Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие профессиональных компетенций обучающихся профессиональных образовательных организации при проектировании современного образа

Работа №80850

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития профессиональных компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности 8
1.1. Понятие «профессиональные компетенции» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Методы, формы и способы развития профессиональных
компетенций обучающихся 17
1.3. Развитие профессиональных компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности 27
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Практическая работа по развитию профессиональных компетенций обучающихся в процессе проектирования современного образа 36
2.1. Анализ базы исследования 36
2.2. Выполнение методической разработки по развитию
профессиональных компетенций у дизайнеров-преподавателей в процессе проектирования 44
2.3. Анализ результата практической работы 51
Выводы по 2 главе 59
Заключение 62
Список используемых источников 64
Приложение

Актуальность исследования. Проблема несоответствия качества подготовки специалистов требованиям работодателей, вызванная стремительными изменениями в экономике, сопровождающимися быстрой сменой технологий во многих видах деятельности, и инертностью образовательных процессов, обусловила пересмотр основных целей в профессиональном образовании, изменения технологий, методов и форм обучения.
Компетентностный подход, как следствие модернизации системы профессионального образования, позволяет решить главную задачу российской образовательной политики обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства. Подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного к деятельности в смежных областях, готового к постоянному профессиональному росту, саморазвитию - становится целью образовательного процесса в системе профессионального образования.
Профессиональная готовность выпускника, освоившего программу СПО, определяется степенью сформированности профессиональных компетенций, составляющих интегральное качество субъекта труда. Компетенции проявляются как комплекс сформированных профессионально важных качеств, позволяющих результативно осуществлять трудовую деятельность, творчески и продуктивно выполнять профессиональные задачи. Между тем, как показала практика, у выпускников СПО направления подготовки «Дизайн» плохо сформированы исследовательская и коммуникативная компетентности, недостаточно знаний в организации практической дизайнерской деятельности. Поиск путей совершенствования качества образовательного процесса, направленного на формирование комплекса профессиональных компетенций специалиста в области прикладного дизайна и связанные с этим проблемы содержательного, технологического и методического характера определили актуальность темы исследования.
Всестороннее исследование сущности феномена «компетентность» в корреляции с формированием профессиональной готовности специалиста проведено в работах И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.Г. Бермус и др. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс получило методологическое обоснование в трудах Ю.Г. Татур, В.И. Байденко, В.А. Сластенина, А.А. Вербицкого.
Анализ проведенных исследований свидетельствует об интересе к проблемам повышения качества профессионального образования в СПО и формированию компетенций обучающегося. Исследования в области дизайн-образования широко раскрывают проблемы: формирования творческого потенциала студентов-дизайнеров (И.С. Каримова), креативности (М.В. Щербакова), визуальной культуры (О.В. Мехоношина, Н.Е. Руднева), художественно-проектной подготовки (О.Ю. Амелина, П.А. Ковешников), применения новых информационных технологий в учебном процессе (О.С. Шкиль, Н.А. Саблина). В то же время формирование способности к выполнению профессиональных задач дизайнера через моделирование профессиональной деятельности в процессе обучения до настоящего времени представлено не было. Впервые проблема качества подготовки студентов направления «Дизайн» рассматривается через призму формирования профессиональных компетенций путем максимального вовлечения обучающихся в квазипрофессиональную деятельность посредством изучения реальных средовых объектов и создания дизайн-проектов и их реорганизации.
В процессе изучения проблемы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров нами были выявлены следующие противоречия между:
- сложностью и многогранностью профессии дизайнера, требующей наличия проектно-художественного мышления, технической и технологической грамотности, и отсутствием эффективной модели формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
- требованием образовательных стандартов к формированию компетентностной модели обучающихся, обладающей определенными характеристиками, позволяющими быть конкурентоспособным на рынке труда и отсутствием у студентов-дизайнеров целостного представления о профессии и навыков организации практической дизайнерской деятельности.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: условия развития профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе проектирования.
Актуальность проблемы и необходимость ее решения на педагогическом уровне позволили сформулировать тему исследования: «Развитие профессиональных компетенций обучающихся при проектировании современного образа».
Объект исследования: развитие профессиональных компетенций обучающихся образовательной организации СПО в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: развитие профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать методы (способы) развития профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной организации среднего образования и разработать методические рекомендации по проектированию образа, направленное на развитие профессиональных компетенций.
В соответствии с проблемой, целью и темой были сформулированы задачи исследования:
Выявить специфику процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций при проектировании современного образа
- Выявить специфику процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций
- Определить способы развития профессиональных компетенций обучающихся, их формы и методы
- Рассмотреть развитие профессиональных компетенций студентов в процессе проектной деятельности
- Провести анализ базы исследования
- Разработать методические рекомендации по развитию профессиональных компетенций у дизайнеров-преподавателей в процессе проектирования.
- Произвести анализ результатов практической работы.
Методы исследования :анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение передового опыта, изучение документации, анализ рабочих программ подготовки дизайнеров, теоретический синтез, моделирование учебной программы; опрос, беседа, наблюдение и анализ учебно-познавательной деятельности и практических работ студентов.
Методологическая база исследования: Проблеме формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов- дизайнеров посвящен ряд научных статей и диссертационных работ (Е.В. Габдрахманова, С.А. Муртазина, Т.Г. Русакова, О.П. Тарасова, И.Б. Торшина, Л.М. Тухбатуллина, С.В. Фролова, А.В. Щеглов, М.М. Яньшина и другие). В их исследованиях выявляются, в частности, различные педагогические, психолого-педагогические, дидактические и методические условия формирования компетенций дизайнеров. Развитие профессиональной компетентности студентов-дизайнеров являются идеи философов об ответственности творческого человека (Н. Аббаньяно, М.М.
Бахтин, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, В. Франкл, М. Хайдеггер, Э. Эриксон и др-)
База исследования: Южно-уральский Государственный институт искусств им. П.И. Чайковского в г. Челябинске факультет изобразительного искусства, обучающиеся по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Практическая значимость исследования: Разработанные методические рекомендации могут использоваться в реальных условиях учебного процесса и организации проектной деятельности.
Результаты исследования имеют универсальный характер, что позволяет применять их при подготовке специалиста в области дизайна любого профиля и уровня.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя по четыре параграфа, заключения, приложения и библиографического списка.
Во введении работы изложены её актуальность, цель, задачи и методологические основы исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы развития профессиональных компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности» дается общая теория в области проблем развития профессиональных компетенций обучающихся.
Во второй главе «Практическая работа по развитию профессиональных компетенций обучающихся в процессе проектирования современного образа» акцентируется внимание на развитие компетенций обучающихся в процессе проектирования современного образа, а также производится практическая работа и анализ развития профессиональных компетенций.
В заключение работы сформулированы основные выводы по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профессиональная деятельность студента многогранна требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «компетенции». На основе анализа различных определений данного понятия с учетом особенностей деятельности преподавателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональные компетенции - это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
В ходе проведенного нами исследования нам удалось решить поставленные задачи, а именно:
-Выявить специфику процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся.
-Определить профессиональные компетенций студентов в основе качества профессиональной подготовки.
Выполнить методическую разработку по развитию профессиональных компетенций у студентов-дизайнеров в процессе дизайн-проекта.
На основе результатов диагностики уровня развития профессиональных компетенций обучающихся, теории и практики нами была выполнена методическая разработка по развитию профессиональных компетенций обучающихся в процессе дизайн-проектирования.
Целью методической разработки являлось повышение уровня развития профессиональных компетенций обучающихся в процессе дизайн-проектирования. Разработка включает в себя проведение занятий на основе создания творческих дизайн-проектов.
Реализация комплекса мероприятий, оказалось весьма эффективной. Обучающиеся стали активно включаться в проектную деятельность, творчески подходить к решению поставленных проблем при разработке дизайн-проекта. Наблюдалось проявление активности и заинтересованности на занятиях, также весьма заметно использование гибкости мышления, трудоспособность и профессионализм обучающихся.
Таким образом, проведенное исследование процесса развития профессиональных компетенций обучающихся: подтвердило эффективность методической разработки выполненной нами, способствующей развитию профессиональных компетенций обучающихся в условиях среднего профессионального образования. Низкий уровень развития профессиональных компетенций обучающихся снизился на 23%, средний уровень развития сократился на 8%, а высокий уровень развития профессиональных компетенций повысился на 15%. На основе данного исследования была разработана методическая разработка «Развитие профессиональных компетенций обучающихся в процессе дизайн- проектирования »», которое может использоваться преподавателями СПО.



1. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.
2. Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования: Учебник / Т.Г. Богданова, Н.М. Назарова, И.М. Яковлева. - М.: Инфра-М, 2015. - 128 c.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
4. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
5. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352c.
6. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Academia, 2015. - 205 c.
7. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
9. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
10. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
11. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
12. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448 c.
13. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
14. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2016. - 288 c.
15. Ивановская, О.Г. Педагогика текста и психолингвистка: Учебное пособие / О.Г. Ивановская. - М.: Форум, 2018. - 256 c.
16. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - М.: Проспект, 2016. - 248 c.
18. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.
19. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
20. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 c.
21. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 c.
22. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 c.
23. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.
24. Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика: Учебное пособие / Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2018. - 304 c.
25. Околелов, О.П. Педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. - РнД: Феникс, 2016. - 222 c.
26. Руденко, А.М. Педагогика. Шпаргалки / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 368 c.
27. Самыгин, С.И. Социальная педагогика для бакалавров: учебник / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2016. - 366 c.
28. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2018. - 320 c.
29. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. - М.: Academia, 2018. - 206 c.
30. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.
31. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.
32. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.
33. Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.
34. Якобсон П.М. Психология художественного творчества [Текст]: П.М. Якобсон. М., 1971.- 427 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ