ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОКУРАТУРА КАК ОРГАН НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ И СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ 6
1.1. Сущность, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением
законов 6
1.2. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ 14
1.3. Принципы и организация деятельности прокуратуры 17
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 25
2.1. Методика организации и осуществления прокурорского надзора 25
2.2. Надзор за Законностью заключения, изменения и расторжения трудовых
договоров 29
2.3. Надзор за Законностью применения дисциплинарных взысканий и мер
материальной ответственности 38
ГЛАВА 3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизни высшей ценностью, признала их соблюдение и защиту обязанностью государства. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с конституционными положениями основными принципами правового регулирования трудовых отношений в России признаются безусловное право на свободный и безопасный труд, равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников. Трудовые права гражданина, провозглашенные как в международных актах, принятых большинством стран мирового сообщества, так и в национальном законодательстве, являются составляющей прав и свобод человека и гражданина.
Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные изменения в правовом регулировании социально- трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах.
Развитие рыночных отношений неизбежно ведет к увеличению конкуренции на рынке товаров и услуг. Для обеспечения высоких позиций предприятия наращивают объемы производства, что невозможно без значительного числа работников.
В последнее время значительно увеличилось количество грубых нарушений трудового законодательства: участились случаи незаконных увольнений, не оплачивается сверхурочная работа, не предоставляются
3
ежегодные оплачиваемые отпуска, незаконно налагаются дисциплинарные взыскания, штрафы и др. Приняла массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и иных компенсаций, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности.
В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан, а реалии сегодняшнего дня ставят задачу реального обеспечения и защиты трудовых прав и интересов граждан, общества и государства, чтобы прокурорский надзор был надежным инструментом идущих в стране преобразований. А необходимость научно- правовой базы данных отношений обуславливает актуальность данной работы.
Цель дипломной работы состоит в выявлении содержания и анализа организации работы прокурора по надзору за исполнением трудового законодательства.
Исходя из поставленной цели, устанавливаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства;
- изучить принципы и организацию деятельности прокуратуры; - выявить все известные законодательству способы и методику прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- проанализировать работу прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства.
Объектом исследования данной работы является прокуратура Пестречинского района РТ.
Предмет моего исследования - деятельность прокурора по надзору за соблюдением трудового законодательства во взаимосвязи с современным состоянием законности и тенденциями совершенствования законодательства в этой сфере, а также способы, формы, средства и проблемы осуществления данного вида надзора.
Методологическую основу выпускного квалификационного
исследования составили общенаучный системный и конкретно-исторический подходы, частно -научный метод исследования.
По вопросам прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде, посвящен ряд научных работ, что свидетельствует о некоторой степени разработанности темы. Теоретическую базу исследования составили труды ведущих ученых в области прокурорского надзора: А.И. Алексеева, П.Д. Альбицкого, В.И. Баскова, С.Г. Березовской, В.Г. Бессарабова, A^. Берензона, Ю.Е. Винокурова, А.Ю. Винокурова, И.С. Викторова и т.д.
Практическая значимость работы обусловлена элементами ее новизны; она заключается в том, что полученные в результате исследования данные позволят внести достаточно обоснованные и значимые предложения как по совершенствованию исследуемого института, так и по его применению на практике.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные изменения в правовом регулировании социально¬трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах.
Изменения экономической ситуации в стране, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством положения доминирующего работодателя, признание многообразия форм собственности и хозяйствующих субъектов требуют новых подходов к созданию надежных правовых гарантий трудовых прав граждан.
Правовая реформа, проводимая в России, призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере трудовых правоотношений. Однако приходится констатировать, что в области охраны трудовых прав граждан в настоящее время возникают новые проблемы. В последнее время значительно увеличилось количество грубых нарушений трудового законодательства: участились случаи незаконных увольнений, не оплачивается сверхурочная работа, не предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска, незаконно налагаются дисциплинарные взыскания, штрафы и др. Приняла массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и иных компенсаций, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности
В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации.
В первой главе дипломной работы рассмотрены сущность, предмет, пределы прокурорского надзора за исполнением законов. Также уделяется внимание правовым основам деятельности прокуратуры РФ и его основным принципам.
Прокурорский надзор - форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.
Правовую основу деятельности Прокуратуры РФ составляют:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
- иными федеральными законами;
- приказами, указаниями, распоряжениями и инструкциями Генерального прокурора РФ.
Так же в этой главе выделили основные принципы организации и деятельности прокуратуры, которые находят свое закрепление в действующем законодательстве: принцип централизации, единства,
законности, независимости, гласности.
Во второй главе были изучены и проанализированы общие положения прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, а именно: надзор за законностью заключения, изменения, расторжения
трудовых договоров, применения дисциплинарных взысканий и мер материальной ответственности.
Имеется широкий спектр вопросов в методике проверки исполнения требований закона при приеме на работу. При этом необходимо иметь в виду, что законодатель предъявляет единые требования к порядку заключения трудовых договоров, содержащиеся в статьях 5 6, 57, 60, 61, 64 ТК РФ. Эти требования предусматривают гарантии при приеме на работу и срок трудового договора.
Прекращение трудового договора, согласно положениям ТК РФ, может иметь место по общим основаниям (статья 77), которыми являются: соглашение сторон; истечение срока трудового договора; по инициативе работника; по инициативе работодателя; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон; в связи с нарушением установленных Кодексом или иными федеральными законами правил заключения трудового договора и по другим законным основаниям.
Материальная ответственность сторон трудового договора - один из способов защиты права собственности работника и работодателя. При этом необходимо подчеркнуть, что материальную ответственность по нормам трудового законодательства несут все работники, независимо от форм собственности юридического лица. Ответственность наступает и после прекращения трудовых отношений, если ущерб имел место в период их действия.
В третьей главе дипломной работы подробно проведен анализ по надзору за исполнением трудового законодательства прокуратуры Пестречинского района РТ.
По состоянию на 01.01.2016, согласно данным Казанского межрайонного отдела государственной статистики в Пестречинском районе РТ, задолженности по заработной плате в районе не имеется.
Случаев незаконных увольнений в связи с ликвидацией предприятий и сокращением численности или штата, неправомерного установления режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, простоя по вине работодателя не установлено.
Согласно данным Центра занятости населения в Пестречинском районе РТ количество безработных на 01.01.2016 составляет 52 человека. Если сравнить данные с 2014 годом, то количество безработных составляет 65 человек. Это показывает, что безработица сократилась на 20%. Нарушений законодательства в деятельности Центра занятости населения в Пестречинском муниципальном районе РТ не выявлено. Фактов заявления организациями о предстоящих сокращениях и введении режима неполной занятости не установлено.
За анализируемый период прокуратурой Пестречинского района проверкой установлено, что пребывающие в РФ граждане Узбекистана осуществляли трудовую деятельность в ООО «Пестречинская продовольственная корпорация» в д. Чита в качестве разнорабочих без разрешения на работу в РФ. Проверкой установлено, что привлечение к трудовой деятельности указанных иностранных граждан осуществлено при отсутствии разрешения на работу.
За истекший период 2015 года проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности ООО «Газовик», ООО «Агрофирма «Марс», ООО «Жилсервис», ООО «Стальная Птица», ООО «КЦ Недвижимость», ООО «Рацин-Шали», индивидуальных предпринимателей Гилоян К.С., Смоленцевой Ю.Е., КФХ «Сулейманов» и др.
Нарушений, допущенных органами государственной власти при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, а также фактов нецелевого и иного незаконного расходования субсидий, выделенных из федерального бюджета, на указанные цели не выявлено. Проверки по данным фактам в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ не проводились.
Прокуратура Пестречинского района РТ направило в суд 255 заявлений о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму 2613 тыс. руб. Заявления рассмотрены и удовлетворены. По сравнению с 2014 годом число заявлений составляет 342 на сумму 3498 тыс. руб.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что прокуратура Пестречинского района РТ работает очень оперативно и эффективно. Так как нарушений по трудовому законодательству стало намного меньше чем предыдущий год. Это говорит, что работники прокуратуры выполняют свою работу хорошо.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации"
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от
24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.05.2016)
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от
14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016)
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016)
7. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
8. Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2003 N 4171).
1. Алиев Я.Л. Развитие прокуратуры России и взаимодействие с общественностью / Я.Л. Алиев, И.В.Кацуба, Н.М. Крамаренко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 3 (35). - С. 23-37.
2. Андреев Г. Прокуратура - опора законности и государства // Законность.
- 2008. - № 9. - С. 22-24.
3. Андриянов В.Н. Прокуратура Российской Федерации в системе
разделения властей / В.Н. Андриянов // Вестник Тюменского
государственного университета. - 2009. - № 2. - С. 73-78.
4. Анисимов Л. Н. Расторжение трудового договора. М., 2003; Андреев В. П. Прекращение трудового договора по соглашению сторон // Трудовое право. 2002. N 6. С. 17 - 20.
5. Анисимов Л. Н., Анисимов А. Л. Трудовые отношения и материальная ответственность. М., 2005. С. 203 - 263
6. Бабенко С.В. Деятельность прокуратуры в обеспечении прав и свобод личности // Российская юстиция. - 2007. - № 9. - С. 49-52
7. Бобырев В.В., Андреев Г.В. О развитии прокуратуры Российской Федерации (проблемы и пути их решения) // Право и безопасность. -
2008. - № 4. - С. 45-51.
8. Буянский С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти.// Закон. - 2005. - № 5. С.106
9. Васюшкин В.В. Пределы прокурорского надзора // Законность. 2010. №11. С. 16.
10. Винокуров, А.Ю. Объекты и субъекты прокурорского надзора: проблемы законодательной идентификации [Текст] / А.Ю. Винокуров // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2011. №3.
- С. 23-26
11. Газетдинов Н.И. Реализация принципов уголовного судопроизводства. - М.: Издательская группа «Юрист», 2007. - 432 с.
12. Галустьян О.А. Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов. М.,
2007. С. 42.
13. Говорков Н. Прокурорский надзор: Трудности практики // Законность.
2007. №5. С. 14-15.
14. Григорьев В.Н. Прокурорский надзор / В.Н. Григорьев, А.В Победкин,
B. В. Янин, В.Н. Калинин. - М.: Эксмо, 2009. - 544с.
15. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.- 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
C. 234
16. Езерская А.И. Российская прокуратура в системе институтов контрольно- надзорной власти: политико-правовой статус и приоритеты развития / А.И. Езерская // Юристъ-Правоведъ. - 2009. - № 1. - С. 26-30.
17. Еремина Н.В. Государственно-правовой статус прокуратуры и ее место в системе государственного механизма / Н.В. Еремина // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2007. - № 3. - С. 266-268.
18. Желтобрюхов С.П. Прокурорский надзор как гарантия законности в Российском государстве: Проблемы теории и практики: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 6.
19. Идилова Ж.Н. Научно-правовые положения, определяющие специфику и содержание прокурорского надзора за исполнением законов о малом и среднем предпринимательстве // Право и государство. 2009. №1. С. 68.
20. Казарина, А.Х. Эволюция взглядов на предмет прокурорского надзора [Текст] / А.Х. Казарина // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - № 2. - 2013 C. 36-42
21. Кодинцев А.Я. Прокуратура и органы юстиции России: к истории разделения правоохранительных функций // Вестник Российской правовой академии. - 2008. - № 2. - С. 32-34.
22. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов / Н.В. Ласкина. - М.: Юстицинформ, 2006. - 224 с.
23. Лукоянов Д. Место прокуратуры в государственном механизме / Д. Лукоянов // Законность. - 2006. - № 11. - С. 54-56.
24. Макаренко М.А. Правовые и организационные прокурорского надзора: учебное пособие / М.А. Макаренко. - Хабаровск: Издательство ТОГУ,
2009. - 106 с.
25. Максимов В.А. Функции управления в органах прокуратуры: понятие, значение, содержание и виды / В.А. Максимов // Гражданин и право. -
2008. - № 3. - С. 3-18.
26. Печников, Н.П. Проблемы теории и практики прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия [Текст] / Н.П. Печников // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - № 3. С. 101-105.
27. Пойда, Е.С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокурорского надзора в РФ [Текст] / Е.С. Пойда // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 3. - С. 83-85.
28. Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор: краткий курс лекций / М.П. Поляков, А.В. Федулов. учеб. изд. М., 2004. С. 31.
29. Прокурорский надзор / Под общ. ред. проф. Ю. Е. Винокурова. Указ. соч. С. 128 - 134.
30. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. - М.: Изд-во МНЭПУ; Юрайт, 2000. С.21
31. Прокурорский надзор: учебник / авт. кол.: Ю. Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М.,
2008. С. 15.
32. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2003г. - 430 с.
33. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. А.Я. Сухарева. М.,
2005. С. 199.
34. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / ред. Галустьян О.А., Ендольцева А.В., Сыдорук И.И.
- 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право,2012. - 511 с.
35. Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов /Авт. кол.: Ю. В. Кореневский, Л. А. Прокудина, В. П. Рябцев и др.; Под ред. А. Я. Сухарева. - М.: Норма - Инфра-М,2001. С.73
36. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль:история, развитие, понятие, соотношение. СПб., 2003. С. 26.
37. Рубан Н.В. Основные теоретические и организационно-методические проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности федеральных органов налоговой полиции: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. СПб.,2001. С. 15.
38. Сабельфельд, Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации : дисс. канд. юр. Наук: 12.00.11/Т.Ю. Сабельфельд; М-во образования Рос. Федерации, Уральская юр. Акад. - Екатеринбург: 2009.
39. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. - М.: Юристъ,
2006. С.530
40. Смоленский М.Б., Жильцов И.А. Прокурорский надзор: учебник. М.,
2010. С. 92.
41. Тагирова, Д.Т. Прокурорский надзор в Российской Федерации [Текст] / Д.Т. Тагирова, В.Г. Сулейманова // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2011. - № 7. - С. 114-117.
42. Тонков Е.П. Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - С.85.
43. Тризно И.Н. Методическое обеспечение прокурорского надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан // Трудовое право. - 2007. - № 11. -С. 54-60
44. Тризно И.Н. Оплата труда: организация надзорной деятельности // Законность. - 2007. - № 3. - С. 24-27
45. Туйков В.И. Российская прокуратура в условиях становления правового государства // Известия вузов. Правоведение. 1998. №2. С. 164.
46. Филимонов, A.A. Проблемные вопросы и перспективы развития прокурорского надзора в современной России [Текст] / А.А. Филимонов // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2013. - № 6. - С. 163-166.
47. Чайка Ю. Я. Прокуратура