искоренению вредных для здоровья; обучение приёмам саморегулирования в повседневной жизни (приложение Ж).
Основные компоненты программы: валеологическое просвещение детей и родителей; повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования представлений о здоровом образе жизни младших школьников; мотивация обучающихся к соблюдению норм ЗОЖ в повседневной жизни; формирование ответственности родителей за здоровье и образ жизни своих детей; формирование социальных установок на здоровье; формирование семейных традиций ЗОЖ; профилактика вредных привычек и формирование полезных.
Данная программа направлена на комплексное и всестороннее развитие валеологических представлений всех участников педагогических процессов.
Важнейшими характеристиками предлагаемой программы является повышение активности и ответственности всех участников воспитательного процесса. Для этого использовалось не только психолого-педагогическое и валеологическое образование, но и разработка собственных проектов по теме представления о ЗОЖ школьника, проведение конкурсов ЗОЖ среди обучающихся начальных классов.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла своё подтверждение.
В силу того, что здоровье человека более, чем на половину зависит от образа его жизни, охрана здоровья является проблемой не только и не сколько медицинской, сколько социальной и социально-педагогической. В анализе литературы установлено, что образ жизни - это результат воспитания и социализации, который предполагает создание определённых ценностных установок и сознательного и ответственного поведения.
Здоровый образ жизни наиболее рационально активно формировать в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, то есть в период интенсивного развития интеллектуальных и эмоционально-волевых сил и способностей ребёнка. Анализ литературы также подтвердил, что большое значение в формировании представлений о здоровом образе жизни играет согласованная деятельность педагогического коллектива и семьи ребёнка.
Коллектив МОУ СОШ п. Петропавловского Верхнеуральского района призван координировать работу по формированию представлений о здоровом образе жизни ребенка и обеспечивать семью психолого-педагогической поддержкой. Повышение эффективности совместной работы при формировании представлений о ЗОЖ школьника требует использовать современные социально-педагогические технологии, включающие повышение активности и самостоятельности, инициативности и ответственности всех субъектов социально-педагогических процессов: педагогов, родителей, детей.
В процессе диагностики применялся комплекс исследовательских методов: тестирование и опрос обучающихся. Выявленные сведения легли в основу разработки программы по формированию представлений о ЗОЖ школьника.
Данная программа включала ряд компонентов: повышение уровня представлений о ЗОЖ (валеологическое образование) педагогов, родителей, детей и их семьи в целом; профилактика заболеваний; просвещение родителей с целью оздоровления семейных отношений, быта и культуры взаимоотношений между ее членами; внедрение в деятельность детей валеологического знания и мотивации к ЗОЖ; формирование здоровых, полезных привычек и искоренению вредных для здоровья; обучение приёмам саморегулирования в повседневной жизни (приложение Ж).
Основные компоненты программы: валеологическое просвещение детей и родителей; повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования представлений о здоровом образе жизни младших школьников; мотивация обучающихся к соблюдению норм ЗОЖ в повседневной жизни; формирование ответственности родителей за здоровье и образ жизни своих детей; формирование социальных установок на здоровье; формирование семейных традиций ЗОЖ; профилактика вредных привычек и формирование полезных.
Данная программа направлена на комплексное и всестороннее развитие валеологических представлений всех участников педагогических процессов.
Важнейшими характеристиками предлагаемой программы является повышение активности и ответственности всех участников воспитательного процесса. Для этого использовалось не только психолого-педагогическое и валеологическое образование, но и разработка собственных проектов по теме представления о ЗОЖ школьника, проведение конкурсов ЗОЖ среди обучающихся начальных классов.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- Деятельность учителя по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности развития представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (Педагогика и психология начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование понятия здорового образа жизни у младших
школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Работа педагога по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017



