Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ОПИСАНИЮ ПЕЙЗАЖА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №34617

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения описанию пейзажа в процессе развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Развитие связной монологической речи у детей в онтогенезе 13
1.3 Использование пейзажных картин при обучении детей дошкольного
возраста описательным рассказам 18
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальное изучение связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Методика исследования связной монологической речи детей с общим
недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Результаты исследования связной монологической речи детей с
общим недоразвитием речи III уровня 28
Выводы по второй главе
Глава III. Коррекционная работа по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний пейзажа
3.1. Содержание и методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний пейзажа
3.2 Анализ результатов коррекционной работы по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний пейзажа 53
Выводы по третьей главе 54
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения

Актуальность исследования: Развитие связной речи является одной из важнейших проблем педагогики на сегодняшний день. По данным А.В. Ястребовой, в Российской Федерации у 54% детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, отмечаются трудности при выражении своих мыслей, не умение правильно формулировать свое высказывание, пользоваться наиболее уместными в конкретной ситуации средствами монологической речи. Всё это оказывает неблагоприятное влияние на развитие связной речи, что в свою очередь накладывает отпечаток на умственное, эмоциональное и речевое развитие [16].
Связная речь - это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Главная задача логопедического воздействия научить детей связано и последовательно, логично излагать свои мысли, раскрывать события из окружающей жизни и личного опыта. Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, имеет огромное значение в психологическом развитии ребенка. Именно с помощью слова ребенок познает окружающий мир, развивается его речь, при помощи слова обогащается познавательный опыт.
Словарная работа направлена на создание описательной речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей, она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Изучением связной речи занимались такие ученые, как Ф.А. Сохин,О.С. Ушакова, Н.Г. Смольникова и др., они были единодушны в том, что умение описывать пейзажную картину является условием совершенствования речи и мышления, это умение облегчает процесс обмена информацией в различных сферах деятельности. Последние разработки в данной области принадлежат С.А. Мироновой, Т.А. Сидорчук, И.Р. Чернущик, Н.М. Зубаревой, Е.И. Тихеевой. Авторы делают акцент на том, что рассматривание пейзажных картин и обучение составлению рассказов по ним повышают эстетическое чувство, совершенствуют речевое развитие, наполняют речь детей образами, стимулируют к проявлению эмоционального отношения к увиденному.
В настоящее время количество детей с речевой патологией увеличивается, особенно это касается преобладания общего недоразвития речи, поэтому возникает необходимость работы по развитию описательной речи, а именно по обучению составлению рассказов по пейзажной картине, в которой отсутствует сюжетная линия, тем самым тема выпускной квалификационной работы «Обучение описанию пейзажа в процессе развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Цель исследования: выявить особенности развития связной монологической речи у детей с ОНР III уровня, разработать и проверить эффективность комплекса занятий по обучению составлению рассказа по пейзажным картинам.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования: методики обучения дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов по пейзажным картинам.
Гипотеза исследования: у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются различные нарушения связной монологической речи, что приводит к трудностям в обучении. Мы считаем, что при использовании специально разработанных занятий по обучению дошкольников рассказыванию по пейзажным картинам, дети могут достигнуть высокого уровня описательной речи.
Задачи исследования
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
2) Выявить уровень сформированности связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
3) Разработать программу по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов по пейзажным картинам;
4) Оценить эффективность разработанной программы по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов по пейзажным картинам
Методологическая основа: концепции Р.Е. Левиной [19] об уровнях развития, идеи Л.С. Волковой [5,6] о проблемах логопедической науки, концепции В.К. Воробьевой [7] о формировании связной речи у детей с системным недоразвитием речи, взгляды В.П. Глухова [12,13] о развитии связной монологической речи детей, концепции Т.Б. Филичевой [34] о методах и приемах обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи, теория М.Е. Хватцева [35] об особенностях дошкольников с общим недоразвитием речи, положение С.А. Мироновой [23] о методах и приемах обучения детей составлению рассказов по пейзажным картинам.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической,
лингвистической, методической литературы по теме исследования.
2. Метод констатирующего и формирующего эксперимента.
3. Математический анализ полученных данных, формирование выводов.
Практическая значимость исследования: подобраны методики для исследования связной речи дошкольников, составлена программа по обучению дошкольников составлению рассказов по пейзажным картинам.
База исследования: исследовательская и практическая работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад №156 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 36 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 10 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с общим недоразвитие речи недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При исследовании связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мы выяснили, что дети испытывают затруднения в составлении описательного рассказа о предмете, по пейзажной картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова. Итак, мы выделили особенности связной речи детей на констатирующем этапе эксперимента:
1) Для большинства детей с ОНР III уровня характерен низкий уровень развития связной речи (70% детей ЭГ);
2) У детей отмечаются трудности при составлении рассказов из собственного опыта, рассказа описания, при пересказе;
3) Все дошкольники с ОНР III уровня не умеют составлять рассказ по пейзажной картине, не понимают содержание картины, не передают свое эмоциональное впечатление;
4) У них чаще всего наблюдаются следующие ошибки:
- лексические замены,
-нарушение согласования слов,
-пропуски или неправильное употребление предлогов,
-пропуски смысловых частей,
-небольшой объём высказываний,
-неточность отражения основных свойств предмета или явления, -несоблюдение смысловых и грамматических связей между предложениями.
Таким образом, данная диагностика показала необходимость развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня, особенно развития умения составлять описательные рассказы по пейзажной картине.
Целенаправленное обучение детей с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний предусматривало дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально-психологических особенностей.
формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Детям будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если они специально обучатся этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого.
Таким образом, мы отметили, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
Специальная коррекционная работа проводилась с ноября 2018 года по февраль 2019 года с детьми экспериментальной группы.
После проведенных занятий по обучению составлению рассказов- описаний по пейзажным картинам мы провели контрольное исследование, которое позволило сделать вывод об эффективности предложенных методов и приемов.
Итак, у 40% детей после обучения наблюдался высокий уровень развития связной речи, т.е. связная речь полностью сформирована. Дети научились составлять развернутый последовательный рассказ, используя различные виды связи между предложениями, употребляя правильные грамматические формы, делая обоснованные повторы. В своих рассказах они использовали распространенные простые и сложные предложения, при описании полно и точно передавали основные свойства предмета, придумывали название рассказов. У 60% детей стал наблюдаться средний уровень развития, так как они научились составлять только короткий рассказ, допуская лексико-грамматические и структурно-семантические ошибки: повторы слов, нарушения структуры предложения, нарушение связи слов между собой. Дети строили в основном простые предложения, как распространенные, так и нераспространенные, забывали придумать название рассказу или поделиться своими впечатлениями об увиденном (при рассказе - описании). То есть связная речь этих детей развита недостаточно и требует продолжение работы в данном направлении. Низкого уровня зафиксировано не было.
Положительные результаты обучения детей составлению описательных рассказов по пейзажной картине свидетельствуют об эффективности используемых методических приемов, что позволяет рекомендовать их для занятий по формированию связной речи дошкольников с ОНР III уровня.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
2. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи дошкольников. Ч.1: устная связная речь. Лексика [Текст]: пособие для логопедов / Андреева Н.Г.— М.: ВЛАДОС, 2016. - 156с.
3. Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 234с.
4. Брокгауз, Ф. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Ф.Брокгауз, И. Ефрон — М.: Эксмо, 2017. — 960с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]/ Л.С. Волкова — М.: ВЛАДОС, 2008.
- 554с.
6. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии. Ч. II. [Текст] / Л.С. Волкова
— М.: ВЛАДОС, 2017. - 448с.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева — М.: ACT: Астрель, 2017. - 124с.
8. Воробьева, Т.А Составляем рассказ по серии сюжетных картинок [Текст] / Т.А. Воробьева— СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 96 с.
9. Воронова, И.Ю. Использование картин русских художников на
занятиях по развитию речи детей 5-6 лет с речевыми нарушениями [Текст] / И.Ю. Воронова // Отечественный и международный опыт в решении современных педагогических проблем: материалы
межд.заоч.элект.науч.конф. (г. Чебоксары). - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - 2015. - С.67-70
10. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л.С Выготский. — М.: Искусство, 2017. — 573с.
11. Гербова, В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок [Текст] / В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 1998. - 78с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов — М.: АРКТИ, 2012. - 112с.
13. Глухов, В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов// Дефектология. — 2016. — № 6. — С. 11-16.
14. Зикеев, А.Г. Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении сложносочиненных предложений детей с нарушениями в развитии [Текст] / А.Г. Зикеев // Дефектология №1. — 2014. — С.67-75.
15. Кабанова, Т.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 - 6 лет с речевыми нарушениями [Текст] / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под ред. Н.Е.Ильяковой - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.
16. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логопедического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко — М.: Сфера, 2011. - 267с.
17. Корепина, Л.Ф. Развитие речи дошкольников на основе наблюдений за природой и рассматривания пейзажных картин [Текст] / Л.Ф. Корепина // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - №2-5. - С.65-68
18. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст]: учебное пособие для студентов пед. Институтов / В.А. Лапшин — М.: ВЛАДОС, 2010 - 225с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопеда [Текст] / Р.Е. Левина
- М.: Наука, 1968. - 157с.
20. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия— М., 1973.
- 290с.
21. Макашова, В.С. Развитие описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пейзажных картин [Текст] / В.С. Макашова, О.И. Кокорева // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: материалы Междунар. Науч - практич. Конф. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований». - 2017. - С.95-98
22. Маякова, Е.С. Стилистические приемы в пейзажных описаниях: роль, значение и функции [Текст] / Е.С. Маякова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №6 (62). - С.248-250
23. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 192с.
24. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина — М.: Сфера, 2017
- 445с.
25. Прищепова, И.В. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И.В. Прищепова — СПб.: КАРО, 2015. - 233с.
26. Рахимова, Ж.Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения [Текст] / Ж.Т. Рахимова // Дефектология. — 2018. — № 1. — С. 20-26.
27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М.: Издательство «Питер», 2012. — 720с.
28. Рыскова, В.А. Развитие связной монологической речи у детей
младшего дошкольного возраста при описании игрушек [Текст] / В.А. Рыскова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы VIII Международной научно-практической
конференции. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина. - 2016. - С.399-402
29. Ткаченко, Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 2018. - 112с.
30. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2014. - 144с.
31. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. обр. учреждений [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Владос, 2004. — 288с.
32. Фаззалова, А. Л. Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ А.Л. фаззалова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 86-88.
33. Филатова, Л.Н. Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Филатова // Студенческий электронный журнал СТРИЖ. - 2018. - № 4-2 (21). - С. 132-136
34. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — М., 2014. - 278с.
35. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев — М.: ВЛАДОС, 2015 - 358с.
36. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ