ПРОКУРАТУРА КАК ОРГАН НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОКУРАТУРА КАК ОРГАН НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ И СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ 6
1.1. Сущность, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением
законов 6
1.2. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ 14
1.3. Принципы и организация деятельности прокуратуры 17
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 25
2.1. Методика организации и осуществления прокурорского надзора 25
2.2. Надзор за Законностью заключения, изменения и расторжения трудовых
договоров 29
2.3. Надзор за Законностью применения дисциплинарных взысканий и мер
материальной ответственности 38
ГЛАВА 3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
ГЛАВА 1. ПРОКУРАТУРА КАК ОРГАН НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ И СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ 6
1.1. Сущность, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением
законов 6
1.2. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ 14
1.3. Принципы и организация деятельности прокуратуры 17
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 25
2.1. Методика организации и осуществления прокурорского надзора 25
2.2. Надзор за Законностью заключения, изменения и расторжения трудовых
договоров 29
2.3. Надзор за Законностью применения дисциплинарных взысканий и мер
материальной ответственности 38
ГЛАВА 3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизни высшей ценностью, признала их соблюдение и защиту обязанностью государства. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с конституционными положениями основными принципами правового регулирования трудовых отношений в России признаются безусловное право на свободный и безопасный труд, равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников. Трудовые права гражданина, провозглашенные как в международных актах, принятых большинством стран мирового сообщества, так и в национальном законодательстве, являются составляющей прав и свобод человека и гражданина.
Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные изменения в правовом регулировании социально- трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах.
Развитие рыночных отношений неизбежно ведет к увеличению конкуренции на рынке товаров и услуг. Для обеспечения высоких позиций предприятия наращивают объемы производства, что невозможно без значительного числа работников.
В последнее время значительно увеличилось количество грубых нарушений трудового законодательства: участились случаи незаконных увольнений, не оплачивается сверхурочная работа, не предоставляются
3
ежегодные оплачиваемые отпуска, незаконно налагаются дисциплинарные взыскания, штрафы и др. Приняла массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и иных компенсаций, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности.
В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан, а реалии сегодняшнего дня ставят задачу реального обеспечения и защиты трудовых прав и интересов граждан, общества и государства, чтобы прокурорский надзор был надежным инструментом идущих в стране преобразований. А необходимость научно- правовой базы данных отношений обуславливает актуальность данной работы.
Цель дипломной работы состоит в выявлении содержания и анализа организации работы прокурора по надзору за исполнением трудового законодательства.
Исходя из поставленной цели, устанавливаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства;
- изучить принципы и организацию деятельности прокуратуры; - выявить все известные законодательству способы и методику прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- проанализировать работу прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства.
Объектом исследования данной работы является прокуратура Пестречинского района РТ.
Предмет моего исследования - деятельность прокурора по надзору за соблюдением трудового законодательства во взаимосвязи с современным состоянием законности и тенденциями совершенствования законодательства в этой сфере, а также способы, формы, средства и проблемы осуществления данного вида надзора.
Методологическую основу выпускного квалификационного
исследования составили общенаучный системный и конкретно-исторический подходы, частно -научный метод исследования.
По вопросам прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде, посвящен ряд научных работ, что свидетельствует о некоторой степени разработанности темы. Теоретическую базу исследования составили труды ведущих ученых в области прокурорского надзора: А.И. Алексеева, П.Д. Альбицкого, В.И. Баскова, С.Г. Березовской, В.Г. Бессарабова, A^. Берензона, Ю.Е. Винокурова, А.Ю. Винокурова, И.С. Викторова и т.д.
Практическая значимость работы обусловлена элементами ее новизны; она заключается в том, что полученные в результате исследования данные позволят внести достаточно обоснованные и значимые предложения как по совершенствованию исследуемого института, так и по его применению на практике.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
В соответствии с конституционными положениями основными принципами правового регулирования трудовых отношений в России признаются безусловное право на свободный и безопасный труд, равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников. Трудовые права гражданина, провозглашенные как в международных актах, принятых большинством стран мирового сообщества, так и в национальном законодательстве, являются составляющей прав и свобод человека и гражданина.
Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные изменения в правовом регулировании социально- трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах.
Развитие рыночных отношений неизбежно ведет к увеличению конкуренции на рынке товаров и услуг. Для обеспечения высоких позиций предприятия наращивают объемы производства, что невозможно без значительного числа работников.
В последнее время значительно увеличилось количество грубых нарушений трудового законодательства: участились случаи незаконных увольнений, не оплачивается сверхурочная работа, не предоставляются
3
ежегодные оплачиваемые отпуска, незаконно налагаются дисциплинарные взыскания, штрафы и др. Приняла массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и иных компенсаций, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности.
В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан, а реалии сегодняшнего дня ставят задачу реального обеспечения и защиты трудовых прав и интересов граждан, общества и государства, чтобы прокурорский надзор был надежным инструментом идущих в стране преобразований. А необходимость научно- правовой базы данных отношений обуславливает актуальность данной работы.
Цель дипломной работы состоит в выявлении содержания и анализа организации работы прокурора по надзору за исполнением трудового законодательства.
Исходя из поставленной цели, устанавливаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства;
- изучить принципы и организацию деятельности прокуратуры; - выявить все известные законодательству способы и методику прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- проанализировать работу прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства.
Объектом исследования данной работы является прокуратура Пестречинского района РТ.
Предмет моего исследования - деятельность прокурора по надзору за соблюдением трудового законодательства во взаимосвязи с современным состоянием законности и тенденциями совершенствования законодательства в этой сфере, а также способы, формы, средства и проблемы осуществления данного вида надзора.
Методологическую основу выпускного квалификационного
исследования составили общенаучный системный и конкретно-исторический подходы, частно -научный метод исследования.
По вопросам прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде, посвящен ряд научных работ, что свидетельствует о некоторой степени разработанности темы. Теоретическую базу исследования составили труды ведущих ученых в области прокурорского надзора: А.И. Алексеева, П.Д. Альбицкого, В.И. Баскова, С.Г. Березовской, В.Г. Бессарабова, A^. Берензона, Ю.Е. Винокурова, А.Ю. Винокурова, И.С. Викторова и т.д.
Практическая значимость работы обусловлена элементами ее новизны; она заключается в том, что полученные в результате исследования данные позволят внести достаточно обоснованные и значимые предложения как по совершенствованию исследуемого института, так и по его применению на практике.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные изменения в правовом регулировании социально¬трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах.
Изменения экономической ситуации в стране, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством положения доминирующего работодателя, признание многообразия форм собственности и хозяйствующих субъектов требуют новых подходов к созданию надежных правовых гарантий трудовых прав граждан.
Правовая реформа, проводимая в России, призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере трудовых правоотношений. Однако приходится констатировать, что в области охраны трудовых прав граждан в настоящее время возникают новые проблемы. В последнее время значительно увеличилось количество грубых нарушений трудового законодательства: участились случаи незаконных увольнений, не оплачивается сверхурочная работа, не предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска, незаконно налагаются дисциплинарные взыскания, штрафы и др. Приняла массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и иных компенсаций, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности
В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации.
В первой главе дипломной работы рассмотрены сущность, предмет, пределы прокурорского надзора за исполнением законов. Также уделяется внимание правовым основам деятельности прокуратуры РФ и его основным принципам.
Прокурорский надзор - форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.
Правовую основу деятельности Прокуратуры РФ составляют:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
- иными федеральными законами;
- приказами, указаниями, распоряжениями и инструкциями Генерального прокурора РФ.
Так же в этой главе выделили основные принципы организации и деятельности прокуратуры, которые находят свое закрепление в действующем законодательстве: принцип централизации, единства,
законности, независимости, гласности.
Во второй главе были изучены и проанализированы общие положения прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, а именно: надзор за законностью заключения, изменения, расторжения
трудовых договоров, применения дисциплинарных взысканий и мер материальной ответственности.
Имеется широкий спектр вопросов в методике проверки исполнения требований закона при приеме на работу. При этом необходимо иметь в виду, что законодатель предъявляет единые требования к порядку заключения трудовых договоров, содержащиеся в статьях 5 6, 57, 60, 61, 64 ТК РФ. Эти требования предусматривают гарантии при приеме на работу и срок трудового договора.
Прекращение трудового договора, согласно положениям ТК РФ, может иметь место по общим основаниям (статья 77), которыми являются: соглашение сторон; истечение срока трудового договора; по инициативе работника; по инициативе работодателя; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон; в связи с нарушением установленных Кодексом или иными федеральными законами правил заключения трудового договора и по другим законным основаниям.
Материальная ответственность сторон трудового договора - один из способов защиты права собственности работника и работодателя. При этом необходимо подчеркнуть, что материальную ответственность по нормам трудового законодательства несут все работники, независимо от форм собственности юридического лица. Ответственность наступает и после прекращения трудовых отношений, если ущерб имел место в период их действия.
В третьей главе дипломной работы подробно проведен анализ по надзору за исполнением трудового законодательства прокуратуры Пестречинского района РТ.
По состоянию на 01.01.2016, согласно данным Казанского межрайонного отдела государственной статистики в Пестречинском районе РТ, задолженности по заработной плате в районе не имеется.
Случаев незаконных увольнений в связи с ликвидацией предприятий и сокращением численности или штата, неправомерного установления режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, простоя по вине работодателя не установлено.
Согласно данным Центра занятости населения в Пестречинском районе РТ количество безработных на 01.01.2016 составляет 52 человека. Если сравнить данные с 2014 годом, то количество безработных составляет 65 человек. Это показывает, что безработица сократилась на 20%. Нарушений законодательства в деятельности Центра занятости населения в Пестречинском муниципальном районе РТ не выявлено. Фактов заявления организациями о предстоящих сокращениях и введении режима неполной занятости не установлено.
За анализируемый период прокуратурой Пестречинского района проверкой установлено, что пребывающие в РФ граждане Узбекистана осуществляли трудовую деятельность в ООО «Пестречинская продовольственная корпорация» в д. Чита в качестве разнорабочих без разрешения на работу в РФ. Проверкой установлено, что привлечение к трудовой деятельности указанных иностранных граждан осуществлено при отсутствии разрешения на работу.
За истекший период 2015 года проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности ООО «Газовик», ООО «Агрофирма «Марс», ООО «Жилсервис», ООО «Стальная Птица», ООО «КЦ Недвижимость», ООО «Рацин-Шали», индивидуальных предпринимателей Гилоян К.С., Смоленцевой Ю.Е., КФХ «Сулейманов» и др.
Нарушений, допущенных органами государственной власти при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, а также фактов нецелевого и иного незаконного расходования субсидий, выделенных из федерального бюджета, на указанные цели не выявлено. Проверки по данным фактам в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ не проводились.
Прокуратура Пестречинского района РТ направило в суд 255 заявлений о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму 2613 тыс. руб. Заявления рассмотрены и удовлетворены. По сравнению с 2014 годом число заявлений составляет 342 на сумму 3498 тыс. руб.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что прокуратура Пестречинского района РТ работает очень оперативно и эффективно. Так как нарушений по трудовому законодательству стало намного меньше чем предыдущий год. Это говорит, что работники прокуратуры выполняют свою работу хорошо.
Изменения экономической ситуации в стране, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством положения доминирующего работодателя, признание многообразия форм собственности и хозяйствующих субъектов требуют новых подходов к созданию надежных правовых гарантий трудовых прав граждан.
Правовая реформа, проводимая в России, призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере трудовых правоотношений. Однако приходится констатировать, что в области охраны трудовых прав граждан в настоящее время возникают новые проблемы. В последнее время значительно увеличилось количество грубых нарушений трудового законодательства: участились случаи незаконных увольнений, не оплачивается сверхурочная работа, не предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска, незаконно налагаются дисциплинарные взыскания, штрафы и др. Приняла массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и иных компенсаций, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности
В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации.
В первой главе дипломной работы рассмотрены сущность, предмет, пределы прокурорского надзора за исполнением законов. Также уделяется внимание правовым основам деятельности прокуратуры РФ и его основным принципам.
Прокурорский надзор - форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.
Правовую основу деятельности Прокуратуры РФ составляют:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
- иными федеральными законами;
- приказами, указаниями, распоряжениями и инструкциями Генерального прокурора РФ.
Так же в этой главе выделили основные принципы организации и деятельности прокуратуры, которые находят свое закрепление в действующем законодательстве: принцип централизации, единства,
законности, независимости, гласности.
Во второй главе были изучены и проанализированы общие положения прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, а именно: надзор за законностью заключения, изменения, расторжения
трудовых договоров, применения дисциплинарных взысканий и мер материальной ответственности.
Имеется широкий спектр вопросов в методике проверки исполнения требований закона при приеме на работу. При этом необходимо иметь в виду, что законодатель предъявляет единые требования к порядку заключения трудовых договоров, содержащиеся в статьях 5 6, 57, 60, 61, 64 ТК РФ. Эти требования предусматривают гарантии при приеме на работу и срок трудового договора.
Прекращение трудового договора, согласно положениям ТК РФ, может иметь место по общим основаниям (статья 77), которыми являются: соглашение сторон; истечение срока трудового договора; по инициативе работника; по инициативе работодателя; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон; в связи с нарушением установленных Кодексом или иными федеральными законами правил заключения трудового договора и по другим законным основаниям.
Материальная ответственность сторон трудового договора - один из способов защиты права собственности работника и работодателя. При этом необходимо подчеркнуть, что материальную ответственность по нормам трудового законодательства несут все работники, независимо от форм собственности юридического лица. Ответственность наступает и после прекращения трудовых отношений, если ущерб имел место в период их действия.
В третьей главе дипломной работы подробно проведен анализ по надзору за исполнением трудового законодательства прокуратуры Пестречинского района РТ.
По состоянию на 01.01.2016, согласно данным Казанского межрайонного отдела государственной статистики в Пестречинском районе РТ, задолженности по заработной плате в районе не имеется.
Случаев незаконных увольнений в связи с ликвидацией предприятий и сокращением численности или штата, неправомерного установления режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, простоя по вине работодателя не установлено.
Согласно данным Центра занятости населения в Пестречинском районе РТ количество безработных на 01.01.2016 составляет 52 человека. Если сравнить данные с 2014 годом, то количество безработных составляет 65 человек. Это показывает, что безработица сократилась на 20%. Нарушений законодательства в деятельности Центра занятости населения в Пестречинском муниципальном районе РТ не выявлено. Фактов заявления организациями о предстоящих сокращениях и введении режима неполной занятости не установлено.
За анализируемый период прокуратурой Пестречинского района проверкой установлено, что пребывающие в РФ граждане Узбекистана осуществляли трудовую деятельность в ООО «Пестречинская продовольственная корпорация» в д. Чита в качестве разнорабочих без разрешения на работу в РФ. Проверкой установлено, что привлечение к трудовой деятельности указанных иностранных граждан осуществлено при отсутствии разрешения на работу.
За истекший период 2015 года проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности ООО «Газовик», ООО «Агрофирма «Марс», ООО «Жилсервис», ООО «Стальная Птица», ООО «КЦ Недвижимость», ООО «Рацин-Шали», индивидуальных предпринимателей Гилоян К.С., Смоленцевой Ю.Е., КФХ «Сулейманов» и др.
Нарушений, допущенных органами государственной власти при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, а также фактов нецелевого и иного незаконного расходования субсидий, выделенных из федерального бюджета, на указанные цели не выявлено. Проверки по данным фактам в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ не проводились.
Прокуратура Пестречинского района РТ направило в суд 255 заявлений о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму 2613 тыс. руб. Заявления рассмотрены и удовлетворены. По сравнению с 2014 годом число заявлений составляет 342 на сумму 3498 тыс. руб.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что прокуратура Пестречинского района РТ работает очень оперативно и эффективно. Так как нарушений по трудовому законодательству стало намного меньше чем предыдущий год. Это говорит, что работники прокуратуры выполняют свою работу хорошо.
Подобные работы
- ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за
исполнением законов
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за соблюдением законности органами дознания и
предварительного следствия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму и терроризму
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия при расследовании уголовных дел
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за исполнением законов и участие прокурора в образовательном процессе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НА ТРАНСПОРТЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И
МОЛОДЁЖИ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Прокурорский надзор за исполнением законов об ответственности за
административные правонарушения
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



