ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО
ИСКУССТВА В РАЗИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Роль хореографии в развитии личности 8
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 21
2. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Методика обучения танцам Джима Холла 28
2.2. Адаптация методики Джима Холла для работы в детском творческом
самодеятельном коллективе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В настоящее время общество ставит перед нами задачу формирования не только гармонично развитой личности, но и личности увлеченной, ищущей, той, что стремится к реализации своих способностей и потребностей. Изменения во всех сферах жизни общества также привели к смене ценностных ориентаций и в образовании. Главной целью образования становится не качество и объём усвоенных умений и знаний, а развитие личности - разносторонней и творческой, которое даёт возможность воплощения возможностей человека, и социальная, психологическая адаптация ребёнка, подготовка к жизни.
Только умственное и интеллектуальное развитие детей не обеспечивает всестороннего развития личности. Для того, чтобы достичь гармоничного развития личности, ещё нужно уделять внимание нравственному и физическому совершенствованию, развитию эмоциональной сферы личности. В обучении и воспитании подрастающего поколения важная роль отводится дополнительному образованию, в частности художественно-эстетическому направлению развития детей. Одним из самых эффективных средств воспитания является искусство, которое представляет единую картину мира в гармонии мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Большое внимание уделяется приобщению детей к искусству, в частности к хореографическому.
Хореографическое искусство - компонент современной культуры, являющийся сферой контакта творческого опыта личности с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным как в профессиональном искусстве, так и в народном творчестве . В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим компонентом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения и музыки. Занятия хореографическим искусством способствуют не только физическому развитию детей и обогащают их духовно. Хореография очень ярко воздействует на эмоции и чувства человека. Занятия танцами развивают творческие процессы личности: мышление, ассоциативную память, воображение.
Нигде так не развиваются и тело, и душа, и воля личности как в танце. Поэтому существует такая необходимость и важность танца для образования и развития детей. Танец воспитывает художественный вкус, раскрывает духовные силы личности, развивает любовь к прекрасному. Хореографическое искусство оказывает оздоравливающее действие на растущий организм, благотворно влияет на работу сердца, органов кровообращения, дыхания, укрепляет мышечный каркас и улучшает осанку, также танец способствует воспитанию гармонически развитой личности, позволяет развивать ее творческую направленность.
Танец является богатейшим источником творческих возможностей, эстетических и эмоциональных впечатлений ребенка. Согласованность и единство танцевального искусства подразумевает развитие умения слышать и понимать музыку, чувства ритма, двигаться в нужном темпе, согласовывая свои движения с музыкой, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Занятия хореографией способствуют общему укреплению здоровья, снятию перегрузок, снижению гиподинамии, развитию креативности, творческой фантазии, яркому выражению эмоций, координации и управлению своим телом , воспитывают настойчивость, силу воли, социальную адаптацию и художественный вкус. Танец занимает особое важное место в процессе развития и формирования физического воспитания детей младшего возраста, поскольку, являясь ярким выразительным средством обучения, он обеспечивает интенсивную физическую нагрузку, формирует навыки совместных согласованных действий и творческую активность детей, и, ко всему прочему, доставляют им огромное удовольствие и радость.
Природа танца, живая и физически активная, позволяет извлечь особую практическую ценность в современном обществе, поскольку, малоподвижная и малоактивная повседневная деятельность детей является серьезной проблемой, решением которой послужит танец. Вне зависимости от вида разучиваемого танца - импровизационного или традиционного - в первую очередь необходимо поставить цель, чтобы процесс освоения стал максимально сфокусированным, и при этом, оставался игровой формой деятельности. Тело человека создано для движения, которое так же естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает жизненную энергию, силы и наполняет ими организм. Происходит естественное оздоровление, улучшение работоспособности и развитие выносливости. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, благодаря котором успешно происходит разностороннее развитие ребёнка. Танец правильно разработанными нагрузками позволяет осуществлять всестороннее развитие ребёнка, а также корректировать и улучшать его физическое состояние и здоровье.
Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Адаптация для работы в детском творческом самодеятельном коллективе методики коррекции и развития детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства.
ЦЕЛЬ: Исследовать методику коррекции и развития детей дошкольного возраста средствами хореографии и адаптировать её для работы в детском творческом самодеятельном коллективе.
ОБЪЕКТ: Процесс воспитания детей дошкольного возраста.
ПРЕДМЕТ: Процесс формирования мышечной силы, правильной осанки, координации, чувства ритма, артистичности, правильного поведения в обществе у детей дошкольного возраста средствами хореографии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.
2. Провести изучение методики коррекции и развития детей дошкольного возраста средствами хореографии.
3. Провести интерпретацию полученных результатов и формирование выводов.
4. Выявить особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.
5. Разработать адаптацию методики коррекции и развития детей дошкольного возраста средствами хореографии для работы в детском творческом самодеятельном коллективе.
ГИПОТЕЗА: предполагается, что средствами хореографического искусства можно повысить степень мышечной силы, правильной осанки, координации, чувства ритма, артистичности, правильного поведения в обществе, корректировать и стимулировать всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ:
Введение, две главы, в каждой по два раздела, заключение, библиографический список (52 наименований). Объем основного текста составляет 51 страниц.
Результаты теоретического анализа подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы, что средствами хореографического искусства можно повысить степень мышечной силы, правильной осанки, координации, чувства ритма, артистичности, правильного поведения в обществе, корректировать и стимулировать всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
В работе раскрывается тема особенностей обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии, роли хореографии в развитии личности в целом и, в частности, детей дошкольного возраста, рассмотрены возрастные особенности дошкольников, каковы особенности их физического и психологического развития, способности восприятия и двигательной активности, какая нагрузка хореографическая им доступна, каким образом она влияет на здоровье и физическое состояние ребенка, какое может давать развитие и как его корректировать, как творческий процесс занятия хореографическим искусством влияет на детей, как развивает духовно.
В работе рассмотрена методика обучения хореографии американского автора Джима Холла, выявлены главные особенности: то, что танец - это физическая активность, и эту нагрузку необходимо сделать оптимальной; что танец - это процесс творческий, который позволяет превратить физическую нагрузку в самую приятную активность; что танец - процесс выразительный и информативный, который даёт возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений; что танец развивает артистические способности; что танец служит средством дружелюбного общения и совместной деятельности, которая позволяет действовать как с партнёром и в группе, так и индивидуально; что танец - это развлечение, что приносит большое удовольствие тем, кто им занимается. Определены цели обучения детей дошкольного возраста хореографии: практический процесс освоения должен быть максимально сфокусированным и носить игровой характер, являясь выразительным средством танец должен обеспечивать интенсивную разнонаправленную нагрузку, развивать навыки совместных согласованных действий, активную социализацию, развивать творческую активность детей, доставлять удовольствие и радость.
Рассмотрена программа занятий, приведенных в методике обучения хореографии, и отмечена высокая практичность, эффективность, интенсивность, широкая направленность занятий. Они состоят из двух частей - разминочной и танцевальной. Подробное рассмотрение программы позволило выявить недостающие элементы занятий для того, что адаптировать методику для работы в детском творческом самодеятельном коллективе и развивать и корректировать развитие детей дошкольного возраста средствами хореографии. Этими элементами являются базовые общеукрепляющие упражнения (ходьба, бег, прыжки, наклоны), которые необходимо включить отдельно, а также, исходя из того, что методика была написана американским автором и больше ориентирована на американскую культуру, необходимо в программу добавить изучение русско-народного танца и его элементов для воспитания любви и интереса к родной культуре и творчеству в подрастающем поколении.
Таким образом, в работе даны рекомендации по адаптации методики обучения танцам Джима Холла для коррекции и развития детей дошкольного возраста, которая подойдёт для работы в детском творческом самодеятельном коллективе для педагогов дополнительного образования и хореографов с целью обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.
Обучение хореографическому искусству - это развитие физическое, творческое, духовное, эстетическое, оно воздействует на человека очень широко и многопрофильно. То, что танец даёт возможность физического развития особенно важно при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Данная адаптированная методика обучения танцам будет полезна для развития и коррекции детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства в работе детского творческого самодеятельного коллектива. Благодаря занятиям в детях будут развиваться физическая работоспособность, выносливость, улучшаться осанка, укрепляться мышцы, улучшаться работа внутренних органов, укрепляться здоровье в целом, также развиваться творческая активность, умение действовать в коллективе, социальная адаптация, эстетическое восприятие.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2014. -268 с.
2. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 298 с.
3. Азбука танцев / Авт. - сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2013. - 286 с.
4. Алексеев, В.В. Эмоции и личность: учеб. для вузов / В.В. Алексеев. - М.: Академия, 2014. - 305 с.
5. Астахов, К.Р. Практическое исследование эмоций: учеб. для вузов / К.Р. Астахов. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
6. Ахметова, Д.З. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Д.З. Ахметова, В.Ф. Габдулхаков. - Казань: Познание, 2011. - 184 с.
7. Барышникова, Т. С. Азбука хореографии: учебное пособие / Т.С. Барышникова. - М.: Книга, 2012. - 265 с.
8. Батурина, Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма
отражения действительности: учеб. для вузов / Г.И. Батурина. - М.:
Просвещение, 2012. - 367 с.
9. Бекина, С. А. Музыка и движение: учебное пособие / С.А.
Бекина. - М.: Просвещение, 2015. - 225 с.
10. Бондаренко, Л.Н. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях / Л.Н. Бондаренко. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 221 с.
11. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 568 с.
12. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб.
заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.:
Издательский центр «Академия», 2014. - 496 с.
13. Ребер, А.Г. Большой толковый психологический словарь. Том 1. / Ребер А. (Penguin). - М.: Вече, АСТ, 2013. - 468 с.
14. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть.1: учеб. пособие / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2014. - 236 с.
15. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений: учеб. для вузов / В.К. Вилюнас. - М.: Наука, 2011. - 278 с.
16. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: учебник / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Международный образовательный
и Психологический колледж, 2014. - 245 с.
17. Выготский, Л.С. Диагностика развития: учеб. для вузов / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2013. - 376 с.
18. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: учеб.для вузов / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 2013. - 354 с.
19. Галанов, А.С. Психодиагностика детей: рабочая тетрадь / А.С. Галанов. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-265с.
20. Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей: учеб. пособие для вузов / О.В.Гордеева. - М.: Просвещение, 2014. - 198 с.
21. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 208 с.
22. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина - 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 160 с.
23. Детская практическая психология: учеб.пособие для студентов пед. вузов / М.Ю.Иванова; под ред.Т.Д. Марциновской - М.: Гардарики, 2014. - 267 с.
24. Детский психолог: учеб. пособие / М.Ю.Темщенко; под ред. Е.И. Рогова - Ростов н/Д: Тотем, 2014. - № 2. - 345 с.
25. Додонов, Б.И. В мире эмоций: учебник / Б.И. Додонов. - Киев: Изд - во Киевского гос. ун - та, 2013. - 246 с.
26. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. завед. / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2011. - 345 с.
27. Запорожец, А.В. Функции и структура эмоциональных процессов у ребенка : учеб. пособие / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 2015 - 354 с..
28. Зеньковский, В.В. Психология детства : учеб. для вузов / В.В.Зеньковский. - М.: УРАО, 2015. - 322 с.
29. Изард, К.Э. Психология эмоции: учеб. для вузов / К.Э. Изард. - М.: Речь, 2014. - 345 с.
30. Ильин, Е.И. Эмоции и чувства: учебник / Е.И. Ильин - М.: Совершенство, 2012. - 634 с.
31. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: практ. пособие / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 568 с.
32. Кияшева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кияшева. - Ярославль: Академия развития, 2014 - 208 с.
33. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
34. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста:
практ. пособие / Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько. - Минск:
Университэцкае, 2010. - 342 с.
35. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк. - М.: Генезис, 2014. - 254 с.
36. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 - 7 лет: практ. пособие / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 160 с.
37. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 2015.
- Вып.3. - 342 с.
38. Лазарев, М.Л. Здравствуй!: учеб. - метод. пособие для педагогов дошк. Образов. Учреждений. - М.: Мнемозина, 2014. - 248 с.
39. Лафренье, П.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: проект «Психологическая энциклопедия» / П.Д.Лафренье - СПБ.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2014 - 256 с.
40. Люблинская, А.А. Детская психология: учебное пособие / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2016. - 375 с.
41. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»; под ред. В.В. Гербовой. - 3-е изд., испр. и доп.: М.: «Мозаика-Синтез», 2012 - 400 с.
42. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. практ. пособие / В.М. Минаева. - М.: Аркти, 2014. - 345 с.
43. Мухина, В.С. Возрастная психология: учеб. пособие / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2013. - 365 с.
44. Мухина, В.С. Детская психология: учеб. пособие / В.С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2014. - 352 с.
45. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1, 2: учебник / Р.С. Немов.
- М.: Владос, 2015. - 325 с.
46. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: учебник / Н.И. Непомнящая. - М.: Владос, 2011. - 234 с.
47. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухов.
- М.: Педагогическое общество России, 2015 - 289 с.
48. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: практ. пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2013. - 267 с.
49. Общение детей в детском саду и семье: учеб. пособие / Т.А.Репина [и др]. - М.: Педагогика, 2011. - 342 с.
50. Оздоровительно - развивающая программа «Здравствуй!» для дошк. образоват. учреждений / Авт. - сост: М.Л. Лазарев - М.: Мнемозина, 2014. - 39 с.
51. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения: Письмо МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16
52. Холл, Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам / Джим Холл; пер.с англ. Т.В. Сидориной. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 409 с.