ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО 14
1.1. Состояние проблемы познавательного развития дошкольников в
психолого-педагогической литературе 14
1.2. Понятие и структура информационно-образовательного пространства
как среды развития ребенка дошкольного возраста в ДОО 26
1.3. Комплекс психолого-педагогических условий познавательного
развития детей в информационно-образовательном пространстве ДОО 38
Выводы по первой главе 58
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО 60
2.1. Диагностика уровня познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста 60
2.2. Реализация психолого-педагогических условий познавательного
развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО 74
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы 88
Вывод по второй главе 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Необходимым условием присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений является познавательное развитие.
Проблема познавательного развития рассматривается на уровне государственного и федерального законов и документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Статья 64 данного закона гласит о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. познавательное развитие предполагает: 1) развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; 2) формирование познавательных действий, становление сознания; 3) развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Проблема познавательного развития старших дошкольников нашла отражение в трудах отечественных (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, и др.) и зарубежных ученых (Ж. Пиаже, Т. Рибо и др.). Анализ работ психологов и педагогов свидетельствует о неоднозначных взглядах на данный вопрос. Познавательное развитие рассматривается ими как «спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам» (Ж. Пиаже), и как структурное изменение сознания - последовательное становление психических процессов: восприятие - память - мышление - воображение, в то время как условием развития выступает внимание (Л.С. Выготский), и как процесс, развитие которого происходит под влиянием общественной среды, практического опыта ребенка и организации процесса обучения (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Сегодня в образовательный процесс современной дошкольной образовательной организации (далее ДОО) постоянно внедряются разнообразные информационные технологии, широко используются многочисленные информационные ресурсы, что наполняет его новым содержанием, новыми видами деятельности, новыми способами взаимодействий детей и педагогов, стимулируя развитие информационной образовательной среды ДОО и формирование единого образовательного пространства. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2024 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики, говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения». «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2024 года»). Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Важнейшая особенность информационной образовательной среды заключается в ее неразрывной связи с ребёнком в образовательном процессе. При этом эффективность процесса образования каждого дошкольника зависит от наличия его информационного пространства, которое начинает проявляться, оформляться и развиваться в процессе и посредством его самостоятельной деятельности по освоению потенциала информационной образовательной среды.
Понятия «информационно-образовательное пространство» и «информационная среда» интерпретируются следующим образом: 1) информационно-образовательная среда - это совокупность объектов, событий и явлений окружающего мира, потенциально содержащих в себе информацию, и представляющих собой условия (обстоятельства), в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность (жизнь и деятельность). Эта среда реально существует во внешнем, по отношению к человеку мире, представляя собой, по мысли Л.С. Выготского, «интерпсихологический план» его деятельности [20]; 2) информационное пространство - это совокупность обобщенных представлений человека об объектах, событиях и явлениях информационной среды, воспринятых им в процессе деятельности и нашедших отражение в его сознании. Это пространство также реально существует, но в форме идеального отражения в сознании человека взаимодействующей с ним части внешнего мира (информационной среды), выступая «интрапсихологическим результатом» его деятельности (Л.С. Выготский [20], А.Н. Леонтьев [52]).
Сопоставление приведенных понятий позволило нам сформулировать сущностное различие представленных понятий, состоящее не только в том, что информационная среда - часть внешнего мира, а информационное пространство - часть психики человека (внутреннего мира), но и в том, что информационной средой может считаться любая среда, информацию от объектов которой, воспринимает человек. В свою очередь, информационное пространство человека формируется на основе направленности и избирательности его внимания, его предпочтений и приоритетов, то есть в процессе взаимодействия не со всеми объектами информационной среды, а только с теми, которые были восприняты его сознанием, отражены в обобщенных представлениях, зафиксированы в понятиях, закреплены в личностных смыслах.
Следовательно, для формирования своего информационно-образовательного пространства необходимо организовать взаимодействие каждого дошкольника с информационной образовательной средой (ИОС) детского сада, «погрузить» его в эту среду для реализации заложенного в нее потенциала, поскольку, чем «больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное развитие» [40], в том числе и познавательное.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что возникло противоречие между возможностями организации (обеспечения) информационно-образовательного пространства в ДОО и познавательного развития детей дошкольного возраста. Актуальность работы на научно-теоретическом уровне заключается в недостаточной теоретической разработанности проблемы информационно-образовательного пространства и развития в нем детей дошкольного возраста, представленной в трудах отечественных ученых(В.Л. Гирича, В.Н. Чуприной, С.М. Сороко Р.С. Чумичева и др.). Основу теоретической разработки проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста составляют взгляды педагогов (О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Н.Е. Веракса, Т.И. Ерофеева и др.)
На основании вышеизложенного сформулированы следующие противоречия:
- между потребностью общества в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста и возможностями системы дошкольного образования создавать условия, необходимые для познавательного развития детей дошкольного возраста в современном информационно-образовательном пространстве ДОО;
- между необходимостью раннего вовлечения детей в образовательную деятельность и недостаточной теоретической разработанностью проблемы познавательного развития дошкольников в информационно-образовательном пространстве в теории и практике дошкольного образования.
Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске психолого-педагогических условий, обеспечивающих познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО».
Цель исследования: выявить теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия, способствующие познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
В основу исследования положена гипотеза о том, что познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, в информационно-образовательном пространстве будет успешным, исходя из того, что:
1. Обосновать и реализовать комплекс психолого-педагогических условий познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:
- использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационном пространстве ДОО с учетом познавательного интереса детей;
- организация интерактивной образовательной среды как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
- обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, эффективного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ-технологий.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Проанализировать состояние проблемы использования ресурсов информационно-образовательного пространства ДОО в развитии детей дошкольного возраста.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
4. Разработать и реализовать методические рекомендации по обеспечению познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование образовательного процесса познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационном пространстве ДОО); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных «G критерий».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: идеи системно-деятельностного подхода (Э.В. Ильенков, М.С. Каган, П.В. Копнин, В.А. Лекторский, Э.Г. Юдин А.Г. Асмолов, М.Я. Басов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов и др.); личностно-ориентированного подхода (Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.). Теории познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста (О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Н.Е. Веракса, Т.И. Ерофеева, И.Ю. Иванова, А.С. Микерина, Л.В. Трубайчук и др.).
Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об образовании в
Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.); Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013г. №1155, Концепция
развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации от 11 июня 2013 г. Приказ Министерства труда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (п. 3 ст. 1). «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07.2010 г. № 91, проект «Наша новая школа», проект «Образование», Федеральный закон «О защите детей от информации», «Российская электронная школа» создается в рамках исполнения подпункта «б» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. «Российской электронной школы» дидактические и методические материалы разрабатываются в рамках реализации ведомственной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Российская электронная школа» на 2016 - 2018 год. Приказ об утверждении плана информатизации Министерства просвещения Российской Федерации на очередной финансовый 2020 год и на плановый период 2021-2022 гг.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Золотой ключик» г. Медногорска».
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (октябрь-май 2018 г.) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (август 2018 г. - ноябрь 2019 г.) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня познавательного развития детей, разработка и апробация психолого-педагогических условий, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (декабрь 2019 г. - январь 2020 г.) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая значимость исследования: конкретизирована сущность понятий «информационное пространство» «познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста», «информационно-образовательное пространство», рассматриваемые нами особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплавное взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, ребенок, родители)». В результате установления отношений возникают определенные интересы и взгляды, которые и проводят к его образованию.
Практическая значимость исследования состоит:
- разработке методических рекомендаций, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО;
- использование материалов исследования педагогами в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется: тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; использованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данных, подтверждении гипотезы; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику организаций дошкольного образования.
Личное участие автора состоит в реализации психолого-педагогических условий; в получении научных результатов, изложенных в диссертации, в подготовке учебно-методического материала.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2018 по 2019г.г.;
- заочного участия автора в конференциях различного уровня: Международной очно-заочной научно-практической конференции «Информационная культура современного детства»
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определяем, что познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста «совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах (внимание, восприятие, память) ребёнка под влиянием среды и его собственного опыта». Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста представлено следующими взаимосвязанными компонентами: интеллектуальным, мотивационным, практическим.
2. Предлагаем психолого-педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
3. Доказываем, что эффективность познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве обеспечивается реализацией следующих психолого-педагогических условий:
а) использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в
информационно-образовательном пространстве ДОО познавательного интереса детей;
б) организация интерактивной образовательной среды как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
в) обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов для эффективного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ-технологий.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 6 приложений и библиографического списка, включающего 94 наименований. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результат.
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по проблеме познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Проанализировать состояние проблемы использования ресурсов информационно-образовательного пространства ДОО в развитии детей дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по обеспечению познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО.
Проведённая работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольного образования, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин, И.Ю. Иванова, А.С. Микерина,
Л.В. Трубайчук) в различных аспектах: психологическом и педагогическом. При рассмотрении проблемы познавательного развития наше внимание акцентировалось на характеристике ее сущности и структуры, на выявлении условий ее формирования в образовательном процессе.
2. Определена сущность понятия «информационно-образовательное пространство» рассматриваемая нами как особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплавное взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, ребенок, родители). В результате установления отношений возникают определенные интересы и взгляды, которые и проводят к образованию информационно - образовательного пространства.
3. Критериями познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста являются: уровень сформированности интеллектуальных умений; проявления познавательной активности в реальной практической деятельности; в выраженности познавательной потребности, соподчинение мотивов. Эффективность работы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в информационном пространстве обеспечивается соблюдением следующих условий: использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО; организация интерактивной образовательной среды; сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы.
Решая вторую задачу, мы определили основные подходы организации информационно-образовательного пространства такие как - системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход.
В рамках третьей задачи был выделен и экспериментально проверен комплекс психолого-педагогических условий познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя:
1. Использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО с учетом познавательного интереса детей;
2. Организация интерактивной образовательной среды как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
3.Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов для эффективного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ-технологий.
Работа по их реализации была выстроена по этапам:
1. Применение средств ИКТ в образовательной деятельности с детьми.
2.Ознакомление детей с новыми средствами и способами получения информации.
3. Применение средств ИКТ в работе с родителями.
Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили считать проведенную экспериментальную работу успешной, а психолого-педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в информационном пространств - необходимыми и достаточными.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута. Так, количество детей с низким уровнем интеллектуального компонента уменьшился, на 20% было, 40% стало 20%. Средний уровень увеличился на 10% с 40% до 50%. Количество детей с высоким уровнем интеллектуального компонента увеличился на 10%, с 20% до 30%. Так же по результатам диагностики мотивационного компонента уровень детей с низким развитие снизился на 10%, с 20%, до 10%. Средний уровень развития остался без изменений 50%. А количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%, с 30%, до 40%. Практический компонент познавательного развития детей на низком уровне составляет 5%, что свидетельствует о понижении количества детей с низким уровнем на 15%, на начальном этапе эксперимента количество детей с низким уровнем развития по данному компоненту составляло 20%. Средний уровень увеличился на 5%, с 55% до 60%, а высокий уровень составляет 40%, что доказывает его повышение на 20%.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой организации познавательного развития детей в информационном пространстве не только старшего дошкольного возраста, но и других возрастных групп с опорой на другие психолого-педагогические условия.
1. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова, Просвещение, 1979. - 176 с.
2. Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы/ Е.А. Александрова: Монография. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 200 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Изд. 3-е. — СПб.: Питер. - 2001. — 288 с.
4. Баженов, Б.Н. Единое информационно-образовательное пространство как среда обитания современного человека / Б.Н. Баженов // Электронное обучение и дистанционные технологии в образовании: опыт и перспективы развития. - 2015. - №1. - С. 25-27.
5. Баранова, Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет / Э.А. Баранова // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 45-55.
6. Баранова, Э.А. Изучаем детские вопросы / Э.А. Баранова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 12. - С. 13- 20.
7. Баскакова, И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и
развития / И.И. Баскакова. - М.: Изд-во «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». - 1995. - 264 с., С. 101.
8. Батенова, Ю.В. Психолого-педагогические основы моделирования информационного пространства современного дошкольника [Текст]: монография / Ю.В. Батенова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 247 с.
9. Баттерворт, Дж., Харрис, М. Принципы психологии развития / Дж. Баттерворт, М. Харрис // Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», - 2000. - 350 с.
10. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность. Монография / В.А. Беликов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/543897/
11. Брежнева, О Формирование познавательной активности у старших дошкольников / О. Брежнева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2. - С. 12-16.
12. Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста через экспериментально -
исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 24- 26.
13. Венгер, Л.А. «Развитие+». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Старший дошкольный возраст: Программно-методическое пособие. Проект. / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. - М.: Издательство НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012. - 144 с.
14. Веракса, Н.Е Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов - М.: Мозайка-Синтез. - 2014.
15. Волкова, Е.В. Определение понятия образовательный робототехнический конструктор / Е.В. Волкова // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - Пенза: Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) - 2016. С. - 83.
16. Водяненко, Г.Р. Субъектное информационное пространство учащегося и деятельность по его формированию / Г.Р. Водяненко // Наука и мир. - 2014. - №9. - С. 114-117.
17. Водяненко, Г.Р. Информационное пространство / Г.Р. Водяненко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - №2. - С. 25-37.
18. Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами / В. Воскресенская // Ребенок в детском саду. - 2011. - №1. - С. 77-79.
19. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-
Пресс, 2010. - 379 с.
20. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Ак.Пед.наук РСФСР, 1956. - 519 с.
21. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2010. - 93 с.
22. Гризик, Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.
23. Гризик, Т.И. Я и мир вокруг: пособие для детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2006. - 64 с.
24. Гризик, Т.И. Методологические основы познавательного развития детей / Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.34-38.
25. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В Давыдов. - М.: - 1996. - Ч.2. - Гл. 4. - С.319-394.
26. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.
27. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: - 2001. С. 527-532.
28. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
29. Егорова, Р.И. Историко-философский аспект раскрытия сущности педагогического сопровождения личности/Р.И. Егорова // Наука и образование. - 2007. - №1. - С. 94-99
30. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: учеб. пособие для вузов / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - Москва [и др.]: [Изд-во МПСИ]. — 2006. — 223 с.
31. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т./ А.В.
Запорожец [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.koob .ru/zaporozhets/
32. Захарюта, Н.В. К проблеме развития творческого потенциала личности в раннем онтогенезе / Н.В. Захарюта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009.
- №2.
33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
34. Зеленский, В. Словарь аналитической психологии / В. Зеленский.
- М.: Высш. шк., 2000. - 120 с.
35. Иванова, А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
36. Иванова И.Ю. Организационные и содержательные основыпросветительской деятельности - Челябинск: ФГБОУ ВО «Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» 2017. - 199 с.
37. Иванова И.Ю. Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации как направление взаимодействия с родителями. - В сборнике: Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации. Сб. статьей XVI международной научно-практической конференции. 2018. - С. 289-293.
38. Информационная грамотность детей дошкольного возраста: сущность, специфика, опыт [Текст]: Монография/ Ю.В. Батенова, И.Е.
Емельянова, И.Ю. Иванова, О.Г. Филиппова, Р.М. Чумичева - Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. - 192 с.
39. Иванушкина, Н.В. Научные подходы к проблеме формирования информационного образовательного пространства / Н.В. Иванушкина // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - №11. - С. 268-271.
40. Исмагилова, А.Х. К вопросу формирования информационного
бытийного пространства: философско-бытийные аспекты / А.Х.
Исмагилова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - №2. - С. 139-143.
41. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 320 с.
42. Карпичева, Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника / Е.Л. Карпичева. // Дошкольная педагогика: журнал. — 2012 .— №4 .— С. 28-31.
43. Касторнова, В.А. Единое информационное образовательное пространство и его компоненты / В.А. Касторнова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 1. - №3. - С. 109-112.
44. Каткова, М.В. Понятие «информационное пространство» в современной социальной философии / М.В. Каткова // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2008. - Т. 8. - №2. - С. 23-26.
45. Коменский, Я.А. Избранные педагогические труды / Я.А. Коменский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 279 с.
46. Коменский, Я.А. Ян Коменский: Учитель учителей. Избранное / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз. - 2008. - 288 с.
47. Комратова, Н.Г. Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 144 с.
48. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - №5. - С. 10-23.
49. Кошелева, А.Д. Возможности развития эмоций в игре / А.Д. Кошелева, Л. Абрамян // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 5. С. - 67.
50. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова: Мозаика-Синтез. - 2013.
51. Кудряшов, В.А. Логико-графический анализ иерархии информационных процессов / В.А. Кудряшов // Интеллектуальные технологии на транспорте. - 2016. - №2. - С. 30-35.
52. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте - Возрастная и педагогическая психология: тексты / А.Н. Леонтьев, Е.И. Исенина. - М.: Норма. - 2012. - С.122-138.
53. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для
студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская. -М.:
«Просвещение». - 1971.
54. Марусинец, М. Изучение познавательной активности / М. Марусинец // Дошкольное воспитание, 1999. - №11,12. - С. 7-9.
55. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М., 1972. - 208 с.
56. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования / А.С. Микерина // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2013 .— №12 .— С. 60¬
63.
57. Мухина, С.Н. Психомоторные способности дошкольников: структура и развитие / С.Н. Мухина, Г.Г. Мисаренко // Детский сад от А до Я : журнал . — 2013 .— №5 .— С. 88-97.
58. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 1997. - С.165-251.
59. Наливалкин, А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды / А.Ю. Наливалкин // Вестник РМАТ. - 2012. - №1. - С. 101-103.
60. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ Р.С. Немов. - М.: Просвещение. - 1990. - 324с.
62. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М., 2005. - 224 с.
63. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Шведов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
64. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 336 с.
65. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под. ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
66. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной
педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.:
Издательский Дом «Восток», 2003. - 274 с.
67. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже [пер. с
фр.]. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с. - Доп. тит. л. фр., англ. - Библиогр.: с. 646- 659. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969/
66. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1972. - 211 с.
69. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. - М., 1996. - 256 с.
70. Попов Ф.А. Коммуникация и информация как системообразующие элементы социокультурного пространства / Ф.А. Попов // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2013. - №5. - С. 260-261.
71. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
72. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС (Майк Кордуэлл). - 2000. - 448 с.
72. Пузанкова, Е.Н. Современная педагогическая интеграция, её характеристики / Е.Н. Пузанкова, Н.В. Бочкова // Образование и общество. - 2009. - № 1. - С. 9-13.
73. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
74. «Развитие+»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 2. Старший дошкольный возраст / Под ред. А.И. Булычевой. - М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012 г. - 279 с.
75. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. А.Ю. Кузина. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 60 с.
76. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 64 с.
77. Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 176 с.: ил. - (Азбука психологии).
78. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 1. - 608 с.
79. Рыжова Н. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2. - С. 53
80. Семенова, Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника / Л.В. Семенова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 1. - С. 68- 71.
81. Семенова, М.Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников: дис... канд. пед. наук / М.Л. Семенова - Челябинск, 2006. - 168 с.
82. Семенова, М.Л. Развитие познавательного интереса у
дошкольников: методические рекомендации для педагогических
работников ДОУ / авт.-сост. М.Л. Семенова. - Челябинск: Изд-во ИИУМУЦ «Образование», 2007. - 66 с.
83. Семенова, Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т.М. Семенова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 10. - С. 17- 21.
84. Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С. 4-11.
85. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
86. Смирнова, П.В. Обучение навыкам экспериментирования как основа развития исследовательских способностей дошкольников / П.В. Смирнова // Детский сад от А до Я : журнал. — 2012 .— №2 .— С. 126-131.
87. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 128 с.
88. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.; науч. Рук. А.Г. Асмолов; рук. Авт. Коллектива Н.В. Федина. - М.: Просвещение, 2011. - 303 с.
89. Фадеева, Е.Р. Проблема формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в рисовании / Е.Р. Фадеева // Наука и школа: журнал . - 2013 . - №4 . - С. 122-124.
90. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва С.3¬17
91. Хушбахтов, А.Х. Терминология «педагогические условия» / А.Х. Хушбахтов // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 102-122.
92. Черкунова, Н.Г. Понятие и сущность информационного пространства с позиций социологической науки / Н.Г. Черкунова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №18. - С. 41-43.
93. Шмарион, Ю.В. Информационное пространство образовательных систем / Ю.В. Шмарион, А.В. Карлов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - №5. - С. 60-64.
94. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин — М.: Педагогика, 1989. 560 с.: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)