Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты профилактики зависимости младших школьников от социальных сетей 10
1.1 Зависимость младших школьников от социальных сетей как проблема современности 10
1.2 Особенности зависимости младших школьников от социальных сетей 18
1.3 Направления работы с семьей по профилактике зависимости
младших школьников от социальных сетей 24
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. Методика организации экспериментальной работы 36
2.1 Цель и задачи экспериментальной работы 36
2.2 Реализация программы курса внеурочной деятельности по
профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей...40
Выводы по второй главе 57
ГЛАВА 3. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы 60
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы 60
3.2 Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
работы 68
Выводы по третьей главе 80
Заключение 85
Список использованных источников 95
Приложения
Актуальность темы. Современными тенденциями развития общества становится все большая информатизация, глобализация и виртуализация всех сфер деятельности, включая работу, отдых, обучение, воспитание и общение. Большое распространение получило сетевое общение, т.е. общение через Интернет, социальные сети.
Социальные сети стали настоящим стихийным бедствием. Их популярность в сочетании с отсутствием жизненного опыта и попыткой самоутвердиться неизбежно ведет к возникновению зависимости.
Так, по данным официальной статистики, в России 88% четырехлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети выходят в сеть самостоятельно. Примерно 80% школьников зарегистрированы в социальных сетях (имеют свой профиль, преимущественно в социальной сети «ВКонтакте»).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») говорится, что выпускник начальной школы - «доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение».
Чрезмерное общение детей в социальных сетях для развития современного общества несет угрозу. Виртуальный фантастический мир, в котором человек чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности выстраивания коммуникации в реальной жизни со сверстниками, со взрослыми. Общение детей в социальных сетях заключает в себе опасности, к которым приводит, прежде всего, анонимность и виртуализация личности в сети: формирование у детей ложного мировоззрения, усиление различных отклонений от нормы, ложь, криминальных действий . При общении в социальных сетях дети, полагаясь на полную анонимность, могут свободно выражать свои негативные мысли, агрессию по отношению к другим людям, обмениваться информацией противоречивого содержания на языке виртуального общения, что приводит к деформации их морально - ценностных установок.
Основной группой риска для развития зависимости от социальных сетей являются дети подросткового возраста, но современные исследования показывают, что профилактику зависимости от социальных сетей следует начинать уже среди детей младшего школьного возраста.
Существенная роль в происхождении и поддержании зависимости детей от социальных сетей отводится семье. Отсутствие в семье гармоничных взаимоотношений, доверительных отношений между родителями и детьми, общих интересов всех членов семьи приводит к появлению у детей зависимого поведения. Таким образом, современному учителю, выстраивая работу по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей в общеобразовательном учреждении, следует учитывать то, что данную работу необходимо реализовывать во взаимодействии с семьей младшего школьника.
На социальном уровне значимость профилактики зависимости детей младшего школьного возраста от социальных сетей обусловлена необходимостью организации профилактической работы уже с детьми младшего школьного возраста.
Значимость профилактики зависимости детей младшего школьного возраста от социальных сетей на научном уровне заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований по проблеме зависимости детей от социальных сетей, работ, посвященных взаимодействию семьи и школы по профилактике зависимости от социальных сетей в психолого - педагогических исследованиях недостаточно.
В практике современной системы образования программы по профилактике зависимости детей от социальных сетей ориентированы в основном на детей подросткового возраста, а программы профилактики зависимости от социальных сетей для детей младшего школьного возраста не нашли широкого распространения.
Теоретическую основу исследования составили:
- концептуальные положения отечественной и зарубежной психологии о понимании содержания причин, механизмов формирования, основных показателей зависимости младших школьников от социальных сетей (А. Е. Елкина, И. Ю. Науменко, О. М. Шахмартова и др.);
- труды по организации профилактики зависимости от социальных сетей в образовательном учреждении (А. М. Обжорин, А. В. Романова, Н. Г. Оськина, К. И. Шишкина и др.);
- труды о роли семьи в формировании социального информационного пространства младших школьников (Т. В. Борисова, И. В. Челышева, Э. Г. Эйдемиллер и др.).
Таким образом, исследование проблемы работы с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей довольно актуальна в современное время.
Противоречие между необходимостью работы с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей, в связи с ростом количества младших школьников, зависимых от социальных сетей, с одной стороны, и недостаточностью методических программ по проблеме работы педагога с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей - с другой стороны.
Проблема исследования: Каково содержание программы курса внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей?
Тема исследования: работа с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы курса внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей.
Объект исследования: зависимость младших школьников от социальных сетей.
Предмет исследования: работа с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей.
Гипотеза исследования: если в учебно - воспитательный процесс школы внедрить программу курса внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей, то снизится количество младших школьников, склонных к зависимости от социальных сетей.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать понятие и причины зависимости младших школьников от социальных сетей в современных условиях,
2) проанализировать роль семьи в процессе профилактики зависимости младших школьников от социальных сетей,
3) разработать и проверить эффективность программы курса внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей.
Теоретико-методологическая основа исследования.
По проблеме работы с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей у младших школьников методологической основой исследования стали:
- системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена зависимости от социальных сетей и рассмотреть данную зависимость как психосоциальное явление современного общества;
- личностно - ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы с учетом личностных характеристик младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные нами результаты исследования изменяют уже существующие в теории представления о наличии зависимости от социальных сетей детей подросткового возраста. Выявили, что зависимость от социальных сетей наблюдается и среди детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами программа курса внеурочной деятельности может быть реализована педагогами в образовательном учреждении в работе по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей.
База исследования: исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы города Челябинска. В экспериментальной работе приняли участие 42 младших школьника в возрасте 9-10 лет.
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования (сентябрь 2017 года - декабрь 2017 года) изучалась степень исследования проблемы зависимости младших школьников от социальных сетей в психолого - педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
2. На втором этапе (январь 2018 - август 2018 года) проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня зависимости младших школьников от социальных сетей, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
3. На третьем этапе (сентябрь 2018 года - май 2019 года) в рамках формирующего эксперимента внедрялась программа внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей; проводился контрольный этап экспериментальной работы.
4. На четвертом этапе (сентябрь 2019 года - декабрь 2019 года) проводилась обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования: теоретические методы (анализ психолого - педагогической, методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение, и т.п.), эмпирические методы (эксперимент, тестирование, и т.д.), методы обработки и интерпретации данных (критерий %2 Пирсона).
Апробация исследования. Апробация результатов исследования нашей работы осуществлялась в учебно - воспитательном процессе средней общеобразовательной школы города Челябинска и представлена посредством:
- участия в LXIX международной студенческой научно - практической конференции «Научное сообщество студентов XXI
столетия», 2018 год (научная работа «Работа с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей»);
- публикации научной статьи «Организация экспериментальной работы на базе средней общеобразовательной школы по исследованию уровня зависимости младших школьников от социальных сетей» в электронном научно - практическом периодическом издании «Вестник современных исследований» (№ 12-3 (27) декабрь, 2018). - С.223-226);
- участия в LXXXV международной студенческой научно - практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия», 2020 год (научная работа «Работа с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей на базе средней общеобразовательной школы»);
- выступления на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов с докладом на тему «Направления работы с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей» (30 декабря 2019 года).
Структура магистерской диссертации:
Во введении обоснована актуальность и проблема исследования, тема исследования, цель, задачи, объект, предмет, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена теоретико - методологическая основа, теоретическая и практическая значимость исследования, база, этапы и апробация исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты профилактики зависимости младших школьников от социальны сетей» раскрыто понятие и особенности зависимости младших школьников от социальных сетей. Проанализирована роль семьи в процессе профилактики зависимости младших школьников от социальных сетей. Предложены направления работы с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей.
Во второй главе «Методика организации экспериментальной работы» раскрыта цель и задачи экспериментальной работы. Охарактеризована программа курса внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей.
В третьей главе представлен анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Выпускная квалификационная работа состоит из 140 страниц, 25 таблиц и 12 рисунков, списка использованных источников (60 источников), 14 приложений.
Нами была поставлена цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы курса внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей.
Нами решались следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать понятие и причины зависимости младших школьников от социальных сетей в современных условиях,
2) проанализировать роль семьи в процессе профилактики
зависимости младших школьников от социальных сетей,
3) разработать и проверить эффективность программы курса внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей.
Под зависимостью от социальных сетей мы понимаем навязчивое, неконтролируемое и непреодолимое желание зайти в свой профиль, посмотреть последние новости, фотографии, проявить активность [54].
Работа по профилактике зависимости от социальных сетей актуальна в современное время, профилактическую работу следует начинать уже среди детей младшего школьного возраста.
Посредством социальных сетей младший школьник избегает одиночества, повышает социометрический статус, стремится к общению. А. С. Зинцова считает, что младший школьник в социальных сетях может столкнуться с угрозами и опасностями [21, с. 123].
Считаем, что основная причина для возникновения зависимости от социальных сетей в младшем школьном возрасте кроется во взаимоотношениях в семье, а именно в отсутствии эмоциональной поддержки, которая в дальнейшем влияет на социализацию ребенка.
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [19, с.6].
Современному учителю работу по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей следует организовать во взаимодействии с семьей младшего школьника.
Работа с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей в общеобразовательном учреждении предполагает следующие направления:
- проведение учителем с семьей младшего школьника тематических бесед, консультаций, круглых столов, конференций, семейных вечеров, культурных программ, конкурсов, экскурсий, походов и других мероприятий («Ярмарка поделок», «Моя семья», «Наше семейное хобби», «Папа, мама, я - читающая семья» и др.);
- систематическое проведение психологических тренингов (совместно с педагогом - психологом), во время которых родители совместно с детьми учатся лучше понимать друг друга, благодаря чему расширяется область их общих интересов и увлечений, обеспечивается благоприятный психоэмоциональный фон в условиях домашней среды;
- информирование младших школьников, родителей о возможных угрозах и опасностях социальных сетей, развитие навыков противостояния информации, наносящей вред психическому и нравственному развитию детей [28];
- составление младшими школьниками, родителями памяток, для других обучающихся на следующие темы: «Правила общения в социальных сетях», «Угрозы и опасности для ребенка в социальных сетях», «Таинственный незнакомец» и др.;
- организация проектной деятельности младших школьников совместно с родителями (например: проект «Семейный герб», проект «Генеалогическое дерево семьи», «Наши семейные праздники и традиции» и др.);
- вовлечение младшего школьника, как со стороны учителя, так и со стороны родителей в разнообразные виды деятельности, с целью формирования у младшего школьника устойчивого убеждения в том, что своими действиями он может достичь успеха.
Следовательно, учителю работу по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей в общеобразовательных учреждениях необходимо организовать во взаимодействии с семьёй младшего школьника, сочетая игровую и практическую деятельность, развивать навыки сотрудничества младшего школьника со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, создавать условия для активного включения детей в окружающую социальную среду.
Для изучения склонности к зависимости младших школьников от социальных сетей мы спланировали и осуществили экспериментальное исследование.
Целью экспериментального исследования являлось определение склонности к зависимости младших школьников от социальных сетей.
Были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
1) определить основные показатели зависимости младших школьников от социальных сетей и подобрать диагностические методики,
2) провести первичное исследование склонности к зависимости младших школьников от социальных сетей,
3) провести количественную и качественную обработку и интерпретацию результатов первичного исследования,
4) разработать и проверить эффективность программы курса внеурочной деятельности,
5) провести контрольное исследование склонности к зависимости младших школьников от социальных сетей,
6) провести количественную и качественную обработку и интерпретацию результатов контрольного исследования,
7) обобщить, проанализировать экспериментальную работу, подготовить рекомендации для педагогов, обучающихся, родителей.
Таким образом, экспериментальная работа подразумевала три этапа:
1) констатирующий этап,
2) формирующий этап,
3) контрольный этап.
Констатирующий и контрольный этап исследования проводился на базе средней общеобразовательной школы города Челябинска, совместно с педагогом - психологом. На констатирующем этапе исследования дети младшего школьного возраста нами были условно разделены на контрольную группу и экспериментальную группу. Контрольная группа в количестве 21 человека (в соотношении 15 девочек и 6 мальчиков), экспериментальная группа в количестве 21 человека (в соотношении 11 девочек и 10 мальчиков).
Изучив основные показатели зависимости младших школьников от социальных сетей, по О. М. Шахмартовой, предложили испытуемым следующие методы и методики:
- Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона (Шкала одиночества),
- Методика оценки привлекательности классного коллектива,
- Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс, С. Кауфман.
На констатирующем этапе экспериментальной работы нами были получены следующие результаты:
1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества.
Большинство испытуемых не испытывают чувство одиночества (низкий уровень одиночества у 42,8% испытуемых контрольной группы и у 33,3% испытуемых экспериментальной группы). Следует обратить внимание, что есть испытуемые, которые обладают максимально возможным показателем одиночества 14,3% как контрольной группы, так и экспериментальной группы.
2. Методика оценки привлекательности классного коллектива.
Большинство испытуемых хорошо адаптированы в классном коллективе - 52,4% испытуемых экспериментальной группы и 47,6% испытуемых контрольной группы. Но также есть испытуемые, которые испытывают негативное отношение к классу, неудовлетворенность своим положением и ролью в нем -14,3% контрольной группы и 19,05% экспериментальной группы.
3. Тест «Кинетический рисунок семьи».
О благоприятной ситуации в семье, свидетельствуют изображения у 71,4% испытуемых контрольной группы и у 61,9% испытуемых экспериментальной группы.
Тревожность в семье продемонстрирована на рисунках у 14,3% испытуемых контрольной группы и у 9,5% испытуемых экспериментальной группы.
О конфликтности в семье свидетельствовал рисунок у испытуемого контрольной группы (4,8%) и испытуемого экспериментальной группы (4,8%).
Чувство неполноценности продемонстрировано на изображениях 9,5% испытуемых контрольной группы и 19% испытуемых экспериментальной группы.
Враждебность в семейной ситуации ярко выражена на рисунке у одного испытуемого экспериментальной группы (4,8%).
Исходя из полученных данных теста «Кинетический рисунок семьи», можно сказать, что благоприятную семейную ситуацию имеют 71,4% как контрольной группы и 61,9% испытуемых экспериментальной группы. 28,6% испытуемых контрольной группы и 38,1% испытуемых экспериментальной группы составляют менее благоприятную ситуацию.
С целью проверки значимости различий между экспериментальной и контрольной группой мы применили в качестве метода статистического анализа критерий %2 Пирсона. Пришли к выводу, что различия между экспериментальной и контрольной группой статистически не значимы, сравнивать эти две группы можно, группы могут принимать участие в экспериментальной работе.
Подводя итоги констатирующего этапа исследования можем сделать следующие выводы о склонности к зависимости младших школьников от социальных сетей (при наличии нескольких критериев):
- среди испытуемых контрольной группы у большинства отсутствует зависимость от социальных сетей - 76,2%, присутствует зависимость от социальных сетей у 23,8% испытуемых;
- среди испытуемых экспериментальной группы у большинства отсутствует зависимость от социальных сетей - 61,9%, присутствует зависимость от социальных сетей у 38,1% испытуемых.
Проанализировав результаты констатирующего этапа исследования, нами была разработана программа курса внеурочной деятельности «Дети и социальные сети» на базе средней общеобразовательной школы города Челябинска, для обучающихся 1 - 4 классов.
Внеурочные занятия по профилактике зависимости от социальных сетей младших школьников предполагали активное участие родителей младших школьников.
Цель курса внеурочной деятельности - профилактика зависимости младших школьников от социальных сетей, во взаимодействии с семьёй.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- информационное просвещение детей и их родителей о возможных опасностях в социальных сетях,
- формирование знаний у младших школьников о безопасном поведении в социальных сетях,
- становление, самоопределение личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей,
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях,
- создание условий для активного включения детей в окружающую социальную среду,
- создание условий для выстраивания взаимоотношений со сверстниками,
- налаживание детско - родительских отношений в семье.
Программой предусмотрено проведение занятий по внеурочной деятельности в 1 классе, 1 час в неделю, всего 33 часа. Во 2 - 4 классах 1 час в неделю, всего 34 часа. Всего 135 часов, из них количество теоретических занятий - 42 часа, количество практических занятий - 93 часа.
На протяжении 2018/2019 учебного года нами, с испытуемыми контрольной группы (4в класса) и их родителями проводились элементы занятий один раз в две недели, предусмотренные программой курса внеурочной деятельности. С испытуемыми экспериментальной группы (4г класса) и их родителями проводились занятия один раз в неделю.
В рамках реализации программы курса внеурочной деятельности провели семинар для родителей 4г класса «Дети в социальных сетях». Родителям предложены рекомендации по профилактике зависимости детей от социальных сетей.
На контрольном этапе экспериментальной работы нами были получены следующие результаты:
1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества.
Среди испытуемых контрольной группы заметна положительная динамика - рост числа испытуемых, не испытывающих чувства одиночества - с 42,8% до 47,6%. Среди испытуемых экспериментальной группы динамика остается стабильной (на констатирующем и контрольном этапе исследования не испытывают чувство одиночества - 33,3% испытуемых). Следует обратить внимание, что на констатирующем этапе исследования 14,3% контрольной группы и экспериментальной группы обладали максимально возможным показателем одиночества. На контрольном этапе исследования количество обучающихся, обладающих максимально возможным уровнем одиночества снизилось - с 14,3% до 0% контрольной группы, с 14,3% до 4,8% экспериментальной группы.
2. Методика оценки привлекательности классного коллектива.
На контрольном этапе исследования заметна положительная динамика - рост количества испытуемых, для которых классный коллектив является очень привлекательным - среди испытуемых контрольной группы - с 23,8% до 38,1%; среди испытуемых экспериментальной группы - с 9,5% до 23,8%. На контрольном этапе исследования заметно незначительное снижение количества испытуемых, которые испытывают негативное отношение к классу, неудовлетворенность своим положением и ролью в нем - среди испытуемых контрольной группы - с 2 9,5% до 4,8%; среди испытуемых экспериментальной группы - с 19,05% до 9,5%.
3. Тест «Кинетический рисунок семьи».
Благоприятная ситуация в семье, согласно рисункам испытуемых, заметно повысилась у испытуемых контрольной группы с 71,4% до 85,7%, снизилась у испытуемых экспериментальной группы с 61,9% до 57,1%.
Тревожная ситуация в семье снизилась у испытуемых контрольной группы с 14,3% до 9,5%. У испытуемых экспериментальной группы тревожная ситуация в семье сохраняется на стабильном уровне (на констатирующем и контрольном этапе исследования - 9,5%).
Конфликтная ситуация в семье снизилась у испытуемых контрольной группы с 4,8% до 0%. У испытуемых экспериментальной группы тревожная ситуация в семье сохраняется на стабильном уровне (на констатирующем и контрольном этапе исследования - 4,8%).
Число испытуемых, испытывающих чувство неполноценности в семейной ситуации сократилось среди испытуемых контрольной группы - с 9,5% до 4,8%. Среди испытуемых экспериментальной группы заметен рост, испытывающих чувство неполноценности в семейной ситуации - с 19% до 23,8%.
Враждебная ситуация в семье среди испытуемых контрольной группы отсутствовала как на констатирующем этапе исследования, так и на контрольном этапе исследования (0%). У испытуемых экспериментальной группы враждебная ситуация в семье сохраняется на стабильном уровне (на констатирующем и контрольном этапе исследования - 4,8%).
Исходя из полученных данных теста «Кинетический рисунок семьи», можно сказать, что благоприятную семейную ситуацию имеют 85,7% испытуемых контрольной группы и 57,1% экспериментальной группы. 14,3% испытуемых контрольной группы, и 4,9% испытуемых
экспериментальной группы составляют менее благоприятную семейную ситуацию.
Подводя итоги контрольного этапа исследования можем сделать следующие выводы о склонности к зависимости младших школьников от социальных сетей (при наличии нескольких критериев):
Среди испытуемых контрольной группы мы получили следующие результаты:
- среди испытуемых контрольной группы у большинства отсутствует зависимость от социальных сетей. Так, на констатирующем этапе исследования у 76,2%, на контрольном этапе исследования у 80,9%. Присутствует зависимость от социальных сетей на констатирующем этапе исследования у 23,8%, на контрольном этапе исследования у 19,1%.
Среди испытуемых экспериментальной группы динамика осталась стабильной:
- у большинства испытуемых отсутствует зависимость от социальных сетей (на констатирующем и контрольном этапе исследования 61,9%). У 38,1% присутствует зависимость от социальных сетей как на констатирующем этапе исследования, так и на контрольном этапе исследования.
30 декабря 2019 года выступили с докладом на тему «Направления работы с семьей по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей» на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Также нами были озвучены полученные общие результаты экспериментальной работы по определению склонности к зависимости младших школьников от социальных сетей. Рассмотрены возможные перспективы реализации программы курса внеурочной деятельности по профилактике зависимости младших школьников от социальных сетей в общеобразовательном учреждении.
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015г. N09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. - Москва : Просвещение, 2017. - С. 53
3. Актуальные проблемы педагогической науки и образования [Текст] : коллективная монография / под ред. Е.Ю. Никитиной. - Москва : Перо, 2016. - 185 с.
4. Антонова, Н. Н. Внеурочная деятельность младших школьников в условиях современных ФГОС НОО: Рекомендации по написанию рабочих программ / Н. Н. Антонова // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. - Новосибирск : СибАК, 2015.
5. Аракелян, Л. К. Проблема зависимости молодежи от социальных сетей / Л. К. Аракелян // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №1(4). - С. 5-6
6. Баженова, Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы) [Текст] : пособие для учителя / Л. М. Баженова. - Москва : Изд-во Российской академии образования, 2004. - 55 с.
7. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л. В. Байбородова. - Москва : Просвещение, 2014. - 176 с.
8. Баранов, А.Б. Виртуальная коммуникация в Социальной сети: основные понятия и модель взаимодействия / А. Б. Баранов // Вестник университета Российской академии образования. - 2010. - №5. - С. 108-111
9. Безопасный интернет [Текст] / М. В. Болдина, Т. Н. Хлебалина. - Тамбов: Центр развития творчества детей и юношества, 2014. - 18 с.
10. Белкина, В. Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В. Н. Белкина. - Ярославль: Педагогика, 2009. - 192 с.
11. Брагуца, А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.- С. 53-55
12. Борисова, Т. В. Роль семьи в формировании социального информационного пространства младших школьников [Электронный ресурс] / Т. В. Борисова. - Режим доступа:https://cyberleninka.rU/article/n/rol-semi-v-formirovanii-sotsialnogo-informatsionnogo-prostranstva-mladshih-shkolnikov,дата обращения 15.01.2018г.
13. Быдтаева, Э. Л. Компьютерная и интернет зависимость у детей младшего и старшего школьного возраста как психологическая проблема современной семьи / Э. Л. Быдтаева, А. М. Зураева // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - №6-2. - С. 219-223
14. Венгер, А. Л. Психологическое обследования младших
школьников [Текст] / А. Л. Венгер. - Москва : Владос, 2007. - 160 с.
15. Волынкина, Н. А. Программы внеурочной деятельности [Текст] / Н. А. Волынкина, А. С. Безверховая. - Москва : Учебная литература, 2012.
- 176 с.
16. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2014. - 224 c.
17. Демидова, Е. И. Роль семьи в модернизации современного российского общества / Е. И. Демидова, А. В. Захаров, Е. А. Ефимова [Текст] // Власть. - 2015. - №8. - С. 13-21
18. Елкина, А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А. Е. Елкина // Молодой ученый. — 2017. — №20.
— С. 394-396. — URL https://moluch.ru/archive/154/43642/(дата обращения: 16.12.2017).
19. Жукова, М. В. Психология семьи и семейного воспитания [Текст] : конспекты лекций / М. В. Жукова, В. Н. Запорожец, К. И. Шишкина. - Челябинск, 2014. - 194 с.
20. Забалуева, Мария Владимировна. Информационная безопасность младших школьников в социальных сетях [Электронный ресурс] / М. В. Забалуева // Экономика и менеджмент инновационных технологий.
2017. -№4. - Режим доступа:http://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14632,дата обращения 03.12.2017.
21. Зинцова, А. С. Социальная профилактика кибербуллинга /А. С. Зинцова // Вестник Нижегородского Университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. - № 3 (35). - С. 122 - 128
22. Иванов, М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / сост. К. В. Сельченок // Психология зависимости: хрестоматия. - Мн.: Харвест, 2004. - 435 c.
23. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т.11. - №3. - С. 177-191
24. Классное руководство [Текст] : учебник / ред. В. П. Сергеевой. - Москва : Академия, 2014. - 319 с.
25. Колодин, Дмитрий Владимирович. Информационное влияние в
социальных сетях в виртуальной реальности [Электронный ресурс] / Д. В. Колодин. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/informatsionnoe-vliyanie-vsotsialnyh-setyah-v-virtualnoy-realnosti, дата обращения
19.11.2017г.
26. Кулинич, Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 классы [Текст] / Г. Г. Кулинич. - Москва : Вако, 2010. - 223 с.
27. Кураев, Г. А. Возрастная психология [Текст] : курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. - Ростов-на Дону , 2002. - 146 с.
28. Лопатин, Дмитрий Валерьевич. Проблема безопасности
школьников в сети Интернет [Электронный ресурс] / Д. В. Лопатин. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-bezopasnosti-
shkolnikov-v-seti-internet,дата обращения 27.11.2017г.
29. Любишина, Т. Н. Внеурочная деятельность первоклассников / Т. Н. Любишина // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 7. - С. 23-26
30. Милова, Екатерина Александровна. Влияние социальных сетей
на психологию личности [Электронный ресурс] / Е. А. Милова. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-
psihologiyu-lichnosti,дата обращения 27.11.2017г.
31. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студентов вузов: Психология. Общая психология. Психология возраста / В. С. Мухина. - Екатеринбург : Академия, 2011. - 696 с.
32. Мухомедеева, Е. Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель / Е. Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - №1. - С. 8-15
33. Начальное образование Южного Урала [Текст] : сборник научно - методических статей / ред. А. А. Попова. - Челябинск, 2011. - №5. - 359 с.
34. Науменко, Игорь Юрьевич. Влияние социальных сетей на школьников / И. Ю. Науменко, В. А. Подгорный // Молодой ученый. —
2018. — №25. — С. 250-251. — URL https://moluch.ru/archive/211/51703/(дата обращения: 03.06.2019).
35. Обжорин, А. М. Профилактика компьютерной и интернет - зависимости в современной школе: учебно - методическое пособие / А. М. Обжорин // Научно - теоретический журнал. - 2011. - №1(6). - С. 79-84
36. Общество сетевых структур [Текст] : монография / М. В. Ромм, И. А. Вальдман. - Новосибирск : Издательство Новосибирского гос. техн. унирситета, 2011. - 326 с.
37. Оськина, Н. Г. Проблема Интернета и компьютеризации обучения в младшем школьном возрасте / Н. Г. Оськина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - 3(50). - С. 57-59
38. Оськина, Н. Г. Профилактика интернет-зависимости у младших школьников: новая модель / Н. Г. Оськина // Начальная школа плюс: до и после. - 2012. - №7. - С. 1-4
39. Педагогика и психология, культура и искусство: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 16 ноября 2017 года. - Санкт-Петербург : НОО «Профессиональная наука», 2017. - 186 с.
40. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: методическое руководство [Текст] / под ред. Г. У. Солдатовой. - Москва : Федеральный институт развития образования, 2012. - 41 с.
41. Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И. Н. Попова // Народное образование. - 2013. - №1. - С. 219-226
42. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно - методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — Москва : Астрель, 2012. — 190 с.
43. Родительские собрания в начальной школе [Текст] / Г. П. Дьякова, Е. В. Волкова. - Волгоград : Учитель, 2006. - 103 с.
44. Роль семейного социума в формировании отклоняющегося поведения школьников / М. В. Жукова, Е. В. Фролова, К. И. Шишкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. - №9. - С. 48-53.
45. Романова, А. В. Деятельность учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников [Текст] / А. В. Романова. - Челябинск, 2004. - 22 с.
46. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. О. А. Щекиной. — Санкт - Петербург : Спб А1111О, 2013 — 90 с.
47. Сирота, Е. Ю. Личностные особенности постоянных посетителей сети «Www.Vkontakte.ru» / Е. Ю. Сирота // Вестник КемГУ. - 2010. - №3(43). - С.115-118
48. Солдатова, Г. В. Российские школьники: проблемы и риски Интернет-социализации / Г. В. Солдатова // Школьная библиотека — № 4. — 2012. — С. 71
49. Строганова, Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников [Текст] / Л. В. Строганова. - Москва : Пед. общество России, 2007. - 128 с.
50. Тончева, Анна Валерьевна Диагностика киберкоммуникативной зависимости [Электронный ресурс] / А. В. Тончева. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-kiberkommunikativnoy- zavisimosti/viewer, дата обращения 19.11.2017г.
51. Формирование ИКТ - компетентности младших школьников [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. И. Булин. - Москва : Просвещение, 2011. -128 с.
52. Хуторной, С. Н. Специфика общения в Интернете / С. Н. Хуторной // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». - № 4. - 2011. - С. 100-103
53. Челышева, И. В. Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников [Текст] : научно - популярное издание / И. В. Челышева: в авторской редакции. - Таганрог : Таганрог, 2014. - 128 с.
54. Черепанова, Татьяна Владимировна. Виртуальные социальные
сети как феномен современной культуры [Электронный ресурс] / Т. В. Черепанова. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-sotsialnye-seti-kak-fenomen-sovremennoy-kultury, дата обращения
03.01.2018г.
55. Черкасенко, О. С. Травля в социальных сетях / О. С. Черкасенко // Наука и Мир. - Т.2. - № 8(24). - 2015. - С. 107-108
56. Шахмартова, О. М. Исследование мотивов использования социальных сетей младшими школьниками / О. М. Шахмартова, И. В. Недошивина // Известия ПгПу им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 1348-1353
57. Шишкина, К. И. Подготовка будущего учителя к работе с семьёй по сохранению и укреплению здоровья младшего школьника [Текст] : диссертация / К. И. Шишкина. - Челябинск : ЧГПУ, 2007. - 193 с.
58. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка [Текст] : учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого. - 2000. - 88 с.
59. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер. - Санкт - Петербург : Питер, 2008. - 672 с.
60. Ярошевская, И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время / И. Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17