Организация внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности по формированию коммуникативных УУД младших школьников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе 8
1.1. Возможности внеурочной деятельности в художественно-эстетическом
воспитании младших школьников 8
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий 11
1.3. Формы работы учителя по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности 21
2.1 . Характеристика базы и методов исследования 21
2.2. Результаты эксперимента 25
2.3. Разработка банка занятий внеурочной деятельности по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий художественно-эстетической направленности 30
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список литературы 40
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе 8
1.1. Возможности внеурочной деятельности в художественно-эстетическом
воспитании младших школьников 8
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий 11
1.3. Формы работы учителя по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности 21
2.1 . Характеристика базы и методов исследования 21
2.2. Результаты эксперимента 25
2.3. Разработка банка занятий внеурочной деятельности по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий художественно-эстетической направленности 30
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список литературы 40
Говорить и общаться ребёнок начинает с самого раннего возраста. К началу поступления в школу он уже обладает некоторыми коммуникативными и речевыми знаниями. В современной педагогике и психологии коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе уделяется достаточно большое внимание. Коммуникативный уровень развития грамотности учащихся далёк от желаемого. Поэтому разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования заставляет считать эту сторону развития одной из преимущественных, а не факультативных задач школьного образования [1].
Сегодня многие дети, приходя в школу, ленятся работать на уроках, работать в парах или группе. Вот и получается, что важная задача подготовить детей к началу обучения в школе с точки зрения учебного взаимодействия, сотрудничества, а также требуется дополнительная подготовка уже в рамках школы.
Универсальные учебные действия рассматриваются как важная сторона соприкосновения и социального взаимодействия, которая начинается с установления контактов и вплоть до осуществления и организации коллективной деятельности, налаживания межличностных отношений [2].
Формирование универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью современного образования становится общекультурное, личностно-познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Методические и теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий младших школьников, рассматриваются в работах педагогов и психологов: Л.П. Перфильевой, Е.Ю. Никитиной, О.Г. Мишановой, О.А. Карабановой, А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской.
Проблема формирования и развития познавательных интересов у обучающихся чрезмерно актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремление к познанию нового и расширению кругозора. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая была разработана на основе системно-деятельностного под-хода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными, как А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой. [14].
Также важным аспектом, определяющим формирование коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста, является формирование умения учиться. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги, такие как, например, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн.
Согласно современным образовательным стандартам, неурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учеников. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, которая организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном интересном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно успешно развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности [10].
Основные направления художественно-эстетического развития учащихся:
• воспитание всесторонне развитой гармоничной личности младшего школьника;
• формирование в школьнике комплексной эстетической культуры;
• формирование у детей младшего школьного возраста навыков и потребностей в созидании прекрасного;
• формирование способностей давать эмоциональную оценку прекрасному;
• формирование у учащихся представления об эстетических и художественных ценностях культуры;
• воспитание у детей младшего школьного возраста уважительного отношения к культуре и традициям своего и других народов.
Актуальность проблемы развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
• необходимостью совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей младшего школьного возраста, создания условий для достижения успешности всеми учащимися в начальной школе;
• задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, которая обеспечивает социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;
• возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Противоречие исследования состоит в том, что с одной стороны, существует необходимость формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности, с другой - недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
Проблема исследования: как использовать возможности внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности для формирования коммуникативных УУД?
Цель исследования: теоретически обосновать возможности внеурочной деятельности по формированию коммуникативных УУД для разработки банка занятий внеурочной деятельности.
Объект исследования: формирование у младших школьников коммуникативных универсальных действий во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
Задачи:
1. Определить возможности внеурочной деятельности в художественно-эстетическом воспитании младших школьников.
2. Рассмотреть возрастные особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Изучить формы организации работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
4. Изучить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
5. Разработать банк занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Педагогический эксперимент (констатирующий этап)
Базой исследования является МБОУ «СОШ №108» города Трёхгорного, учащиеся 2 класса, количество учащихся составляет 20 человек.
Практическая значимость исследования: разработанный нами банк занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности может быть использован в работе учителей начальных классов.
Сегодня многие дети, приходя в школу, ленятся работать на уроках, работать в парах или группе. Вот и получается, что важная задача подготовить детей к началу обучения в школе с точки зрения учебного взаимодействия, сотрудничества, а также требуется дополнительная подготовка уже в рамках школы.
Универсальные учебные действия рассматриваются как важная сторона соприкосновения и социального взаимодействия, которая начинается с установления контактов и вплоть до осуществления и организации коллективной деятельности, налаживания межличностных отношений [2].
Формирование универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью современного образования становится общекультурное, личностно-познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Методические и теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий младших школьников, рассматриваются в работах педагогов и психологов: Л.П. Перфильевой, Е.Ю. Никитиной, О.Г. Мишановой, О.А. Карабановой, А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской.
Проблема формирования и развития познавательных интересов у обучающихся чрезмерно актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремление к познанию нового и расширению кругозора. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая была разработана на основе системно-деятельностного под-хода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными, как А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой. [14].
Также важным аспектом, определяющим формирование коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста, является формирование умения учиться. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги, такие как, например, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн.
Согласно современным образовательным стандартам, неурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учеников. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, которая организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном интересном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно успешно развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности [10].
Основные направления художественно-эстетического развития учащихся:
• воспитание всесторонне развитой гармоничной личности младшего школьника;
• формирование в школьнике комплексной эстетической культуры;
• формирование у детей младшего школьного возраста навыков и потребностей в созидании прекрасного;
• формирование способностей давать эмоциональную оценку прекрасному;
• формирование у учащихся представления об эстетических и художественных ценностях культуры;
• воспитание у детей младшего школьного возраста уважительного отношения к культуре и традициям своего и других народов.
Актуальность проблемы развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
• необходимостью совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей младшего школьного возраста, создания условий для достижения успешности всеми учащимися в начальной школе;
• задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, которая обеспечивает социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;
• возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Противоречие исследования состоит в том, что с одной стороны, существует необходимость формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности, с другой - недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
Проблема исследования: как использовать возможности внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности для формирования коммуникативных УУД?
Цель исследования: теоретически обосновать возможности внеурочной деятельности по формированию коммуникативных УУД для разработки банка занятий внеурочной деятельности.
Объект исследования: формирование у младших школьников коммуникативных универсальных действий во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
Задачи:
1. Определить возможности внеурочной деятельности в художественно-эстетическом воспитании младших школьников.
2. Рассмотреть возрастные особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Изучить формы организации работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
4. Изучить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
5. Разработать банк занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Педагогический эксперимент (констатирующий этап)
Базой исследования является МБОУ «СОШ №108» города Трёхгорного, учащиеся 2 класса, количество учащихся составляет 20 человек.
Практическая значимость исследования: разработанный нами банк занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности может быть использован в работе учителей начальных классов.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей младшего школьника, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности во внеурочной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие и воспитание младших школьников являются наиболее важной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа в сфере образования.
Вся внеурочная деятельность строится с учетом формирования УУД, требует от педагога грамотного построения внеурочной деятельности с использованием таких методов, как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Практическая часть исследования показала, что коммуникативные УУД у данных учеников сформированы на среднем уровне. Анализ анкетирования учащихся по методике «Что любит мишка?» показал, что у 36 % младших школьников высокий уровень способности самостоятельно принимать решения, у 41 % младших школьников - средний, у 23% младших школьников - низкий. Анализ анкетирования учащихся по методике Г.А.Цукерман «Рукавички» показал, что при работе в парах, ребята могут между собой договариваться, рассуждать, и показывать результат лучше, чем работая по одиночке. Высокий уровень у 30 % младших школьников средний уровень у -50 % младших школьников, а низкий уровень у - 20 % младших школьников.
Проанализировав результаты исследования, мы сделали следующие выводы:
У обучение младших школьников во внеурочное время позволяет наиболее полно использовать потенциал начального общего образования за счет углубления, расширения и применения полученных знаний. Оно соответственно компенсирует ограниченность начального школьного образования путем эстетических, художественно-творческих запросов;
У младший школьный возраст сенситивен для формирования коммуникативных УУД, а именно, для данного возраста непосредственно характерно: активное усвоение словарного состава русского языка, освоение грамматических норм, стремление к сотрудничеству, формирование собственной позиции и самооценки;
У разнообразные формы работы педагога во внеурочной деятельности непосредственно создают возможность ученикам в начальных классах поупражняться в различных видах деятельности художественно-эстетической направленности, выявить творческий потенциал и формировать свой эстетический вкус. К самым эффективным формам организации внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности, как правило, относят: кружок, клуб, секция, студия, театр, мастерская, проект.
Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей младшего школьника, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности во внеурочной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие и воспитание младших школьников являются наиболее важной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа в сфере образования.
Вся внеурочная деятельность строится с учетом формирования УУД, требует от педагога грамотного построения внеурочной деятельности с использованием таких методов, как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Практическая часть исследования показала, что коммуникативные УУД у данных учеников сформированы на среднем уровне. Анализ анкетирования учащихся по методике «Что любит мишка?» показал, что у 36 % младших школьников высокий уровень способности самостоятельно принимать решения, у 41 % младших школьников - средний, у 23% младших школьников - низкий. Анализ анкетирования учащихся по методике Г.А.Цукерман «Рукавички» показал, что при работе в парах, ребята могут между собой договариваться, рассуждать, и показывать результат лучше, чем работая по одиночке. Высокий уровень у 30 % младших школьников средний уровень у -50 % младших школьников, а низкий уровень у - 20 % младших школьников.
Проанализировав результаты исследования, мы сделали следующие выводы:
У обучение младших школьников во внеурочное время позволяет наиболее полно использовать потенциал начального общего образования за счет углубления, расширения и применения полученных знаний. Оно соответственно компенсирует ограниченность начального школьного образования путем эстетических, художественно-творческих запросов;
У младший школьный возраст сенситивен для формирования коммуникативных УУД, а именно, для данного возраста непосредственно характерно: активное усвоение словарного состава русского языка, освоение грамматических норм, стремление к сотрудничеству, формирование собственной позиции и самооценки;
У разнообразные формы работы педагога во внеурочной деятельности непосредственно создают возможность ученикам в начальных классах поупражняться в различных видах деятельности художественно-эстетической направленности, выявить творческий потенциал и формировать свой эстетический вкус. К самым эффективным формам организации внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности, как правило, относят: кружок, клуб, секция, студия, театр, мастерская, проект.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Организация внеурочной деятельности по технологии (Методика преподавания технологии с практикумом, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Интеграция уроков и внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов в обучении биологии и химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - Разработка и апробация разных форм внеурочной деятельности в среднем звене общеобразовательной школы (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



