ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 5
1.1 Анализ понятия связной монологической речи в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Развитие связной монологической речи у дошкольников в онтогенезе 9
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 12
1.4 Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 18
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. Планирование исследовательской и коррекционной работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 22
2.1 Исследование состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 22
2.2 Метод развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе дидактических игр 28
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данное исследование является актуальным, поскольку правильное формирование речи является важнейшим условием всестороннего развития детей. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и способствует социализации ребенка. В исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.
Понимание обращённой речи и собственная активная речь сопровождает всю деятельность ребёнка. Формирование навыков связной речи является неотъемлемой частью коммуникативного развития.
Развитие связной монологической речи у детей с ОНР необходимо не только для преодоления речевого недоразвития, но и для подготовки детей к школьному обучению. Хорошо сформированная связная речь в дальнейшем позволяет учащемуся давать развернутые ответы на вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и устного народного творчества.
Цель данного исследования - провести оценку состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также осуществить подбор дидактических игр развитию связной монологической речи у детей данной группы.
Объектом данного исследования являются связная монологическая речь и особенности педагогической работы по ее развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В качестве предмета данного исследования выступают особенности практической работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования:
Дети с общим недоразвитием речи III уровня нуждаются в развитии навыков связной монологической речи, в связи с чем педагог должен уметь грамотно осуществлять подбор диагностических и коррекционно- развивающих методик, в том числе, на основе дидактических игр.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать подход различных авторов к определению понятия связной монологической речи;
Выявить закономерности развития связной монологической речи в трудах учёных;
Раскрыть особенности психофизиологического развития и связной монологической речи детей с ОНР III уровня;
Осуществить подбор и апробирование диагностической методики для изучения связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
Разработать план мероприятий по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Изучением связной повествовательной речи занимались Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохина, Л.П.Федоренко, А.М.Бородич и др.
Основные направления и методы развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматривались в психолого-педагогических исследованиях А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, С.Н. Карповой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Е.Н. Мастюковой, В.П. Глухова и др.
Диагностическое исследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня осуществлялась на основе методики В.П. Глухова.
В ходе написания данной работы были применены теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы) и практические методы (контрольный эксперимент, планирование коррекционной работы).
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ДС №10» г. Озёрска Челябинской области.
Данное исследование включает в себя два этапа:
Теоретический этап
На данном этапе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, а также подбор диагностических и коррекционных методик.
Практический этап
Данный этап включает проведение исследования состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также планирование коррекционной работы и подбор дидактических материалов.
Правильное формирование речи является важнейшим условием всестороннего развития детей. И если у детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения, то спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи III уровня протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными.
Ключевую роль в процессе речевого развития ребенка играет развитие диалогической и монологической форм связной речи, а также занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение основным видам связных монологических высказываний - описанию, объяснению, рассказу - необходимо уже в дошкольном возрасте как для детей с общим недоразвитием речи, так и для детей с нормальным речевым развитием. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей одновременно.
Исходя из обследования состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по методике В.П. Глухова, проведённого на базе МБДОУ «ДС №10» г. Озёрска Челябинской области можно сделать выводы о том, что дети с общим недоразвитием речи имеют низкие показатели развития связной монологической речи, в связи с чем нуждаются в специальном обучении и развитии навыков связной монологической речи.
Многоаспектный характер речевых нарушений у детей с ОНР требует от педагогов выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
2. Белова-Давид Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей /А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2001. - 255 с.
4. Валявко С.М. Особенности мотивации детей 5 - 6 лет с ОНР. Материалы VII Царскосельских чтений / С.М. Валявко. - СПб, 2003. -19 с.
5. Валявко С.М. Реакция и паттерны поведения родителей детей с недостатками речи. Современная логопедия: проблемы теории и практики, перспективы научного поиска. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции / С.М. Валявко. - Саранск , 2005. - 29- 35.с
6. ВизельТ.Г. Аномалии речевого развития ребенка / Т.Г. Визель. - М.: Секачев, 2012. -48 с.
7. Воробьева В.К. О принципах обеспечения мотивации в процессе обучения связной речи учащихся с моторной алалией //Актуальные проблемы логопедии / В.К. Воробьева. - М.: 2004. - 141.с
8. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей
группе детского сада: Методическое пособие /В.В. Гербова. -М.:
Мозаика-Синтез, 2012. - 144 с.
9. Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. - М.: АРКТИ, 2004.
10. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - № 4. - 1994.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2004.
13. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
14. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
15. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
16. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
17. Мастюкова ЕМ. Исследование внутренней речи у детей школьного возраста с различными речевыми нарушениями // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1971. — Т. 31 (71). — Вып. 10.-С. 1512-1517.
18. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием
речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: АСТ : Астрель :
Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа).
19. Радлов Н.Э. Рассказы в картинках - Л.: Лендетиздат ЦК ВЛКСМ, 1937.¬42 с.
20. Речевое общение: цели, мотивы, средства. / Под ред. Сорокина Ю.А., Тарасова Е.Ф. - М., 1985.
21. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. — М., 1989. — Т. 1.
22. Т. Б. Филичева Г. А. Каше Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей и логопедов. Издание четвертое. - М., Просвещение, 1990.