ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ 7
1.1 Интеграция уроков и внеурочной деятельности как условие
для достижения новых образовательных результатов 7
1.2 Особенности внеурочной познавательной деятельности в
обучении биологии и химии 15
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 ОБОСНОВАНИЕ, ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ И
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС» 24
2.1 Структура, построение и интегративный характер программы
внеурочной познавательной деятельности общеинтеллектуального направления «Жизнь вокруг нас» 24
2.2 Условия реализации программы внеурочной деятельности ... 33
2.3 Педагогический эксперимент и анализ его результатов 37
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Общество постоянно меняется и меняются требования государства. Государство 21 века на сегодняшний день предлагает новые тенденции развития общества. Компетентная личность - вот кого хочет видеть государство при выходе из образовательных организаций. Конечно, же всё начинается еще со школы, где все эти функции возлагаются непосредственно на учителя. Государством принят закон об образовании и и новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения, который в свою очередь позволяет достичь новых образовательных результатов, с помощью иного подхода к системе получения необходимых компетенций [65]. Новая система образования требуют использования новейших методов обучения и на уроках, и вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность. На сегодняшний день большое внимание уделяется изучению естественнонаучных предметов, технических наук. В Челябинской области реализуется проект «ТЕМП». Для улучшения качества получения необходимых знаний и умений в этой сфере, особое внимание уделяется комплексному подходу, интеграции урочной и внеурочной деятельности, что позволяет системно подойти к данному вопросу. Анализ программ по биологии и химии, а также направлений внеурочной деятельности в 7 классе позволяет нам говорить о том, что для улучшения этой интеграции и реализации проекта «ТЕМП» целесообразно разработать программу внеурочной деятельности. Данная программа востребована потому что семиклассники школы включены в выполнение проекта по заказу муниципалитета «Животные и растения Варненского района». Выбор предметов «биология - химия» для обучающихся 7 классов обусловлен тем, что химию в 7 классе еще не изучают, а в это время биология идет по курсу «Растения» только 1 час в неделю, в то же время выполнение проекта требует применения не только знаний по биологии, но и элементарных химических знаний и навыков. Интеграция позволит решить сразу несколько задач: с одной стороны - это улучшенное усвоение учебного материала, с другой - подготовка к обучению химии.
Химия и биология являются специфическими предметами, и их усвоение зачастую требует больше времени и не менее важно - применение специального лабораторного оборудования. Все эти вопросы можно решить с помощью интеграции урочной и внеурочной деятельности, а также объединения занятий химии и биологии согласно разработанной нами программе. Также мы полагаем, что такой формат работы позволит обучающимся получить необходимые универсальные умения, которые необходимы компетентной личности, которую государство желает получить в итоге.
Таким образом, проблема является актуальной и можно сформулировать тему работы «Интеграция уроков и внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов в обучении биологии и химии».
В связи с этим, определена следующая цель магистерской диссертации - разработать программу внеурочной деятельности, направленной на достижение новых образовательных результатов при изучении биологии и химии. Для этого мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, связанную с вопросами об интеграции урочной и внеурочной деятельности, организации внеурочной деятельности биологии и химии.
2. Разработать программу внеурочной деятельности, позволяющую интегрировать содержание материала по биологии и химии для решения конкретных практических задач и направленную на формирование универсальных учебных действий семиклассников.
3. Оценить эффективность разработанной нами программы, интегрирующей уроки и внеурочной деятельности общеинтелектуального направления в условиях школьной образовательной практики.
В ходе выполнения работы мною были применены следующие методы исследования:
1. Анализ нормативных документов и литературных источников по проблемам формирования УУД и интеграции содержательного и процессуально аспектов уроков и занятий внеурочной деятельности.
2. Разработка программы, направленной на формирование УУД и решение практико-ориентированных задач в условиях интеграции возможностей уроков и внеурочной деятельности по биологии и химии в 7 классе.
3. Педагогический эксперимент по оценке эффективности разработанной программы и математическая обработка его результатов.
Объектом исследования процесс интеграции уроков и внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов при обучении биологии и химии.
Предметом исследования выступили содержание построение и технологии реализации программы внеурочной деятельности, помогающей достичь новых образовательных результатов при обучении биологии и химии.
Базой исследования выбрана МОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Русанова М.Г. с. Варны.
Методологической основой исследования выступали теория формирования УУД, теория развивающего обучения, концептуальные основы пропедевтики химических знаний, принципы реализации ФГОС ООО.
Исследование проведено в два этапа. На первом этапе был изучен и рассмотрен вопрос теоретического обоснования интеграции уроков и внеурочной деятельности в обучении биологии и химии. На втором этапе была реализована ранее разработанная программа курса внеурочной деятельности «Жизнь вокруг нас». На заключительном этапе была проведена диагностика эффективности интеграции уроков и внеурочной деятельности по данному курсу
Апробация результатов исследования проведена в виде выступлений на педагогических советах МОУ СОШ №1 с. Варны под названием «Результаты реализации внеурочной деятельности для формирования УУД», на муниципальном семинаре «Подходы в обучении одаренных детей и детей с ОВЗ», а также через выступления обучающихся на конференции «Итоги проектной деятельности обучающихся 7 классов».
Работа состоит из двух глав, во второй главе представлено 5 рисунков, отражающих результаты диагностики реализации интеграции уроков и внеурочной деятельности, а также приложена сама программа курса внеурочной познавательной деятельности «Жизнь вокруг нас» для обучающихся 7 классов.
В ходе выполнения квалификационной работы нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по современному состоянию и практике формирования в современной школе проблемы интеграции уроков и внеурочной деятельности. А также представлена информация о реализации интеграции уроков и внеурочной деятельности в МОУ СОШ № 1 с. Варны.
В представленной работе приведено описание теоретических и практических основ разработки программы внеурочной деятельности «Жизнь вокруг нас», которые позволяют достичь новых образовательных результатов в обучении биологии и химии, которые требует от обучающегося и педагога Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Кроме того, представлены примеры методов и форм интеграции уроков и внеурочной деятельности. Также благодаря такой успешной интеграции дети получают возможность взаимодействия с социальными партнерами, такими как ГОК, ДК, Патриотический клуб «Варна» и др. самое главное, это партнерство позволяет детям реализовать себя в дальнейшей жизни, получить достойное образование, актуальную профессию и высокооплачиваемую работу.
В ходе педагогического исследования, проведенного на базе МОУ СОШ № 1 с. Варны, была проверена заранее составленная программа внеурочной деятельности «Жизнь вокруг нас». Результаты исследования подтверждают правильность выбранных нами методов и способов работы со школьниками 7 классов, и, следовательно, положительную динамику развития новых образовательных результатов, предусмотренных ФГОС у детей экспериментальных групп. А достижение этих образовательных результатов является целью каждой образовательной организации, желающей выпустить из своих стен компетентную личность. Как сказал президент РФ В.В. Путин: «Вызовы, большие задачи наполняют особым смыслом нашу жизнь. Нам надо быть смелыми в замыслах, делах и поступках, брать на себя инициативу, ответственность, становиться сильнее, а значит - приносить пользу своей семье, детям, всей стране, менять мир, жизнь страны к лучшему, создавать Россию, о которой мы вместе мечтаем. И тогда предстоящее десятилетие, весь XXI век, безусловно, станут временем наших ярких побед, нашего общего успеха...».
1. Агафонова, И.Б. Биология растений, грибов, лишайников: Элективный курс [Текст] / И.Б. Агафонов В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2016. - 558 с.
2. Асанова, Л.И. УМК по химии как средство достижения личностных и метапредметных результатов [Текст] / Л.И. Асанова // Химия в школе. - 2018. - № 4. - С. 14-16.
3. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова // Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
4. Анащенкова, С.В. Оценка достижения планируемых результатов в школе. Система заданий. [Текст] / С.В. Анащенкова // Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 216 с.
5. Антропова, Е.В. Осуществление дифференцированного подхода в формировании познавательной деятельности [Электронный ресурс] / Е.В. Антропова // Социальная сеть работников образования - 2014. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/514422/, свободный. - Загл. с экрана.
6. Баева, М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности
[Электронный ресурс] / М.Л. Баева // Социальная сеть работников образования - 2015. - Режим доступа: pedportal.net/po-tipu-materiala/
obschepedagogicheskie-tehnologii/formirovanie-uud-vo-vneurochnoy- deyatelnosti-958775, свободный. - Загл. с экрана.
7. Владимирова, Т.В. Модель формирования экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности [Текст]/ Т.В. Владимирова, М.Ж. Симонова, С.Г. Левина// Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 февраля 2016 г. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 2016. - С. 11 - 16.
8. Воробьёва, Т.А. Формируем универсальные учебные действия [Текст] / Т.А. Воробьёва // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. - 2014. - №6 - С. 170-175.
9. Габриелян, О.С. Школьное химическое образование: проблемы и пути их решения [Текст] / О.С. Габриелян // Химия в школе. - 2018. - № 4. - С. 21-23.
10. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова; под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 176 с.
11. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2016. - 224 с.
12. Горячев, А.В. Всё узнаю, всё смогу. Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе [Текст] /
А.В. Горячев, Н.И. Иглина. - М.: БАЛЛАС, 2008. - 55 с.
13. Григорьев, Д.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: «Просвещение», 2010. - 321с.
14. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
15. Громова, Л.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: биология: 5-9 классы: методическое пособие [Текст] / Л А.Громова. - М.: Вентана-Граф, 2014 - 80 с.
16. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегративной
технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев. - М.: Просвещение, 1995. -
16 с.
17. Дергунова, Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников [Текст] / Т.А. Дергунова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. - 2015. - № 8. - С. 41-43.
18. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / С. И. Заир- Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
19. Зимнякова, И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия школьников [Текст] / И.Ю. Зимнякова // Наука и образование: новое время. 2015. - № 1 (6). - С. 532-534.
20. Зорина, Ж.Г. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий учащихся первой ступени с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. / Ж.Г. Зорина //Открытый урок Первое сентября - 2015. - Режим доступа: festival.1september.ru/
articles/612345, свободный. - Загл. с экрана.
21. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 249 с.
22. Казакова, В.В. Формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий в условиях поликультурного языкового образования [Текст] / В.В. Казакова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно¬практической конференции - 2015. - №8. - С. 375- 377.
23. Карабанова, И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / И.А. Карабанова; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
24. Коломыйцова, И.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время в школе [Электронный ресурс] / И.Н. Коломыйцова // Открытый урок Первое сентября - 2014. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/645759, свободный. - Загл. с экрана.
25. Константинова, А.М. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / А.М. Константинова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 57. - С. 61-63.
26. Косикова, Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников [Текст] / Л.В. Косикова // Психология обучения. - 2014. - № 2. - С. 114-121.
27. Кристинина, Е.И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] / Е.И. Кристинина // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 100-104.
28. Личковаха, С.В. Формирование коммуникативных УУД во
внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / С.В. Личковаха // Социальная сеть работников образования - 2014. - Режим доступа:
pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/formirovanie-kommunikativnyh-uud-vo- vneurochnoy-deyatelnosti-543454, свободный. - Загл. с экрана.
29. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий [Текст] / Е.А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. - 2013. - № 2 (2). - С. 46- 102.
30. Майорова, Т.С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников на внеурочных занятиях в свете требований ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Т.С. Майорова // Открытый урок
Первое сентября - 2013. - Режим доступа: festival.1september.ru/
articles/651905/, свободный. - Загл. с экрана.
31. Макеева, А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5 - 6 класс [Текст] / А.Г.Макеева. - М.: Просвещение, 2013. - 154 с.
32. Марахова, В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников [Текст] / В.А. Марахова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2013. - № 3. - С. 23-26.
33. Медведева, Е.Е. Проектная деятельность учащихся как средство
формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Е.Е. Медведева // Открытый урок Первое сентября - 2015. - Режим
доступа: festival.1september.ru/articles/596218/, свободный. - Загл. с экрана.
34. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] /
B. А. Мижериков. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.
35. Микерова, Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий школьников [Текст] / Г.Ж. Микерова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 537.
36. Митичева, Т.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Т.И. Митичева //Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 5 (95). - С. 129-131.
37. Мишина, А.П. Формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / А.П. Мишина //Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. - 2012. - № 6. -
C. 162-166.
38. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М: Просвещение, 2013. - 96 с.
39. Монахов, В.П. Проектирование и внедрение новых образователь-ных технологий [Текст] / В.П. Монахов // Советская педагогика. - 217. - № 10. - С. 17-22.
40. Неуступалова, А.В. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность [Электронный ресурс] / А.В. Неуступалова // Педпортал - 2015. - Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/ formirovanie-kommunikativnyh-uud-cherez-vneurochnuyu-deyatelnost-815248, свободный. - Загл. с экрана.
41. Нургалиева, Э.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / Э.Г. Нургалиева // Современный взгляд на будущее науки. - 2015. - № 4 - С. 219-221.
42. Пак, М.С. Теория и методика обучения химии [Текст] / М.С. Пак. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 306 с.
43. Петрова, Н.Н. Направления и формы внеурочной деятельности в
рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Н.Н. Петрова // Социальная сеть работников образования - 2013. - Режим доступа: nsportal.ru/
nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy- vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh, свободный. - Загл. с экрана.
44. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования [Текст]/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В.Моисеева, А.Е. Петров // Под редакцией Е.С. Полат. - М.:
Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
45. Попова, И.А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / И.А. Попова // Nauka-Rastudent.ru. - 2015. - № 5 (17). - С. 36.
46. Попова, Н.Е. Интеграция универсальных учебных действий уча-щихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО [Текст] / Н.Е. Попова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 139-144.
47. Простоквашина, Е.Н. Коммуникативные УУД в практике
современного учителя [Электронный ресурс] / Е.Н. Простоквашина // Педпортал - 2013. - Режим доступа: pedportal.net/
po-zadache/obschepedagogicheskie-tehnologii-nachalnye/formirovanie- kommunikativnyh-uud-v-praktike-sovremennogo-uchitelya-514473, свободный. - Загл. с экрана.
48. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) [Электронный ресурс] / Образовательные стандарты - 2017 - Режим доступа: https://school-rus.ru/
sveden/eduStandarts.htm,свободный. - Загл. с экрана.
49. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года [Электронный ресурс] / Минтруд России - 2014 - Режим доступа:
https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129,свободный. - Загл. с экрана.
50. Резникова, Е.В. Формирование коммуникативных УУД в
современной школе [Электронный ресурс] / Е.В. Резникова // Педпортал - 2013. - Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-
mo/formirovanie-kommunikativnyh-uud-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole- 1061156, свободный. - Загл. с экрана.
51. Решетникова, Е.Б. Организация внеурочной деятельности художественно-эстетического направления в условиях реализации ФГОС. Эбру - техника рисования на воде [Электронный ресурс] /
Е.Б. Решетникова // Социальная сеть работников образования - 2014. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2014/06/17/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti, свободный. - Загл. с экрана.
52. Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы [Текст] /А.И. Савенков // Одаренный ребенок - 2003. - № 2. - С. 63.
53. Савенков, А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. - 80 с.
54. Сейдниязова, Н.В., Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в общем звене обучения [Текст] / Н.В. Сейдниязова // ИСОМ. - 2012. - № 6. - С. 123-126.
55. Семёнова, М.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М.А. Семёнова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - № 28. - С. 52- 58.
56. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. [Текст] / И.С. Сногеев. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
57. Синаева, Р.М. Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] / Р.М. Синаева // Открытый урок Первое сентября - 2013. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/615984, свободный. - Загл. с экрана.
58. Субботина, А.О. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / А.О. Субботина // Открытый урок Первое сентября
- 2015. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/655274, свободный.
- Загл. с экрана.
59. Субботкина, М.И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда [Текст] / М.И. Субботкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 9. - С. 73-79.
60. Сысоева, С.Г. Формирование коммуникативных УУД у
школьников [Электронный ресурс] / С.Г. Сысоева // Педпортал - 2016. - Режим доступа: https: //pedportal .net/nachalnye-klassy/materialy-mo/
formirovanie-kommunikativnyh-uud-u-mladshih-shkolnikov-510860, свободный. - Загл. с экрана.
61. Толоконцева, Т.В. Игровые технологии как средство
формирования познавательных УУД обучающихся школы во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Т.В. Толоконцева // Открытый урок Первое сентября - 2015. - Режим доступа: festival.1september.ru/
articles/657345, свободный. - Загл. с экрана.
62. Трофимчук, Е.А. Формирование и оценка коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уровне общего образования [Текст] / Е.А. Трофимчук //Феномен человека - 2015. - № 8. - С. 293-296.
63. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] /С.А. Тюрикова //Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 3 (22). - С.3- 8.
64. Усенко, Е.В. Формирование коммуникативных компетенций в
школе [Электронный ресурс] / Е.В. Усенко // Педпортал - 2014 - Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-mo/formirovanie-
kommunikativnyh-kompetenciy-v-nachalnoy-shkole-506673, свободный. - Загл. с экрана.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки российской федерации - 2012 - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/, свободный - Загл. с экрана.
66. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] / Закон об образовании РФ - 2018. - Режим доступа:http://zakon-ob-obrazovanii.ru/,свободный - Загл. с экрана.
67. Фундаментальное ядро содержания общего образования по естественнонаучным предметам / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.
68. Хабибуллина, Р.Р. Формирование личностных и коммуникативных УУД в школе в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / Р.Р. Хабибуллина // Педпортал - 2017. - Режим доступа: pedportal.net/ nachalnye-klassy/materialy-mo/formirovanie-lichnostnyh-i-kommunikativnyh- uud-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyah-fgos-501036, свободный - Загл. с экрана.
69. Хоменко, В.Г. Формирование коммуникативных УУД через
внеурочную деятельность [Электронный ресурс] / В.Г. Хоменко // Педпортал - 2017. - Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-
klassy/raznoe/formirovanie-kommunikativnyh-uud-cherez-vneurochnuyu- deyatelnost-508239 свободный. - Загл. с экрана.
70. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель.- М.: Директор школы, 1998. - 256 с.