Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 5
1.1 Анализ понятия связной монологической речи в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Развитие связной монологической речи у дошкольников в онтогенезе 9
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 12
1.4 Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 18
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. Планирование исследовательской и коррекционной работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 22
2.1 Исследование состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 22
2.2 Метод развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе дидактических игр 28
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 5
1.1 Анализ понятия связной монологической речи в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Развитие связной монологической речи у дошкольников в онтогенезе 9
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 12
1.4 Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 18
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. Планирование исследовательской и коррекционной работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 22
2.1 Исследование состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 22
2.2 Метод развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе дидактических игр 28
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данное исследование является актуальным, поскольку правильное формирование речи является важнейшим условием всестороннего развития детей. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и способствует социализации ребенка. В исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.
Понимание обращённой речи и собственная активная речь сопровождает всю деятельность ребёнка. Формирование навыков связной речи является неотъемлемой частью коммуникативного развития.
Развитие связной монологической речи у детей с ОНР необходимо не только для преодоления речевого недоразвития, но и для подготовки детей к школьному обучению. Хорошо сформированная связная речь в дальнейшем позволяет учащемуся давать развернутые ответы на вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и устного народного творчества.
Цель данного исследования - провести оценку состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также осуществить подбор дидактических игр развитию связной монологической речи у детей данной группы.
Объектом данного исследования являются связная монологическая речь и особенности педагогической работы по ее развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В качестве предмета данного исследования выступают особенности практической работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования:
Дети с общим недоразвитием речи III уровня нуждаются в развитии навыков связной монологической речи, в связи с чем педагог должен уметь грамотно осуществлять подбор диагностических и коррекционно- развивающих методик, в том числе, на основе дидактических игр.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать подход различных авторов к определению понятия связной монологической речи;
Выявить закономерности развития связной монологической речи в трудах учёных;
Раскрыть особенности психофизиологического развития и связной монологической речи детей с ОНР III уровня;
Осуществить подбор и апробирование диагностической методики для изучения связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
Разработать план мероприятий по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Изучением связной повествовательной речи занимались Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохина, Л.П.Федоренко, А.М.Бородич и др.
Основные направления и методы развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматривались в психолого-педагогических исследованиях А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, С.Н. Карповой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Е.Н. Мастюковой, В.П. Глухова и др.
Диагностическое исследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня осуществлялась на основе методики В.П. Глухова.
В ходе написания данной работы были применены теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы) и практические методы (контрольный эксперимент, планирование коррекционной работы).
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ДС №10» г. Озёрска Челябинской области.
Данное исследование включает в себя два этапа:
Теоретический этап
На данном этапе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, а также подбор диагностических и коррекционных методик.
Практический этап
Данный этап включает проведение исследования состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также планирование коррекционной работы и подбор дидактических материалов.
Понимание обращённой речи и собственная активная речь сопровождает всю деятельность ребёнка. Формирование навыков связной речи является неотъемлемой частью коммуникативного развития.
Развитие связной монологической речи у детей с ОНР необходимо не только для преодоления речевого недоразвития, но и для подготовки детей к школьному обучению. Хорошо сформированная связная речь в дальнейшем позволяет учащемуся давать развернутые ответы на вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и устного народного творчества.
Цель данного исследования - провести оценку состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также осуществить подбор дидактических игр развитию связной монологической речи у детей данной группы.
Объектом данного исследования являются связная монологическая речь и особенности педагогической работы по ее развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В качестве предмета данного исследования выступают особенности практической работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования:
Дети с общим недоразвитием речи III уровня нуждаются в развитии навыков связной монологической речи, в связи с чем педагог должен уметь грамотно осуществлять подбор диагностических и коррекционно- развивающих методик, в том числе, на основе дидактических игр.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать подход различных авторов к определению понятия связной монологической речи;
Выявить закономерности развития связной монологической речи в трудах учёных;
Раскрыть особенности психофизиологического развития и связной монологической речи детей с ОНР III уровня;
Осуществить подбор и апробирование диагностической методики для изучения связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
Разработать план мероприятий по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Изучением связной повествовательной речи занимались Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохина, Л.П.Федоренко, А.М.Бородич и др.
Основные направления и методы развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматривались в психолого-педагогических исследованиях А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, С.Н. Карповой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Е.Н. Мастюковой, В.П. Глухова и др.
Диагностическое исследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня осуществлялась на основе методики В.П. Глухова.
В ходе написания данной работы были применены теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы) и практические методы (контрольный эксперимент, планирование коррекционной работы).
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ДС №10» г. Озёрска Челябинской области.
Данное исследование включает в себя два этапа:
Теоретический этап
На данном этапе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, а также подбор диагностических и коррекционных методик.
Практический этап
Данный этап включает проведение исследования состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также планирование коррекционной работы и подбор дидактических материалов.
Правильное формирование речи является важнейшим условием всестороннего развития детей. И если у детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения, то спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи III уровня протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными.
Ключевую роль в процессе речевого развития ребенка играет развитие диалогической и монологической форм связной речи, а также занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение основным видам связных монологических высказываний - описанию, объяснению, рассказу - необходимо уже в дошкольном возрасте как для детей с общим недоразвитием речи, так и для детей с нормальным речевым развитием. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей одновременно.
Исходя из обследования состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по методике В.П. Глухова, проведённого на базе МБДОУ «ДС №10» г. Озёрска Челябинской области можно сделать выводы о том, что дети с общим недоразвитием речи имеют низкие показатели развития связной монологической речи, в связи с чем нуждаются в специальном обучении и развитии навыков связной монологической речи.
Многоаспектный характер речевых нарушений у детей с ОНР требует от педагогов выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
Ключевую роль в процессе речевого развития ребенка играет развитие диалогической и монологической форм связной речи, а также занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение основным видам связных монологических высказываний - описанию, объяснению, рассказу - необходимо уже в дошкольном возрасте как для детей с общим недоразвитием речи, так и для детей с нормальным речевым развитием. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей одновременно.
Исходя из обследования состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по методике В.П. Глухова, проведённого на базе МБДОУ «ДС №10» г. Озёрска Челябинской области можно сделать выводы о том, что дети с общим недоразвитием речи имеют низкие показатели развития связной монологической речи, в связи с чем нуждаются в специальном обучении и развитии навыков связной монологической речи.
Многоаспектный характер речевых нарушений у детей с ОНР требует от педагогов выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
Подобные работы
- Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе коррекции связной речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «АКТИВИТИ»
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Развитие описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити»
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III
УРОВНЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА ПОСРЕДСТВОМ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2021



