Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО 14
1.1. Состояние проблемы познавательного развития дошкольников в
психолого-педагогической литературе 14
1.2. Понятие и структура информационно-образовательного пространства
как среды развития ребенка дошкольного возраста в ДОО 26
1.3. Комплекс психолого-педагогических условий познавательного
развития детей в информационно-образовательном пространстве ДОО 38
Выводы по первой главе 58
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО 60
2.1. Диагностика уровня познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста 60
2.2. Реализация психолого-педагогических условий познавательного
развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО 74
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы 88
Вывод по второй главе 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО 14
1.1. Состояние проблемы познавательного развития дошкольников в
психолого-педагогической литературе 14
1.2. Понятие и структура информационно-образовательного пространства
как среды развития ребенка дошкольного возраста в ДОО 26
1.3. Комплекс психолого-педагогических условий познавательного
развития детей в информационно-образовательном пространстве ДОО 38
Выводы по первой главе 58
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО 60
2.1. Диагностика уровня познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста 60
2.2. Реализация психолого-педагогических условий познавательного
развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО 74
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы 88
Вывод по второй главе 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Необходимым условием присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений является познавательное развитие.
Проблема познавательного развития рассматривается на уровне государственного и федерального законов и документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Статья 64 данного закона гласит о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. познавательное развитие предполагает: 1) развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; 2) формирование познавательных действий, становление сознания; 3) развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Проблема познавательного развития старших дошкольников нашла отражение в трудах отечественных (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, и др.) и зарубежных ученых (Ж. Пиаже, Т. Рибо и др.). Анализ работ психологов и педагогов свидетельствует о неоднозначных взглядах на данный вопрос. Познавательное развитие рассматривается ими как «спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам» (Ж. Пиаже), и как структурное изменение сознания - последовательное становление психических процессов: восприятие - память - мышление - воображение, в то время как условием развития выступает внимание (Л.С. Выготский), и как процесс, развитие которого происходит под влиянием общественной среды, практического опыта ребенка и организации процесса обучения (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Сегодня в образовательный процесс современной дошкольной образовательной организации (далее ДОО) постоянно внедряются разнообразные информационные технологии, широко используются многочисленные информационные ресурсы, что наполняет его новым содержанием, новыми видами деятельности, новыми способами взаимодействий детей и педагогов, стимулируя развитие информационной образовательной среды ДОО и формирование единого образовательного пространства. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2024 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики, говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения». «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2024 года»). Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Важнейшая особенность информационной образовательной среды заключается в ее неразрывной связи с ребёнком в образовательном процессе. При этом эффективность процесса образования каждого дошкольника зависит от наличия его информационного пространства, которое начинает проявляться, оформляться и развиваться в процессе и посредством его самостоятельной деятельности по освоению потенциала информационной образовательной среды.
Понятия «информационно-образовательное пространство» и «информационная среда» интерпретируются следующим образом: 1) информационно-образовательная среда - это совокупность объектов, событий и явлений окружающего мира, потенциально содержащих в себе информацию, и представляющих собой условия (обстоятельства), в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность (жизнь и деятельность). Эта среда реально существует во внешнем, по отношению к человеку мире, представляя собой, по мысли Л.С. Выготского, «интерпсихологический план» его деятельности [20]; 2) информационное пространство - это совокупность обобщенных представлений человека об объектах, событиях и явлениях информационной среды, воспринятых им в процессе деятельности и нашедших отражение в его сознании. Это пространство также реально существует, но в форме идеального отражения в сознании человека взаимодействующей с ним части внешнего мира (информационной среды), выступая «интрапсихологическим результатом» его деятельности (Л.С. Выготский [20], А.Н. Леонтьев [52]).
Сопоставление приведенных понятий позволило нам сформулировать сущностное различие представленных понятий, состоящее не только в том, что информационная среда - часть внешнего мира, а информационное пространство - часть психики человека (внутреннего мира), но и в том, что информационной средой может считаться любая среда, информацию от объектов которой, воспринимает человек. В свою очередь, информационное пространство человека формируется на основе направленности и избирательности его внимания, его предпочтений и приоритетов, то есть в процессе взаимодействия не со всеми объектами информационной среды, а только с теми, которые были восприняты его сознанием, отражены в обобщенных представлениях, зафиксированы в понятиях, закреплены в личностных смыслах.
Следовательно, для формирования своего информационно-образовательного пространства необходимо организовать взаимодействие каждого дошкольника с информационной образовательной средой (ИОС) детского сада, «погрузить» его в эту среду для реализации заложенного в нее потенциала, поскольку, чем «больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное развитие» [40], в том числе и познавательное.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что возникло противоречие между возможностями организации (обеспечения) информационно-образовательного пространства в ДОО и познавательного развития детей дошкольного возраста. Актуальность работы на научно-теоретическом уровне заключается в недостаточной теоретической разработанности проблемы информационно-образовательного пространства и развития в нем детей дошкольного возраста, представленной в трудах отечественных ученых(В.Л. Гирича, В.Н. Чуприной, С.М. Сороко Р.С. Чумичева и др.). Основу теоретической разработки проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста составляют взгляды педагогов (О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Н.Е. Веракса, Т.И. Ерофеева и др.)
На основании вышеизложенного сформулированы следующие противоречия:
- между потребностью общества в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста и возможностями системы дошкольного образования создавать условия, необходимые для познавательного развития детей дошкольного возраста в современном информационно-образовательном пространстве ДОО;
- между необходимостью раннего вовлечения детей в образовательную деятельность и недостаточной теоретической разработанностью проблемы познавательного развития дошкольников в информационно-образовательном пространстве в теории и практике дошкольного образования.
Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске психолого-педагогических условий, обеспечивающих познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО».
Цель исследования: выявить теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия, способствующие познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
В основу исследования положена гипотеза о том, что познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, в информационно-образовательном пространстве будет успешным, исходя из того, что:
1. Обосновать и реализовать комплекс психолого-педагогических условий познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:
- использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационном пространстве ДОО с учетом познавательного интереса детей;
- организация интерактивной образовательной среды как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
- обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, эффективного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ-технологий.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Проанализировать состояние проблемы использования ресурсов информационно-образовательного пространства ДОО в развитии детей дошкольного возраста.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
4. Разработать и реализовать методические рекомендации по обеспечению познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование образовательного процесса познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационном пространстве ДОО); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных «G критерий».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: идеи системно-деятельностного подхода (Э.В. Ильенков, М.С. Каган, П.В. Копнин, В.А. Лекторский, Э.Г. Юдин А.Г. Асмолов, М.Я. Басов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов и др.); личностно-ориентированного подхода (Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.). Теории познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста (О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Н.Е. Веракса, Т.И. Ерофеева, И.Ю. Иванова, А.С. Микерина, Л.В. Трубайчук и др.).
Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об образовании в
Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.); Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013г. №1155, Концепция
развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации от 11 июня 2013 г. Приказ Министерства труда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (п. 3 ст. 1). «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07.2010 г. № 91, проект «Наша новая школа», проект «Образование», Федеральный закон «О защите детей от информации», «Российская электронная школа» создается в рамках исполнения подпункта «б» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. «Российской электронной школы» дидактические и методические материалы разрабатываются в рамках реализации ведомственной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Российская электронная школа» на 2016 - 2018 год. Приказ об утверждении плана информатизации Министерства просвещения Российской Федерации на очередной финансовый 2020 год и на плановый период 2021-2022 гг.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Золотой ключик» г. Медногорска».
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (октябрь-май 2018 г.) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (август 2018 г. - ноябрь 2019 г.) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня познавательного развития детей, разработка и апробация психолого-педагогических условий, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (декабрь 2019 г. - январь 2020 г.) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая значимость исследования: конкретизирована сущность понятий «информационное пространство» «познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста», «информационно-образовательное пространство», рассматриваемые нами особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплавное взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, ребенок, родители)». В результате установления отношений возникают определенные интересы и взгляды, которые и проводят к его образованию.
Практическая значимость исследования состоит:
- разработке методических рекомендаций, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО;
- использование материалов исследования педагогами в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется: тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; использованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данных, подтверждении гипотезы; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику организаций дошкольного образования.
Личное участие автора состоит в реализации психолого-педагогических условий; в получении научных результатов, изложенных в диссертации, в подготовке учебно-методического материала.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2018 по 2019г.г.;
- заочного участия автора в конференциях различного уровня: Международной очно-заочной научно-практической конференции «Информационная культура современного детства»
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определяем, что познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста «совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах (внимание, восприятие, память) ребёнка под влиянием среды и его собственного опыта». Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста представлено следующими взаимосвязанными компонентами: интеллектуальным, мотивационным, практическим.
2. Предлагаем психолого-педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
3. Доказываем, что эффективность познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве обеспечивается реализацией следующих психолого-педагогических условий:
а) использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в
информационно-образовательном пространстве ДОО познавательного интереса детей;
б) организация интерактивной образовательной среды как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
в) обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов для эффективного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ-технологий.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 6 приложений и библиографического списка, включающего 94 наименований. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результат.
Проблема познавательного развития рассматривается на уровне государственного и федерального законов и документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Статья 64 данного закона гласит о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. познавательное развитие предполагает: 1) развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; 2) формирование познавательных действий, становление сознания; 3) развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Проблема познавательного развития старших дошкольников нашла отражение в трудах отечественных (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, и др.) и зарубежных ученых (Ж. Пиаже, Т. Рибо и др.). Анализ работ психологов и педагогов свидетельствует о неоднозначных взглядах на данный вопрос. Познавательное развитие рассматривается ими как «спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам» (Ж. Пиаже), и как структурное изменение сознания - последовательное становление психических процессов: восприятие - память - мышление - воображение, в то время как условием развития выступает внимание (Л.С. Выготский), и как процесс, развитие которого происходит под влиянием общественной среды, практического опыта ребенка и организации процесса обучения (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Сегодня в образовательный процесс современной дошкольной образовательной организации (далее ДОО) постоянно внедряются разнообразные информационные технологии, широко используются многочисленные информационные ресурсы, что наполняет его новым содержанием, новыми видами деятельности, новыми способами взаимодействий детей и педагогов, стимулируя развитие информационной образовательной среды ДОО и формирование единого образовательного пространства. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2024 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики, говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения». «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2024 года»). Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Важнейшая особенность информационной образовательной среды заключается в ее неразрывной связи с ребёнком в образовательном процессе. При этом эффективность процесса образования каждого дошкольника зависит от наличия его информационного пространства, которое начинает проявляться, оформляться и развиваться в процессе и посредством его самостоятельной деятельности по освоению потенциала информационной образовательной среды.
Понятия «информационно-образовательное пространство» и «информационная среда» интерпретируются следующим образом: 1) информационно-образовательная среда - это совокупность объектов, событий и явлений окружающего мира, потенциально содержащих в себе информацию, и представляющих собой условия (обстоятельства), в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность (жизнь и деятельность). Эта среда реально существует во внешнем, по отношению к человеку мире, представляя собой, по мысли Л.С. Выготского, «интерпсихологический план» его деятельности [20]; 2) информационное пространство - это совокупность обобщенных представлений человека об объектах, событиях и явлениях информационной среды, воспринятых им в процессе деятельности и нашедших отражение в его сознании. Это пространство также реально существует, но в форме идеального отражения в сознании человека взаимодействующей с ним части внешнего мира (информационной среды), выступая «интрапсихологическим результатом» его деятельности (Л.С. Выготский [20], А.Н. Леонтьев [52]).
Сопоставление приведенных понятий позволило нам сформулировать сущностное различие представленных понятий, состоящее не только в том, что информационная среда - часть внешнего мира, а информационное пространство - часть психики человека (внутреннего мира), но и в том, что информационной средой может считаться любая среда, информацию от объектов которой, воспринимает человек. В свою очередь, информационное пространство человека формируется на основе направленности и избирательности его внимания, его предпочтений и приоритетов, то есть в процессе взаимодействия не со всеми объектами информационной среды, а только с теми, которые были восприняты его сознанием, отражены в обобщенных представлениях, зафиксированы в понятиях, закреплены в личностных смыслах.
Следовательно, для формирования своего информационно-образовательного пространства необходимо организовать взаимодействие каждого дошкольника с информационной образовательной средой (ИОС) детского сада, «погрузить» его в эту среду для реализации заложенного в нее потенциала, поскольку, чем «больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное развитие» [40], в том числе и познавательное.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что возникло противоречие между возможностями организации (обеспечения) информационно-образовательного пространства в ДОО и познавательного развития детей дошкольного возраста. Актуальность работы на научно-теоретическом уровне заключается в недостаточной теоретической разработанности проблемы информационно-образовательного пространства и развития в нем детей дошкольного возраста, представленной в трудах отечественных ученых(В.Л. Гирича, В.Н. Чуприной, С.М. Сороко Р.С. Чумичева и др.). Основу теоретической разработки проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста составляют взгляды педагогов (О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Н.Е. Веракса, Т.И. Ерофеева и др.)
На основании вышеизложенного сформулированы следующие противоречия:
- между потребностью общества в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста и возможностями системы дошкольного образования создавать условия, необходимые для познавательного развития детей дошкольного возраста в современном информационно-образовательном пространстве ДОО;
- между необходимостью раннего вовлечения детей в образовательную деятельность и недостаточной теоретической разработанностью проблемы познавательного развития дошкольников в информационно-образовательном пространстве в теории и практике дошкольного образования.
Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске психолого-педагогических условий, обеспечивающих познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО».
Цель исследования: выявить теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия, способствующие познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
В основу исследования положена гипотеза о том, что познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, в информационно-образовательном пространстве будет успешным, исходя из того, что:
1. Обосновать и реализовать комплекс психолого-педагогических условий познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:
- использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационном пространстве ДОО с учетом познавательного интереса детей;
- организация интерактивной образовательной среды как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
- обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, эффективного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ-технологий.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Проанализировать состояние проблемы использования ресурсов информационно-образовательного пространства ДОО в развитии детей дошкольного возраста.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
4. Разработать и реализовать методические рекомендации по обеспечению познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование образовательного процесса познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационном пространстве ДОО); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных «G критерий».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: идеи системно-деятельностного подхода (Э.В. Ильенков, М.С. Каган, П.В. Копнин, В.А. Лекторский, Э.Г. Юдин А.Г. Асмолов, М.Я. Басов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов и др.); личностно-ориентированного подхода (Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.). Теории познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста (О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Н.Е. Веракса, Т.И. Ерофеева, И.Ю. Иванова, А.С. Микерина, Л.В. Трубайчук и др.).
Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об образовании в
Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.); Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013г. №1155, Концепция
развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации от 11 июня 2013 г. Приказ Министерства труда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (п. 3 ст. 1). «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07.2010 г. № 91, проект «Наша новая школа», проект «Образование», Федеральный закон «О защите детей от информации», «Российская электронная школа» создается в рамках исполнения подпункта «б» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. «Российской электронной школы» дидактические и методические материалы разрабатываются в рамках реализации ведомственной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Российская электронная школа» на 2016 - 2018 год. Приказ об утверждении плана информатизации Министерства просвещения Российской Федерации на очередной финансовый 2020 год и на плановый период 2021-2022 гг.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Золотой ключик» г. Медногорска».
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (октябрь-май 2018 г.) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (август 2018 г. - ноябрь 2019 г.) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня познавательного развития детей, разработка и апробация психолого-педагогических условий, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (декабрь 2019 г. - январь 2020 г.) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая значимость исследования: конкретизирована сущность понятий «информационное пространство» «познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста», «информационно-образовательное пространство», рассматриваемые нами особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплавное взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, ребенок, родители)». В результате установления отношений возникают определенные интересы и взгляды, которые и проводят к его образованию.
Практическая значимость исследования состоит:
- разработке методических рекомендаций, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО;
- использование материалов исследования педагогами в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется: тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; использованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данных, подтверждении гипотезы; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику организаций дошкольного образования.
Личное участие автора состоит в реализации психолого-педагогических условий; в получении научных результатов, изложенных в диссертации, в подготовке учебно-методического материала.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2018 по 2019г.г.;
- заочного участия автора в конференциях различного уровня: Международной очно-заочной научно-практической конференции «Информационная культура современного детства»
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определяем, что познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста «совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах (внимание, восприятие, память) ребёнка под влиянием среды и его собственного опыта». Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста представлено следующими взаимосвязанными компонентами: интеллектуальным, мотивационным, практическим.
2. Предлагаем психолого-педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
3. Доказываем, что эффективность познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве обеспечивается реализацией следующих психолого-педагогических условий:
а) использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в
информационно-образовательном пространстве ДОО познавательного интереса детей;
б) организация интерактивной образовательной среды как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
в) обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов для эффективного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ-технологий.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 6 приложений и библиографического списка, включающего 94 наименований. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результат.
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по проблеме познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Проанализировать состояние проблемы использования ресурсов информационно-образовательного пространства ДОО в развитии детей дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по обеспечению познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Проведённая работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольного образования, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин, И.Ю. Иванова, А.С. Микерина,
Л.В. Трубайчук) в различных аспектах: психологическом и педагогическом. При рассмотрении проблемы познавательного развития наше внимание акцентировалось на характеристике ее сущности и структуры, на выявлении условий ее формирования в образовательном процессе.
2. Определена сущность понятия «информационно-образовательное пространство» рассматриваемая нами как особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплавное взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, ребенок, родители). В результате установления отношений возникают определенные интересы и взгляды, которые и проводят к образованию информационно - образовательного пространства.
3. Критериями познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста являются: уровень сформированности интеллектуальных умений; проявления познавательной активности в реальной практической деятельности; в выраженности познавательной потребности, соподчинение мотивов. Эффективность работы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационном пространстве обеспечивается соблюдением следующих условий: использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО; организация интерактивной образовательной среды; сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы.
Решая вторую задачу, мы определили основные подходы организации информационно-образовательного пространства такие как - системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход.
В рамках третьей задачи был выделен и экспериментально проверен комплекс психолого-педагогических условий познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя:
1. Использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО с учетом познавательного интереса детей;
2. Организация интерактивной образовательной среды как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
3.Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов для эффективного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ-технологий.
Работа по их реализации была выстроена по этапам:
1. Применение средств ИКТ в образовательной деятельности с детьми.
2.Ознакомление детей с новыми средствами и способами получения информации.
3. Применение средств ИКТ в работе с родителями.
Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили считать проведенную экспериментальную работу успешной, а психолого-педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационном пространств - необходимыми и достаточными.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута. Так, количество детей с низким уровнем интеллектуального компонента уменьшился, на 20% было, 40% стало 20%. Средний уровень увеличился на 10% с 40% до 50%. Количество детей с высоким уровнем интеллектуального компонента увеличился на 10%, с 20% до 30%. Так же по результатам диагностики мотивационного компонента уровень детей с низким развитие снизился на 10%, с 20%, до 10%. Средний уровень развития остался без изменений 50%. А количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%, с 30%, до 40%. Практический компонент познавательного развития детей на низком уровне составляет 5%, что свидетельствует о понижении количества детей с низким уровнем на 15%, на начальном этапе эксперимента количество детей с низким уровнем развития по данному компоненту составляло 20%. Средний уровень увеличился на 5%, с 55% до 60%, а высокий уровень составляет 40%, что доказывает его повышение на 20%.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой организации познавательного развития детей в информационном пространстве не только старшего дошкольного возраста, но и других возрастных групп с опорой на другие психолого-педагогические условия.
В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Проанализировать состояние проблемы использования ресурсов информационно-образовательного пространства ДОО в развитии детей дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по обеспечению познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Проведённая работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольного образования, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин, И.Ю. Иванова, А.С. Микерина,
Л.В. Трубайчук) в различных аспектах: психологическом и педагогическом. При рассмотрении проблемы познавательного развития наше внимание акцентировалось на характеристике ее сущности и структуры, на выявлении условий ее формирования в образовательном процессе.
2. Определена сущность понятия «информационно-образовательное пространство» рассматриваемая нами как особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплавное взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, ребенок, родители). В результате установления отношений возникают определенные интересы и взгляды, которые и проводят к образованию информационно - образовательного пространства.
3. Критериями познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста являются: уровень сформированности интеллектуальных умений; проявления познавательной активности в реальной практической деятельности; в выраженности познавательной потребности, соподчинение мотивов. Эффективность работы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационном пространстве обеспечивается соблюдением следующих условий: использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО; организация интерактивной образовательной среды; сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы.
Решая вторую задачу, мы определили основные подходы организации информационно-образовательного пространства такие как - системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход.
В рамках третьей задачи был выделен и экспериментально проверен комплекс психолого-педагогических условий познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя:
1. Использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО с учетом познавательного интереса детей;
2. Организация интерактивной образовательной среды как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
3.Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов для эффективного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ-технологий.
Работа по их реализации была выстроена по этапам:
1. Применение средств ИКТ в образовательной деятельности с детьми.
2.Ознакомление детей с новыми средствами и способами получения информации.
3. Применение средств ИКТ в работе с родителями.
Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили считать проведенную экспериментальную работу успешной, а психолого-педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационном пространств - необходимыми и достаточными.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута. Так, количество детей с низким уровнем интеллектуального компонента уменьшился, на 20% было, 40% стало 20%. Средний уровень увеличился на 10% с 40% до 50%. Количество детей с высоким уровнем интеллектуального компонента увеличился на 10%, с 20% до 30%. Так же по результатам диагностики мотивационного компонента уровень детей с низким развитие снизился на 10%, с 20%, до 10%. Средний уровень развития остался без изменений 50%. А количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%, с 30%, до 40%. Практический компонент познавательного развития детей на низком уровне составляет 5%, что свидетельствует о понижении количества детей с низким уровнем на 15%, на начальном этапе эксперимента количество детей с низким уровнем развития по данному компоненту составляло 20%. Средний уровень увеличился на 5%, с 55% до 60%, а высокий уровень составляет 40%, что доказывает его повышение на 20%.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой организации познавательного развития детей в информационном пространстве не только старшего дошкольного возраста, но и других возрастных групп с опорой на другие психолого-педагогические условия.
Подобные работы
- Использование современных мультфильмов в работе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Влияние дидактической игры на развитие познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Современные мультфильмы как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018



