Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обычай (традиция) как источник права (Камчатский государственный технический университет)

Работа №80851

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

теория государства и права

Объем работы19
Год сдачи2022
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Общая характеристика и понятие обычая как источника права 5
2. Специфические черты и классификация обычаев 8
3. Правовой обычай как исторически устойчивый источник права 13
Заключение 17
Список использованных источников 19

Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений, а дополнительную значимость рассматриваемым вопросам придает действенность правовых обычаев, как источника права. Отметим, что современные правовые концепции существенно повлияли и на правовые явления в целом. Наличие разнообразных правовых систем позволяет считать обычай правовым, как в силу прямой санкции государства, так и вследствие признания его через определенные общности, касты, религиозные общины и т.д. С этой стороны, подтверждается особо значимая роль государства в наделении правового обычая статусом источника права.
Специфика взаимодействия права и государства в ходе их исторического развития определяет активность государства в ходе формирования системы источников права. Поэтому, нельзя умалять даже «молчаливого» пассивного государственного допущения тех или иных традиционных институтов и норм общества.
На сегодняшний день можно констатировать, что государственное санкционирование может осуществляться, как прямо через законодательство и деятельность органов государства, так п опосредованно, через взаимодействие сторон по договору и неофициальную систематизацию со стороны негосударственных органов.
Таким образом, необходимость продолжения исследований указанных вопросов, с точки зрения их практической и научной важности, сомнений вызывать не может, чем и объясняется вызванный к ним интерес.
Целью настоящей работы является исследование обычая (традиции) как источника права.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
 дать общую характеристику и понятие обычая как источника права;
 определить специфические черты и провести классификацию обычаев;
 исследовать правовой обычай как исторически устойчивый источник права.
Использованная в настоящей работе методология обусловлена актуальными методами теории познания, а именно: а) имеющими общенаучный характер, среди которых: исторический, системно-структурный, диалектический, формально-логический: б) специальные методы, включая формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.
В нормативно-правовую основу исследования вошли: Конституция РФ, действующие кодифицированные акты.
Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в настоящем исследовании, и состоит из: введения, основной части, в состав которой вошли три раздела, заключения и библиографического списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, основываясь на результатах исследования, можно сформулировать следующие обобщающие выводы.
Обычное право - это древнейшая форма образования римского права. Обычное право - неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества.
Правовой обычай – это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило, официально не зафиксированное в каком-либо нормативно-правовом акте.
Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:
 носят локальный характер;
 тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);
 их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;
 их применение обеспечивается санкцией государства;
 отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.
В результате санкционирования обычая государством, его соблюдение стало обеспечиваться мерами государственного принуждения, что придало обычаю правовой характер, что и стало его отличительной чертой от традиций, нравов, унаследованных привычек и т.п., не носящих правовой характер.
В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение в малоразвитых государствах Азии, Африки, Океании. В развитых государствах обычай понимается, прежде всего, как норма, дополняющая закон. Однако есть и исключения: в современных Франции и Германии в сфере гражданского и торгового права не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона.
В России также не исключается применение обычая как источника (формы выражения) права, но в первую очередь в сфере частного права, где у участников правоотношений присутствует определенная свобода выбора.
Таким образом, правовой обычай, выступая как один из древнейших источников права, и по сегодняшний день продолжает играть определенную роль в регулировании социальных отношений. Правовой обычай является одним из официальных источников права в российской правовой системе. Возможность его использования на территории Российской Федерации предусмотрена гражданским, семейным, торговым законодательством.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.10.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2207.
5. Алексеев С. С. Проблемы теoрии права: Курс лекций: В 2 т. – Самара, 1974. – Т. 2. – 401 с.
6. Барциц И.Н. Конституционные обычаи: риски и способы управления ими // Журнал российского права. – 2020. – № 2. – С. 29-44.
7. Башно С. В. Санкционирование обычаев государством: содержание и классификация // Юрист. – 2002. – № 2. – С. 47.
8. Вербицкая Т.В. Роль обычая в международном режиме нераспространения ядерного оружия // Администратор суда. – 2020. – № 4. – С. 48-52.
9. Гуцуляк В.Н. Российское и международное морское право (публичное и частное). М.: Граница, 2017. – 448 с.
10. Егоров А.В. Внутреннее право иностранных государств как источник международного частного права // Журнал российского права. – 2018. – № 6. – С. 105-114.
11. Елецкий И.Ю. Обычай как источник российского права // Роль и значение науки и техники для развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2018. – С. 158.
12. Караваева Я.Н. Обычай как источник правового регулирования отношений собственности в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 6. – С. 114-122.
13. Кича М.В. Обычай как форма права в правовых системах мусульманских государств Ближнего Востока // Евразийский юридический журнал. – 2016. – № 10 (101). – С. 283.
14. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. – М., 1992. – 142 с.
15. Романов А. К. Правовая система Англии. – М., 2000. – 342 с.
16. Третьякова Е.С. Международное и национальное право: некоторые проблемы соотношения и взаимодействия в историко-правовом, теоретико-правовом и практическом аспектах / под ред. О.А. Кузнецовой, В.Г. Голубцова, Г.Я. Борисевич, Л.В. Боровых, Ю.В. Васильевой, С.Г. Михайлова, С.Б. Полякова, А.С. Телегина, Т.В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. – 2018. – № 1. – С. 137-146.
17. Ханукаев Ю.Э. К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях // Нотариус. – 2018. – № 7. – С. 20-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ