Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние дидактической игры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Работа №60994

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста 7
1.1. Понятие познавательной активности детей дошкольного
возраста 7
1.2. Значение, структура, функции и виды дидактических игр 14
1.3. Влияние дидактической игры на познавательную активность детей
старшего дошкольного возраста 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 40
2.1. Диагностика уровня познавательной активности детей 40
2.2. Использование дидактических игр в непосредственно -
образовательной деятельности как средства развития познавательной активности детей 46
2.3. Анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента.... 58
Заключение 67
Библиография 70
Приложение

Актуальность исследования. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образовательные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знании предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.
Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Кроме того, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности.
Рассматривая вопрос активизации познавательной деятельности, необходимо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности дошкольного возраста и какие интересы ему присущи. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности,
сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Поэтому проблема развития познавательной активности старших дошкольников с использованием дидактической игры на сегодняшний день имеет особую актуальность.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Целью работы является теоретическое изучение проблемы использования дидактических игр как средства развития познавательной активности старших дошкольников, и определение эффективного сочетания при их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории в целях их познавательного развития.
Объект исследования - процесс развития познавательной активности старших дошкольников.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития познавательной активности дошкольников.
Гипотеза исследования - есть возможность предположить, что систематическое, планомерное и целенаправленное использование дидактических игр положительно влияет на развитие познавательной активности старших дошкольников.
Задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства развития и поддержания познавательной активности ребенка-дошкольника.
2. Рассмотреть понятие познавательной активности детей дошкольного возраста
3. Изучить структуру, функции и виды дидактических игр.
4. Определить эффективность работы по применению дидактических игр в процессе развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить методические рекомендации для воспитателе и родителей по использованию дидактической игры для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы, педагогический
эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, обработка и анализ полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили учение об особенностях развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ( Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. и др.). Работы посвященные изучению влияния дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста (Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Крупская Н.К, Ф.Н.Блехер, Леонтьев АН, Эльконин ДБ, Тихеева Е.И., Сорокина А.И., Бондаренко А.К., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., Веракса Н.Е. и др.).
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования и практические разработки экспериментальной части могут быть использованы практическими работниками, родителями, студентами при работе с детьми дошкольного возраста.
База экспериментального исследования: МБДОУ №39 "Радуга" г.Нижнекамска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, поэтому дошкольное образовательное учреждение можно рассматривать как часть этой системы. Являясь государственным институтом, дошкольное учреждение создается обществом для решения конкретных целей, отраженных в Законе Российской Федерации «Об образовании», и поэтому выполняет его социальный заказ, направленный развитие и образование грамотного, социально активного, умелого, трудолюбивого, интеллектуально зрелого человека. Так, одной из задач работы дошкольного образовательного учреждения является умственное воспитание подрастающего поколения.
Умственное воспитание предполагает формирование у дошкольников познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Следует помнить, что умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Согласно положениям Л.С. Выготского, существует тесная взаимосвязь , взаимообусловленность двух процессов: мышления и речи. Отсюда следует, что уровень развития мыслительных процессов напрямую зависит от уровня речевого развития, и поэтому развитие познавательной деятельности должно быть неотрывно связано с речевым развитием, а так как слово выполняет не только номинативную функцию, то чем обширнее словарь дошкольника, тем он успешнее будет в учении, тем у него становится выше уровень обучаемости.
Так, в период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
В свою очередь, методологическо-теоретические основы дидактической игры, ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования дидактической игры как средства формирования и развития познавательной активности работали Тихеева Е.И., Леонтьев АН, Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М.,.Веракса Н.Е., Смирнова Е.О., Бондаренко А.К., Михаленко-Короткова Н.С. и др. Каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.
В настоящей работе рассмотрена проблема использования дидактической игры как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с этой целью осуществлен анализ психолого-
педагогической литературы по проблеме, сформулирована гипотеза исследования, сделан отбор диагностического инструментария, проведен анализ познавательной активности старших дошкольников
(экспериментальная группа), осуществлен отбор содержания дидактических игр с целью использования дидактических игр как средства развития познавательной активности дошкольника, проведен собственно формирующий эксперимент и получены результаты, которые смогли подтвердить выдвинутую гипотезу исследования.
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики и психологии - развитие познавательной активности дошкольников
посредством дидактической игры, следует сделать несколько обобщений.
1. Рассматривая познавательный интерес как элемент развивающего обучения - это один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаем прочную и надежную основу личности ребёнка.
2. Каждая предложенная ребёнку задача, каждое его учебное действие вызывает множество психологических процессов, от характера протекания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой ребёнок крайне заинтересован.
3. В воспитательно-образовательном процессе в первую очередь лежат
истоки подлинного познавательного интереса. Воспитательно-образовательный процесс, обладая определенным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия детей, обладает значительными объективными возможностями стимулирования
познавательного интереса . В свою очередь познавательный интерес детей в обучении является источником энергетических ресурсов их деятельности .
Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ребёнка. А раз так, то взрослому очень важно не только его распознать, но и управлять им.



1. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений [Текст]/ В.В.Абашина. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2015. - 137 с.
2. Арапова-Пискарева, Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С.57.
3. Афонькина, Ю.А., Урунтаева, Г.А. Помоги принцу найти Золушку [Текст]/Ю.А.Афонькина. -М. -2009.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада [Текст]/А.К.Бондаренко. - М. -1985.
5. Венгер, Л.А. Программа «Развитие»/ Методические рекомендации для воспитателей [Текст]/Л.А.Венгер.- М.- 2013.
6. Венгер, Л.А., Дъяченко, О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возрасте [Текст]/Л.А.Венгер.-М. -1989.
7. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
8. Веракса, Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№ . 2.-С.24.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/Л.С.Выготский. -М.- 1999.
10. Генко, Ж. Ю. О содержании и структуре дидактической игры. - В сб.: Умственное воспитание детей в детском саду [Текст]/Ю.Ж.Генко. - Л., 2010.
11. Грачева, 3.А. Значение математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - с.18-22.
12. Грачева, 3.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. -2015. - №2. - с.24-28.
13. Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает?
[Текст]/О.М.Дьяченко. -М.-1991.
14. Денисенкова, Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно - практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва - Бирск, 2014. -С. 80 - 89.
15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. -М. -2000.
16. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 192 с.
17. Каличенко, А.В., Микляева, Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст]/А.В.Каличеснко.-М. -2014.
18. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения [Текст]/А.А.Катаева. -М. -1993.
19. Колесникова, Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова //Дошкольное образование. - 2015. - №5.-с. 56-60.
20. Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2000.- С.32.
21. Леднева, С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! //Дошкольное воспитание.- №4.-2015.-с.12-17.
22. Максакова, А.И. Учите детей играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей детского сада [Текст]/А.И.Максакова. -М. -2009.
23. Марусинец, М. Изучение познавательной активности. Дошкольное воспитание [Текст] / М. Марусинец. - М.: Просвещение, 1999.- №11.-с.12-48.
24. Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003. - Ч. I. - 191 с.
25. Михайлова, З.А., Чеплашкина, И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст]/З.А.Михайлова. - СПб., 2012. - 112 с.
26. Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада [Текст]/З.А.Михайлова. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.
27. Михайлова, 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности //Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - с.26-29.
28. Особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников// Психология и культура. Материалы Ш Съезда РПО. - СПб.: Питер, 2003. - №2. - С.17.
29. Программа «Развитие». Основные положения. / Венгер Л.А. -М. -1994.
30. Программа «Радуга» / Доронова Т.Н.- М.- 2003.
31. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание.- №1.- 2006. - с.21-27.
32. Сорокина, А.И., Батурина, Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр [Текст]/А.И.Сорокина. -М. -2002.
33. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 2007.
34. Урунтаева, А.Г. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст]/А.Г.Урунтаева. -М. -1996.
35. Удальцова, Т.А. Дидактические игры. Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института [Текст]/Т.А.Удальцова. -М. - 2012.
36. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]/Г.А.Урунтаева.- М. -1998.
37. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет// Психологическая наука и образование. - 2014. - №1.- 143 с.
38. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. - Шадринск, 1992.- 143с.
39. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи /Под ред. В.В. Гербовой. - М. -1988.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ