Введение 6
Глава 1. Теоретические основы разработки и внедрению электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности
1.1. Анализ современного состояния научно-методических исследований в области осуществления
самостоятельной учебной деятельности в условиях информатизации образования
1.2. Содержание самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности
1.3. Понятие, виды и структура электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности
Выводы по I главе 37
Глава 2. Информационная безопасность в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
2.1. Общая характеристика ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
2.2. Реализация политики информационной безопасности в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
2.3. Обеспечение информационной безопасности образовательных электронных ресурсов в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Выводы по II главе 50
Глава 3. Разработка электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент туризма» в условиях обеспечения информационной безопасности в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
3.1. Обзор средств создания электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов
3.2. Разработка и внедрение электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент туризма» в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
3.3. Внедрение и апробация электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент туризма» в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», педагогическая экспериментальная проверка его эффективности
Выводы по III главе 80
Заключение 83
Библиографический список 88
Приложение 94
Актуальность исследования. Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников.
В настоящее время к современному преподавателю предъявляются высокие требования компетентности в области компьютерных технологий, в частности требуется широкое использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов, однако, такой процесс невозможен без специальной подготовки преподавателей.
Традиционные формы обучения уже не обеспечивают решения современных задач организации образовательного процесса, но небезграничны и возможности современных информационных технологий. Таким образом, возникает потребность в осмыслении новых педагогических возможностей, связанных с применением ИКТ и сочетания их с традиционными педагогическими технологиями для повышения эффективности процессов обучения и воспитания.
Научно-технический прогресс, внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы деятельности человека, необходимость постоянного повышения квалификации предъявляют новые требования к подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования. Одним из приоритетных направлений информатизации образования становится поиск форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития и самореализации личности, а также
формирование компетентности специалиста, способного организовать учебную и профессиональную деятельность с применением ИКТ.
В работах Ежовой Г.Л. [2], Лавиной Т.А. [17], Мартиросян Л.П. [3], Образцова П.И. [41], Прозоровой Ю.А. [22], Роберт И.В. [14] и др. отмечено, что использование средств ИКТ, в частности электронных образовательных ресурсов (ЭОР), способствует осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия на основе незамедлительной обратной связи, интерактивного диалога, автоматизации контроля результатов обучения, реализации информационно - методического обеспечения учебно-воспитательного процесса (И.В. Роберт). Использование ЭОР позволяет также обеспечить на более высоком уровне индивидуализацию обучения, изменяя методы и формы обучения, создать условия для формирования практических умений и навыков самостоятельной работы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по разным направлениям подготовки в период обучения должны формироваться умения самостоятельной учебной деятельности.
Вопросы определения сущности и структуры познавательной активности получили отражение в трудах Есипова Б.П. [11], Зимней И.А. [12], Унт И.Э. [13] и др.; вопросы формирования у обучающихся мотивации, познавательных потребностей, умений самостоятельной учебной деятельности - в трудах Гальперина П.Я. [22], Громцевой А.К. [2], Менчинской H.A. [1] и др. Ряд исследований посвящен проблемам активизации самостоятельной учебной деятельности и индивидуализации обучения с применением ИКТ (Гужвенко Е.И. [3], Кыдырбаева Г.Т. [6], Роберт И.В. [8] и др.).
В работах Роберт И.В., Аверьяновой Т.А., Николаевой Н.В. и др. отмечается, что учебная деятельность, выполняемая с использованием средств ИКТ, основана на осуществлении информационной деятельности и информационного взаимодействия между обучающимся, преподавателем и интерактивными средствами ИКТ и направлена на достижение учебно-профессиональных целей. Применение ИКТ в самостоятельной учебной деятельности позволяет реализовывать современные формы и способы организации самостоятельной работы студентов (Пряхина E.H. [9]), осуществлять процесс ее планирования, регулирования и выполнения (Прокубовская А.О. [19]), активизировать познавательную деятельность (Звонарева Т.И.), создавать учебно-методическое обеспечение и организовывать целостную систему самостоятельной работы студентов на основе комплексного применения ИКТ (Захарова Е.В.).
В ряде исследований под информационной деятельностью (Галиуллиной Г.С. [16], Гиляревского P.C. [2], Михайлова А.И. [3], Николаевой Н.В. [33], Романовой М.В. [12], Роберт И.В. [15], Уханова В.А. [21], Черного А.И. [25]) понимается деятельность по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях и процессах, представленной в различной форме, с использованием средств ИКТ.
Вместе с тем, информационная деятельность и самостоятельная учебная деятельность в современных исследованиях не рассматриваются в совокупности с позиции поэтапной организации деятельности с помощью средств ИКТ. Под самостоятельной информационной учебной деятельностью (СИУД) будем понимать последовательность целенаправленных, планируемых действий в соответствии с самостоятельно поставленной учебной задачей по сбору, обработке, передаче, тиражированию текстовой, графической, аудиовизуальной информации об объектах, явлениях и процессах, осуществляемых на основе выбора индивидуальной траектории обучения, контролируемых, корректируемых и оцениваемых с помощью функций диагностики и контроля результатов обучения с использованием средств ИКТ.
Таким образом, в современных исследованиях недостаточно освещены вопросы разработки и использования ЭОР на основе реализации возможностей программных сред на каждом этапе СИУД, автоматизации информационной деятельности и информационного взаимодействия, контроля и самоконтроля для постепенной передачи обучающемуся функций по организации своей информационной учебной деятельности.
Вышеизложенное позволяет выявить противоречия между: -
существующими подходами к созданию электронных образовательных ресурсов, не предусматривающими реализацию возможностей программных сред для поэтапного осуществления самостоятельной учебной деятельности, самостоятельного контроля, оценки результатов обучения и не разработанностью теоретических подходов к созданию комплекса электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих автоматизацию контроля и коррекции учебной деятельности; вариативность способов поиска, обработки, продуцирования информации; информационно-методическую поддержку самостоятельной информационной учебной деятельности;
- современными методическими подходами к бессистемному
использованию электронных образовательных ресурсов, не учитывающими возможность последовательного выполнения целенаправленных, планируемых действий в соответствии с самостоятельно поставленной учебной задачей, не обеспечивающими постепенную передачу обучающемуся функций по организации своей учебной деятельности и необходимостью разработки требований к формированию компонентного состава и структуры комплекса электронных образовательных ресурсов, методических подходов к его использованию для самостоятельной информационной учебной деятельности.
Таким образом, проблема исследования обусловлена несоответствием между существующими подходами к разработке и использованию электронных образовательных ресурсов и необходимостью разработки теоретических и методических подходов к организации и поэтапному осуществлению самостоятельной учебной деятельности в условиях применения ИКТ.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность исследуемой проблемы обусловили выбор темы исследования: Разработка и внедрение электронных
образовательных ресурсов для самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности
Цель исследования: разработка и обоснование теоретических подходов к созданию электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент туризма» в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Объект исследования: использование электронных образовательных ресурсов в процессе самостоятельной учебной деятельности.
Предмет исследования: теоретические аспекты и методические подходы к разработке электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов.
Гипотеза исследования: если теоретико-методические подходы к разработке и использованию электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы студентов будут основаны на реализации:
- принципов формирования содержания обучения для самостоятельной информационной учебной деятельности;
- возможностей программных сред на основных этапах самостоятельной учебной деятельности;
- требований к формированию компонентного состава комплекса электронных образовательных ресурсов в соответствии со структурой самостоятельной информационной учебной деятельности, то большинство студентов достигнет эвристического и творческого уровней обученности по применению электронных образовательных ресурсов для организации и осуществления самостоятельной информационной учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния научно-методических исследований в области осуществления самостоятельной учебной деятельности в условиях информатизации образования.
2. Выявить содержание самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности.
3. Обосновать и сформулировать принципы формирования содержания электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности.
4. Разработать электронный образовательный ресурс для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент туризма» в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Методологической основой исследования явились работы в области: теории умственного развития (Богоявленская Д.Б., Менчинская H.A. и др.); теории развивающего обучения (Выготский JI.C., Давыдов В.В., Кабанова- Меллер E.H., Эльконин Д.Б. и др.), теории проблемного обучения (Лернер И.Я., Махмутов М.И.); разработки компетентностного подхода в образовании (Зимняя И.А. и др.); теории и практики информатизации образования (Лапчик М.П., Мартиросян Л.П., Роберт И.В., Скибицкий Э.Г., Удалов С.Р., Христочевский С.А., Briggs L., Dillon A., Harrison N. и др.).
Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что: выявлены особенности самостоятельной информационной учебной деятельности в условиях реализации дидактических возможностей ИКТ; выявлены возможности программных сред, обеспечивающие создание комплекса электронных образовательных ресурсов для организации и осуществления самостоятельной информационной учебной деятельности; обоснованы и сформулированы принципы формирования содержания обучения для самостоятельной информационной учебной деятельности; обоснованы требования к формированию компонентного состава и структуры комплекса электронных образовательных ресурсов, направленного на организацию и осуществление самостоятельной информационной учебной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в: разработке комплекса электронных образовательных ресурсов на базе программной среды; разработке методического обеспечения, включающего рекомендации по формированию компонентного состава и структуры электронного ресурса, выбору организационных форм и методов обучения для осуществления самостоятельной информационной учебной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической и учебно¬
методической литературы по проблематике исследования; анализ отечественного и зарубежного опыта использования программных сред; наблюдение, беседы с преподавателями информатики и информационных технологий и студентами, анкетирование; проведение педагогического эксперимента и анализ его результатов.
База исследования: ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Юридический адрес: 454021, г.Челябинск, ул.Молодогвардейцев, 43. Фактический адрес: 454021, г.Челябинск, ул.Молодогвардейцев, 43. ИНН: 7447031403 (свидет-во о постановке на учет в налоговый орган 1677). Реквизиты Свидетельства о внесении в Единый реестр юридических лиц:1027402334002 ЧПК №1 осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Администрацией Калининского района г. Челябинска 31.01.1997г. и лицензией А-0000283 рег. № 7764 от 04 апреля 2015 года, выданной Министерством образования и науки Челябинской области. Срок действия лицензии - бессрочный.
Самостоятельная учебная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
К основным признакам самостоятельной деятельности студентов относятся следующие: а) нацеленность на самостоятельное усвоение знаний, методов решения учебных и практических заданий, включая планирование деятельности, нахождение путей для достижения цели, умение осуществлять самоконтроль и корректировать работу на основе ее результатов; б) управление со стороны педагога; в) возможность организации и проведения индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы. Выделяются три уровня самостоятельной деятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий, в зависимости от того как обучающийся умеет пользоваться полученными знаниями.
Электронные образовательные ресурсы это совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, а также учебная, методическая, справочная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса.
Классификация электронных образовательных ресурсов по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе: программно-методические (учебные планы образовательных организаций всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами); учебно-методические (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных занятий, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий); обучающие (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия); вспомогательные (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий); контролирующие (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ).
Современные электронные образовательные ресурсы базируются на известных дидактических принципах и правилах: наглядность,
интерактивность, практическая ориентированность, доступность, научность изложения материал, последовательность изложения, модульность и вариативность изложения. Методические требования предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации. Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных ресурсов обусловливают необходимость: учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности; обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом; устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране.
Главная цель и направление деятельности ГБПОУ «Педагогический колледж №1» - повышение качества знаний и уровня профессиональных компетенций выпускников колледжа за счет разработки, создания и внедрения инновационных образовательных технологий, основанных на E¬Learning, электронных учебно-методических комплексах, компетентностном подходе. Данные технологии и формы обучения позволили реально повысить качество профессиональной подготовки, прежде всего, практического обучения и сделали выпускников колледжа востребованными на рынке труда.
Система защиты от потенциальных и реальных угроз непостоянна, поскольку те могут появляться, исчезать, уменьшаться или нарастать. Все участники отношений в процессе обеспечения безопасности информации, будь то человек, государство, предприятие или регион представляют собой многоцелевые сложные системы, для которых трудно определить уровень необходимой безопасности.
На основании этого система обеспечения информационной безопасности образовательной организации рассматривается как целый комплекс принятых управленческих решений, направленных на выявление и предотвращение внешних и внутренних угроз. Эффективность принятых мер основывается на определении таких факторов, как степень и характер угрозы, аналитическая оценка кризисной ситуации и рассмотрение других неблагоприятных моментов, представляющих опасность для развития образовательной организации и достижения поставленных целей.
В третьей главе представлен процессы разработки, внедрения и апробации электронного образовательного ресурса дисциплины «Менеджмент туризма» на базе ГБПОУ «Педагогический колледж №1», а также проведена экспериментальная проверка его эффективности.
Проведение учебного процесса с применением электронного образовательного ресурса базируется на электронном учебно-методическом информационном комплексе (ЭУМИК), созданным на базе системы управления обучением. Для организации обучения с применением электронного образовательного ресурса используются различные системы
управления обучением: Moodle, WebCT, LearningSpace, Прометей,
Виртуальное представительство Российского портала открытого образования и др.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это программный продукт, обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел, и соединяющий в себе свойства учебника, справочника, задачника, хрестоматии. Использование электронных учебно-методических комплексов позволяет сделать процесс обучения студента более эффективным, дающим новые современные возможности в освоении материала и получении профессиональных знаний и навыков.
Для создания электронного учебно-методического комплекса была использована программа TurboSite. Данная программа очень проста в использовании, отвечает всем требованиям информационной безопасности сетевой папки Южно-Уральского государственного колледжа. Основным ее преимуществом является отсутствие необходимости материальных вложений для ее использования.
На базе программы TurboSite был разработан учебно-методический комплекс, который содержит десять необходимых элементов, позволяющих повысить качество обучения дисциплине «Менеджмент туризма».
Коллектив ГБПОУ «Педагогический колледж №1» разработал и внедрил в практику обучения инновационный проект «E-Learning - электронная система обучения в помощь педагогу и студенту», позволяющий широко использовать информационные образовательные технологии в учебном процессе. Внедрение в колледже электронной системы обучения в помощь педагогу и студенту позволило полностью перейти к индивидуально-массовым формам обучения, а мощная электронная библиотека создала возможность преподавателям большую часть рутинной работы переложить на технику, студентам самостоятельно овладевать и обновлять знания.
Выросла эффективность труда педагогов и студентов, повысилась доступность образования.
Moodle - это система управления содержимым сайта или система управления курсами, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями.
Для внедрения разработанного нами проекта в электронную образовательную среду Moodle и соблюдения политики информационной безопасности необходимо было пройти несколько основных этапов в настройках. В условиях информационной безопасности система Moodle является достаточно защищенной от различных угроз, спама и хакерских атак. Чтобы не подвергать свой сайт дополнительному риску достаточно не разрешать в настройках самостоятельную регистрацию пользователей в системе. После прохождения всех этапов в настройках системы Moodle, можно с уверенностью сказать, что вся находящаяся информация надежно защищена, таким образом политика информационной безопасности реализована. Экспериментальная проверка эффективности разработанного электронного учебно-методического комплекса с использованием методов анализа, тестирования и анкетирования показала, что после изучения ЭУМК по дисциплине «Менеджмент туризма» студенты повысили свои профессиональные компетенции, обрели уверенность в возможности практического применения знаний, умений, научились адекватной самооценке.
Таким образом, цель исследования достигнута. Теоретически обосновано и разработано электронный образовательный ресурс по дисциплине «Менеджмент туризма» в условиях реализации информационной безопасности образовательной организации.
1. Азаров Ю.П. Логика и направленность процесса обучения и контроля знаний студентов // Время культуры и культурное пространство. - М.: МГУКИ, 2012.- С. 121-122
2. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. - М.: ООО «Интел тех», 2015.¬80 с
3. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник.- М.: ИКЦ «Маркетинг», 2012
4. Алексунин В.А. Маркетинг: Краткий курс. Учебное пособие. - 3-е изд. -М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2012.- 190 с.
5. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2014. №2.
6. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство и духовность // Духовная ценность и молодое поколение: Тезисы научно - практической конференции молодых ученых. - М.: МГУК , 2013.- С. 82 - 83с.
7. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учебное пособие. - М.: МГИК, 2012.- 160с.
8. Бункина М.К. Семенов В.А. Экономика и психология на
перекрестке наук: Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2013.
9. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П., Федоров A.B.
Экономика и организация управления вузом. - СПб.: Лань, 2014. - 448 с.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь,
ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 2014 538 с.
11. Вопросы подготовки для менеджеров образования: управление
изменениями: Учебное пособие системы дополнительного профессионально - педагогического образования / Под ред. А.Н. Кузибецкого. - Волгоград, 2013. - 132 с
12. Воронин A.A. Экономика высшего образования в новых
условиях хозяйствования.- М.: НИИВО, 2014.
13. Воронина Е.В. Менеджмент высшей школы как инструмент реформирования системы профессионального образования: Дис... канд. пед. наук. - М., 2012. - 240 с.
14. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 2011 .¬576с.
15. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2012.-501 с.
16. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века (В поисках практико - ориентированных образовательных концепций).- М.: Интер Диалект, 2012. - 697 с.
17. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 2013
18. Гордин В.Э., Хорева Л.В., Хайкин М.М. Экономика общественного и неприбыльного сектора: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПб ГУ ЭФ, 2013
19. Гордон Я.Х. Маркетинг партнерских отношений. - СПб.: Питер,
2012.
20. Горланов Г.В. Методологические основы эффективного собственника в переходной экономике // Вопросы экономики, управления и права: Сборник статей. М.: С. 12 - 26с.
21. Дмитриенко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. - 2014.- №2.
22. Ерошина В.И. Организация методической службы в
образовательных учреждениях профессионального образования:
Методические рекомендации. - М.: Компания Спутник, 2012. - 20 с.
23. Жарков А.Д., Жаркова Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Учебное пособие. - М.: МГУК, 2012.- 112с.
24. Жданова Е.И., Сорокин В.В. Маркетинг в системе туризма:
Материалы по курсу для студентов специальности « Экономика и управление на предприятиях отрасли культуры и искусства».-М.: МГУКИ, 2014.- 22 с.
25. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: Тюм.гос.ун-т, 2012. - С. 5-14с.
26. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М., 2013.
27. Занков Л.В. Дидактика и жизнь: Избоанные труды. - М.: Наука, 2012.- 448с.
28. Илясов Е. Трудоустройство выпускников. Задача учреждений профессионального образования // Высшее образование в России. - 2013. - №2.
29. Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании: Автореф.... доктора пед. наук. - М., 2013.-51 с.
30. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета. Автореф. дис. докт. пед. наук.- СПб., 2013.- 36с.
31. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер; Пер. с англ. В.А. Гольдича и А.И. Оганесовой: Науч. ред. и авт. вступ. ст. Б.А. Соловьев. - М.: ООО « Издательство АТС», 2012.- 272 с.
32. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, контроль. Пер. с англ.- СПб.: Питер Ком, 2014.
33. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: ЮНИТИ, 2014.¬734 с.
34. Котляревская И.В. Маркетинг и его роль в согласовании интересов хозяйственных субъектов в период рыночной трансформации экономики России : Дис... д-раэкон.наук.-СПб., 2012.-319с.
35. Кузовлев В.П. Преподавание в вузе: Наука и искусство// Педагогика.- 2012. №1.- С. 52-57с.
36. Кузьмина Н.В. Аксиологический подход к повышению подготовки выпускников образования// Известия РАО.- 2011. №1.
37. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во Ленинград. Ун-та, 2012. - 114с.
38. Куркин Е.Б. Управление образование в условиях рынка. - М.: Новая школа, 2012. - 144 с.
39. Латков М.С. Профессиональная подготовка студентов ВПО в процессе освоения менеджмента: Автореф. дис.... канд.пед. наук. - М.,2013. - 24 с.
40. Лебедев O.E. Управление качеством образования: Сборник
методических материалов; -М.: Росспэн 2012.- 123с.
41. Ломакин А. Негосударственные вузы в системе туризма//
Предпринимательство. - 2014. - №4. - С. 78-91с.
42. Маркетинг (конспект лекций) / Автор - составитель: Бендана Н.В.- М.: «Приор - издат», 2013.- 176 с.
43. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно - методический комплекс / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова и др. - М.: Юрист, 2012. - 568 с.
44. Митасова О.В. Образовательный маркетинг как инструмент развития учреждения среднего профессионального образования в малом промышленном городе. Дис. канд. пед. наук.Брянск, 2013, 207с.
45. Михайлова К.Н. Управление процессом внедрения эффективных педтехнологий в системе туризма. М.: ИРПО, 2012.
46. Нечаев H.H. Психолого - педагогические основы формирования профессиональной деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 2012.-166с.
47. Николаева М.А. Качество обучения. М.: ОЦПКРТ, 2014.
48. Обеспечение качества в высшем образовании Российской Федерации. Монографический сборник // Под ред. H.A. Селезневой, Ю.Г. Татура. - М.: Исследовательский цент качества подготовки выпускников,
2013. - 117 с.
49. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и последипломном образовании: Учебное пособие.- М: Интерпракс, 2013.
50. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 2012. - 512с.
51. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Рос. пед. агентство, 2013. - 602с.
52. Профессиональная технология обучения в профессиональных учебных заведениях. - СПб.: Ин-т проф. образования, 2013. - 227с.
53. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие - М.: Инфра-М, 2012.- 350с.
54. Самарина С.М. К вопросу о подготовке выпускников по маркетингу в России // Маркетинг. - 2012. - №2.
55. Сенновский И.Б. Управление образовательной деятельностью учашихся: теория и практика. - М., 2012.
56. Сластенин В.Н. , Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Магистр, 2012,- 224с.
57. Сластенин В.Н. Диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности. - М.: Прометей,- 141с.
58. Соколов А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением. - СПб.,2012.- 268 с.
59. Сорокин В.В. Управление педагогическим процессом в системе вузовского образования // Современные проблемы управления социально - культурной сферой. Сб. докладов. -М.: МГУКИ, 2014. - С. 68-70с.
60. Степанов А.М. Маркетинг в процессе реструктуризации российских предприятий: Дис...канд.экон.наук.-М., 2012.-129с.
61. Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент туризма», «Маркетинг»: Учеб. пособие-М.: Финансы и статистика, 2012. - 64 с.
62. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие в обучении [Текст] / Н. И.Чуприкова. - М. : Просвещение, 2011. - 289 с.
63. Шамова, Т.И. Активизация познавательной деятельности [Текст] / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 2013. - 198 с.
64. Штокман, И.Г. Практические советы по методике преподавания учебного материала [Текст] / И.Г. Штокман. - М. : Просвещение, 2011. - 151 с.
65. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. - М. : Высшая школа, 2014. - 176 с.
66. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М. : Высшая школа, 2012. - 359 с.
67. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
68. Об организации деятельности региональных организационных
групп по реализации национального проекта «Образование». Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-88 от
03.02.2006 г. [Электронный ресурс]
//http: //www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/
69. Об организации деятельности региональных организационных
групп по реализации национального проекта «Образование». Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01 -88 от
03.02.2006 г. [Электронный ресурс] //http://sibac.info/14211
70. Об организации деятельности региональных организационных
групп по реализации национального проекта «Образование». Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01 -88 от
03.02.2006 г. [Электронный ресурс] //http://cyberleninka.ru/article/