Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95900

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие взаимоотношения в психологии и
педагогике 6
1.2 Возрастные психологические особенности взаимоотношений у
младших школьников 10
1.3 Педагогические условия развития взаимоотношений у младших
школьников 17
1.4 Формы внеурочной деятельности, направленные на развитие
межличностных отношений у младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМООНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Педагогическая диагностика межличностных
взаимоотношений у младших школьников 30
2.2 Комплекс мероприятий, направленных на развитие
взаимоотношений у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66


Взаимоотношения в жизни людей происходит всегда. Опыт межличностных взаимоотношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками является фундаментом для развития личности младшего школьника, становление его самопознания.
В последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов проблемы взаимоотношений детей. Изучение вопроса взаимоотношений имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Изучение проблемы взаимоотношений младших школьников присутствует в трудах таких ученых как: И.В. Дубровина,
Д.Б. Байбородова [2], Я.Л. Коломенский [19], B.C. Мухина [28], В.В. Назаренко [30], Р. Немов [32], В.А. Сластенин [42] и других.
Ученые в своих работах подчеркивают значимое влияние возрастных психологических особенностей ребенка в процессе протекания взаимоотношений в коллективе младших школьников.
Младший школьный возраст является наиболее важным периодом для перехода ребенка в новую социальную систему отношений.
На этапе младшего школьного возраста происходит развитие и становление личности ребенка, наступает время активного общения, взаимодействия с другими людьми. Поэтому необходимо определить роль и место развития взаимоотношений между сверстниками.
Поскольку ведущей в этом возрасте традиционно считается учебная деятельность, то и исследования были направлены на изучение психологических особенностей, связанных с учебной деятельностью.
Кроме взаимоотношений, младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные взаимодействия между собой.
Проблема построения взаимодействий младших школьников представляется актуальной, так как взаимоотношения являются важной стороной в жизнедеятельности школьника.
Взаимоотношения младших школьников происходит и во внеурочной детальности.
В рамках ФГОС НОО [44] под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов, освоение основной образовательной программы начального общего образования.
Объект исследования - процесс развития взаимоотношений детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленных на развитие взаимоотношений младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить на практике комплекс мероприятий, направленных на развитие взаимоотношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. определить понятие «педагогическое взаимоотношение» младших школьников в психологии и педагогике;
3. раскрыть возрастные особенности развития взаимоотношений младших школьников;
4. описать педагогические условия развития взаимоотношений у младших школьников;
5. подобрать диагностический материал и провести диагностику взаимоотношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
6. разработать, теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс мероприятий, направленных на развитие взаимоотношений младших школьников.
В качестве методов исследования выступили:
- теоретические (анализ и обобщение научно-методической, учебной литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (педагогическое наблюдение, социометрия, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики).
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №67 с углубленным изучением отельных предметов», города Екатеринбург Свердловской области. В исследовании приняли участие 25 обучающихся 4 «Б» класса.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме развития взаимоотношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности показал, что развитие взаимоотношений детей младшего школьного возраста имеют определенную специфику.
В младшем школьном возрасте активно осваивается учебная деятельность, продолжает формироваться произвольность психических процессов и функций, появляется рефлексия, способность к осознанному самоконтролю, а внешние действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, в котором происходит развитие психики ребенка на основе ведущего вида деятельности - учения.
Вхождение в социальные отношения, имеющиеся в школе как в социальном институте общества, требует от ребенка развития умения интенсивной ориентировки в общественных отношениях в целом, наличия внутренних предпосылок управления своим поведением, подчинения его определенным социальным правилам, сознательного принятия им норм нового публичного поведения.
В ходе опытно-поисковой деятельности было выяснено, что взаимоотношения младших школьников находятся на среднем уровне, в классе присутствую микро-группы.
Также был разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие взаимоотношений младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.
Развитие взаимоотношений на уроках возможно в том случае, если учитель будет использовать в учебном процессе разнообразные формы, приемы и методы работы, способствующие, прежде всего, созданию условий для совместной деятельности обучающихся, в которых они будут взаимодействовать друг с другом, учиться высказывать свою точку зрения, работать как единый организм.
Целью данных мероприятий стало развитие взаимоотношений обучающихся, преодоление трудностей взаимодействия на уроках и во внеурочной деятельности.
Комплекс мероприятий включи в себя следующие формы работы по внеурочной деятельности младших дошкольников: соревнование,
олимпиады, творческая работа, а также деятельности на уроках: беседа, работа в микро-группах, подгруппах, коллективная работа, круглый стол, кейсы.
Внеурочная деятельность и различные классные мероприятия помогут научить обучающихся взаимодействовать друг с другом.
Таким образом, поставленная нами цель исследования достигнута, все задачи на данном этапе работы выполнены.



1. Андрушенко, Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. Ю. Андрушенко // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 147-151.
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2013. - 177 с.
3. Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Баллон. - М. : Просвещение, 1967. - 197 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2010. - 400 с.
5. Витковская, И. М. Обучение младших школьников в совместной деятельности [Текст] / И. М. Витковская. - Псков : ПГПИ, 2004. - 124 с.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : Союз, 2004. - 268 с.
7. Выготский, Л. С. История развития высших психических
функций: сборник сочинений в 6 т. - Т. 3. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2012. - 244 с.
8. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. - М. : Просвещение 2014. - 256 с.
9. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] : метод. конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.
10. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения [Текст] : практикум / Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. - Новосибирск : Новосибирский университет, 1999. - 156 с.
11. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2012. - № 3. - С. 15-26.
12. Ермакова, И. Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования [Текст] / И. Д. Ермакова // Методист. - 2008. - № 7. - С 14-19.
13. Ермолаева, М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2003. - 376 с.
14. Запорожец, А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка [Текст] /
A. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 2012. - 320 с.
15. Зеленин, А. С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение [Текст] / А. С. Зеленин. - Пермь : Пермский край, 2009. - 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ